Главная / Другое / Формирование общенациональных ценностей на уроках орксэ

Формирование общенациональных ценностей на уроках орксэ

Формирование общенациональных ценностей на уроках ОРКСЭ
Воссоединение обучения и воспитания «Конечно, образование ума и обогащение ег...
Для чего вводится предмет ОРКСЭ? Введение предмета ОРКСЭ определяется необход...
Цель предмета ОРКСЭ воспитание высоконравственного, творческого, компетентног...
Комплексный учебный предмет состоит из 6 модулей:
Курс основы религиозных культур и светской этики является культуроведческим и...
Все модули нового курса соединяются 4 общими тематическими блоками: 1) Духовн...
Базовые национальные ценности 1) Отечество, 2 ) семья , 3) культурная традици...
Отличительный аспект содержания курса светской этики Главная ценность светско...
О методике курса светской этики Уроки светской этики направлены на формирован...
Основы светской этики Светская этика даст знания, которые помогут учащимся са...
Специфика курса ОРКСЭ
Механизмы, способствующих освоению содержания курса 1. Метод моральных дилемм...
Интерактивный метод – это специальная форма организации познавательной и комм...
Интерактивные задания
* СИНКВЕЙН Брат. Добрый, весёлый. Поможет, утешит, развеселит. Если мне трудн...
Найдите в сплетении букв названия 11 родственников. Слова могут "ломаться", н...
Расшифровать анаграммы: АКЭТИ – ЭТИКА	ЛАМОРЬ – МОРАЛЬ КОРОП – ПОРОК УТРАКУЛЬ ...
добросовестный добросердечный добропорядочный доброжелательный добродетельный...
Разгадать ребусы: ДОБРО ЗЛО *
Предложите свои варианты интерактивных заданий! *
*
1 из 23

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Формирование общенациональных ценностей на уроках ОРКСЭ
Описание слайда:

Формирование общенациональных ценностей на уроках ОРКСЭ

№ слайда 2 Воссоединение обучения и воспитания «Конечно, образование ума и обогащение его п
Описание слайда:

Воссоединение обучения и воспитания «Конечно, образование ума и обогащение его познаниями много принесёт пользы, но, увы, я никак не полагаю, чтобы ботанические или зоологические познания… могли сделать гоголевского городничего честным человеком, и совершенно убеждён, что будь Павел Иванович Чичиков посвящён во все тайны органической химии или  политической экономии, он останется тем же весьма вредным для общества пронырой. …Нет одного ума и одних познаний ещё недостаточно для укоренения в нас того нравственного чувства, того общественного цемента, который иногда согласно с рассудком, а часто и в противоречие с ним, связывает людей в честное, дружное общество». (Ушинский К.Д. «О нравственном элементе в воспитании») *

№ слайда 3 Для чего вводится предмет ОРКСЭ? Введение предмета ОРКСЭ определяется необходимо
Описание слайда:

Для чего вводится предмет ОРКСЭ? Введение предмета ОРКСЭ определяется необходимостью существенного усиления воспитательных функций общеобразовательных учреждений во взаимодействии с семьей, общественными и традиционными религиозными организациями, другими субъектами социализации ребенка. ОРКСЭ направлен на духовную консолидацию российского общества, укрепление его традиционных нравственных основ средствами образования. *

№ слайда 4 Цель предмета ОРКСЭ воспитание высоконравственного, творческого, компетентного г
Описание слайда:

Цель предмета ОРКСЭ воспитание высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа России (закреплена ФГОС).

№ слайда 5 Комплексный учебный предмет состоит из 6 модулей:
Описание слайда:

Комплексный учебный предмет состоит из 6 модулей:

№ слайда 6 Курс основы религиозных культур и светской этики является культуроведческим и на
Описание слайда:

Курс основы религиозных культур и светской этики является культуроведческим и направлен на развитие у школьников представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.

№ слайда 7 Все модули нового курса соединяются 4 общими тематическими блоками: 1) Духовные
Описание слайда:

Все модули нового курса соединяются 4 общими тематическими блоками: 1) Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества; 2) Основы традиционных религий и светской этики. 3) Традиционные религии и этика в России; 4) Духовные традиции многонационального народа России *

№ слайда 8 Базовые национальные ценности 1) Отечество, 2 ) семья , 3) культурная традиция (
Описание слайда:

Базовые национальные ценности 1) Отечество, 2 ) семья , 3) культурная традиция (православная, исламская, буддийская, иудейская, светская). *

№ слайда 9 Отличительный аспект содержания курса светской этики Главная ценность светской э
Описание слайда:

Отличительный аспект содержания курса светской этики Главная ценность светской этики – человек и его жизнь. обращение к тем ценностям нравственной жизни, которые были выработаны человеческим опытом на протяжении веков и не были даны «свыше» пророками, как ценности религиозные.

№ слайда 10 О методике курса светской этики Уроки светской этики направлены на формирование
Описание слайда:

О методике курса светской этики Уроки светской этики направлены на формирование таких нравственных качеств личности школьника, как: Гуманность. 2. Чувство собственного достоинства. 3. Ответственность. 4. Совестливость. Эти качества образуют нравственную основу подрастающего человека и позволяют ему действовать в этическом направлении, оказываясь в разнообразных ситуациях жизненного опыта.

№ слайда 11 Основы светской этики Светская этика даст знания, которые помогут учащимся самос
Описание слайда:

Основы светской этики Светская этика даст знания, которые помогут учащимся самостоятельно совершать моральные поступки, а значит, сделать свою жизнь и жизнь других людей лучше.

№ слайда 12 Специфика курса ОРКСЭ
Описание слайда:

Специфика курса ОРКСЭ

№ слайда 13 Механизмы, способствующих освоению содержания курса 1. Метод моральных дилемм и
Описание слайда:

Механизмы, способствующих освоению содержания курса 1. Метод моральных дилемм и дискуссий – создание доступной для понимания школьников проблемной ситуации, имеющей отношение к реальной жизни, включающей два или более вопросов. 2. Эвристические методы – методы и приемы познания, используемые для решения творческих задач в процессе открытия нового. 3. Исследовательский метод, при котором учащиеся самостоятельно выделяют гипотезу, подтверждают или опровергают ее, исходя из известных данных, делают выводы и обобщения, постигают ведущие понятия и идеи, а не получают их в готовом виде. *

№ слайда 14 Интерактивный метод – это специальная форма организации познавательной и коммуни
Описание слайда:

Интерактивный метод – это специальная форма организации познавательной и коммуникативной деятельности, в которой обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают и думают.

№ слайда 15 Интерактивные задания
Описание слайда:

Интерактивные задания

№ слайда 16 * СИНКВЕЙН Брат. Добрый, весёлый. Поможет, утешит, развеселит. Если мне трудно,
Описание слайда:

* СИНКВЕЙН Брат. Добрый, весёлый. Поможет, утешит, развеселит. Если мне трудно, подставит плечо. Мой лучший друг! Дружба. Сильная, сплочённая. Дружить, выручать, не предавать. Не оставляй друга в беде. Верность. Друзья. Верные, надёжные. Помогут, спасут, подскажут. Никогда не подведут товарища. Опора.

№ слайда 17 Найдите в сплетении букв названия 11 родственников. Слова могут "ломаться", но т
Описание слайда:

Найдите в сплетении букв названия 11 родственников. Слова могут "ломаться", но только под прямым углом. Ответы: Свекор Теща Свекровь Деверь Зять Племянник Золовка Свояк Шурин Сноха Тесть Филворд *

№ слайда 18 Расшифровать анаграммы: АКЭТИ – ЭТИКА	ЛАМОРЬ – МОРАЛЬ КОРОП – ПОРОК УТРАКУЛЬ – К
Описание слайда:

Расшифровать анаграммы: АКЭТИ – ЭТИКА ЛАМОРЬ – МОРАЛЬ КОРОП – ПОРОК УТРАКУЛЬ – КУЛЬТУРА ЦИДЯРИТА - ТРАДИЦИЯ Соберите пословицу: ОТ ЗЛОЙ ПЛАЧЕТ, А РАДОСТИ - ОТ ДОБРЫЙ ЗАВИСТИ *

№ слайда 19 добросовестный добросердечный добропорядочный доброжелательный добродетельный На
Описание слайда:

добросовестный добросердечный добропорядочный доброжелательный добродетельный Найти в тексте или вспомнить слова, начинающиеся с «ДОБРО», пояснить их значение *

№ слайда 20 Разгадать ребусы: ДОБРО ЗЛО *
Описание слайда:

Разгадать ребусы: ДОБРО ЗЛО *

№ слайда 21 Предложите свои варианты интерактивных заданий! *
Описание слайда:

Предложите свои варианты интерактивных заданий! *

№ слайда 22
Описание слайда:

№ слайда 23 *
Описание слайда:

*

Формирование общенациональных ценностей на уроках орксэ
  • Другое
Описание:

Роль уроков ОРКСЭ в формировании духовной нравственности учащихся «Конечно, образование ума и обогащение его познаниями много принесёт пользы, но, увы, я никак не полагаю, чтобы ботанические или зоологические познания… могли сделать гоголевского городничего честным человеком, и совершенно убеждён, что будь Павел Иванович Чичиков посвящён во все тайны органической химии или политической экономии, он останется тем же весьма вредным для общества пронырой. …Нет одного ума и одних познаний ещё недостаточно для укоренения в нас того нравственного чувства, того общественного цемента, который иногда согласно с рассудком, а часто и в противоречие с ним, связывает людей в честное, дружное общество». (Ушинский К.Д. «О нравственном элементе в воспитании») Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. Российское общество, и особенно молодое поколение, продолжают переживать глубокий духовно- нравственный кризис. Масштабы его в целом таковы, что по ряду показателей, характеризующих его проявления (наркомания, количество самоубийств детей, масштабы потребления алкоголя и табака, количество абортов среди несовершеннолетних, количество социальных сирот, уровень насилия в обществе и др.), общество вплотную приблизилось к грани, за которой могут последовать необратимые процессы духовно-нравственной и физической деградации, фактического вырождения российского народа. Поэтому формирование гражданственности является жизненно необходимым. А это не возможно не зная историю и традиции своего народа. Российскую историю, литературу, искусство трудно понять и, следовательно, принять, не зная их общих религиозно-культурологических основ, не понимая тех идеалов, ценностей, жизненных приоритетов, которые разделяли и к которым стремились наши предки. В окружающей современной информационной среде родителям и ребенку крайне сложно сделать выбор в пользу вечных ценностей, таких как бескорыстная любовь к человеку, любовь к семье, своему народу, России, честность, совесть, порядочность, уважение к родителям, забота о старших и младших, трудолюбие, милосердие. На важность данного выбора именно в пользу вечных ценностей сделан акцент в курсе ОРКСЭ. Какой бы модуль не предпочли дети и их родители, а их 6 (в нашей школе выбрали основы православной культуры и светской этики), главным остается духовно-нравственное содержание предмета. Введение курса «Основы религиозных культур и светской этики» – это принципиальный шаг воссоединения обучения и воспитания. При этом светская и религиозная этика не противопоставляются, а рассматриваются в контексте взаимодополнения. Что естественно, поскольку в светском и религиозном подходах к воспитанию много точек взаимодействия, основанных на идеях добра, совести, справедливости, патриотизма, достоинства, уважения к человеку и т.д. Другое дело, что между религиозной и светской этикой наряду с общими чертами есть и отличия. Религиозная этика диктует, что без идеи Бога морали нет; соответственно именно церковь является истинным хранителем и носителем духовных нравственных ценностей (и в историческом контексте это, скорее всего, так). Тогда как светский подход имеет более широкий контекст – он ориентирует на понимание, что духовно-нравственное воспитание основывается не только на постулатах веры как таковой. Предмет имеет не вероучительный, а культурологический характер, а культура у нас одна – культура многонационального народа России Содержание всех модулей группируется вокруг трех базовых национальных ценностей • 1) Отечество, • 2 ) семья , • 3) культурная традиция (православная, исламская, буддийская, иудейская, светская).Отличительный аспект содержания модуля светской этики Главная ценность светской этики – человек и его жизнь. Педагог обращается к тем ценностям нравственной жизни, которые были выработаны человеческим опытом на протяжении веков и не были даны «свыше» пророками, как ценности религиозные. Основными понятиями, с которыми знакомятся дети из урока в урок, являются: Отечество, мораль, нравственность, добро, добродетель, справедливость, ответственность, семья, жизнь, честь, достоинство. Так, например, познакомившись на третьем уроке (тема «Культура и мораль») с определением и особенностями морали, на 5 уроке (тема «Моральный долг») понятие «мораль» связывается с понятием «долг», а на 9 уроке уточняются моральные качества человека. Это только единичный пример, а их можно привести целую серию. Уроки светской этики направлены на формирование таких нравственных качеств личности школьника, как: 1. Гуманность. 2. Чувство собственного достоинства. 3. Ответственность. 4. Совестливость. Эти качества образуют нравственную основу подрастающего человека и позволяют ему действовать в этическом направлении, оказываясь в разнообразных ситуациях жизненного опыта. Учащиеся узнают о том, что такое настоящий друг, честь и достоинство, стыд и совесть, этикет и о многом другом. Светская этика дает знания, которые помогут учащимся самостоятельно совершать моральные поступки, а значит, сделать свою жизнь и жизнь других людей лучше. Одна из сложностей этого предмета в том, что мало сказать: будь добрым. Надо показать пример доброго поведения, создать условия для принятия, осмысления этого примера обучающимся, перевода «доброты» как общественно одобряемого человеческого деяния из плана значения в план личностного смысла. Учебные ситуации в рамках нового учебного предмета способны создавать условия для нравственного выбора, для равноправного диалога между учениками и педагогом, сотрудничества и взаимной поддержки в понимании самых важных и трудных вопросов о смысле человеческой жизни, ее духовных основах. В качестве наиболее важных механизмов, способствующих освоению содержания курса, выступают следующие методы:

Автор Енютина Ольга Викторовна
Дата добавления 07.01.2015
Раздел Другое
Подраздел
Просмотров 630
Номер материала 40035
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓