Главная / Начальные классы / «Формирование общекультурных компетенций у учащихся младших классов с нарушением зрения.»

«Формирование общекультурных компетенций у учащихся младших классов с нарушением зрения.»

КГУ Областная специальная школа-интернат № 1 для детей с нарушением зрения.





Доклад на педагогическом совете.

Тема: «Формирование общекультурных компетенций у учащихся младших классов с нарушением зрения.»













Подготовила :воспитатель 1 категории Шереметьева Светлана Викторовна.









Караганда 2015 г.

Сегодня культура, неуклонно перемещается в центр социальной жизни, начинает рассматриваться как первичное в деятельности и системе характеристик современного человека. Она выступает, с одной стороны, эффективным фактором созидания и совершенствования нашего многогранного мира, а с другой – пробуждает в человеке личность, то есть является инструментом его самопознания и самоизменения.

Рассмотрим некоторые направления в процессе формирования общекультурной компетенции в начальной школе

1. Формирование представлений о нравственности и опыта взаимодействия со сверстниками и взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами, приобщение к системе культурных ценностей.

Стратегическая цель: освоение детьми духовных ценностей мировой и отечественной культуры, подготовки их к самостоятельному выбору нравственного образа жизни, формирования у школьников гуманистического мировоззрения, морально-этических знаний и убеждений, этической культуры, стремления к самосовершенствованию и воплощению духовных ценностей в жизненной практике.

На этапе начального образования достижению цели будет способствовать реализация следующих аспектов содержания и форм совместной деятельности субъектов воспитательного процесса:

- ознакомление детей с духовными ценностями отечественной и мировой культуры, нравственно-этическими ценностями народов разных стран в процессе экскурсий, заочных путешествий, в творческой деятельности (создание театральных постановок, литературно-музыкальных композиций, художественных выставок - по мотивам культурных традиций народов разных стран);

- ознакомление (изучение) детей с нравственными категориями, общечеловеческими ценностями, культурно-нравственными традициями представителей разных народов, артефактами религиозной культуры;

- организация опыта гуманистических взаимоотношений в классном коллективе, коллективах творческих объединений, разновозрастного взаимодействия, способствующего предотвращению и преодолению конфликтных ситуаций в межличностном общении;

- создание системы педагогического стимулирования младших школьников к реализации норм позитивного общения на практике, адекватных форм коррекции негативного поведения;

- содействие актуализации традиций позитивного взаимодействия в семье в процессе проведения «открытых» семейных праздников, выполнения детьми творческих проектов, раскрывающих их доброе отношение к родителям, родственникам разных поколений.



Процесс формирования общекультурных компетенций зависит от определенных условий и факторов, а именно:

природные задатки человека, определяющие возможности развития его личностных способностей и черт характера;

Задатки к особым чертам могут быть добрыми, а могут быть и злыми и аморальными. Как правило, в каждом человеке от природы заложены задатки, как к положительным, так и к отрицательным чертам. При разумном воспитании добрые задатки к чертам характера могут быть укреплены, развиты, а дурные – сглажены, очеловечены. А главное, разумное воспитание также должно быть направлено на развитие у каждого школьника силы воли для преодоления соблазнов и слабостей, таящихся в природе человека и в окружающей среде.

особенности семьи и ее отношение к родившемуся и взрослеющему ребенку;

Сейчас наше семейное воспитание переживает тяжелейший кризис: широкое распространение преступности, пьянства, курения, наркомании, огромное число разводов и многие другие беды, поражающие наши семьи, приводят к тому, что значительное число детей не получают в настоящее время разумного семейного воспитания. Поэтому школа должна как-то возместить недостатки, издержки семейного воспитания.

социальная среда, в какой живет и развивается человек;

Здесь, под средой, я понимаю как общество в целом, так и те микросреды, в которые попадает человек по мере взросления. Это и среда непосредственного окружения человека, в которой он общается и взаимодействует, и более широкая среда, которая оказывает на него воздействие опосредованно, через создание общественного мнения, шкалы ценностей, норм, моды, идеологии.

образовательное учреждение;

От того, какие цели фактически реализует школа, какая социальная среда, создаваемая в ней, каково ее влияние на обучаемых, решающим образом зависят особенности и характер формируемой личности.

самовоспитание и саморазвитие личности;

Воспитание ребенка в семье, в школе только тогда будет эффективным, если оно постепенно перейдет в самовоспитание. Тогда этот взрослеющий ребенок из объекта воспитания становится субъектом воспитания, осознающим близкие и далекие цели и задачи себя как значимой личности, понимающим, какую деятельность он должен совершать, чтобы реализовать эти цели и задачи и настойчиво, систематически осуществляющим намеченные планы саморазвития, производящим постоянный самоконтроль и самооценку процесса саморазвития.

Формировать общекультурные компетенции мне помогают всевозможные воспитательные мероприятия .

В своей работе я всегда на первое место ставлю условия для взаимных отношений между воспитателем и родителями, между родителями и детьми. На мой взгляд, воспитатель должен быть не только сориентирован на ребенка, но и на теплые и доверительные отношения с родителями. Я вырабатываю в себе такие педагогические умения, которые помогут мне мобилизовать все факторы, формирующие личность и коллектив, направленные на достижение необходимых воспитательных результатов.

От того, как будет обращено к семье слово педагога, каким тоном, при каких обстоятельствах оно будет сказано, часто зависит результат. Вовремя и правильно найденное слово, желание и умение помочь родителям поверить в свои силы, поддержать в трудную минуту, дать дельный совет иногда гораздо больше сближают воспитателя с семьей и укрепляют его авторитет, чем прочитанная лекция или квалифицированная консультация.

Налаживание с родителями доброжелательных контактов происходит легче, если воспитатель строит общение целенаправленно, учитывая ситуацию, заранее продумывает не только содержание беседы, но и ее ход, возможные вариации и неожиданные повороты.

Каждый родитель воспитывает своих детей так, как он считает нужным, исходя из своих знаний, умений, чувств и убеждений. Постороннему, даже воспитателю, который обычно близок родителю, трудно противостоять этому. Да и нужно ли? «И стоит ли ломать эту традицию? Не целесообразнее ли сохранить ее, более того – возвести в своеобразный принцип: пусть семья воспитывает детей как хочет! Но она непременно должна хотеть и уметь воспитывать их так, как того требует программа воспитания подрастающего поколения, как рекомендует педагогика».

Перечислю ряд мероприятий , которые помогают мне формировать общекультурные компетенции младших школьников, начиная с первого класса.

Формирование общекультурных компетенций  позволяет сделать учащегося, независимо от его возраста, не пассивным объектом обучения, а субъектом – соучастником обучающегося процесса. В результате чего он учится самостоятельно принимать решения, справляется со своей тревожностью, открыто выражает свою жизненную позицию, развивает сильные стороны своего характера. Происходит развитие личности обучаемого, подготовка к свободной и комфортной жизни в условиях общества.

Формирование общекультурных компетенций через опыт. Что он в себя включает?

Переживание участниками конкретного опыта (через игру, изучение определённой ситуации).

Осмысление полученного опыта.

Обобщение (рефлексия).

Применение на практике.

Учебное сотрудничество, направленное на формирование общекультурных компетенций младших школьников, способных учить, менять самих себя, включает в себя не только учебное сотрудничество со взрослым, но и учебное сотрудничество со сверстниками. Я считаю, что групповая работа – одна из самых продуктивных форм формирования общекультурных компетенций, так как она позволяет:

дать каждому ребенку эмоциональную и содержательную поддержку, без которой у робких и слабых детей развивается школьная тревожность, а у лидеров искажается становление характера;

дать каждому ребенку возможность утвердиться в себе, попробовать свои силы в микроспорах, где нет ни огромного авторитета учителя, ни подавляющего внимания всего класса;

дать каждому ребенку опыт выполнения тех рефлексивных функций, которые составляют основу умения учиться (в 1 классе – это функции контроля и оценки, позже – целеполагание и планирование);

дать воспитателю дополнительные мотивационные средства вовлечь детей в содержаниевоспитания.

Организацию групповой работы я начинаю с первого школьного дня на самоподготовке. Ритуалы, этикет совместной работы, элементарные навыки кооперации осваиваются сначала на внеучебном материале, чтобы не приходилось учить одновременно двум сложнейшим вещам: и навыкам работы с учебным материалом, и навыкам сотрудничества. Как сесть за партой, чтобы удобнее было общаться с соседом, как с ним разговаривать (шепотом, доброжелательно), правила совместного обсуждения – все эти мелочи обсуждаются и опробуются на каждом занятии.Воспитатель дает образец сотрудничества, акцентируя тот или иной момент взаимодействия. Он внимательно наблюдает за работой детских групп и выделяет наиболее удачные, и наиболее конфликтные способы построения взаимодействия. Далее он просит детей, работавших наиболее слаженно, продемонстрировать свой стиль работы классу, Остальные дети должны рассказать, что им понравилось в работе группы. Комментарии воспитателя помогают детям выделить наиболее продуктивные особенности того или иного стиля групповой работы.

Чтобы моё педагогическое воздействие не оказывалось бессильным, я соблюдаю несколько условий.

  1. Надо научиться включать всех желающих в совместные действия.

  2. Развивать в себе товарищеское уважение к каждому как к равному.

  3. Сокращаю разрыв между знаниями и взглядами-убеждениями, между интересами и деятельностью, между умениями и потребностями.

  4. Влиять так, чтобы способы воздействия старших на младших были бы и способами воздействия самих воспитателей на себя, а также способами воздействия воспитанников друг на друга, на воспитателей и каждого воспитанника на самого себя.

  5. Девизом всей работы является: «Творчество, а не шаблон».

«Театрализованное представление»-Формирование общекультурных компетенций обогащает коллектив и личность социально ценным опытом, позволяет каждому проявить и совершенствовать лучшие человеческие задатки и способности, потребности и отношения, расти нравственно и духовно, действовать в роли лидера и исполнителя, координировать свои действия с действиями других членов группы.

При этом  происходит развитие коллективистских, демократических основ жизни, самостоятельности, инициативы ребят, самоуправления, активного, гражданского отношения к людям и окружающему миру.

Сущность школьного образования должна заключаться в самообразовании и самовоспитании, в создании условий для самоорганизации, самоактивизации, самореализации и т. д. Ключевые компетенции необходимы для того, чтобы добиться успехов в работе, образовании, учебе.

Таким образом, высокий уровень общекультурной компетенции позволяет ученику младшего школьного возраста контролировать свое коммуникативное поведение, управлять выражением своих эмоций, выслушивать мнение партнеров по общению, поддерживать тему разговора, получать и передавать информацию. Ученик младшего школьного возраста, имеющий высокий уровень общекультурной компетенции, обладает потребностью в общении и установлением контактов с другими людьми; желанием быть в центре внимания. Он свободно может поддержать тему разговора, получить и передать информацию. Данный  уровень предполагает владение культурой речи, умением строить свои высказывания грамотно, логично.

Младший школьник, имеющий высокий уровень общекультурной компетенции, способен выдвигать множество идей относительно выполнения творческого задания, умеет создавать большое количество поисковых вариантов; умеет гибко использовать различные способы и приемы при работе; проявляет оригинальность и не шаблонность мышления в процессе работы. Он самостоятелен в выборе и решении задачи, трудолюбив, способен видеть главное.

Кроме того, младший школьник, обладающий высоким уровнем общекультурной компетенции, активно познает эстетические ценности, обладает глубокими эмоциональными переживания прекрасного, вежлив в отношениях с людьми, способен понимать и  эстетически воспринимать окружающие явления. Учащиеся, которые обладают осознанностью выбора средств художественной выразительности, отличаются широтой осваиваемых эстетических явлений, интересуются различными областями эстетической деятельности человека, принимают активное участие во всех внеклассных мероприятиях, проводимых в классе и школе, владеют системой норм нравственного поведения.



«Формирование общекультурных компетенций у учащихся младших классов с нарушением зрения.»
  • Начальные классы
Описание:

Сегодня культура, неуклонно перемещается в центр социальной жизни, начинает рассматриваться как первичное в деятельности и системе характеристик современного человека. Она выступает, с одной стороны, эффективным фактором созидания и совершенствования нашего многогранного мира, а с другой – пробуждает в человеке личность, то есть является инструментом его самопознания и самоизменения.

Рассмотрим некоторые направления в процессе формирования общекультурной компетенции в начальной школе

 

1. Формирование представлений о нравственности и опыта взаимодействия со сверстниками и взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами, приобщение к системе культурных ценностей.

Автор Карасташева Ирина Валерьевна
Дата добавления 10.02.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел Другое
Просмотров 697
Номер материала 55998
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓