Главная / Классному руководителю / Формирование навыков межличностного общения.

Формирование навыков межличностного общения.

Формирование навыков межличностного общения, как основа социализации личности.


Межличностные отношения детей в классном коллективе – это форма реализации социальной сущности каждого ребенка, психологическая основа для сплочения детей. При социализации детей с умеренной умственной отсталостью трудноразрешимыми проблемами являются отсутствие навыков межличностного общения в среде нормальных людей, несформированность потребности в таком общении, неадекватная самооценка и т.д. Жизнедеятельность ребенка с умеренной умственной отсталостью не предусматривает широкого контакта со сверстниками.

Эмоции этих детей относительно сохранны. Многие из них чувствительны к похвале, порицанию. Однако, у них нет многообразия и дифференцированности эмоций, им свойственны косность, тугоподвижность эмоциональных проявлений.

Характерными особенностями умственно отсталых детей являются частая смена настроения, отсутствие инициативы и самостоятельности. Они с трудом переключаются на новую деятельность, охотно подражают другим. Исследования отмечают, что детей УО обнаруживаются разнообразные нарушения речевого развития. Так, почти у всех наблюдается более или менее резко выраженные недостатки произношения, дети не обладают достаточным умением вступать в речевой контакт с другими людьми. Это обусловлено их пассивностью, сниженностью побуждений к высказываниям, слабым интересом к окружающему, а также крайней бедностью словарного запаса и несформированностью грамматического строя. Развитие и совершенствование навыков общения у умственно отсталого ребенка на разных этапах жизни – от рождения до взрослости – требует от педагогов, психологов, много внимания и терпения. И моя роль как педагога помочь и развить коммуникативные навыки, сформировать навыки общения.

Этапы работы.:

1.Изучение психолого-педагогической литературы по проблеме формирования навыков межличностного взаимодействия детей младшего и среднего школьного возраста.

2.Изучение индивидуально-психологических особенностей детей класса характера их межличностного взаимодействия; степени их удовлетворенности сложившимися межличностными отношениями в среде сверстников; уровня сплоченности детского коллектива.

3.Определить эффективность системы работы по использованию развивающих игр и игровых упражнений коммуникативной направленности в формировании навыков межличностного взаимодействия детей младшего школьного возраста.


Общение – это не только произнесение слов. Понятие “общение” предполагает также умение слушать и понимать, умение наблюдать очередность в разговоре, умение завязывать и поддерживать беседу.

Основной формой деятельности, через которую осуществляется процесс обучения умственно отсталого ребенка в школе, является игра. Играя, дети учатся следовать правилам, постигать социальные отношения, учатся переносить неудачи, переживать успех.Игра способствует развитию памяти, внимания, сообразительности, формированию личности ребенка, его общению и социализации в обществе. При проведении игр с умственно отсталыми детьми учитель должен быть их активным участником. Он направляет ход игры и через неё воспитывает и обучает детей. При этом учителю нужно все время общаться с ребенком , развивая его наблюдательность, подражательность, внимание, память и речь.


Формы работы по привитию коммуникативных навыков.


  1. Подвижные игры. (дети проговаривают правила игры, учатся договариватся)

  2. Пальцевые игры помогают ребенку сформировать образ “телесного Я”, приобрести навыки невербального общения.

  3. Сюжетные игры.( «Магазин»- учить осуществлять игровые действия по речевой инструкции; -учить распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли;- воспитывать у детей культуру общения

  4. Дидактические игры Дидактическая игра широко используется учителем в работе с умеренно умственными отсталыми детьми главным образом как игра обучающая. способствуют развитию сообразительности, памяти, внимания, развивают речь детей.

  5. Ролевые, сюжетно-ролевые игры .( Сюжетно-ролевые игры – это согласованное выполнение детьми ролевых действий в соответствии с сюжетом. Сюжетно-ролевые игры направлены на воспроизведение отношений между людьми н-р «День Рожденье»)

  6. Театрализованные игры.(игры-драматизации (ребенок играет в соответствии с ролью, имитирует движение персонажей),

  7. Работа с картинками и картинами. Вариантов работы с картинками очень много. Главное, чтобы рассматривание картинки вызывало у умственно отсталого ребенка эмоции, а ее объяснение сопровождалось речью, короткими предложениями, что активизирует его внимание и понимание действий, изображенных на картинке. Эти приемы, в свою очередь, способствуют развитию у умственно отсталого ребенка желание активного общения.

  8. Экскурсии и прогулки.(важное значение в развитии коммуникации имеют экскурсии на природу, в общественные места. После окончания прогулки проводится итоговая беседа о том, что дети видели и что узнали. При этом беседа охватывает основную цель прогулки. Целевые прогулки приучают детей к взаимопомощи, организованности, вниманию друг к другу, способствуют развитию наблюдательности, внимания и памяти.)

  9. Развитие фонематического слуха. должно проводиться в единстве с выработкой правильного произношения, чтобы обеспечить их взаимосвязь и взаимодействие. Формирование слухового восприятия способствует коррекции произношения у детей, у которых это нарушение связано с недостатком фонематического слуха.

  10. Беседа как метод обучения общению. Обсуждать  можно план будущей или итоги выполненной работы, результаты наблюдений, сделанных учащимися во время экскурсии. Беседу можно использовать для закрепления знаний и для осмысления учащимися нового учебного материала (добиваться, чтобы учащиеся не отвечали односложно, а давали правильный, полный ответ.

  11. Рассказ как метод обучения общению. Рассказ педагога всегда сопровождается демонстрацией наглядных пособий и самостоятельными работами учащихся, что способствует преодолению трудностей, возникающих при усвоении знаний.

  12. Тренинги на сплочение коллектива.



  1. Занятия по преодолению межличностных конфликтов.



  1. Коррекционно-развивающие упражнения.





Диагностические методики исследования уровня сформированности навыков межличностного общения.



Анализ полученных данных дает представление о социометрической структуре группы, которая заключается в распределении членов группы по четырем статусным категориям: «звезды» (более 5 выборов), «предпочитаемые» (от 3 до 5 выборов), «принятые» (1-2 выбора), «изолированные» (не имеют ни одного выбора).

Популярные «звёзды»

Предпочитаемые

Принятые

Отвергаемые

Изолированные”

Киселева П

Смагин М

Рукаванов М.

Крылова А

Пономарёв р.

Суслопаров Д.

Тукбаев К.

Бердникова о.

Зорин о.

Минин К.

Новинкин М.

Попылькин Р

Прозоров К.



Первые две категории считаются благоприятными, три последние

неблагоприятными. Соотношение суммарных величин благоприятных и неблагоприятных статусных категорий дает представление об уровне благополучия взаимоотношений

Опираясь на данные социометрии, можно определить уровень благополучия взаимоотношений группы: или КОЭФФИЦИЕНТ СПЛОЧЕННОСТИ.

В 4 классе это средний уровень. Это фиксируется тогда, когда в двух первых и трех последних группах число лиц примерно одинаково


Важным диагностическим коэффициентом, характеризующим отношения, существующие в группе, является показатель удовлетворенности детей своими отношениями со сверстниками. Он определяется как процентное соотношение детей имеющих взаимные выборы, к общему количеству детей в группе. Полученный результат сравнивается с нормативными показателями уровней коэффициентов удовлетворенности отношениями со сверстниками.

В 4 классе- коэффициент удовлетворенности 50-65% высокий уровень.

Соотношение количества изолированных детей к общему числу членов

группы позволяет установить коэффициент изолированности, который рассматривается как диагностический показатель успешности работы педагога по воспитанию дружеских взаимоотношений детей. Группу можно считать благополучной, если в ней нет изолированных



На основе социоматрицы возможно построение социограммы, которая делает возможным наглядное представление социометрии в виде схемы-«мишени», что является существенным дополнением к табличному подходу.

Социограмма наглядно представляет наличие группировок в коллективе и взаимоотношения между ними (симпатии, контакты). Группировки составляются из взаимосвязанных лиц, стремящихся выбирать друг друга. Наиболее часто в социометрических измерениях встречаются положительные группировки из 2-3 членов, реже из 4 и более членов.

Методика оценки привлекательности классного коллектива показала что для 23% учащихся классный коллектив является очень привлекательным, 46% хорошо адаптировались в классном коллективе,30% выразили нейтральное отношение к коллективу, 0% детей с негативным отношением к классу.

По сравнению с концом 3 класса в 4 классе, коэффициент удовлетворенности отношениями со сверстниками вырос с 40% до 60%. , увеличился и коэффициент сплочённости класса.

В целом в классе можно поделить детей на три уровня по сформированности навыков общения. Это низкий 23%, средний45%, и хороший 30% уровни. Объясню , почему я не пишу «высокий уровень». Детям с высоким уровнем навыков общения и взаимодействия я предъявляю следующие требования : они должны общительны, вежливы, не конфликтны, адекватно воспринимать замечания, быть дружелюбными с детьми, в ситуации ссоры всегда правильно находить выход из ситуации, . Но таких детей с абсолютно сформированными навыками в классе нет. Поэтому детей которые более менее соответствуют высокому уровню я отнесла в «хорошему» уровню, тк бывают ситуации когда им требуется направляющая помощь педагога, показать выход из той или иной ситуации.

Подытоживая свою работу по формированию классного коллектива, хочу сказать, это будет первый выпуск, и есть недоработки как классного руководителя, в том что в классе есть отверженные дети.

Известно : положение ребенка в классе вплоть до подросткового возраста на 90% зависит от того, как к нему относится учитель. А в начальной школе - на все 100. Поэтому, если у ребенка не складываются отношения с одноклассниками, решить проблему может учитель, подав ребятам знак, что ребенок ей нравится, что у него что-то (неважно что, хоть с доски вытирать) получается лучше всех, что он важен и нужен в классе. дети так стремятся оказаться в центре внимания одноклассников, занять лидерскую позицию, не умея при этом вести себя в соответствии со своими притязаниями, что добиваются внимания «со знаком минус» — становятся объектом насмешек и презрения. И вот эта детская отверженность — явление, к сожалению, частое и трудно поправимое.

Эти дети, не сумев установить контакт с одноклассниками, начинают вести себя так, будто мстят окружающим за свои неудачи. Януш Корчак считал, что забота об отвергаемых детях требует большого такта: «Надо следить не только за тем, чтобы их не обижали, но чтобы и они никому не мешали». Таких детей необходимо учить правилам общения и взаимодействия.

Индивидуальная работа « отверженными» детьми. Обсуждаю сложившуюся ситуацию и способы ее преодоления, предлагаю различные пути выхода из ситуации.

Работа в классе. Проводя разные тематические занятия в классах, я стараюсь вовлечь отвергаемых детей в процесс, поощрять их активность.
Профилактика. Естественно, ведущая роль здесь отводится классному руководителю. Я) провожу социометрические опросы в классах. Ребятам задается три вопроса:
1. Кого бы ты пригласил на День Рождения?
2. Кому доверили бы свой секрет?
3. Кого бы ты взял в следующий класс?
Я прошу назвать не более трех одноклассников. Наибольшие опасения вызывают те дети, кто не получил ни одного выбора вообще, — это группа риска. Те же, у кого есть хоть один взаимный выбор, более или менее благополучны.

Следует с самого первого дня пресекать любые насмешки над неудачами одноклассников

Необходимо обговорить с ребятами, что если у кого-то что-то не получается, в этом нет ничего смешного. Все мы учимся, и каждый имеет право на ошибку. Насмешнику следует сделать строгое замечание.
Так же следует пресекать любые пренебрежительные замечания в адрес одноклассников. Следует избегать высмеивания и сравнивания ребят на уроках. Оценки за контрольные работы не объявляю публично, а выставляю в дневники. А уж разбор ошибок необходимо делать не называя тех, кто их допустил, или только индивидуально.



Формирование навыков межличностного общения.
  • Классному руководителю
Описание:

Сообщение из опыта работы , посвящено проблеме формирования навыков межличностного общения детей с умеренной умственной отсталостъю.Анализируются индивидуально-психологические особенностей детей с умственной отсталостью,  характера их межличностного взаимодействия; степени их удовлетворенности сложившимися межличностными отношениями в среде сверстников; уровня сплоченности детского коллектива.Предлагаются формы работы по привитию коммуникативных навыков.Определяетя  эффективность системы работы по использованию развивающих игр и игровых упражнений коммуникативной направленности в формировании навыков межличностного взаимодействия детей младшего школьного возраста.

 

 

 

 

Автор Ахмадуллина Наталья Владимировна
Дата добавления 29.12.2014
Раздел Классному руководителю
Подраздел
Просмотров 1238
Номер материала 16953
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓