ФОРМИРОВАНИЕ
НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ОСНОВЕ КАЗАХСКОЙ
НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ
В
условиях современной социально-экономической и культурной жизни Казахстана
одним из приоритетных направлений совершенствования общества является духовное
возрождение национальных традиций. Интеграционные
тенденции в рамках мирового сообщества и возросшее этнокультурное самосознание
все более акцентируют внимание на развитии национальных культур. Именно
многообразие культур дает основание говорить о поликультурном образовании,
органически связывающее все виды культур в едином видении.
Однако
разграничивать проблемы воспитания на этнические компоненты представляется
нецелесообразным, поскольку воспитание - процесс интегрированный, направленный
на формирование всесторонне развитой, социально значимой личности. Важно, чтобы
национальное воспитание выступало не как результат процесса обучения, а как
первоочередное средство приобщения к мировой культуре. Этнопедагогическое
обоснование воспитания - сложнейший процесс, и одним из его механизмов является
внедрение в систему воспитания накопленных народом приемов и методов воспитания
достойного члена общества, передаваемых из поколения в поколение и усваиваемых
в конкретной жизненной действительности. Это не что иное, как передача
социального опыта, норм индивидуального и общественного поведения,
традиционного образа жизни и этнической идеологии.
В Казахстане
проживают и активно взаимодействуют казахи, русские, татары, корейцы, украинцы
и другие этнические общности. Сосуществование и развитие всех народов нашей
страны требует поиска путей достижения устойчивого баланса их интересов. Одним
из эффективных средств решения данной проблемы является
образовательно-воспитательный потенциал национальных культур, несущих в себе
ценности, традиции и ориентации, способные углублять контакты, объединить все
народы. Только через национальные культуры могут постигаться общечеловеческие
ценности, не противостоящие друг другу, а подчеркивающие своеобразие,
оригинальность и самобытность каждого народа, создающиеся усилиями всех
народов. Неотъемлемой частью мировой культуры является национальная,
представляющая собой культуру рода, семьи, в которой вырос ребенок. Задачу
приобщения детей к истокам национальной и общемировой культуры призваны решать,
в первую очередь, педагоги.
Сущность
воспитания в рамках национальных культур сводится к формированию целостного
восприятия национальной культуры как источника не только содержания обучения,
но и духовных, нравственных ценностей человека, к становлению личности носителя
культуры, к поликультурной социализации и самоиндентификации со своим народом.
А начинается этот процесс с усвоения культуры своего народа, с формирования
этнической идентичности.
К.Ж.
Кожахметова считает, что национальное самосознание, или этническая
идентичность, как осознание принадлежности к определенному этносу, формируется
у человека в первые годы жизни. Именно этот период является определяющим в
становлении характера и выработке норм поведения, во многом зависящих от социального
окружения. Уже в дошкольном возрасте человек должен полюбить свой народ, свою
этническую и национальную культуру, испытать чувство национальной гордости. Во
все времена у всех народов основной целью воспитания является сохранение,
укрепление и развитие добрых народных традиций и обычаев, передача
подрастающему поколению житейского духовного, производственного опыта.
В «Концепции
этнокультурного образования в РК» подчеркивается, что национальная идентичность
складывается в результате знания событий своей истории, культуры, верности
сложившимся духовным ценностям, почитания национальных героев. Основным
средством решения задачи достижения этнокультурной идентичности является
содержание обучения и воспитания в семье, дошкольных учреждениях, национально-культурных
центрах, что находит отражение в нормативных документах. Анализ программ «Зерек бала», «Біз мектепке барамыз» по которой
работают дошкольные учреждения РК, позволяет говорить о ее ориентации на
коренное обновление содержания воспитания и обучения дошкольников, что
обусловлено новой образовательной политикой суверенной республики Казахстан,
направленной на возрождение духовной, культурно-созидающей роли системы
образования в обществе.
Одной из
основных задач реализации программы является привитие культурных и нравственных
ценностей на основе патриотических, культурно-исторических традиций РК. Задачей
педагога в этом направлениии является знакомство детей с культурой, обычаями и
традициями народа через яркие и интересные формы работы. Прежде всего педагог
сам должен знать культурные особенности своего края. Воспитатель должен
осознавать сущность педагогического процесс и использовать средства
этнопедагогики в формировании личности ребенка, импровизации. Дошкольное
детство – яркий период жизни человека. Что вынесет из него ребенок? Конечно,
светлый образ матери, тепло семейного очага, памятные места своего поселка.
Самый благодатный путь – возрождение забытых национальных ценностей. К счастью,
детство – это время, когда возможно подлинное и искреннее погружение в истоки
наиональной культуры. Каждая из пяти образовательных областей этих программ
включает в себя этнокультурное воспитание дошкольников, что позоляет
комплексно знакомить их с культурой и традийиями казахского народа. Кроме того,
ежедневно в организованную учебную деятельность всего педагогами нашего
детского сада включается билингвальный компонент, где идет закрепление уже
ранее изученных слов и знакомство с новыми.
В условиях
сосуществования различных народов в пределах Республики Казахстан актуальной
является проблема формирования доброжелательных межнациональных отношений,
воспитания в детях чувства интернационализма и патриотизма, нравственных
проявлений высшего порядка. В программе определены основные направления
воспитательной работы по формированию чувства дружбы, уважения к людям
различных национальностей.
Средствами
поликультурного воспитания детей дошкольного возраста являются игрушки,
художественная литература, народное творчество, национальные праздники, предметы
быта. Так, играя с куклами, дети узнают национальные имена (Айгерим, Арай, ,
Алма и другие).
Уже со второй
младшей группы проводятся беседы по картинкам: «Наша семья», «Я помогаю
бабушке», «Мой дедушка». Детей знакомят с предметами быта казахов (сандык, бесик,
кесе), дают детям понятие о верхней национальной одежде (тюбетейка, камзол,
чапан, такия, тумак).
Также детей
знакомят с произведениями художественной литературы (Е. Утетлеуова «Топ-топ»,
Ж. Жабаева «Колыбельная»), с русскими народными потешками («Ладушки, ладушки»,
«Пекла бабка», «Еду, еду к бабе, к деду») и др.
Детей
приучают слушать музыкальные произведения и петь спокойные и веселые песни:
«Ана элдш» (колыбельная) А. Менженовой; «Тэта бала» Г. Сопиева; «Камажай» в
обработке К. Кунабаева; «Тусау кесу» («Обрезание пут») Е. Хасангалиева;
«Ладушки» (русская народная прибаутка). Детей побуждают выполнять различные
ритмичные движения под музыку: «Пружинка» (музыкальная обработка В.
Агафонникова); «Emi аятар» Б. Далденбаева.
Во второй
младшей группе словарный запас детей пополняется через беседы, рассматривание
иллюстраций. Дети учатся составлять небольшие рассказы по картинкам:
«Национальная посуда», «Кукла Айсулу». Через сюжетно-ролевые игры детей
знакомят с традициями и обычаями: «Разрезание пут», «Укладывание в колыбель».
Приобщение к
художественной литературе осуществляется через творчество М. Алимбаева
(«Ковер-алаша»), С. Сеитова («Алматы - столица моя») и др. Детей знакомят с
музыкальными произведениями: Б. Далденбаева - «Хайлашм», А. Токсанбаева - «Ерке
тайым» Д. Куатбаева - «Ауылга сапар», русскими народными песнями,
произведениями других народов.
В средней
группе работа по формированию чувства дружелюбия продолжается в процессе
общения со сверстниками разных национальностей.
Воспитатель
проводит с детьми беседы по картинам с изображением достопримечательностей
городов Казахстана, применяя дидактические игры: «Встреча гостей», «Путешествие
по городу», с помощью которых обогащается словарный запас. Дети узнают, что
такое юрта, из чего она сделана, каковы ее размеры. Расширяются знания о
национальной посуде, национальных блюдах: из чего, где и как их готовят.
Углубляются
знания детей о национальном искусстве по картинам: «Национальная посуда»,
«Закипел чай в разукрашенном самоваре», «Ковры», А. Кастеева «Убранство юрты»,
А. Галимбаева «Вкусный чай», «Аяк кап», «Дастархан», М. Кендебаева
«Изготовление кошмы».
Также детей знакомят с произведениями художественной литературы:
И. Алтынсарина «Отец и сын», Ш. Бейшеналиева «Азиз и папа чабан», Б. Данабекова
«Отзывчивый мальчик», музыкальными произведениями: «Кызыл кумды ауылым» (в
обработке Б. Далденбаева).
В старшем
дошкольном возрасте расширяется и углубляется процесс знакомства с символикой,
национальной культурой народов Казахстана.
В старшей
группе детей знакомят с флагом, гербом, гимном - символами Казахстана.
Воспитывают чувство дружбы, уважения к представителям разных
национальностей, проживающих на территории Казахстана. Знакомят детей с
национальными костюмами, с предметами народно-декоративного искусства, с
национальными народными песнями, сказками, пословицами, поговорками.
У детей этой
возрастной группы воспитывают интерес к истории родного края, народа, к
событиям недавнего прошлого, настоящего, к родной природе, формируют желание
больше узнать о природе своего края и беречь ее, о природном разнообразии
республики.
На всех
возрастных этапах развития детей важно уметь правильно приобщать к
художественной литературе, вызывать интерес к чтению рассказов, сказок,
стихотворений с национальным колоритом. Драматизация, организация
сюжетно-ролевых игр развивает в детях творческие способности, пробуждает
интерес к народным традициям, особенностям национальных культур, существующих в
пределах нашей Республики.
Анализ
программ «Зерек бала», «Біз мектепке
барамыз» «Балбобек», активно
используемых в дошкольных учреждениях как с казахским, так и русским языками
обучения, показал этнокультурную направленность их содержания, а использование
устного народного творчества, художественной литературы, музыкальных произведений
и других средств, взятых из наследия разных народов Казахстана, способствует
решению поликультурного воспитания детей дошкольного возраста.
Кроме того в соответствии с одной из годовых задач детского сада –
«Использование ценностей народной педагогики Казахстана
в воспитании и обучении детей дошкольного возраста», на протяжении всего учебного года с педагогическим коллективом
были запланированы разнообразные мероприятия:
- семинары с педагогическим коллективом (на уровне детского сада);
- смотр-конкурс «Лучшее дидактическое пособие по этнопедагогике»;
- кружковая работа «Этнокультурное воспитание дошкольников» во
всех возрастных группах детского сада «Балдырган»;
- работа творческой группы «Знакомство с культурой и традициями
казахского народа».
В результате плодотворной работы в течение учебного года был
собран значительный дидактический и наглядный материал по данному направлению,
а именно:
- обновлены уголки казахского языка в группах;
- приобретена серия картинок по ознакомлению дошкольников с культурой
и бытом казахского народа;
- изготовлены дидактические пособия по этнокультурному воспитанию
дошкольников;
- подобрана видео и аудиотека по ознакомлению дошкольников с
культурой и бытом казахского народа;
- во всех возрастных группах подготовлены картотеки дидактических
игр по ознакомлению дошкольников с культурой и традициями казахов и многое
другое.
Таким
образом, значимость использования средств поликультурного воспитания в
учебно-воспитательном процессе несомненна. Они являются основой содержания
нравственно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста на основе идей
народной педагогики.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.