Главная / Другое / ФОРМИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ОСНОВЕ КАЗАХСКОЙ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ

ФОРМИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ОСНОВЕ КАЗАХСКОЙ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ

ФОРМИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ОСНОВЕ КАЗАХСКОЙ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ

 

В условиях современной социально-экономической и культурной жизни Казахстана одним из приоритетных направлений совершенствования общества является духовное возрождение национальных традиций. Интеграционные тенденции в рамках мирового сообщества и возросшее этнокультурное самосознание все более акцентируют внимание на развитии национальных культур. Именно многообразие культур дает основание говорить о поликультурном образовании, органически связывающее все виды культур в едином видении.

Однако разграничивать проблемы воспитания на этнические компоненты представляется нецелесообразным, поскольку воспитание - процесс интегрированный, направленный на формирование всесторонне развитой, социально значимой личности. Важно, чтобы национальное воспитание выступало не как результат процесса обучения, а как первоочередное средство приобщения к мировой культуре. Этнопедагогическое обоснование воспитания - сложнейший процесс, и одним из его механизмов является внедрение в систему воспитания накопленных народом приемов и методов воспитания достойного члена общества, передаваемых из поколения в поколение и усваиваемых в конкретной жизненной действительности. Это не что иное, как передача социального опыта, норм индивидуального и общественного поведения, традиционного образа жизни и этнической идеологии.

В Казахстане проживают и активно взаимодействуют казахи, русские, татары, корейцы, украинцы и другие этнические общности. Сосуществование и развитие всех народов нашей страны требует поиска путей достижения устойчивого баланса их интересов. Одним из эффективных средств решения данной проблемы является образовательно-воспитательный потенциал национальных культур, несущих в себе ценности, традиции и ориентации, способные углублять контакты, объединить все народы. Только через национальные культуры могут постигаться общечеловеческие ценности, не противостоящие друг другу, а подчеркивающие своеобразие, оригинальность и самобытность каждого народа, создающиеся усилиями всех народов. Неотъемлемой частью мировой культуры является национальная, представляющая собой культуру рода, семьи, в которой вырос ребенок. Задачу приобщения детей к истокам национальной и общемировой культуры призваны решать, в первую очередь, педагоги.

Сущность воспитания в рамках национальных культур сводится к формированию целостного восприятия национальной культуры как источника не только содержания обучения, но и духовных, нравственных ценностей человека, к становлению личности носителя культуры, к поликультурной социализации и самоиндентификации со своим народом. А начинается этот процесс с усвоения культуры своего народа, с формирования этнической идентичности.

К.Ж. Кожахметова считает, что национальное самосознание, или этническая идентичность, как осознание принадлежности к определенному этносу, формируется у человека в первые годы жизни. Именно этот период является определяющим в становлении характера и выработке норм поведения, во многом зависящих от социального окружения. Уже в дошкольном возрасте человек должен полюбить свой народ, свою этническую и национальную культуру, испытать чувство национальной гордости. Во все времена у всех народов основной целью воспитания является сохранение, укрепление и развитие добрых народных традиций и обычаев, передача подрастающему поколению житейского духовного, производственного опыта.

В «Концепции этнокультурного образования в РК» подчеркивается, что национальная идентичность складывается в результате знания событий своей истории, культуры, верности сложившимся духовным ценностям, почитания национальных героев. Основным средством решения задачи достижения этнокультурной идентичности является содержание обучения и воспитания в семье, дошкольных учреждениях, национально-культурных центрах, что находит отражение в нормативных документах. Анализ программ «Зерек бала», «Біз мектепке барамыз» по которой работают дошкольные учреждения РК, позволяет говорить о ее ориентации на коренное обновление содержания воспитания и обучения дошкольников, что обусловлено новой образовательной политикой суверенной республики Казахстан, направленной на возрождение духовной, культурно-созидающей роли системы образования в обществе.

Одной из основных задач реализации программы является привитие культурных и нравственных ценностей на основе патриотических, культурно-исторических традиций РК. Задачей педагога в этом направлениии является знакомство детей с культурой, обычаями и традициями народа через яркие и интересные формы работы. Прежде всего педагог сам должен знать культурные особенности своего края. Воспитатель должен осознавать сущность педагогического процесс и использовать средства этнопедагогики в формировании личности ребенка, импровизации. Дошкольное детство – яркий период жизни человека. Что вынесет из него ребенок? Конечно, светлый образ матери, тепло семейного очага, памятные места своего поселка. Самый благодатный путь – возрождение забытых национальных ценностей. К счастью, детство – это время, когда возможно подлинное и искреннее погружение в истоки наиональной культуры. Каждая из пяти образовательных областей этих программ включает в себя этнокультурное воспитание дошкольников, что позоляет комплексно знакомить их с культурой и традийиями казахского народа. Кроме того, ежедневно в организованную учебную деятельность всего педагогами нашего детского сада включается билингвальный компонент, где идет закрепление уже ранее изученных слов и знакомство с новыми.

В условиях сосуществования различных народов в пределах Республики Казахстан актуальной является проблема формирования доброжелательных межнациональных отношений, воспитания в детях чувства интернационализма и патриотизма, нравственных проявлений высшего порядка. В программе определены основные направления воспитательной работы по формированию чувства дружбы, уважения к людям различных национальностей.

Средствами поликультурного воспитания детей дошкольного возраста являются игрушки, художественная литература, народное творчество, национальные праздники, предметы быта. Так, играя с куклами, дети узнают национальные имена (Айгерим, Арай, , Алма и другие).

Уже со второй младшей группы проводятся беседы по картинкам: «Наша семья», «Я помогаю бабушке», «Мой дедушка». Детей знакомят с предметами быта казахов (сандык, бесик, кесе), дают детям понятие о верхней национальной одежде (тюбетейка, камзол, чапан, такия, тумак).

Также детей знакомят с произведениями художественной литературы (Е. Утетлеуова «Топ-топ», Ж. Жабаева «Колыбельная»), с русскими народными потешками («Ладушки, ладушки», «Пекла бабка», «Еду, еду к бабе, к деду») и др.

Детей приучают слушать музыкальные произведения и петь спокойные и веселые песни: «Ана элдш» (колыбельная) А. Менженовой; «Тэта бала» Г. Сопиева; «Камажай» в обработке К. Кунабаева; «Тусау кесу» («Обрезание пут») Е. Хасангалиева; «Ладушки» (русская народная прибаутка). Детей побуждают выполнять различные ритмичные движения под музыку: «Пружинка» (музыкальная обработка В. Агафонникова); «Emi аятар» Б. Далденбаева.

Во второй младшей группе словарный запас детей пополняется через беседы, рассматривание иллюстраций. Дети учатся составлять небольшие рассказы по картинкам: «Национальная посуда», «Кукла Айсулу». Через сюжетно-ролевые игры детей знакомят с традициями и обычаями: «Разрезание пут», «Укладывание в колыбель».

Приобщение к художественной литературе осуществляется через творчество М. Алимбаева («Ковер-алаша»), С. Сеитова («Алматы - столица моя») и др. Детей знакомят с музыкальными произведениями: Б. Далденбаева - «Хайлашм», А. Токсанбаева - «Ерке тайым» Д. Куатбаева - «Ауылга сапар», русскими народными песнями, произведениями других народов.

В средней группе работа по формированию чувства дружелюбия продолжается в процессе общения со сверстниками разных национальностей.

Воспитатель проводит с детьми беседы по картинам с изображением достопримечательностей городов Казахстана, применяя дидактические игры: «Встреча гостей», «Путешествие по городу», с помощью которых обогащается словарный запас. Дети узнают, что такое юрта, из чего она сделана, каковы ее размеры. Расширяются знания о национальной посуде, национальных блюдах: из чего, где и как их готовят.

Углубляются знания детей о национальном искусстве по картинам: «Национальная посуда», «Закипел чай в разукрашенном самоваре», «Ковры», А. Кастеева «Убранство юрты», А. Галимбаева «Вкусный чай», «Аяк кап», «Дастархан», М. Кендебаева «Изготовление кошмы».

Также детей знакомят с произведениями художественной литературы: И. Алтынсарина «Отец и сын», Ш. Бейшеналиева «Азиз и папа чабан», Б. Данабекова «Отзывчивый мальчик», музыкальными произведениями: «Кызыл кумды ауылым» (в обработке Б. Далденбаева).

В старшем дошкольном возрасте расширяется и углубляется процесс знакомства с символикой, национальной культурой народов Казахстана.

В старшей группе детей знакомят с флагом, гербом, гимном - символами Казахстана. Воспитывают чувство дружбы, уважения к представителям разных национальностей, проживающих на территории Казахстана. Знакомят детей с национальными костюмами, с предметами народно-декоративного искусства, с национальными народными песнями, сказками, пословицами, поговорками.

У детей этой возрастной группы воспитывают интерес к истории родного края, народа, к событиям недавнего прошлого, настоящего, к родной природе, формируют желание больше узнать о природе своего края и беречь ее, о природном разнообразии республики.

На всех возрастных этапах развития детей важно уметь правильно приобщать к художественной литературе, вызывать интерес к чтению рассказов, сказок, стихотворений с национальным колоритом. Драматизация, организация сюжетно-ролевых игр развивает в детях творческие способности, пробуждает интерес к народным традициям, особенностям национальных культур, существующих в пределах нашей Республики.

Анализ программ «Зерек бала», «Біз мектепке барамыз» «Балбобек», активно используемых в дошкольных учреждениях как с казахским, так и русским языками обучения, показал этнокультурную направленность их содержания, а использование устного народного творчества, художественной литературы, музыкальных произведений и других средств, взятых из наследия разных народов Казахстана, способствует решению поликультурного воспитания детей дошкольного возраста.

Кроме того в соответствии с одной из годовых задач детского сада – «Использование ценностей народной педагогики Казахстана в воспитании и обучении детей дошкольного возраста», на протяжении всего учебного года с педагогическим коллективом были запланированы разнообразные мероприятия:

- семинары с педагогическим коллективом (на уровне детского сада);

- смотр-конкурс «Лучшее дидактическое пособие по этнопедагогике»;

- кружковая работа «Этнокультурное воспитание дошкольников» во всех возрастных группах детского сада «Балдырган»;

- работа творческой группы «Знакомство с культурой и традициями казахского народа».

В результате плодотворной работы в течение учебного года был собран значительный дидактический и наглядный материал по данному направлению, а именно:

- обновлены уголки казахского языка в группах;

- приобретена серия картинок по ознакомлению дошкольников с культурой и бытом казахского народа;

- изготовлены дидактические пособия по этнокультурному воспитанию дошкольников;

- подобрана видео и аудиотека по ознакомлению дошкольников с культурой и бытом казахского народа;

- во всех возрастных группах подготовлены картотеки дидактических игр по ознакомлению дошкольников с культурой и традициями казахов и многое другое.

Таким образом, значимость использования средств поликультурного воспитания в учебно-воспитательном процессе несомненна. Они являются основой содержания нравственно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста на основе идей народной педагогики.






ФОРМИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ОСНОВЕ КАЗАХСКОЙ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ
  • Другое
Описание:

В условиях современной социально-экономической и культурной жизни Казахстана одним из приоритетных направлений совершенствования общества является духовное возрождение национальных традиций. Интеграционные тенденции в рамках мирового сообщества и возросшее этнокультурное самосознание все более акцентируют внимание на развитии национальных культур. Именно многообразие культур дает основание говорить о поликультурном образовании, органически связывающее все виды культур в едином видении.

 

Этнопедагогическое обоснование воспитания - сложнейший процесс, и одним из его механизмов является внедрение в систему воспитания накопленных народом приемов и методов воспитания достойного члена общества, передаваемых из поколения в поколение и усваиваемых в конкретной жизненной действительности. Это не что иное, как передача социального опыта, норм индивидуального и общественного поведения, традиционного образа жизни и этнической идеологии.

 

Автор Константиниди Анна Петровна
Дата добавления 20.11.2014
Раздел Другое
Подраздел Другое
Просмотров 2173
Номер материала 4188
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓