Инфоурок Математика Другие методич. материалыФормирование начальных математических представлений

Формирование начальных математических представлений

Скачать материал

Формирование начальных математических представлений.

 

Понятие числа, фигуры, площади, объема, длины.

 

Число – одно из основных понятий математики – зародилось в глубокой древности. Понятие о натуральном числе, возникшее в связи с практической необходимостью считать предметы, складывалось очень медленно. На протяжении веков это понятие постепенно подвергалось расширению и обобщению. Потребности измерять и делить величины привели к понятию дробных положительных чисел, включающих как частный случай натуральные числа. Из практики решения алгебраических уравнений и теоретических потребностей возникло затем понятие отрицательных чисел. Эти числа наряду с положительными числами дают возможность измерить направленные величины (температуру, время и т.п.). Нуль, вначале означавший отсутствие числа, стал рассматриваться как число после введения отрицательных чисел.

В результате эволюции появилось множество рациональных чисел, включающее нуль, все положительные и отрицательные числа и дробные числа. В последствии были открыты и иррациональные числа, в связи с невозможностью измерить некоторые величины, например квадратный корень из двух. Открытие было сделано в школе Пифагора.

 

Возникновение понятий о геометрических фигурах связано с тем, что человек в своей трудовой деятельности столкнулся с конкретными геометрическими фигурами при выделке орудий труда и сосудов, при обработке полей и постройке зданий. Уже в глубокой древности изготовлялись скребки и ножи в форме дисков, треугольников, ромбов и сегментов; круглые сосуды; поля обычно имели форму прямоугольника, а здания – форму конуса, цилиндра и параллелепипеда.

Большинство общепринятых в настоящее время в геометрии названий геометрических фигур являются греческими, обозначающими различные предметы той или иной формы, с которыми люди сталкивались в своей практический деятельности. Например, слово «центр» происходит от греческого слова (в латинской форме centrum), обозначавшего палку с заостренным концом, которой погоняли быков (первоначально это слово было названием ножки циркуля, ставящейся в центр описываемой им окружности). Слово «ромб» происходит от слова «волчок», «трапеция» - от слова «столик» (от того же корня происходит и «трапеза»). Слово «призма» происходит от слова «опиленная», «сфера» - от слова «мяч», «конус» - от слова «сосновая шишка», «цилиндр» - от слова «валик», «каток». «Пирамида» происходит от древнеегипетского названия египетских пирамид «пурама», которому греки придали форму «пурамис». «Линия» происходит от латинского слова «linum» - «лён» (первоначально под линией понимали натянутую льняную нить). «Точка» происходит от глагола «ткнуть», так же как равнозначное слово «пункт» происходит от латинского глагола «pungo» - «укалываю», то есть первоначально под точкой понимали укол.

Эти примеры показывают, что и в геометрии сначала появились геометрические эталоны: мяч – для шарообразных предметов, сосновая шишка – для остроконечных и т.д., а впоследствии названия этих эталонов стали названиями абстрактных геометрических фигур.

Создание понятий о геометрических фигурах было тесно связано с изображением различных плоских фигур на рисунках и орнаментах и с изготовлением моделей различных тел.

 

Понятие длины возникло вместе с необходимостью измерять точные размеры тех или иных предметов. Самым древним периодом в зарождении этого понятия является период, когда единицы длины отождествлялись с названием частей человеческого тела. Так, в древности, в качестве единиц длины применяли:

- ладонь (ширина четырех пальцев без большого);

- локоть (длина руки от локтя до кончиков пальцев);

- фут (длина ступни);

- дюйм (длина сустава большого пальца) и т.д.

Затем наступил период введения единиц длины, взаимосвязанных друг с другом. В России, например, в XIVXVI вв. такими были единицы длины миля, верста, сажень и аршин; 3 аршина составляли сажень, 500 саженей – версту, а 7 верст – милю.

Понятие «метр» появилось во Франции в конце XVIII века и означало одну сорокамиллионную часть длины земного меридиана, проходящего через Париж.

 

Зачатки геометрических знаний, связанных с измерением площадей, теряются в глубине тысячелетий.

Еще 4-5 тыс. лет назад вавилоняне умели определять площадь прямоугольника и трапеции в квадратных единицах. Квадрат издревле служил эталоном при измерении площадей благодаря многим своим замечательным свойствам: равные стороны, равные и прямые углы, симметричность и общее совершенство формы. Квадраты легко строить, ими можно заполнить плоскость без пробелов.

Формулы для вычисления площадей земельных участков, имеющих формы прямоугольников, треугольников, трапеций приведены в клинописных таблицах Древнего Вавилона, относящихся к 2000 году до н.э. Если вести приближенный учет времени возникновения понятия «площади», то получится более 4000 лет.

 

Объемы зерновых амбаров и других сооружений в виде кубов, призм и цилиндров египтяне и вавилоняне, китайцы и индийцы вычисляли путем умножения площади основания на высоту. Однако Древнему Востоку были известны в основном только отдельные правила, найденные опытным путем, которыми пользовались для нахождения объемов и площадей фигур. В более позднее время, когда геометрия сформировалась как наука, был найден общий подход к вычислению объемов многогранников.

Среди греческих ученых VIV вв. до н.э., которые разрабатывали теорию объемов, были Демокрит из Абдеры и Евдокс Книдский.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Формирование начальных математических представлений"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Руководитель организации

Получите профессию

Копирайтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Формирование начальных математических представлений.

 Понятие числа, фигуры, площади, объема, длины.

В данной работе описаны первые упоминания появления таких математических понятий, как число, геометрическая фигура, площадь, объем и длина. Разобраны причины необходимости введения данных понятий.

Число – одно из основных понятий математики – зародилось в глубокой древности. Понятие о натуральном числе, возникшее в связи с практической необходимостью считать предметы, складывалось очень медленно. На протяжении веков это понятие постепенно подвергалось расширению и обобщению. Потребности измерять и делить величины привели к понятию дробных положительных чисел, включающих как частный случай натуральные числа.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 076 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Сценарий открытого урока по математике в 6 классе по теме "Умножение положительных и отрицательных чисел"
  • Учебник: «Математика», Зубарева И.И., Мордкович А.Г.
  • Тема: § 12. Умножение и деление положительных и отрицательных чисел
  • 06.10.2020
  • 168
  • 1
«Математика», Зубарева И.И., Мордкович А.Г.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 05.01.2015 391
    • DOCX 17.6 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Антонович Анюта Михайловна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Антонович Анюта Михайловна
    Антонович Анюта Михайловна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 45104
    • Всего материалов: 17

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Технолог-калькулятор общественного питания

Технолог-калькулятор общественного питания

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Математика и информатика: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель математики и информатики

500/1000 ч.

от 8900 руб. от 4150 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 41 человек из 23 регионов
  • Этот курс уже прошли 53 человека

Курс повышения квалификации

Реализация межпредметных связей при обучении математике в системе основного и среднего общего образования

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 22 человека из 14 регионов
  • Этот курс уже прошли 94 человека

Курс профессиональной переподготовки

Математика: теория и методика преподавания с применением дистанционных технологий

Учитель математики

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 34 человека из 16 регионов
  • Этот курс уже прошли 42 человека

Мини-курс

Инклюзивное образование: нормативное регулирование

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Инновационные методы обучения и игровые практики для детей с ОВЗ

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 59 человек из 29 регионов
  • Этот курс уже прошли 91 человек

Мини-курс

Индустриальный туризм

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе