Главная / ОБЖ / формирование мотивов здорового образа жизни

формирование мотивов здорового образа жизни

Доклад из опыта работы


«Формирование мотивов здорового образа жизни как составляющая часть социализации учащихся с ограниченными возможностями.»



Толстопятова Г.Л.

воспитатель,

школа-интернат 8 вида

г. Братск


В настоящее время рождается в корне новое семейно-половое воспитание, и одним из его главных устоев служит раннее начало детского просвещения. В 3-4 года надо говорить о разнице между мальчиками и девочками, об отличиях их атрибутов пола. В 5-7 лет (не позднее) дети должны узнавать о механизмах рождения, о роли отца и матери в деторождении.

Это принципиально важно для формирования у детей верного отношения к любви, ко всем вопросам пола и семейной жизни. От этой «частности», как установила сексология, во многом зависит все восприятие «целого» - все эмоционально-нравственное отношение к любви. Помочь ребенку понять психофизиологию человека – задача весьма непростая: ведь нужно учитывать интересы ребенка, уровень его понятий, найти нужный языковой стиль, верный тон беседы – уважительный, открытый, с мягким юмором. В помощь педагогам и родителям вышло довольно литературы.

Все авторы дают конкретные рекомендации, как осуществлять половое воспитание детей.

Почему я обратилась к этой теме, попробовала изучить ее цели и задачи? Во-первых, это актуальность проблемы. Во-вторых, опыт моего общения с детьми и его форма оказывают мне помощь в правильности и достоверности донесения этих знаний детям. И в третьих, окружающая детей обстановка. Если раньше влияние родителей на ребенка было почти исключительным, то сегодня возможности внешнего воздействия нередко целиком заменяют родителей. На экранах фильмы с набором эротических сцен и сцен насилия. И если мама не может оградить малыша от созерцания этого, а уж в дальнейшем не дает конкретных доступных объяснений, то в головке нашего дитяти пройдет такое наслоение образов и впечатлений, которые приведут к искаженному восприятию определенных образов.

Наблюдая за детьми своей группы, видела игры с выполнением социальных ролей. Но они не вызывали тревоги т.к. были вполне объяснимы.

Но вот ребятам исполнилось по 6 лет и пошли откровения: «А Юля любит Андрея!»

Реагировала на это очень спокойно: «Я тоже люблю Андрея. Он хороший мальчик».

В следующий раз услышала от самой Юли: «А мы с Андреем любовью занимались в туалете!» Сразу ворох мыслей: Как? Каким образом? Почему я проглядела? Как отреагируют родители?

Взяла себя в руки и поинтересовалась «Как?»

- А целовались!

- Но почему в туалете? Я вас люблю и обнимаю, и целую в группе.

- Но мы же как муж и жена!

Вот это и заставило меня проблему полового воспитания вынести на должное ему место в своей работе. В помощь родителям и педагогам вышло довольно литературы, в которой даются конкретные рекомендации по осуществлению полового воспитания.

Я использовала рекомендации Георгия Юдина, который в своей книге «Главное чудо света» показывает, как с уважением, любовью и восхищением можно рассказать ребенку о Человеке, о том, какое это совершенное создание Природы.

Просветительская работа среди родителей также стала неотъемлемым звеном в этой работе. Изучив литературу, провела анкетирование родителей по вопросам:

1. Известно ли вашему ребенку о том, как он появился на свет?

2. Если «да», то в каком возрасте вы просветили его по этому вопросу?

3. Дали: а) правдивые знания;

б) обошлись рассказом – сказкой.

4. Реакция малыша: - заинтересованно;

- спокойно;

- равнодушно.

5. Достаточно ли у вашего ребенка знаний о своем теле, внутренних органах?

6. Ваше мнение о необходимости этих знаний.

7. Звучат ли в речи вашего ребенка слова-названия внутренних органов?

8. Достаточно ли, на ваш взгляд, уделяется в вашей семье внимания на воспитание культуры по уходу за своим телом, культурой питания, бережного отношения к своему здоровью?

В беседах с мамами (не набралась смелости беседовать с папами) старалась выяснить, возможно ли с детьми вести работу в этом направлении, найдут ли дети поддержку дома после занятий в детском саду.

У родителей возникли опасения, как говорить с ребятами, чтобы не возникло разногласий. При помощи мам Чеботаревой А.В. и Просековой Т.Н. организовали для родителей «круглый стол» с информацией и обсуждением. Рекомендованной литературой пользовались в форме домашней библиотечки.

Неожиданный отклик нашла во многих родителях в подготовке занятий: нужны были иллюстрации, дидактические игры, микроскопы, предварительная работа с детьми дома. А главное – понимание детей взрослыми, участие в наших «больших», детских проблемах.

Параллельно беседовала с каждым ребенком:

- Знаешь ли ты, как появился на свет?

- Каким образом это произошло?

- Нравится ли тебе этот вариант?

- Что хорошего, что ты – мальчик? Девочка?

- Что плохого. Что ты –мальчик? Девочка?

- Из чего ты сделан?

- Никогда не заглядывал внутрь себя? Что там есть, знаешь?

- Как оно работает?

Результаты диагностирования показали:

У 20% детей сформированы правильные представления о деторождении;

20% детей имеют формальные знания.

Остальные дети утверждали, что их купили в магазине, нашли в капусте и т.д. О своем организме ребята знают немногое, но слова-названия внутренних органов присутствуют в речи каждого ребенка, совершенно осмысленно указывают область сердца и желудка, сетуют на их болезни и указывают причину их возникновения. Знакомы названия «скелет, мышцы», все знают, что необходимо ухаживать за зубами, телом.

Проанализировав результаты, составила план работы. Содержание занятий взяла из книги Г.Юдина «Главное чудо света», многие занятия назвала так же, как некоторые главы этой книги:

«Откуда я появился на свет?»

« Из чего мы сделаны?»

« Почему мы не груши с ватными ногами?»

«Путешествие пирожка»

Но предварила я эту работу циклом занятий по теме «Семья», чтобы определить уровень семейных взаимоотношений и определить наиболее близкого ребенку члена семьи, провела тесты:

- « Моя семья»;

- «Розовый и серый дом»;

- «Кто твой сосед?»

Беседуя в дальнейшем о семье, ее членах, взаимоотношениях между ними, обязанностях, подвела детей к тому, что и они когда-то будут родителями. Мамами и папами.

- Что хорошего – быть родителями? Что плохого?

- Что хорошего – быть детьми? Что плохого? – выясняли мы с ребятами.

Чтение сказок «Приключения Буратино или Золотой ключик», «Дюймовочка», «Снегурочка» показали детям, как сказочно появлялись на свет герои этих произведений. В беседах дети еще вспомнили сказки «Мальчик с пальчик» и «Липунюшка».

Необходимо было разрешить эту проблемную ситуацию: как они на самом деле появились на свет? Или их устраивает, что часто говорят:

« купили в магазине; аист нашел; нашли в капусте?»

«А что в этом хорошего? (подстегнула я детское самолюбие). Валяешься на грядке, под листом капусты. Кстати, почему обязательно под капустным, а не под укропным? Вот так валяешься, валяешься, мухи тебя кусают, солнце припекает…А если это зима? Мерзнешь и ждешь, когда тебя найдут. А вдруг? Вдруг тебя найдут родители, которые тебе совсем не понравятся?» (Г.Юдин «Главное чудо света»)

Детей больше устроил вариант рождения в родильном доме, из живота только своей мамы. В непринужденной форме разрешили вопрос, как туда попал ребенок?

« Папа с мамой полюбили друг друга и их любовь искорками взлетала на небо. И вот одна такая искорка – папино семечко, залетело в маму. Долго блуждало семечко одно, пока не встретило подружку – капельку».

Эти названия не вызвали смущения в детях, вместе с ними мы придумали игру «Капелька и семечко».

Правила ее очень просты:

ведущий при помощи считалки выбирает первого игрока – «семечко». Выбор пал на девочку. Почему она не может быть «семечком»? Она – девочка, а семечко –Мальчик. Хорошо, рядом стоящему мальчику предлагали кокошник с изображение молодцеватого мужского лица с черным цилиндром на голове. Мальчик под счет до 10 оббегает «змейкой» стоящих по кругу детей. Они представляют комнату мамы в животе. На окончание счета игрок останавливается. Если перед ним мальчик, то мы решаем, может ли мальчик быть «капелькой». Почему? Выбранной девочке надеваем кокошник с улыбающимся изображением солнышка. Дети: капелька и семечко под слова детей: « Хлопай. Хлоп. Хлоп, хлоп!» двигаются в кругу, взявшись за руки. Они крепко дружат, не разбегаются.

В дальнейшем при помощи иллюстраций, мы рассмотрели, как развиваются « капелька и семечко» далее и через какое время образуются глазки, ротик, ушки, ручки, ноготки и как долго малыш живет у мамы, чем и как питается. Разобрали понятия «плод» и «пуповинка».

Возник вопрос, как должна питаться мама в этот период, чтобы малыш хорошо развивался. Дети сами предположили, что маме в период беременности противопоказано курение и употребление спиртных напитков.

Устроив в группе фотосессию из фотографий, принесенных родителями, заострила внимание ребят на некотором сходстве детей и родителей.

Провели экспериментальный опыт по слиянию желтого и синего цветов красок, где в конечном итоге видны оба эти цвета, но появляется и новый цвет, зеленый. Так и подошли к мысли, что у детей проявляются черты папы и мамы, но «капелька и семечко», сливаясь, образуют и новое. Просматривая видеофильм «Король-лев» дети еще раз в этом убедились, продумав ответ на вопрос: Почему мама-львица, встретив повзрослевшего Нимбу, приняла его за своего мужа, короля?

После этого занятия мы с детьми изготовили игру «ФотоДомино». Целую неделю ребята рисовали карточки с изображением себя, своих родных и друзей. На основе этой игры я предложила вариант дидактической игры «Потерялся!». Детям были предложены «фотографии» родителей (нарисовала сама, изобразив их парами), к которым они подбирали «фотографии» детей, обосновывая свой выбор раннее разобранным принципом родственного сходства.

В ходе таких заданий не заметила со стороны детей каких-либо ханжеских проявлений и в повседневной жизни не последовало шутливых замечаний. Все воспринималось серьезно и спокойно. Диалоговая, исследовательская форма проведения занятий способствовала тому, что вывод, умозаключение дети делали сами. Наглядным примером служит следующее занятие «Из чего мы сделаны?» Его цель, познакомить детей с клеточным строением организма, помочь осмыслить, что клеток – огромное количество и все они заняты определенной работой, чтобы человек жил. В непринужденной беседе мы с детьми вновь утвердились, что нас не купили в магазине, не нашли в капусте и т.д. а родила каждого из нас своя мама. И тут вмешался Незнайка (прием довольно устаревший, но я к нему прибегла, потому что Незнайка нас подталкивал своими вопросами, провокационным невежеством к дальнейшим исследованиям. А мне необходимо было быть на уровне с детьми или в роли старшего товарища, чтобы донести необходимый объем знаний и не выглядеть уж полной неумейкой в глазах ребят).

Вместе с гостем мы пытались найти ответ на вопрос:

- Из чего же, из чего же, из чего же, сделаны наши детишки?»

Незнайка слушал вместе с детьми отрывки из сказок и совершенно невозмутимо заявлял;

- « Значит, вы все деревянные!» или

- «Вы все снежные, как Снегурочка!»

А потом он даже назвал детей «мешком с костями».

Конечно, все эти реплики от меня звучали бы неубедительно, а от Незнайки все было в меру правдоподобным, немного шуточным, но заставляло искать ответ на вопрос.

Так мы детьми выяснили, что больше, чем наполовину человеческий организм состоит из воды. Попрыгав, дети пытались услышать ее всплески. Напрасно! В лаборатории, через замечательные волшебные глаза – микроскоп, мы познакомились с клеткой. Все они были разные. Но как соединить три понятия в одно, а именно: клетка, капелька, семечко? Вновь обратилась к знакомой игре: девочки-капельки полностью состоят из жидкости и когда встречаются с семечком, то крепко смыкаются. Становятся запертыми и не могут выбежать, как в клетке. Но клетка дружная и капелек в ней становится больше и больше. Дети соединяли свои кулачки, потом кулачки своих соседей до тех пор, пока не получилась большая ягода, плод. «Мы все состоим из этих клеток. Присмотритесь, может разглядите их…»

Дети пытались, но .. мы не волшебный глаз микроскопа. А простым глазом клетки не рассмотришь! Настолько они малы. Зато как их много!

Приписав к единичке десять нолей, мы получили число:

10000000000. Его прочитать никто не смог, даже мама Виталия, игравшая роль Незнайки на занятии.

Что клетки живут очень деятельной жизнью, работают день и ночь, гибнут сотнями тысяч, а обновляясь, забывают, какими они были и повторяют себя с ошибками дети поняли из моего рассказа, выполняя по ходу такие задания:

- Подумай, что происходит с автомобилем, который служит долго.

- нарисуй четыре совершенно одинаковых лица.

- Одинаковы ли они? Нет! Вот и новые клетки повторяют себя с изменениями, ошибками. Каждая такая ошибка – морщинка. Так мы стареем.

Игра с элементами ТРИЗ «Придумай средство от старости!» способствовала развитию детского воображения. Различные варианты были предложены: и крема, и маски, и даже реклама по телевизору.

А когда после утренника я предложила вспомнить помолодевшие лица их бабушек, все пришли к выводу: лучшее средство от старости – доброе отношение к людям и бережное отношение к своему здоровью. Чтобы клетки от нагрузок не старели! Но как? Ответы детей: заниматься спортом, долго спать, гулять, играть и т.д. Много кушать, - был ответ.

- С утра до вечера один шоколад!»- пошутила я.

«Нет,- серьезно поправили меня, - а правильно, всего понемногу, чтобы витаминов хватало.

Вот так мы подошли к решению второй задачи: познакомить детей со своим организмом, его внутренними органами, их функциями. Научить бережно относится к своему здоровью, вести правильный образ жизни. На занятии «Почему мы не груши с ватными ногами?» Незнайка снова умело активизировал детей, обозвав их «мешком с костями». Опровергая это заявление, дети познакомились со скелетом – основой организма. На опыте убедились, как умненько природа соединила косточки. Для этого мы склеивали бумагу, но при малейших действиях она рвалась. Конструкции из металлических деталей были грубы и малоподвижны. А наш организм обладает удивительной способностью двигаться, потому что кости у нас соединены между собой крепко, но подвижно, как кулачок одной руки в другом. Дети проверили. Чтобы быть сильным, выносливым, как спортсмены надо укреплять свое здоровье и укреплять свои мышцы!. К такому выводу пришли ребята. Но, машина, чтобы двигаться, заправляется бензином. А человек кушает, чтобы жить. Следующее занятие помогло нам с детьми выяснить

«Зачем человек ест?». Заинтересовала детей проблемной ситуацией: на стенде между фотографиями детей, семейных пар были помещены иллюстрации с изображением животных и их детенышей.

- Что вы видите?

Даже цветы под лапами животных разглядели и только потом обратили внимание на подбор карточек.

- Не ошиблась ли я, поместив их сюда?

- Почему я разместила их рядом?

Андрей и Рома смогли сделать вывод, что и детей человека и детенышей животных родила мама. Они появляются на свет одинаково.

- Чем отличаются детеныши животных от новорожденных детей?

Масса детских мнений. Подвела к выводу, что детеныши животных с первых минут проявляют больше самостоятельности. Например, комарик, появившись на свет, сразу улетает.

Цыпленок, олененок сразу пытаются идти на своих слабых, дрожащих ножках, потому что их жизни угрожает опасность. А новорожденный ребенок умеет только… кричать, да сосать молочко. Кричит он не просто так, а когда соскучится по маме, когда мокрые пеленки, когда проголодается. А кушает, чтобы расти. Но где же у него кухня, где все переваривается?

И дальше мы все стали пирожками. Кто яблочным, кто с картошкой, кто с луком.

А Рома не придумал начинку, зато показал, как его пирожок жарится, подпрыгивая на сковородке. И вот эти пирожки отправились в удивительное путешествие через рот в пищевод. Но он такой узкий, круглый, как трубка, что пирожок не проходит. Вспомнили про зубы, язычок, который всех встречает:

- «Стой, кто идет? Ах, вкусный пирожок, проходи, пожалуйста!»

Чтобы дети представили себе органы пищеварения, прибегла к моделированию: человеческий чрев из бумаги, на котором мы выкладывали:

Рот – веревочка, зубы – ракушки, бумажный красный язычок. Далее резиновый шланг – пищевод, литровая банка – желудок. 7 метров тонкой веревки – это тонкая кишка, толстая, 1,5м веревка – толстая кишка. Красный флажок – привратник 12 – перстной кишки. Дети назвали всю эту конструкции. «пирожкожевательная машина».Так я познакомила детей с органами пищеварения. Но мне очень хочется показать как вредно обжорство, как «хлюпает» наш желудок, переваривая жирную пищу, как он пахнет, когда мы едим все подряд…. Это работа будущего, а сейчас мы запоминаем с детьми названия пищеварительного тракта в настольно – дидактический игре «Скушай пирожок». На первом этапе обучения игре дети просто брали фишки и бросая кубик, определяли, сколько им пройти по пути пирожка: поле – модель органов пищеварения человека, уже зарисованная. Весь путь размечен делениями. Дети отсчитывая их, закрепляли названия . Но присутствовали «ловушки», например, в области рта. Ребята сразу догадались, что необходимо пропустить ход т.к пища плохо пережевана. На предложение «Вернись на 5 делений» у привратника, значит, пища плохо переварена. Игра очень специфична, но дети играли с удовольствием и быстро запомнили новые названия.

На втором этапе я ввела карточки с изображением различных продуктов питания и ловушек на игровом поле добавила. Теперь в ходе игры детям необходимо объяснить: мясная котлетка дольше переваривается, чем фрукты, так что пропусти два хода.

Дети, пытаясь выиграть, старались выбрать карточку с помидором или яблоком, а не с котлетой или толстым кустом торта. В ходе этой работы были заложены основы правильного питания.

На следующем занятии я предложила тему «Строгий пограничник – печень». Используя знания детей и опыт, полученный в играх, мы с детьми уже совершенно определенно заставили пирожки и котлеты долго перевариваться в желудке. Только они прошли к привратнику, а им опять «Стоп!». Еще много жира осталось.

И вот соседка желудка дала ему волшебный, горький сок, чтобы быстро переварить пирожок. А после этого помогла толстой кишке справиться с появившимися микробами. А потом еще и кровь очищала.

- Как же мы назовем такую замечательную соседку желудка?

Ребята предложили:

- Хозяйка;

- Строгая бабушка;

- Медсестра.

Женя назвал ее «исправительницей».

А название ее совсем простое – печень. Таким же образом познакомила детей с понятием «кровь», выяснили, для чего она нужна. Двигаясь по кровяным рекам они боролись вместе с ней с разными микробами, находясь то под «белым» флагом, то под «красным».

Для активизации познавательной деятельности детей использовала элементы моделирования, ТРИЗ, практические, исследовательские опыты.

Например, на занятии «Зачем мы дышим?» конструировали «Зажигалку для кислорода», наблюдали за свечой под банкой. Изобретали пищалку «Уйди, уйди!» для тех, кто ее никогда не видел.

Диагностические тесты в конце года показали, что у детей сформирован необходимый объем знаний о деторождении, функционировании внутренних органов человеческого организма. Приобретя эти знания, они могут задуматься о неограниченных возможностях своего организма и о том, как достичь хороших результатов. Мы все, мамы и папы, бабушки и дедушки, педагоги очень любим детей и стараемся, чтобы они были здоровы и счастливы. И мы, опираясь на свои знания и интуицию, терпение и доброту, дарим ребенку здоровье и счастье. Материнская мудрость не знает границ, а вера матери творит чудеса. Окруженный вниманием, теплом, любовью маленький человек разовьется гармонично и с радостью войдет в жизнь.

В 1997 году я пришла на работу в специальную (коррекционную) школу-интернат №25 г. Братска для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с отклонением в развитии.

«….если человек прошагал свое детство без общения с самыми добрыми, ласковыми, мудрыми, горячо его любящими людьми, - это значит, что он потерял тысячу прелестных сказок, тысячу увлекательных прогулок, тысячу радостей от исполнения желаний, тысячу мудрых наставлений, в тысячу раз больше оказался незащищенным, в тысячу раз больше не сочувствовали ему в его горе…» писал Ш.Амонашвили.

Именно такие ребята, лишенные родительской любви, воспитываются в нашем интернате. Как окрасить жизнь этих детей в тона Детства, как научить их видеть в этой жизни красивые стороны, замечать добро и красоту, как подготовить их к взрослой, самостоятельной жизни? Пока не укрепились старые привычки, проявившиеся в новой обстановке, необходимо научить ребят новым моделям поведения, приучить к соблюдению режима и дисциплины, которые в дальнейшем обеспечат успех социальной адаптации в школьный коллектив. Они освободят ребенка от большого напряжения и постоянных усилий по саморегуляции. Чистота, точность, аккуратность, упорядоченность, вежливость, сдержанность – вот лишь небольшой набор первоначальных навыков, которые необходимо сформировать у детей с ограниченными возможностями здоровья,т.к. они становятся базой для развития личностных качеств.

«Я не могу видеть тебя неряшливым и грязным, потому что ты – Человек!» - эта позиция педагога, которая утверждает личностную значимость ребенка, обеспечивает мотивацию развития культурно-гигиенических навыков и навыков самостоятельности. Чистоплотность – одна из составляющих частей здоровья.

«Самая большая красота, которую я знаю – это здоровье»,- писал Гете. Не думаю, что дети хуже будут заботиться о своем здоровье, если научатся это делать, поймут что это и для чего? Развивая физическое здоровье ребенка большое внимание уделяешь коррекции нравственного здоровья детей, формируешь социальный оптимизм, бережное отношение к семье, ответственность перед родными и за семью, утверждение в подростке идеала.

Занимаясь проблемой формирования санитарно-гигиенических навыков через познание ребенком самого себя, выделила направления:

- знакомство детей с физиологическим строением человека и его физическими возможностями:

- формирование основ полового воспитания.

Определила задачи:

- формировать у детей устойчивый навык по уходу за своим телом;

- научить устанавливать связь между физическим состоянием своего тела и состоянием здоровья в целом;

- формировать представления о мужественности и женственности;

- уточнить и конкретизировать представления детей о семье.

Для реализации поставленных задач я обратилась к своему опыту работы с детьми дошкольного возраста. Но, учитывая психологические особенности детей с ограниченными возможностями здоровья изменила и подход в разработке темы.

Очень трудно говорить с детьми о семье, которую они потеряли не по своей воле, и которая была ли семьей для каждого из них? Но трогательность ребят в зарисовке «Моя семья» и диагностическом тесте «Золотая рыбка» позволили говорить о домашнем уюте, тепле родного дома, в котором тебе всегда рады, о семейных взаимоотношениях, об обязанностях каждого члена семьи, об ответственности друг перед другом, чтобы утверждать вечные ценности «Семья», «семьянин, труженик».

В начале работы предложила детям завести «Дневнички роста», где они ответили на вопрос:

- Кто ты? (мальчик, девочка)

- Как появился на свет?

- Твое имя. Возраст;

- Какие у тебя глаза, уши, рот….

- Чем ты похож на маму, папу?

- Твое первое слово.

Для поддержания интереса, который и так был искренним, открыли рубрику в Дневнике «Как я расту». Теперь ежегодно, в сентябре мы отмечаем показатели роста, веса, сравниваем свою подросшую ладошку с той, что нарисовали в первом классе, отмечаем учебные достижения.

Формируя навыки по уходу за зубами, привлекла детей к всероссийскому конкурсу «Приключения Бобра Суперзуба». Мы рисовали рисунки, проводили месячники «Зубной лихорадки», отмечая на экране периодичность и качество чистки зубов.

Для закрепления навыков разработала инструкционные карты. Идет малыш мыть руки, а перед ним памятка: засучи рукава, включи сначала холодную, а затем горячую, смочи ладошки..и т.д.

Когда навыки стали более устойчивыми, появилась необходимость в качестве их применения. Подобрала самую страшную игрушку(не по состоянию, а по сути) и вручила ей перечень «вредных советов», а именно:

«Если хочешь быть похожим на меня, то никогда не умывайся!.». и еще штук 10. Это ребят позабавило, но ухаживать за собой стали еще лучше. Помогал в этом и зоркий глаз девочек из «сантройки». Отмечали и качество, и своевременность, и поощряли самых чистеньких. Вели Экран чистоты.

Эмоциональный мир детей с отклонением в развитии очень беден. М.М.Рубинштейн писал: «Из эмоционального источника в значительной степени рождается воля». Понимая эту значимость, я работу по формированию санитарно-гигиенических навыков старалась как можно больше разнообразить, окрасить. Это и сюжетно-ролевые игры, и эпизоды социального поведения, дидактические игры, рисование «Какой я сейчас и каким бы хотел стать». Обсуждая прочитаны художественные произведения, решали, правильно ли поступил герой? Как бы поступил ты? А если… Что будет когда…»

Использовала пиктограммы настроения, сначала с изображением эмоций, а затем и цветовыми карточками. Они помогали детям определиться с характерными проявлениями эмоций в мимике, пантомиме. Ведение экрана Настроения помогли определить, от чего зависит наше хорошее и плохое настроение. Замечая действие настроения одного субъекта на другого, создали « Компьютер настроения» и теперь его колебания фиксируются красным флажком, а дети определяют причину таких колебаний. Для развития коммуникативных навыков, их выразительности организовала в классе театральную студию. Сказочные спектакли нравятся ученикам школы, а постановка сказки «Теремок на новый ладок» был представлен на городском семинаре педагогов коррекционных учреждений и получил высокую оценку.

Подобрала картотеку игр и упражнений, способствующих установлению коммуникативных отношений, преодолению робости, эмоциональной и психологической напряженности по направлениям:

«Я и Я», «Я и другие», Я и мое тело», «Я и мой язык», «Я и мои Эмоции».

В настоящее время технологию, которую представила, я применяю на третьем поколении детей. Это уже возраст 12 – 13 лет, 5 класс. Очень ярко видна разница между результатами первых проб и нынешних успехов.










Показатель роста сформированности санитарно-гигиенических навыков достаточно высок

год

Качества личности

Трудовые навыки

Санитарно-гиг.навыки

Самообслуживающие навыки

2007-2008

67,5%

65%

50%

50,1%

2008-2009

70%

75%

63%

67,5%

2010-2011

75%

80%

74,5%

75,2%

2011-2012

90%

90%

93%

87,6%

Результаты диагностического исследования позволили мне предвидеть развитие механизмов продуктивного общения с целью овладения учащимися навыков коммуникативного поведения, целенаправленно работать по коррекции и развитию личности ребенка.

год

Речевая

культура

Речевое

содержание

Коммуникатив-ные

навыки

Нравственная

cторона

общения

2008

37.5%

30%

30%

30%

2009

55%

45%

40%

45%

2010

63.7%

55%

50%

55,1%


В классе создан сплоченный детский коллектив. И дети более адаптированы, и эмоционально отзывчивы, реагируют на все предложения, с удовольствием включаются во все виды деятельности. Совершенно самостоятельно могут организовать как традиционные классные мероприятия, так и развлечения. Заглядывают в мои подборки игр и упражнений и планируют конкурсы, развлечения.

В этом году мой класс стал «Классом года» в общешкольном конкурсе, фотография класса внесена в « Альбом Жизни школы». Это меня очень радует. Дети моего класса на сегодняшний день заняли достойное место в школьном коллективе! Я увидела в детях много хорошего, помогла им сплотиться, научила доброму, полезному. В каждой детской душе прячется огромный запас добра и любви.. У них это есть! Надо только найти! Или лучше искать!

Литература:



Н.В.Клюева, Ю.В.Касаткина «Учим детей общению»

Ярославль, «Академия развития» 1996г.


Н.Новикова «Коррекционная программа по развитию рефлексивного сознания младших школьников, воспитывающихся в условиях детского дома» г.Череповец


М.И.Чистякова «Психогимнастика»

М.Просвещение «Владос». 1995г.


П.Денисов, Г.Денисов «Гимнастика ума»

Москва «Витоцентр». 1993г.


Е.Рогов «Настольная книга практического психолога»

«Психология познания»

Москва «Владос», 1999г, 1998г.


Г.Юдин «Главное чудо света»

Москва «Педагогика», 1991г.


А.Д.Гонеев, Н.И.Лифинцева, Н.В.Ямаева «Основы коррекционной педагогики» Москва, «Академия», 1999г.


В.П.Кащенко «Педагогическая коррекция»

Москва «Академия» 200г.


Е.Д.Худенко « методические рекомендации к организации работы воспитатнля в современных условиях школы-интерната, специализированной школы» Москва, 1996г.








формирование мотивов здорового образа жизни
  • ОБЖ
Описание:

 

               В настоящее время рождается в корне новое семейно-половое воспитание, и одним из его главных устоев служит раннее начало детского просвещения. В 3-4 года надо говорить о разнице между мальчиками и девочками, об отличиях их атрибутов пола. В 5-7 лет (не позднее) дети должны узнавать о механизмах рождения, о роли отца и матери в деторождении.

 Это принципиально важно для формирования у детей верного отношения к любви, ко всем вопросам пола и семейной жизни. От этой «частности», как установила сексология, во многом зависит все восприятие «целого» - все эмоционально-нравственное отношение к любви. Помочь ребенку понять психофизиологию человека – задача весьма непростая: ведь нужно учитывать интересы ребенка, уровень его понятий, найти нужный языковой стиль, верный тон беседы – уважительный, открытый, с мягким юмором.

 

Автор Толстопятова Галина Лукиановна
Дата добавления 27.12.2014
Раздел ОБЖ
Подраздел
Просмотров 301
Номер материала 12854
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓