Главная / Биология / ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ НА УРОКАХ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ.

ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ НА УРОКАХ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ.

ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ

НА УРОКАХ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ.

Чалкина Наталья Анатольевна

преподаватель естественных дисциплин

ГОАУ СПО

Амурского педагогического колледжа


« Образование не на всю жизнь, а через всю жизнь».


Поиск путей подготовки конкурентно-способных специалистов позволяет сделать вывод, что в настоящее время важно не только дать сумму, систему знаний, но и уметь раскрыть способности и возможности учащихся в овладении специальностью, научить гибкому подходу к решению проблемы.

Для того, чтобы учащийся по-настоящему включился в работу нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, были не только понятны, но и внутренне приняты им – чтобы они приобрели значимость для учащегося и нашли отклик и опорную точку в его переживании.

Мотив учебной деятельности – направленность студента на достижение целей собственного развития, в том числе на приобретение знаний, умений и навыков, продиктованных его интересами, внутренними потребностями, а также внешней средой.

Мотивация учения есть комплекс факторов, определяющих мотивационную тенденцию студента, которая в зависимости от его образовательных намерений и внешних причин может либо активизировать, либо тормозить его учебную деятельность.

Фактор мотивации учения – это причина, существенное обстоятельство, движущая сила, способствующая активизации мотивов, ситуативных стимулов, побуждений, интересов, склонностей, которые, в свою очередь, могут оказать существенное влияние на целенаправленную учебную деятельность.

Мотивация – стержень личности, к которому «стягиваются» такие ее свойства, как направленность, ценностные ориентации, социальные ожидания, эмоции и другие социально-педагогические характеристики. Согласно исследованиям, учебная деятельность школьников побуждается как внутренними мотивами, связанными с содержанием этой деятельности и ее выполнением, так и социальными мотивами, связанными с потребностью занять определенную позицию в системе общественных отношений. Изучение мотивов учения подразумевает выяснить, ради чего учится студент и что побуждает его к учению. Анализ мотивации учебной деятельности, показал, что у студентов, преобладают социальные мотивы.

Организуя учебно-воспитательный процесс, необходимо опираться на следующие мотивационные принципы:

  • деятельность должна быть личностно значима, привлекательна для студентов;

  • должны создаваться условия, активизирующие реализацию потенциала всех участников занятия в ходе их совместной деятельности и при обсуждении результатов;

  • каждый студент должен иметь возможность проявить и развить свои индивидуальные качества, обладающие сущностной целостностью (самовыражения, самоутверждения);

  • совместная деятельность должна быть занимательной, усиливать интерес, познавательную активность.

Средством повышения мотивации были избраны новые образовательные технологии, которые помогают решать важные педагогические задачи:

  • постоянно поддерживать учебную мотивацию студентов;

  • поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;

  • формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;

  • развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности учащихся.


В своей работе над созданием устойчивой мотивационной сферы деятельности студента, я выделяю три основных этапа. Каждый этап определяет задачи и содержание работы, прогнозирование результата.

Первый этап:

1. Выявить исходный индивидуальный уровень, степень сформированности учебных умений и навыков (анкетирование, входной контроль, наблюдение в ходе обучения, средний школьный балл.

2. Выявить мотивацию студентов на обучение (разработка заданий с учетом способностей )

3. Определить для учащихся основные направления работы по активизации интереса и развитию творческих способностей (подготовительная работа по созданию творческой группы)

Условное разделение учащихся на группы по уровням способностей.

Второй этап:

1. Применение дифференцированного подхода на всех этапах урока.

Создать условия для осознания и осмысления учебной информации

2. Работа с учащимися по развитию профессиональных навыков, возможность самостоятельного определения целей и решения поставленных задач.

3.Переход к этапу сотрудничества преподавателя и студентов (вовлечение в творческую работу по следующим направлениям: сбор материала, социальные опросы, помощь в подготовке и проведении урока)

Третий этап:

Подготовка сообщений, докладов, исследований.

Оказание помощи в самостоятельной работе студентов.

Участие в ученических конференциях

Самостоятельность, профессиональная грамотность, компетентность будущих специалистов.

Учащиеся поступают к нам в колледж по разным причинам: не поступили в высшие и средние учебные заведения, нет средств к обучению и т.д. Всего 45% учащихся поступает с желанием получить именно данную специальность. Поэтому, в первые дни обучения проводятся адаптационные мероприятия, которые направлены и на осознание правильности профессионального выбора.

На уроках естественного цикла нашли применение приемы следующих технологий: уровневая дифференциация, проблемное обучение, исследовательская деятельность, работа в группах, развитие критического мышления через чтение и письмо, ИКТ. Ни одна из технологий не универсальна: у каждой есть свои сильные и слабые стороны. Только сочетание технологий, адаптация их к возрасту учащихся, их особенностям может дать желаемый эффект.

Использование современных информационных технологий является средством повышения мотивации обучения на уроках естествознания.

Их применение при изучении предметов естественного цикла даёт возможность:

шире использовать аудиовизуальные средства, что делает содержание изучаемого материала более наглядным, понятным, занимательным, проводить быстрое и эффективное тестирование учащихся, организовать самостоятельную работу учащихся, учить их работать со справочным материалом. Компьютерные технологии позволяют учителю разнообразить учебную деятельность: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач, практические занятия и т.д.

Самостоятельная деятельность студентов по составлению презентаций помогает им осмыслить поставленную цель. Презентации студентов по общей биологии по темам: «Происхождение жизни на Земле», «Происхождение человека» дали возможность заглянуть в прошлое нашей планеты и получить ответы на вопросы происхождения жизни.

Традиционная урочная система преподавания предметов естественного цикла сложилась давно. Используемые средства и оборудование подобраны с учётом типа урока, его цели, этапов и направлены, прежде всего, на активизацию мотивационной сферы учащихся.

Слайдовый показ материала позволяет сэкономить время, оптимизировать процесс обучения, структурировать материал, а использование анимации делает его более доступным восприятию и пониманию учащихся.

Наиболее интересным и познавательным стал урок: «Наследственные болезни человека», где студенты могли подробно узнать о наследственных заболеваниях человека, причинах их возникновения и методы диагностики.

Таким образом, применение новых информационных технологий повышает эффективность урока и мотивационную познавательную активность учащихся.

Познавательный интерес – это важнейший мотив учения школьников, залог успеха. Он проявляется в активности и внимании учащихся на уроках, в их эмоциональных реакциях, в вопросах учителю, в чтении дополнительной литературы и т.п.

Отсюда следует, что необходима система средств и приемов возбуждения, поддержания и укрепления интереса учащихся к урокам биологии, которые далеко не всегда расцениваются учащимися как интересные и нужные.

Известны три вида стимулов интереса учащихся к уроку:

1) идущие от его содержания;

2) вызываемые характером и видами деятельности учеников на уроке;

3) вытекающие из их отношений с учителем и друг другом на уроке.

Что в содержании урока вызывает интерес к нему? Прежде всего - наличие новизны в учебном материале. Нередко тема урока уже знакома из курса прошлого года, из средств массовой информации и поэтому материал представляется хорошо известным и неинтересным, он воспринимается поверхностно. Необходимо с помощью проблемных вопросов, требующих глубокого понимания темы урока, или путем записи на доске плана урока показать учащимся его новизну. Интерес к уроку могут стимулировать различные аспекты его содержания, но и для их восприятия важно возбудить эмоциональную сторону интереса. С этой целью используются произведения искусства, стихи, музыку, слайды, красочные иллюстрации, живые объекты, эпиграфы к учебной теме, к уроку, которые создают определенный эмоциональный настрой учащихся.

Эмоциональный отклик студентов вызывает использование краеведческого материала, который позволяет лучше познать и полюбить природу родного края.

Так использование материала о родном крае, редких и исчезающих животных и растениях вызывает большой интерес у студентов при изучении экологии. При подготовке к урокам важно продумывать о взаимосвязи изучаемого материала и применение этих знаний в реальной жизни.

Наибольший интерес и стремление к познанию вызывает работа в группах, что оживляет общение студентов, где каждый желает высказать свою точку зрения.

Для поддержания и укрепления интереса студентов к урокам, особое значение имеет организация учебной деятельности учащихся так, чтобы она была разнообразной по формам и видам учебной работы в течение урока, поисковой, самостоятельной, развивающей мышление.

Разнообразие видов учебной работы на уроке достигается путем комбинирования и вариативного сочетания разных методов и приемов обучения, разных средств наглядности и форм работы (индивидуальной, коллективной, групповой, фронтальной), а также с помощью варьирования структуры урока и использования новых интересных форм работы.

Способствует интересу к уроку и такой стиль отношений между учителем и учащимися, который создает доброжелательную и увлеченную совместным процессом познания атмосферу урока, когда учащиеся наблюдают убежденность и эрудицию преподавателя, который поощряет даже маленькие успехи слабого ученика, поддерживает у каждого веру в свои силы. Немалую роль играют и отношения с однокурсниками, дисциплина во время урока.

С целью формирования познавательного интереса учащихся, активации их на уроках биологии используются различные приемы.

В методике биологии существует большое разнообразие методических приемов.

Например, во время рассказа или лекции демонстрирует опыт, отдельные слайды презентации. Эти приемы можно назвать демонстрационными, они иллюстрируют речь учителя, способствуют образному восприятию биологического объекта или процесса.

Рассказ, лекция, беседа сопровождаются рисунком на доске, вычерчиванием схемы, записью новых терминов, определений. Это графические приемы, которые обогащают слово учителя графическим образом, помогают выделить нужный вопрос, привлечь внимание к основному содержанию.

Используются также логические приемы, которые требуют проведения анализа явлений, обобщения и систематизации фактов, формулирования выводов. Овладение учащимися логическими приемами ведет к повышению качества их знаний. В основе логических приемов лежат мыслительные операции, поэтому овладение ими свидетельствует о сформированности интеллектуальных умений, о развитии учащихся.

Прием новизны предполагает включение в содержание учебного материала интересных сведений, фактов, исторических данных.

Приемы создания проблемной ситуации.

Прием значимости, при котором создается установка на необходимость изучения материала в связи с его биологической, народнохозяйственной или эстетической ценностью.

Одним из условий реализации мотивационной деятельности студента является модульное обучение, которое основано на следующей идее: ученик должен учиться

сам, а учитель обязан осуществлять управление его учением: мотивировать,

организовывать, координировать, консультировать, контролировать.

. Модуль – это целевой функциональный узел, в котором объединено: учебное содержание и

технология овладения им в систему высокого уровня целостности.

Таким образом, модуль выступает средством модульного обучения, т.к. в него

входит: целевой план действий, банк информации, методическое руководство по

достижению дидактических целей. Именно модуль может выступать как программа

обучения, индивидуализированная по содержанию, методам учения, уровню

самостоятельности, темпу учебно-познавательной деятельности ученика.

Создавая модуль, преподаватель предполагает самостоятельную деятельность студентов, которая сможет осуществиться осознанно.

Таким образом, необходимо каждому учителю, прежде, чем приступить к уроку, продумать, как он будет развивать мотивы обучения.

Известно, что развитие мотивов обучения идет двумя путями:

1. Через усвоение учащимися общественного смысла учения.

2. Через саму деятельность учащегося, которая должна чем-то заинтересовать его.

На первом пути главная задача педагога состоит в том, чтобы, с одной стороны, донести до сознания ребенка те мотивы, которые общественно не значимы, но имеют достаточно высокий уровень действительности. Примером может служить желание получать хорошие оценки. Учащимся необходимо помочь осознать объективную связь оценки с уровнем знаний и умений. И, таким образом, постепенно подойти к мотивации, связанной с желанием иметь высокий уровень знаний и умений. Это, в свою очередь, должно осознаваться учащимися, как необходимое условие их успешной, полезной обществу деятельности. С другой стороны, необходимо повысить действенность мотивов, которые осознаются как важные, но реально на их поведение не влияют.

Цель, поставленная учителем, должна стать целью ученика. Для превращения цели в мотивы-цели большое значение имеет осознание учеником своих успехов, продвижение вперед.

Для проблемы методов стимулирования и мотивации учения выделены основные группы мотивов учения: мотивов познавательного интереса и мотивов общественного плана, которые можно кратко и более конкретно обозначить как мотивы общественного долга и ответственности.

Так, создавая ситуацию успеха для учащегося, хотелось бы, чтобы наступил такой момент, когда учащиеся будут стараться создать ситуацию успеха для своего педагога.

Сегодня необходимо создавать ситуации успеха, ведь успех в учении и в жизни – один из источников внутренних сил учащегося, рождающий энергию для преодоления трудностей, желание учиться, залог будущей успешной социализации выпускника.



Список используемой литературы


1. Зверев И. Д. Общая методика преподавания биологии. Пособие для учителя/ И.Д.Зверев.- М.: «Просвещение», 1985.- с.45

2. Максимова В. Н., Ковалева Г. Е. и др. Современный урок биологии. Пособие для учителя/ В.Н. Максимова.- М.: «Просвещение», 1985.-с.67

3. Квасова Л. С., Фролова Н. А. О некоторых аспектах экологического образования школьников.// Биология в школе. – М., 1998. - №3. – с:36-40

4. Мирзоев С. С. Активизация познавательного интереса учащихся.// Биология в школе. – М., 2007. - № 6. – с.:35-38.

5. Шамардина Т. В. Формируем учебно-познавательную компетентность учащихся.// Директор школы. – М., 2007. - №4. – с:57-62.

6. Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа / А. Г. Асмолова. - М.: Смысл, 2002. - 416 с.9

7. Блохин Н.В. Технология модульного открытого обучения в системе модернизации образования / Н. В. Блохин // Психологическое сопровождение процессов модернизации образования и профессионализации кадров: Материалы международного симпозиума. Часть 1. - 2002. - С. 24-25.

8. Резапкина Г.В. Я и моя профессия: Программа профессионального самоопределения для подростков / Г. В. Резапкина. - М.: Генезис, 2000. - С.94-98.

9. Шамова Т.И. Модульное обучение: сущность, технология // Биология в школе. М.- 2002.- №5. – с.: 34-36.

10. Тихонова А.Е., Диденко Т.И., Нащечина М.М. Обучающие модули: способ построения // Биология в школе. М. - 2005. - №6. – с.65-68.

11. Берсенева Л.А. Два модульных урока по естествознанию // Биология в школе. М..- 1996. - №1. – с.32-34.

12. Бурцева О.Ю. Модульная технология обучения// Биология в школе. М.- 1999. - №5. – с. 25-28.




ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ НА УРОКАХ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ.
  • Биология
Описание:

    В своей работе над созданием устойчивой мотивационной сферы деятельности студента, я выделяю три основных этапа. Каждый этап определяет задачи и содержание работы, прогнозирование результат

1. Выявить исходный индивидуальный уровень, степень сформированности учебных умений и навыков (анкетирование, входной контроль, наблюдение в ходе обучения, средний школьный балл.

2. Определить для учащихся основные направления работы по активизации интереса и развитию творческих способностей (подготовительная работа по созданию творческой группы)

 

Условное разделение учащихся на группы по уровням способностей.

Автор Чалкина Наталья Анатольевна
Дата добавления 03.01.2015
Раздел Биология
Подраздел
Просмотров 599
Номер материала 22280
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓