Главная / Обществознание / Формирование метапредметных результатов на уроках обществознания

Формирование метапредметных результатов на уроках обществознания

Формирование метапредметных результатов

на уроках обществознания


Романова Ирина Николаевна, учитель обществознания муниципального общеобразовательного учреждения

Касаргинская средняя общеобразовательная школа

Сосновского муниципального района Челябинской области


Метапредметные результаты обучения обществознания являются одними из обязательных требований к результатам обучения и освоения содержания курса обществознание в соответствии с Федеральным государственным стандартом основного общего образования. Они проявляются в: «умении сознательно организовывать свою деятельность, умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на: 1) использование элементов причинно-следственного анализа; 2) исследование несложных реальных связей и зависимостей; 3)определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов; 4) поиск и извлечение информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа; 5) перевод информации из одной знаковой системы в другую ( из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.); 6) подкрепление изученных положений конкретными примерами».1

Предшествующим нормативным документом, федеральным компонентом государственного стандарта по обществознанию в требованиях к уровню подготовки выпускников содержались умения: «осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах ( текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов знания по заданным темам: систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы».2

В процессе преподавания обществознания в курсе основной школы в нашей школе используется учебно-методический комплекс по обществознанию под редакцией Л.Н. Боголюбова. Частью учебно-методического комплекса являются рабочие тетради. В структуре рабочих тетрадей есть задания, которые являются «продолжением» учебника (Заполни таблицу, используя текст учебника), и задания, направленные на получение новых знаний ( Прочитай текст и выполни задания).Задания в тетрадях составлены таким образом, что в ходе их выполнения учащиеся совершенствуют свои умения: в использовании элементов причинно-следственного анализа; в исследовании несложных жизненных ситуаций, в определении сущностных характеристик изучаемого объекта, выборе верных критериев для сравнения; в поиске и извлечении нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа; в переводе информации из одной знаковой системы в другую; в подкреплении изученных положений конкретными примерами, в том числе на основе межпредметных связей и личного опыта. Например, в рабочей тетради для 5 класса авторов Л.Ф.Ивановой, Я.В.Хотеенковой содержатся задания: заполнить схему, заполнить таблицу, заполнить пропуски в предложениях, сделать вывод, ответить на вопросы, сделать подписи под рисунком, подготовиться к обсуждению, написать рассказ, разгадать кроссворд, нарисовать иллюстрацию, ответить на вопросы по тексту, задание на определение черт сходства и различия, подобрать пословицы, объяснить смысл пословицы, составить диаграмму, используя словарь найти определения понятий, задания на аргументацию своей точки зрения, составление сравнительных таблиц по предложенным критериям, анкеты. В рабочих тетрадях с каждым годом обучения задания усложняются. В 6 классе ( Авторы также Л.Ф.Иванова, Я.В.Хотеенкова) появляются такие задания как «составление предложения из рассыпавшихся слов», тесты, назвать понятие или термин по предложенному описанию, составить памятку, сравнить объекты по различным признакам, задания установление факта и оценки, учатся действовать по алгоритму. В рабочих тетрадях для 7-9 класса ( авторы О.А.Котова, Т.Е.Лискова) содержатся тексты, познавательные задачи, высказывания известных людей, вводится много заданий для самоконтроля, много схем, диаграмм, таблиц. Включены задания на анализ текста, диаграммы; задания на определение понятий и терминов, предполагающих работу со словарём, текстом учебника. Высказывания известных людей, содержащиеся в рабочих тетрадях, нацелены на подготовку учащихся к написанию эссе, способствуют формированию умений аргументировать своё суждение. Все виды заданий позволяют обучать учеников умениям преобразовывать информацию из текста в другие графические формы – таблицы, схемы, графики, диаграммы. Использование комплекта рабочих тетрадей, разработанных авторским коллективом, обеспечивает последовательность и преемственность в заданиях, предложенных учащимся для выполнения на уроке и дома. Работа по формированию навыков самостоятельной и практической деятельности как части метапредметных результатов осуществляется в системе преподавания с 5 по 11 класс. Работа с рабочими тетрадями с 5 по 9 класс обеспечивает формирование метапредметных результатов обучения. Рабочие тетради в преподавании курса обществознания я использую на протяжении многих лет, с момента появления такого вида организации учебной деятельности. Их использование помогает при подготовке учащихся к государственной итоговой аттестации. В 10-11 классах для каждого урока имеется раздаточный материал (рабочие листы), содержащий тексты, таблицы, схемы, диаграммы. На каждом уроке материал представлен как минимум в четырёх знаковых системах, позволяющих структурировать, преобразовывать тексты в таблицы, схемы; анализировать данные диаграмм, графиков; вставлять пропущенные слова в схемы, в предложения и т.д. Кроме этого я использую в своей работе работу с учебником, фрагментами документов, работу со справочной литературой, самостоятельную работу учащихся с применением ИКТ – технологий. С 2003 года выпускники 11 класса принимали участие в сдаче экзаменов в форме единого государственного экзамена. Результаты выполнения первых экзаменационных работ по обществознанию в 9 и 11 классах свидетельствовали о том, что учащиеся испытывали трудности при работе с текстом: составить план, находить в нём требуемую информацию, раскрывать теоретические положения на конкретных примерах; формулировать собственные суждения и аргументы по социальным проблемам. Основной проблемой являлось неумение самостоятельно осмысливать информацию и незнание приёмов работы с текстом. То есть выпускники недостаточно владели опытом познавательной и практической деятельности, включающей работу с источниками, с текстом. В данном случае под текстом понимается любая информация: схема, произведение художественной литературы, текст в учебнике, график, статья. Значит, для устранения данной проблемы нужно было решить две взаимосвязанные задачи: обучить учащихся навыкам работы с текстовой информацией и организовать работу таким образом, чтобы у школьников действительно были возможность и условия для её самостоятельного осмысления. В решении этой проблемы я использовала рабочие тетради. Материалы рабочих тетрадей помогают развивать необходимые учебные умения в дополнение к имеющимся приёмам работы, таким как работа с текстом, с сетью Интернет.

«Приёмы работы с сетью Интернет: «свободный поиск» - задание « свободного поиска» ресурсов по подготовке к ГИА и ЕГЭ по обществознанию; учащиеся делают обзор того, что было найдено, используя популярные поисковые системы; «реферат» - ученику или мини-группе даётся тема и задание написать реферат с использованием ресурсов Интернета;«презентация» - ученику или мини-группе даётся задание подготовить презентацию по заданной теме; «Найди ответ на вопрос» - даётся задание найти примеры судебной защиты прав потребителей;

Приёмы работы с текстом: заданная последовательность информации; сочетание текста с иллюстративным материалом, (прерывистое чтение текста); объединение разных текстов по одной теме; ( обществознание 5 класс урок-практикум «Образование в жизни человека» даются четыре текста и задания в виде различных тестов. Цель – ученик получает самостоятельно всю информацию. Находит в тексте все необходимые сведения, выделяет главное, сравнивает. Даются чёткие критерии оценивания).

Приём «Анализ текста по предложенной схеме» учащиеся получают распечатку текста документа. Текст должен быть доступен для понимания школьниками. Учитель предлагает провести анализ данного документа, опираясь на перечень вопросов, зафиксированных на доске, или индивидуальной памятке. Поставленные вопросы могут для младших школьников носить репродуктивный характер. Школьники производят предварительное ознакомление с текстом документа и списком предложенных вопросов; учитель даёт комментарии, обращая внимание на субъективизм различных видов письменных источников.3

Опыт работы свидетельствует, что многим учащимся сложно изложить текст параграфа кратко, своими словами, выделить основное содержание в нём, ответить на вопросы, составить план текста. Учащиеся не пользуются приёмом выделения главного и фиксации его в пунктах плана не только потому, что не умеют этого делать, но и потому что им трудно окончательно сформулировать намеченные ими пункты плана. Предлагаю ряд заданий, которые могут быть использованы для формирования умения создавать план текста. Задание 1. Цель – развитие умений выделять главное содержание прочитанного, сокращать информацию. Прочитать фрагмент параграфа и выполнить задания: не заглядывая в текст, отметьте верные и неверные утверждения; подчеркните ключевые слова каждого абзаца, составьте план текста, запишите названия пунктов плана на отдельных листах (учащиеся работают в парах); перемешайте листки с названиями пунктов плана, возьмите по равному количеству листков; на обороте каждого листка напишите одно предложение, раскрывающее смысл данного пункта плана; расположите названия пунктов плана в верном порядке. Проверьте себя по тексту параграфа. Задание 2. Цель – развитие умений структурировать информацию, создавать план ответа по теме. Перед вами – рассыпанные листки с пунктами плана ответа на вопрос С8 экзамена по обществознанию. Найдите пункты, которые могут быть основными в плане (1,2,3) и те, которые их детализируют (1.1, 2.1, 3.1). Сформулируйте, как могло звучать задание, план которого вы составили. Подумайте, как можно было бы изменить составленный вами план (расширить, детализировать).

Применяю памятки для составления плана, которые содержатся в рабочих тетрадях.

По протоколам ЕГЭ за 2010-2012 годы можно проследить следующие результаты:

С 1- С 4 – составное задание с фрагментом неадаптированного текста.

С 8 – задание, требующее составления плана развёрнутого ответа по конкретной теме обществоведческого курса.


Результаты выполнения заданий части С единого государственного экзамена по обществознанию 11 класс (в скобках указано максимальное количество баллов за ответ).


Кол-во сдающих ЕГЭ

С 1

С 2

С 3

С4

С8

2010

1

2 (2)

2(2)

1(3)

1(3)

2(2)

2011

4

2 (2)

2(2)

3(3)

3(3)

1(2)

2012

2

2(2)

1(2)

1(3)

1(3)

1(3)


Задания части С по обществознанию в 9 классе предполагают анализ источников: составить план текста, ответить на вопросы по тексту, привести примеры из текста, объяснить мысль автора, используя текст и обществоведческие знания, привести свои примеры и аргументы.

Результаты государственной итоговой аттестации за 2013, 2014 годы в части выполнения заданий С 1-С 6 по обществознанию


Год

Кол-во уч-ся

С1

С2

С3

С4

С5

С6

2013

1

2 (2)

2 (2)

2 (2)

3 (3)

1 (2)

2 (2)

2014

1

1(2)

2(2)

1(2)

1(3)

1(2)

2(2)


Таким образом, для решения обозначенной проблемы были решены поставленные задачи: учащиеся обучены навыкам работы с текстовой информацией и организована работа таким образом, что у школьников действительно есть возможность и условия для её самостоятельного осмысления. Самостоятельная и практическая деятельность является составной частью метапредметных результатов обучения. Таким образом опыт работы по формированию навыков самостоятельной и практической деятельности на уроках обществознания будет использован в дальнейшей работе.


Литература


  1. Обществознание Рабочие программы Предметная линия учебников под редакцией Л.Н.Боголюбова 5-9 классы Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: «Просвещение», 2011.

  2. Сборник нормативных документов. Обществознание /сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2007.

  3. Л.Ф.Иванова Я.В. Хотеенкова Обществознание Рабочая тетрадь 5 класс Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. - М.: «Просвещение», 2012

  4. Л.Ф.Иванова Я.В. Хотеенкова Обществознание Рабочая тетрадь 6 класс Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. - М.: «Просвещение», 2012.

  5. О.А.Котова, Т.Е.Лискова. Обществознание Рабочая тетрадь 7 класс Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. - М.: «Просвещение», 2013.

  6. О.А.Котова, Т.Е.Лискова. Обществознание Рабочая тетрадь 8 класс Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. - М.: «Просвещение», 2013.

  7. О.А.Котова, Т.Е.Лискова. Обществознание Рабочая тетрадь 9 класс Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. - М.: «Просвещение», 2010

  8. Кафедра учителей обществознания и права: концепция, методики, инновации /авт. – сост. Е.А. Мавлютова.-Волгоград, «Учитель», 2009.


1 Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под ред. Л.Н.Боголюбова. 5-9 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. - М.: «Просвещение», 2011. с. 8-9

2 Сборник нормативных документов. Обществознание /сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: «Дрофа», 2007. с.29

3 Кафедра учителей обществознания и права: концепция, методики, инновации /авт.-сост. Е.А.Мавлютова.- Волгоград: «Учитель», 2009.

Формирование метапредметных результатов на уроках обществознания
  • Обществознание
Описание:

 Данная статья представляет собой методическое руководство по формированию метапредметных результатов обучения обществознанию в основной школе. Она может быть использована  начинающими учителями обществознания. В статье даётся понятие метапедметных результатов обучения, преемственность в программах по обществознанию к результатам освоения курса.Описываются приёмы формирования метапредметных результатов на уроках обществознания в основной школе  с использованием рабочих тетрадей по обществознанию к учебно-методическому комплекту под ред. Л.Н.Боголюбова с 5 по 9 класс. Представлен опыт работы по формированию навыков самостоятельной и практической деятельности на уроках обществознания как составной части метапедметных результатов

Автор Романова Ирина Николаевна
Дата добавления 18.11.2014
Раздел Обществознание
Подраздел Другое
Просмотров 1605
Номер материала 2219
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓