Главная / Школьному психологу / Формирование личностностных и коммуникативных УУД на психологическом занятии "Я в мире, мир во мне".

Формирование личностностных и коммуникативных УУД на психологическом занятии "Я в мире, мир во мне".

Тема: «Я в мире, мир во мне»

Цель: формирование личностных и коммуникативных УУД в подростковой среде.

Задачи:

1.Продиагностировать первоначальное эмоциональное состояние в игровой форме.

2.Обучать рефлексивным навыкам глубокого знакомства с собой.

3.Развивать интерес к себе как к индивидуальной личности, к осознанию ценности собственных успехов через игровое взаимодействие и творчество.

4.Формировать коммуникативные навыки в совместной деятельности для сплочения детского коллектива.

Целевая группа: учащиеся 7 класса

Форма работы: групповая (15 – 20 человек)

Продолжительность занятия: 40 минут.

Методика проведения упражнений:

- Групповая дискуссия;

- Кооперативное обучение;

- Психогимнастика,

- Упражнения – энергизаторы.

Материально- техническое оснащение:

-бейджи;

- словарь С. И. Ожегова;

- чистые листы А 4;

- клубок ниток;

- лист ватмана;

- свечи;

- листы - «подарки».

Занятие проходит с компьютерным сопровождением.

ПЛАН ЗАНЯТИЯ


Этап

Продолжительность

1.Приветствие

2 мин

2. Разминка - разогрев, погружение

2 мин

3. Основная часть

30 мин

Вступительное слово, определение темы занятия

3 мин

Упражнение «Моё Я»

4 мин

Упражнение «Все мы разные»

6 мин

Упражнение – энергизатор

1 мин

Упражнение «Мои главные достижения»

5 мин

Упражнение «Клубок»

6 мин

Упражнение «Ковёр мира»

5 мин

4. Заключительная часть.

6 мин

Упражнение «До следующей встречи!»

3 мин

Упражнение «Подарок»

2 мин

5. Рефлексия

1 мин

Всего

40 мин





Ход занятия

  1. Приветствие (2 мин).

Задачи этапа: знакомство участников группы между собой и ведущего группы, вспомнить законы тренинга, фиксирование и диагностика настроения участников на начало занятия.

- Добрый день, рада видеть вас на занятии. У вас будет возможность испытать себя, выполнить различные задания. Важно, не кто лучше и быстрее их выполнит, а чтобы делали все.

Вы уже давно знакомы и со мной, и друг с другом. Давайте по очереди назовём свои имена и вспомним законы наших занятий. ( Участники называют свои имена и рассказывают про законы занятий с психологом, которые высвечиваются на экране компьютера).

  • Закон «00».

Все участники тренинга вовремя приходят к началу занятия в заранее оговоренное время.

  • Закон микрофона.

Говорит тот, у кого в руках «микрофон».

  • Закон активности.

Вы имеете право не участвовать в каком – либо упражнении, не заранее сообщите об этом намерении.

  • Закон «Я – высказывания».

Излагайте свою точку зрения только от первого лица.

  • Закон тактичного и доброжелательного отношения ко всем участникам группы.

Во время тренинга необходимо терпимо относится к чужим особенностям.

  • Закон имени.

Называйте своё имя перед каждым высказыванием в незнакомой группе.

  • Закон вежливости.

Называйте всех участников представленным именем.

  • Закон «Здесь и сейчас».

Всё происходящее рассматривайте только в рамках тренинга.

  • Закон конфиденциальности.

Всё что происходит на тренинге остаётся здесь, ни с кем из людей не участвующих в тренинге, не обсуждается.

  • Закон предложения только своего участия.

Предлагать в добровольцы только себя.

  • Мы не учителя на уроке, поэтому оценок никому не ставим.

  • Каждый имеет право на своё мнение.

  1. Разминка - разогрев, погружение (2 мин).

Задачи этапа выравнивание эмоционального фона, сплочение участников группы в единую команду для достижения конечного результата работы.

В начале нашего занятия хотелось бы узнать:

  • У кого сейчас хорошее настроение, похлопайте в ладоши;

  • Поменяйтесь местами те, у кого в классе есть друзья;

  • Поменяйтесь местами те, кто уверен в себе;

  • Похлопайте в ладоши те, кто хорошо знает себя;

  • Поменяйтесь местами те, кто согласен с пословицей: «Один в поле не воин»;

  • Похлопайте в ладоши те, кто не знает тему нашего занятия.

  1. Основная часть.

Вступительное слово, определение темы занятия (3 мин).

- Попробуете определить тему нашего занятия, прослушав стихотворение А. Усачёва.

У речки стоял удивительный домик.

В том домике жил удивительный гномик.

До пола была у него борода

А в той бороде проживала Звезда.

Не знал ни забот, ни тревог этот гном

Звезда освещала собою весь дом,

И печку топила, и кашу варила,

И сказки ему перед сном говорила.

И гном с восхищеньем чесал в бороде,

Что было, конечно, приятно Звезде.

Кормилась она только крошками хлеба,

И ночью гулять выходила на небо.

Так шли потихоньку года и века…

Но кончилась в доме однажды мука.

И гном, распростившись с насиженной печкой

С рассветом отправился в город за речкой.

А в городе том не носили бород…

- Ха-ха, хо-хо-хо!- стал смеяться народ.

- Вот чело!- каждый ему говорил.

И гном испугался. И бороду сбрил.

И на пол упала его борода,

И тут же его закатилась Звезда.

У речки теперь есть обычнейший дом.

Живёт в этом доме обычнейший гном.

Опять отросла у него борода.

Но больше к нему не вернулась Звезда.

А. Усачёв

- О чём это стихотворение?

- Что делает нас непохожим на других?

- Что такое «индивидуальность»?

Тема нашего занятия: «Я в мире. Мир во мне». Мы постараемся посмотреть на себя как на индивидуальность, личность и определим роль каждой личности в окружающем нас мире.

С. И Ожегов в своём словаре дал такое определение:

Слайд: « Индивидуальность - это особенности характера и психического склада отличающее одного человека, как личность, от другого».

Л. Н. Толстой говорил, сравнивая людей с реками:

Слайд: «… вода во всех одинаковая, и везде одна и та же, но каждая река бывает то узкая, то быстрая, то чистая, то холодная, то мутная, то тёплая. Так и люди. Каждый человек носит в себе зачатки всех свойств людских и иногда проявляет одни, иногда другие и бывает часто совсем не похож на себя, оставаясь все между тем одним и самим собой».

- Что хотел сказать Л. Н. Толстой этими словами?

Вывод: да, каждый человек по своей природной сути уникален, индивидуален. Важно понять свою уникальность, полюбить себя таким, какой ты есть, стремясь при этом к лучшему, саморазвиваясь и воспитываясь.

  1. Упражнение «Моё Я» (4 мин).

Выйти в центр круга, назвать своё имя и качество, присуще ему, начинающееся на ту же букву, что и имя (Наталья – надёжная …)

Итог упражнения: кратко сообщите о своих ощущениях.

Вывод: вот мы и выяснили, каким вы себя видите. Кому-то это было сделать легко, а кому – то не очень. Мы узнали друг о друге новое и ещё раз отмечены некоторыми участниками те качества, о которых мы уже знали. Главное - все мы, в основном, разные личности, индивидуальности.

2. Упражнение «Все мы разные» (7 мин).

У каждого участника одинаковый формы, размера, качества, цвета лист бумаги.

- Сейчас мы выполним упражнение, которое ещё раз нам докажет, что все мы разные. Главное условие – не смотреть ни на кого и слушать инструкцию. Слушайте внимательно и выполняйте следующее:

1. Сложите лист пополам.

2. Оторвите правый верхний уголок.

3. Опять сложите лист пополам.

4. Снова оторвите верхний правый уголок.

5. Сложите лист пополам.

6. Оторвите правый верхний уголок.

Разверните листы и положите их на пол в круг. Попробуйте найти среди остальных получившихся снежинок точно такую же, как у вас. Снежинки должны быть совершенно одинаковыми. Нашли?

- Рассмотрите ещё раз все снежинки, представляя, что это - люди. Мысленно ответьте на вопросы:

- Какие чувства возникают при рассматривании листов?

-Какие снежинки не нравятся, и что с ними хотелось бы сделать?

-Что хочется сделать с теми снежинками, которые понравились?

- Какие чувства они у вас вызывают?

Затем участники по команде закрывают глаза и делают несколько шагов по кругу и наугад выбирают одну из снежинок. Ведущий разрешает открыть глаза, разглядеть доставшуюся снежинку и почувствовать, что им нравится в ней, а что нет. Если досталась собственная снежинка, то решить, хочется ли что-то изменить и что именно.

Как только участники начали размышлять над своим выбором, ведущий как бы размышляет вслух, говоря, что сейчас участники испытывают чувства, моделирующие ситуацию жизненного выбора с заранее неизвестными последствиями и готовность человека принять этот заранее неизвестный ему выбор.

- Что испытывали во время упражнения?

- Какой вывод вы сделали для себя?

Вывод: одинаковых людей нет, Различны способности, возможности, личностные качества, и поэтому снежинки получились разные, хотя задание было для всех одинаковое.

Упражнение диагностирует способность участников к принятию новой ситуации и выбора.

Упражнение – энергизатор: короткое физическое упражнение.

3. Упражнение «Мои главные достижения» (5 мин).

Участник описывает один самый успешный поступок или решение в ситуации кризиса, увлечения, хобби. Рассказывает, что он, как личность приобрёл в данном хобби или поступке. После каждого участника остальные в тех случаях, если есть совпадения с описанным, голосуют. Участники каждый раз аплодируют образовавшейся группе.

В заключении предоставляется возможность малым группам, объединённым совпадением, обсудить, как они совместно будут реализовать свои достижения.

- Поделитесь своими ощущениями, которые испытали во время упражнения.

Вывод: у разных людей могут быть одинаковые интересы, хобби. Они могут переживать одинаковые чувства, создавать планы.

4. Упражнение «Клубок» (6 мин).

Ведущий предлагает каждому участнику назвать качество личности, помогающее жить в обществе, при этом они передают клубок друг другу, разматывая его. В конце концов, все участники будут связаны между собой. Педагог отмечает, что вот так связаны между собой люди, связаны деятельностью, событиями, желаниями, поступками. Но иногда нить может оборваться.

Педагог предлагает переместиться участников с одного места на другое.

- Трудно ли было перемещаться?

- Как удалось выполнить задание?

Вывод: для того, чтобы люди в обществе понимали друг друга, нужны определённые правила.

Какие? (участники высказывают свои мнения)

Правила, как итог упражнения показаны на слайде, и если они принимаются, участники хлопают в ладоши:

  1. уважение

  2. активное участие в работе

  3. умей видеть и отметить хорошее в каждом

  4. критикуя, не обижай, а предлагай лучшее

  5. откровенность

  6. искренность

  7. доброжелательность

- Это лишь малый список необходимых правил, который может пополниться самостоятельно каждым из вас.

5. Упражнение «Ковёр мира» (5 мин).

Инвентарь - лист плотной бумаги, на котором группа смогла бы поместиться с трудом.

Группа должна простоять на этом листе в течение 1 минуты, не имея никаких внешних точек опоры.

Итог: трудно ли было выполнить задание? В чём трудность?

Как вы её преодолели?

Вывод: «ковёр мира» - символ сплочённости, единства, взаимопомощи, дружбы в коллективе разных людей, личностей, индивидуальностей. Только вместе, дружно люди смогут добиться в жизни определённых целей.

  1. Заключительная часть.

1. Упражнение «До следующей встречи!» (3 мин).

Встанем в круг. У каждого из вас в руках свеча. В центре круга находиться большая свеча. Зажжем свечи, послушаем музыку. Посмотрите на вашу свечу, – она излучает свет, тепло, радость, счастье сегодняшнего дня. Посмотрите, вокруг вас такие же свечи и все они излучают в два раза больше радости, тепла, счастья и объединяют нас всех в одно единое целое, в один дружный и крепкий коллектив. Я попрошу сейчас высказать впечатления о сегодняшнем дне тренинга и подарить свои пожелания участникам группы.

2. Игровое упражнение «Подарок»(2 мин).

- Сейчас, пожалуйста, встаньте в круг, рассчитайтесь по порядку и запомните свой номер. Здесь, в этой комнате, для каждого из вас есть небольшой подарок. Вспомните свой номер, под таким же номером вы найдёте свой подарок. И помните, ничто не случайно. То, что скажет твой подарок, - предназначается именно вам каждому. Каждый находит в комнате листок (в виде сердца, звёздочки и др.) со своим номером, на обратной стороне которого написано пожелание. Примеры пожеланий:

  1. Чтобы контролировать ситуацию, надо оставаться спокойным.

  2. В споре умей выслушивать собеседника до конца.

  3. Уважай чувства людей.

  4. Любую проблему можно решить.

  5. Будь внимателен к людям, с которыми общаешься.

  6. Не сердись, улыбнись.

  7. Начни свой день с улыбки.

  8. Будь увереннее в себе.

  9. Раскрой своё сердце, и мир раскроет свои объятия.

  10. Взгляни на своего обидчика – может, ему просто нужна твоя помощь.


5. Рефлексия (1 мин)

- Что вам дало сегодняшнее занятие?

- Что вы будете использовать в дальнейшей жизни?

- Наш сегодняшний тренинг подошёл к завершению. Мы расстаёмся с надеждой на

следующую встречу.

Литература:

  1. Агеев В. С. Психология межгрупповых отношений.-М.,2003

  2. Андреева Г. М. Психология социального познания.- М., 2000.

  3. Горбушина О.П. Психологический тренинг. Секреты проведения.- СПб.: Питер, 2007.

  4. Классный руководитель. Научно-методический журнал № 4. Москва 2009.

  5. Справочник классного руководителя № 3 Издательский дом «МЦФЭР» ресурсы образования, 2009.

  6. Чекина Т. И. Шесть шагов к уверенному поведению./ Программа тренинговых занятий. – Нижний Новгород: Изд-во ООО «Педагогические технологии», 2009.

  7. http://www.people.nnov.ru/volkov/conflictology/Latynov_V_conflict_review.html

  8. http://psy.1september.ru/

9. http://www.sergilch.narod.ru/index.html



Формирование личностностных и коммуникативных УУД на психологическом занятии "Я в мире, мир во мне".
  • Школьному психологу
Описание:

Занятие, проведённое  для  учащихся 7 класса, было важным и необходимым, в котором подросток учился осмыслению своей индивидуальности - особенности характера и психического склада отличающее одного человека, как личность, от другого.

Цель занятия: формирование личностных и коммуникативныхУУД в подростковой среде.

Задачи:

1.Продиагностировать первоначальное эмоциональное состояние в игровой форме.

2.Обучать рефлексивным навыкам глубокого знакомства с собой.

3.Развивать интерес к себе как к индивидуальной личности, к осознанию ценности собственных успехов через игровое взаимодействие и творчество.

4.Формировать коммуникативные навыки в совместной деятельности для сплочения детского коллектива.

Для выявления эмоционального состояния учащихся была проведена разминка-разогрев при помощи определённых упражнений, в результате чего произошло погружение в занятие.

Чтобы у учащихся сформировать рефлексивные навыки глубокого знакомства с собой, были выполнены упражнения «Мое Я». Особенность упражнения заключалась в том, что подростку необходимо было выйти в центр круга, назвать своё имя и качество, присущее ему, начинающееся на ту же букву, что и имя (Наталья – надёжная …), что для подростка было непростым действием, особенно для тех, у кого занижена самооценка. Для закрепления результата было проведено упражнение «Все мы разные». В результате этого упражнения учащиеся сделали выводы, что все люди разные и их надо воспринимать такими, какие они есть.

Для развития интереса к себе как к индивидуальной личности выполнялось упражнение «Мои главные достижения», в котором учащиеся описывали один самый успешный поступок или решение в ситуации кризиса. В итоге учащиеся отметили, что у разных людей могут быть одинаковые интересы, хобби, что они могут одинаково переживать, планировать свои дальнейшие действия. Тем самым, в ходе занятия шло формирование личностного УУД.

Для формирования коммуникативных навыков учащихся в групповой деятельности были выполнены  творческие задания, в результате чего учащиеся пришли к выводу, только вместе, в  дружном единении люди смогут добиться в жизни определённых целей. Решению задачи помогли упражнения «Клубок», «Ковёр мира».

Игровое упражнение «Подарок» закрепило окончательный результат занятия (каждый учащийся находит в комнате листок в виде сердца со своим номером, на обратной стороне которого  написано пожелание). Примеры пожеланий: чтобы контролировать ситуацию, надо оставаться спокойным;  в споре умей выслушивать собеседника до конца; начни свой день с улыбки и др.

Упражнение «До следующей встречи!» было предложено школьникам для активизации воображения, где использовались следующие  приемы: поиск ассоциаций, приемы психотехники медиативного упражнения. Первичное закрепление материала проводилось с помощью следующих средств: использование презентации и раздаточного материала, закрепление теоретических знаний на практике (игр, упражнений). Мотивация к дальнейшему изучению данной темы формировалась с помощью  доверительности и открытости в общении, организации рефлексии (самоанализ) на  занятии. Управление состоянием подростков  осуществлялось преимущественно за счет  диалоговой формы общения на занятии. В заключении необходимо отметить, что проведённое занятие в 7 классе «Я в мире, мир во мне» было успешным благодаря подобранным упражнениям. В результате определённых заданий учащиеся раскрывали свой внутренний мир, формировали коммуникативные навыки в разных ситуациях. Занятие отвечало требованиям ФГОС ООО с использованием продуктивных психолого-педагогических технологий: ИКТ-технологий, социоигровых, ТРИЗ. На занятия создавались условия для детей свободного выбора, самостоятельного принятия решений, выражений своих чувств, высказываний. Учащиеся формировали навыки работы в группах.

Автор Семыкина Наталья Александровна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Школьному психологу
Подраздел
Просмотров 727
Номер материала 37583
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓