Главная / Классному руководителю / Формирование личностных УУД на классных часах

Формирование личностных УУД на классных часах

«Формирование Личностных УУД посредством классных часов»

Для развития у младших школьников личностных УУД, необходимо использовать идеи технологии самовоспитания А.А.Ухтомского.

Необходимо помнить следующую истину: нельзя мотивировать, кого бы то ни было, если не мотивирован сам.

Поскольку речь идет о мотивации к самосовершенствованию, предлагаю Вам испытать на себе прием социокультурного подхода к воспитанию «Временная линия», главный секрет которого кроется в общении на уровне трех модальностей «вижу, слышу, чувствую».

Тренинг с педагогами: Прием мотивирования «Временная линия»

- Закройте глаза и представьте себя лет пять назад, образ должен быть ярким и четким…

- Постарайтесь услышать себя со стороны: вспомните, что и как вы объясняете или просто говорите…

Почувствуйте, куда вы двигаетесь: вверх или вниз. А куда хотелось бы? Какой образ вам больше нравится нынешний или прошлый? Что надо бы? А что лучше бы?

Помните, нельзя мотивировать другого, если не мотивирован на это сам. Теперь я уверена, что Вы будете слушать меня с интересом.

Продолжим. Докажем целесообразность и актуальность использования технологии самовоспитания в современном воспитательном процессе.

Стандарты II поколения требуют от учителя, чтобы он занялся организацией таких личностных УУД:

1.Положительное отношение к учению, к познавательной деятельности;

2.Желание приобретать новые знания, умения;

3.Осознание своих трудностей и стремление к их преодолению;

4.Участие в творческом, созидательном процессе;

5.Признание общепринятых этических норм, способность к самооценке;

6.Осознание себя как гражданина, уважение и интерес к другим народам;

7.Стремление поддерживать свое здоровье и состояние окружающей среды.

Обратите внимание на пункты 3 и 5.

Эффективно решить поставленные задачи может помочь использование технологии самовоспитания личности, автором которой является русский физиолог Алексей Алексеевич Ухтомский.

Главной целью данной технологии является создание условий для перехода воспитания в самовоспитание, введение личности ребенка в режим саморазвития через формирование веры в себя и снабжение его инструментарием самовоспитания.

Дерево задач этой технологии предполагает работу воспитателя по следующим направлениям:

1.Превращение процесса школьного воспитания в самовоспитание;

2.Осуществление личностного подхода в учебно-воспитательном процессе;

3.Развитие нравственной, волевой, и эстетической сфер личности;

4.Формирование веры ребенка в себя;

5.Формирование умений самовоспитания и самосовершенствования;

6.Обеспечение ребенку условий для максимального самовыражения, самоутверждения, самореализации;

7.Создание воспитательной среды, стимулирующей у учащихся потребности в самосовершенствовании.

Здесь хочется обратить ваше внимание на пункты 5 и 7.

Не правда ли много общего?

Любая деятельность педагога, чтобы стать эффективной, должна осуществляться в системе. Необходимо разработать систему классных часов с использованием технологии самовоспитания.

Важнейшей задачей технологии самовоспитания школьника для мотивации учебно-воспитательного процесса является использование потребностей саморазвития.

Основой интенсивного саморазвития личности являются ее высшие потребности - социальные и духовные.

Таким образом, ведущей мотивацией должна стать не познавательная и не внешняя социальная, а внутренняя, нравственно-волевая мотивация.

Как пример реализации данной концепции предлагаю вашему вниманию фрагмент классного часа «Хочу стать лучше» в форме коррекционного занятия, целью которого является формирование нравственно-волевой мотивации к самосовершенствованию, т.е. желание уничтожить в себе отрицательные качества и воспитывать качества положительные.

Для перестройки на заданную стратегию мышления создается ресурсный круг в образе класса – солнышка, ведь чтобы класс стал лучшим необходимо, чтобы каждый в нем был лучшем, т.е. работал над собой.

Теперь можно провести с детьми тренинг по уничтожению в себе отрицательных черт.

На листе бумаге они обрисовывают свою руку и на ее пальчиках надписывают черты характера, от которых хотели бы избавиться.

При этом соседу по парте не разрешается подглядывать, но разрешается шепнуть на ухо одно отрицательное качество соседа. Услышавший должен записать его. Если это качество еще не записано.

Этот лист со списком всего плохого в себе дети сминают и выкидывают в коробку.

Учитель предлагает детям высказаться, что они почувствовали, когда сминали и выкидывали свои отрицательные черты.

Большинство ребят повторили мнение, что почувствовали злость на плохое в себе или на себя, так как до сих пор от этого не избавились. Были и такие, кто почувствовал облегчение, обновление себя.

После такого «очищения» необходимо создать условия формирования нового Я. Сначала ребятам предлагается изобразить себя в образе солнышка, лучики которого – положительные черты характера ребенка, лучики второго солнышка – действия, которые необходимо совершать, чтобы получить эти ощущения.

При этом можно активно пользоваться помощью друзей.

Более того, дети сравнивают свое мнение с мнением родителей (подобное задание родители выполняли на родительском собрании)

Высоко поднимали руки те дети, лучики которых совпали с лучиками родителей. Если лучик совпал с пальчиком мамы, ребёнку предлагалось поговорить с мамой, почему она не видит в нем этого качества.

Так ребята оформили яркую страничку в портфолио в разделе «Мне обо мне».

Далее проводится коллективный тренинг по формированию нового Я.

- Представьте себя в ситуации, где проявилось бы ваше одно из отрицательных качеств. Вспомните, какой поступок вы совершали, когда вас так назвали или могли назвать. Почувствуйте отношение к такому своему образу. Кто почувствовал, сожмите левый кулак…

- Представьте себя в ситуации, где проявлялось лучшее ваше качество, где бы вас хвалили окружающие. Попробуйте ощутить это состояние успеха, сожмите медленно и сильно правый кулак…

- Вспомните свой отрицательный образ – сожмите левый кулак. Представьте, что ему на встречу движется ваш образ положительный, и соедините руки.

Подсознание само выберет, какой образ более важен для вас. Если правая рука оказалась сверху, то вероятно уже активно работает над собой. Если же левая рука сверху, а стать лучше очень хочется, то вам необходима помощь и пример старшего, мудрого, уважаемого человека.

Так можно работать над формированием положительно нравственно-волевой мотивации к самосовершенствованию. Ведь целью данных упражнений является создание условий для перехода воспитания в самовоспитание, введение личности ребенка в режим саморазвития через формирование веры в себя и ненавязчивое снабжение его инструментарием самовоспитания. Желаю Вам поверить в себя и овладеть в совершенстве этими слагаемыми успеха в самосовершенствовании.

Формирование личностных УУД на классных часах
  • Классному руководителю
Описание:

Необходимо помнить следующую истину: нельзя мотивировать кого бы то ни было, если не мотивирован сам.

Поскольку речь идёт о мотивации к самосовершенствованию, предлагаю Вам испытать на себе приём соцокультурного подхода к воспитанию, главный секрет которогокроется в общении на уровне 3 - х модальностей " вижу, слышу, чувствую".

Тренинг с педагогами: приём мотивирования "временная линия"

- Закройте глаза и представьте себя лет пять назад, образ должен быть ярким и чётким...

- Постарайтесь услышать себя со стороны: вспомните, что и как Вы объясняете или просто говорите...

- Почувствуйте, куда Вы двигаетесь...

Автор Девятых Наталья Николаевна
Дата добавления 23.12.2014
Раздел Классному руководителю
Подраздел
Просмотров 1520
Номер материала 10923
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓