Главная / Директору-завучу / ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ГИМНАЗИСТА НА ТРАДИЦИЯХ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ

ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ГИМНАЗИСТА НА ТРАДИЦИЯХ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ

Токарева Е. М.

учитель православной культуры

МОУ «Майская гимназия Белгородского района

Белгородской области»



ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ

СОВРЕМЕННОГО ГИМНАЗИСТА

НА ТРАДИЦИЯХ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ

Одной из инновационных форм работы с учащимися в практике современного образования является формирование личности гимназиста в социокультурном пространстве на традициях православной культуры.

Учитывая потребности современного общества, учителю необходимо вести работу, направленную на возрождение народных культурных традиций, которые создавались многими поколениями, и являются основой духовного, нравственного, эстетического и патриотического воспитания подрастающего поколения.

В России духовно – нравственное воспитание традиционно содействовало становлению человека на основе православной культуры. Обращение к опыту православной культуры в настоящее время, когда идет поиск духовного возрождения России, особенно актуально.

Методологической основой духовно – нравственного воспитания становятся нормы и традиции православия и народной культуры, представленные в различных аспектах:

- нравственно – эстетическом;

- культурно – историческом;

- этнокультурном.

В нашей гимназии также ведется работа по формированию личности современного гимназиста на традициях православной культуры. Целью нашей деятельности является духовно – нравственное воспитание детей на основе сопряжения культуры, традиций и православия.

Духовно – нравственное воспитание школьников строится нами на следующих принципах:

- системно организованный подход,

- ценностная ориентация,

- сохранение исторической памяти народа,

- краеведческий принцип,

- принцип воспитания на традициях,

- лингвистический принцип.

Именно через уроки православной культуры и внеклассные мероприятия, встречи, беседы формируются базовые духовно – нравственные идеалы (добродетель, благочестие, бескорыстие, любовь к земле, дому, Родине).

Включение этнокультурного компонента в учебный и воспитательный процесс позволяет осуществлять национальное воспитание школьников, знакомить их с культурой и традициями русского народа. «Изучение традиций и культуры народа помогает глубже проникнуть в ментальность нации, постичь ее дух. Народная культура является хранителем вековых традиций, опыта, самосознания, а также выражением философских, нравственных, эстетических взглядов. Поэтому так важно для становления личности овладение комплексом народных традиций и народного искусства». [3, с. 3].

Работу с детьми мы осуществляем по следующим направлениям: православное искусство, архитектура, музыка, православные святые, притчи, православные праздники.

Для реализации плана работы необходимо всемерное развитие социального партнерства храма святого Алексия п. Майский и гимназии.

Предоставление учащимся возможности приобщаться к православной культуре выявило потребность в разработке плана сотрудничества с храмом:

  1. Составление плана совместной работы.

  2. Обзорная экскурсия в храм. Беседа «История создания храма».

  3. Праздник «Рождество Христово».

  4. День Защитника Отечества. Беседа «Святые защитники земли Русской».

  5. Экскурсия в храм. Знакомство с внутренним устройством храма.

  6. Экскурсия в храм. Беседа «Великий пост».

  7. Праздник праздников, Торжество Торжеств.

  8. Экскурсия в храм. Беседа «Русская духовная музыка».

  9. Экскурсия в храм. Беседа «Библейские притчи».

Приведем пример текста для беседы во время проведения классного часа:

Ученики и слушатели Спасителя часто были простыми, неучеными людьми. Чтобы им легче было понять Его учение, Иисус Христос часто объяснял его притчами – простыми, понятными примерами из жизни. Например, притча о Сеятеле. Эта притча рассказывает о Слове Божием и людях, которые слушают Его по – разному: одни забывают, другие же сохраняют услышанное.

Вышел Сеятель сеять на поле. Он разбрасывал семена, и они падали на вспаханную землю. Некоторые упали около дороги, где плуг не прошел, и земля осталась твердой и не вспаханной, и птицы сейчас же поклевали их. Другие семена упали на камни, оставшиеся на вспаханном поле, дали ростки, но не могли вырасти, так как для них не было достаточно влаги. Иные упали среди сорной травы, и она, выросши, закрыла солнечный свет и теплоту, и слабые ростки завяли. Семена же, упавшие на хорошо вспаханную, влажную и мягкую землю, пустили крепкие корни, дали колосья, на которых выросло по тридцать, шестьдесят, а то и по сто новых зерен. Спаситель сказал: «Земля – это душа каждого человека. Семя означает Слово Божие. Упавшее при дороге и съеденное птицами семя – это Слово Божие, услышанное человеком, не подготовившим своей души к его принятию: такие люди не верят в Бога и не могут спастись. Семя, упавшее на камень, - это Слово Божие, принятое душой, недостаточно подготовившейся. Она сначала с радостью принимает услышанное, верует, но не крепко: как только придет горе или гонение за Слово Божие, она забывает его.

Семя, упавшее на добрую землю, - это Слово Божие, принятое и сберегаемое человеком, хорошо подготовившим свою душу. Это Слово вырастает в добром и чистом сердце, дает колос и на нем многие зерна. Чем заботливее и лучше подготовит свою душу человек, чем больше он будет заботиться об исполнении заповедей Божиих, тем больше доброго сделает в своей жизни».

Вопросы: Что такое притча? О чем узнали из текста притчи? и др.

Самой интересной формой работы по формированию личности школьника в социокультурном пространстве на традициях православной культуры является проведение праздников: Пасхи, Рождества Христова, Покрова Пресвятой Богородицы и др. Необходимо отметить роль родителей в подготовке к праздникам.

Можно сделать вывод о том, что духовно – нравственное воспитание формирует ядро личности школьника, благотворно влияет на все стороны и формы взаимоотношений его с миром, способствует развитию высокой духовности, становлению граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах России.

Список литературы

  1. Бородина А. В. Основы православной культуры: Организация курса. Лекции по курсу ОПК. – М.: Основы православной культуры, 2006. – 88 с.

  2. Православная культура в школе. (По месяцам). Учебно – методическое пособие/ Сост. Бычкова В. М. – М.: Издательский дом «Покров», 2004.

  3. Туранина Н. А. Традиции и культура русского быта: учебное пособие. – Белгород: Изд – во «Сигма», 2004. – 72 с.

  4. Шорыгина Т. Венок святости. Методическое пособие для учителей. Сборник сценариев православных праздников. – М.: НОУ «Институт экспертизы образовательных программ и государственно – конфессиональных отношений», 2005.






ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ГИМНАЗИСТА НА ТРАДИЦИЯХ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ
  • Директору-завучу
Описание:

  В нашей гимназии ведется работа по формированию личности современного гимназиста на традициях православной культуры. Целью нашей деятельности является духовно – нравственное воспитание детей на основе сопряжения культуры, традиций и православия.

Духовно – нравственное воспитание школьников строится нами на следующих принципах:

- системно организованный подход, 

- ценностная ориентация,

- сохранение исторической памяти народа,

- краеведческий принцип,

-  принцип воспитания на традициях,

-  лингвистический принцип.

 

       Именно через уроки православной культуры и внеклассные мероприятия, встречи, беседы формируются базовые духовно – нравственные идеалы (добродетель, благочестие, бескорыстие, любовь к земле, дому, Родине). 

Автор Токарева Елена Михайловна
Дата добавления 03.01.2015
Раздел Директору-завучу
Подраздел
Просмотров 353
Номер материала 24064
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓




Похожие материалы