Воронцова Н.Ю.
г.Ставрополь
ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ В
УСЛОВИЯХ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
Государственный стандарт образования определяет в
качестве приоритетной задачи в преподавании историко-обществоведческого курса
формирование компетентностей школьников.
Компетентность – это использование в повседневной
жизни и практической деятельности различных методов, знаний и умений, а также
информации. Поэтому наиболее актуальным, на мой взгляд, становится поиск
технологий обучения, создающих условия для реализации компетентностного подхода
в гуманитарном образовании школьников. Что, в свою очередь, по мнению ученого-социолога
Ю.В. Меркурьева, позволяет решать проблему согласования и интеграции
педагогических технологий.[1] Обучение проектной деятельности – одна из тех
технологий, предполагающая целенаправленную деятельность на реализацию
поисковых, учебных, исследовательских, практических задач на предметной,
межпредметной и надпредметной основах. Это один из вспомогательных инструментов
в процессе социализации личности, позволяющий охватить две взаимосвязанные
стороны: усвоение социального опыта и проявление индивидуальности.[2]
Проект по истории и обществознанию – это творческая,
самостоятельная деятельность учащегося, которая предполагает следующее: поиск
информации; анализ и обобщение материала; выработку гипотез собственных
исследований; проверка и обоснование идей; практическую деятельность. То есть,
это возможность развития проблемного мышления у учащихся через постепенный
отход от монологического общения к диалоговому общению.[3]
Применением проектной технологии я начала заниматься с
2005 года на базе Ставропольского базового медицинского колледжа и с 2007 г. на
базе МОУ гимназии №9 г. Ставрополя. Сформировалась определенная система в
управлении самостоятельной деятельностью учащихся и типология применяемых в
процессе преподавания историко-обществоведческого курса проектов. Среди
известных типологий хотелось бы выделить интеллектуально-эвристические
(информационные) проекты, направленные на поиск, анализ и личностную оценку
знаний о чем-либо; интегрированные и исследовательские проекты, наиболее
сложные, выполняемые подготовленными и заинтересованными в исследовательской
работе учащимися и имеющие четко обозначенную исследовательскую проблему; ориентированные
на практику, творческие и аналитические проекты, наиболее интересны учащимся,
т.к. предполагают эксперимент и цель которых создание моделей, игр, выставок,
смотров и пр.
Использование проектной технологии формирует у
учащихся ключевые компетентности: исследовательскую, творческую,
интеллектуальную, интеграционную и др., помогающие не только развивать
полученные знания, но и применять их в жизни, путем решения задач
компетентностного характера.
Немаловажна и роль учителя в проектной деятельности
учащихся. От учителя как руководителя проектной деятельности ученика требуется
не столько руководство ею, сколько создание условий для активной деятельности;
ему необходимо проявлять максимум инициативы, умело координировать, управлять,
т.е. быть менеджером, а также консультировать, проводить экспертизу, но ни в
коем случае не быть исполнителем.[4] Поэтому педагог должен сам уметь создавать
проекты, иметь широкий кругозор, высокий уровень культуры, творческие
способности. В этом вопросе я согласна с мнением В.Ф. Круглова о том, что необходима
подготовка для школ специалистов, понимающих значимость подобной работы.[5]
Как и любая технология, проектная деятельность имеет
свои сложности, но главное – это преимущества: достижение разумного баланса
между теорией и практикой; повышение уровня познавательной активности, качества
знаний и развитие ключевых компетентностей; реализация задач профориентации;
результативность как достижение, в которое вкладывается душа исполнителя.[6]
Литература:
[1] Меркурьев Ю.В. Школьное образование в контексте кризиса техногенной
цивилизации//Социология и социальная антропология.М.,1998,вып.№4/2010,http://www.info@vusnet.ru
[2]Недосекина Н.В.Учебная интеграция в условиях профильного обучения.,2009,http://festival.1september.ru
[3] Меркурьев Ю.В.Школьное образование в контексте кризиса техногенной
цивилизации//Социология и социальная антропология.М.,1998,вып.№4/2010,http://www.info@vusnet.ru
[4]См.:Куклянова Л.Г.Школа как фактор социализации личности.2009,http://festival.1september.ru
[5]Круглов В.Ф.Освоение социологического знания в средней школе.Тезисы.1998,http://www.soc.pu.ru
[6]См.:Выготский Л.С.Педагогическая психология.М.:Педагогика,1991.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.