Главная / Обществознание / ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

Воронцова Н.Ю.

г.Ставрополь

ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

Государственный стандарт образования определяет в качестве приоритетной задачи в преподавании историко-обществоведческого курса формирование компетентностей школьников.

Компетентность – это использование в повседневной жизни и практической деятельности различных методов, знаний и умений, а также информации. Поэтому наиболее актуальным, на мой взгляд, становится поиск технологий обучения, создающих условия для реализации компетентностного подхода в гуманитарном образовании школьников. Что, в свою очередь, по мнению ученого-социолога Ю.В. Меркурьева, позволяет решать проблему согласования и интеграции педагогических технологий.[1] Обучение проектной деятельности – одна из тех технологий, предполагающая целенаправленную деятельность на реализацию поисковых, учебных, исследовательских, практических задач на предметной, межпредметной и надпредметной основах. Это один из вспомогательных инструментов в процессе социализации личности, позволяющий охватить две взаимосвязанные стороны: усвоение социального опыта и проявление индивидуальности.[2]

Проект по истории и обществознанию – это творческая, самостоятельная деятельность учащегося, которая предполагает следующее: поиск информации; анализ и обобщение материала; выработку гипотез собственных исследований; проверка и обоснование идей; практическую деятельность. То есть, это возможность развития проблемного мышления у учащихся через постепенный отход от монологического общения к диалоговому общению.[3]

Применением проектной технологии я начала заниматься с 2005 года на базе Ставропольского базового медицинского колледжа и с 2007 г. на базе МОУ гимназии №9 г. Ставрополя. Сформировалась определенная система в управлении самостоятельной деятельностью учащихся и типология применяемых в процессе преподавания историко-обществоведческого курса проектов. Среди известных типологий хотелось бы выделить интеллектуально-эвристические (информационные) проекты, направленные на поиск, анализ и личностную оценку знаний о чем-либо; интегрированные и исследовательские проекты, наиболее сложные, выполняемые подготовленными и заинтересованными в исследовательской работе учащимися и имеющие четко обозначенную исследовательскую проблему; ориентированные на практику, творческие и аналитические проекты, наиболее интересны учащимся, т.к. предполагают эксперимент и цель которых создание моделей, игр, выставок, смотров и пр.

Использование проектной технологии формирует у учащихся ключевые компетентности: исследовательскую, творческую, интеллектуальную, интеграционную и др., помогающие не только развивать полученные знания, но и применять их в жизни, путем решения задач компетентностного характера.

Немаловажна и роль учителя в проектной деятельности учащихся. От учителя как руководителя проектной деятельности ученика требуется не столько руководство ею, сколько создание условий для активной деятельности; ему необходимо проявлять максимум инициативы, умело координировать, управлять, т.е. быть менеджером, а также консультировать, проводить экспертизу, но ни в коем случае не быть исполнителем.[4] Поэтому педагог должен сам уметь создавать проекты, иметь широкий кругозор, высокий уровень культуры, творческие способности. В этом вопросе я согласна с мнением В.Ф. Круглова о том, что необходима подготовка для школ специалистов, понимающих значимость подобной работы.[5]

Как и любая технология, проектная деятельность имеет свои сложности, но главное – это преимущества: достижение разумного баланса между теорией и практикой; повышение уровня познавательной активности, качества знаний и развитие ключевых компетентностей; реализация задач профориентации; результативность как достижение, в которое вкладывается душа исполнителя.[6]

Литература:

[1] Меркурьев Ю.В. Школьное образование в контексте кризиса техногенной цивилизации//Социология и социальная антропология.М.,1998,вып.№4/2010,http://www.info@vusnet.ru

[2]Недосекина Н.В.Учебная интеграция в условиях профильного обучения.,2009,http://festival.1september.ru

[3] Меркурьев Ю.В.Школьное образование в контексте кризиса техногенной цивилизации//Социология и социальная антропология.М.,1998,вып.№4/2010,http://www.info@vusnet.ru

[4]См.:Куклянова Л.Г.Школа как фактор социализации личности.2009,http://festival.1september.ru

[5]Круглов В.Ф.Освоение социологического знания в средней школе.Тезисы.1998,http://www.soc.pu.ru

[6]См.:Выготский Л.С.Педагогическая психология.М.:Педагогика,1991.



ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
  • Обществознание
Описание:

Компетентность – это использование в повседневной жизни и практической деятельности различных методов, знаний и умений, а также информации. Поэтому наиболее актуальным, на мой взгляд, становится поиск технологий обучения, создающих условия для реализации компетентностного подхода в гуманитарном образовании школьников. Что, в свою очередь, по мнению ученого-социолога Ю.В. Меркурьева, позволяет решать проблему согласования и интеграции педагогических технологий. Обучение проектной деятельности – одна из тех технологий, предполагающая целенаправленную деятельность на реализацию поисковых, учебных, исследовательских, практических задач на предметной, межпредметной и надпредметной основах. Это один из вспомогательных инструментов в процессе социализации личности, позволяющий охватить две взаимосвязанные стороны: усвоение социального опыта и проявление индивидуальности.

Автор Воронцова Наталья Юрьевна
Дата добавления 18.11.2014
Раздел Обществознание
Подраздел Другое
Просмотров 436
Номер материала 3136
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓