Главная / Начальные классы / Формирование коммуникативных УУД на уроках русского языка

Формирование коммуникативных УУД на уроках русского языка

7


Формирование коммуникативных УУД на уроках русского языка

За последние десятилетия в нашем обществе произошли кардинальные изменения, которые коснулись и сферы образования. Произошёл переход от признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования к пониманию обучения как процесса подготовки обучающихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе.

На сегодняшний день одной из важнейших целей начального образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования является формирование универсальных учебных действий. В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию. Учащийся сам должен стать `архитектором и строителем` образовательного процесса. Изучая разные предметы, ученик на уровне возможностей своего возраста должен освоить способы познавательной, творческой деятельности, овладеть коммуникативными и информационными умениями, быть готовым к продолжению образования.

Младший школьный возраст является благоприятным для формирования коммуникативного компонента УУД. На начальном этапе обучения индивидуальные успехи ребёнка впервые приобретают социальный смысл, поэтому в качестве одной из основных задач начального образования является создание оптимальных условий для формирования коммуникативных компетенций, мотивации достижения, инициативы, самостоятельности учащегося. Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают умения слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Учебный курс “Русский язык” занимает ведущее место в начальном обучении, поскольку направлен на формирование функционально грамотной личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют качество подготовки по другим предметам.

Свою систему работы на уроках русского языка я выстраиваю, комбинируя элементы инновационных и традиционных методик, использую информационно-коммуникационные технологии в гуманитарном аспекте содержания предмета Русский язык. Эти образовательные технологии в большей мере активизируют познавательную и коммуникативную деятельность учащихся. Благодаря интеграции, на уроках русского языка создаются условия для всестороннего развития человеческой индивидуальности, творческих способностей учащихся.

Создание проблемных ситуаций, постановка учебных проблем, проблемных вопросов - пути активизации обучения на уроках русского языка, которые помогают проявить оригинальность мышления, творческое и осмысленное отношение к приобретению знаний и умений. При этом возрастает потребность в учении, повышается внутренняя мотивация каждого ребёнка. При разрешении проблемной ситуации, у ученика, выполняющего задание, возникает психологическое состояние, требующее новых знаний об объекте или явлении, о способе или условиях выполнения действия. Данный подход фиксирует и устанавливает подчиненность знаний, умений практической стороне вопроса, расширяя содержание собственно личностными составляющими.

В своей практической деятельности я большое внимание уделяю игровым, занимательным формам работы для повышения интереса к русскому языку как к учебному предмету. Игровая форма организации урока используется при объяснении нового материала, при обобщении и повторении. Различные опорные схемы, таблицы, занимательные истории, лингвистические рассказы и сказки благотворно влияют на отношение ребят к русскому языку как учебному предмету, способствуют развитию у них наблюдательности, фантазии, зрительной памяти. Это дает возможности использования на уроках методики опережающего обучения.

Для повышения навыков грамотного письма использую грамматические игры, например: “Кто больше?”, “Цепочка слов”, “ Молчанка”, и др., игры-соревнования “Кто лучше знает правила?”, “Самое красивое слово”. Интерес к предмету вырабатываю проведением нестандартных уроков (“Урок-игра”, “Урок-соревнование”, “Урок-КВН”, “Блиц – турнир” и другие). Для учащихся такой урок – это возможность оценить роль слова, применить свои знания на практике, это другой стиль общения, положительные эмоции и развитие коммуникативных умений.

Исходной формой освоения любого культурного содержания является сотрудничество ребенка и взрослого. В школьном возрасте появляется новая форма этого сотрудничества – учебное сотрудничество. Концепция учебного сотрудничества предполагает, что большая часть обучения строится как групповое. Например, в ходе взаимной проверки группы осуществляют те формы проверки, которые ранее выполнялись учителем. Реализацию данной компетенции наиболее эффективна при проверке домашнего задания в парах или группах и на этапе анализа и решения учебных задач. Работа в группе помогает ребенку осмыслить учебные действия, позволяет дать ученикам эмоциональную и содержательную поддержку, без которой многие вообще не могут включиться в общую работу класса, например, робкие или слабые ученики. Групповая работа младших школьников предполагает свои правила:

1. Нельзя принуждать детей к групповой работе;

2. Совместная работа не должна превышать 10—15 мин;

3. Нельзя требовать от детей абсолютной тишины, но необходимо бороться с выкрикиваниями.

Для развития языковой компетентности младших школьников на уроках русского языка использую различные виды творческих работ: упражнения на запоминание, комментированное письмо, мини-сочинения, словарная работа с пословицами и фразеологическими оборотами, письмо под диктовку с предварительной подготовкой, творческие работы учащихся. Одним из наиболее интересных, важных и, в то же время, трудных видов деятельности, направленной на формирование связной речи и коммуникативных умений является написание творческих работ и совместный их анализ.

Все эти виды работ провожу в определённой системе, учитывая психолого-физиологические особенности детей каждого класса, доступность и посильность учебного материала, его практическую направленность. Первый этап - творческое списывание, которое может быть усложнено заданиями, связанными с развитием речи. В ходе работы над текстом предлагаю детям подобрать пропущенные слова, затем списать текст. (Например: Наступила … осень. Деревья покрылись… листвой.) Этот вид работы требуют от ученика меньшей самостоятельности. Творческое списывание может быть обучающим и контрольным.

Следующий этап - свободный диктант. Для свободного диктанта используется сложный текст, который сначала читается полностью, анализируется, а затем записывается по частям (учитель читает абзац, а дети пишут то, что запомнили). Этот вид работы способствует развитию умения уловить ход мыслей автора, запомнить их последовательность и связь. Для свободного диктанта необходим сюжетный текст.

Урок развития речи является разновидностью уроков русского языка, где основным упражнением традиционно считается изложение и сочинение.

Специфика выборочного изложения состоит в том, что дети учатся выделять в тексте отдельные темы, вычленять материал, относящийся к той или иной теме, строить высказывание на основе собранного материала. Выборочные изложения можно назвать связующим звеном между изложением и сочинением. Они помогают научить школьников собирать и систематизировать материал, способствуют закреплению умения определять объём и границы темы высказывания, раскрывать основную мысль.

С первых дней обучения в школе дети проявляют любовь к рассказыванию. Они делятся впечатлениями о том, как они провели лето, что видели на иллюстрациях прочитанных книг, пересказывают и сочиняют сказки, сами участвуют в их инсценировках. Позже эти устные сообщения перерастают в сочинения, которые развивают в учащихся воображение, формируют речевые навыки и умения. Ценность детского сочинения и состоит в том, насколько в нём нашли отражения его чувства, мысли, восприятие им описанного. И чем раньше начинается эта работа, тем быстрее осуществится продвижение учеников в общем, развитии. Чтобы сочинение получилось ярким, необходимо добиваться связности текста, красочности в описании, правильного построения предложения. Подготовка к написанию сочинения начинается задолго до этого. Дети ведут специальную тетрадь по развитию речи. Учащиеся выписывают отрывки из стихотворений, красивые словосочетания, работают с текстами на тему сочинения, наблюдают, собирают иллюстрации. На уроке каждый старается поделиться знаниями, которые он добыл. Это очень важно, чтобы до написания сочинения дети уже работали над отдельными словами, предложениями. При обучении написанию сочинения особое внимание уделяю подготовительной работе, которая включает в себя следующие этапы:

1. Создание речевой ситуации.

Цель - создание мотива, , пробуждение интереса к работе, организация наблюдения, обсуждение задач и условий ситуации;

2. Предварительная подготовка.

Цель - создать базу для последующей работы. Подготовка, как правило, рассредоточена во времени, проводится на уроках не только русского языка, но и литературного чтения, риторики. Организуется накопление необходимых знаний, впечатлений, ведется обучение использованию средств.

3. Написание сочинения.

(Сочинение – описание, 2 класс: У меня дома живёт котёнок. Его зовут Тишка. У него белая шёрстка, а лапки - чёрные. Тишка любит сыр и молоко. Он мой друг.)

Как показали результаты, создание речевой ситуации как отдельного этапа и включение его непосредственно в подготовку к сочинению приводит к заинтересованности учащихся в написании сочинения, неравнодушному отношению к собственному словесному творчеству. Ученики работают с большим удовольствием и получают удовлетворение.

Повышению эффективности формирования нормативного компонента коммуникативной деятельности как младших школьников, так и учащихся основной школы способствует умение осуществлять самоконтроль за высказываниями в устной и различных жанрах письменной речи, следовательно, необходимо формировать знания о нормативном использовании средств языка и способа совершенствования коммуникативной деятельности. Для этого мы знакомим школьников со словарями, регулирующими норму речи (орфоэпический, словообразовательный, грамматический, толковый, словарь заимствований и т.д.).

Самоконтроль – важнейшее учебное умение, а потребность самоконтроля – черта личности, результат длительной работы. Ученик овладевает способами самоконтроля, самооценки, умением составить доклад, писать сочинение, создавать собственный текст (сказки, пословицы, рассказы, басни, мифы и т.д.), отзыв на самостоятельно прочитанное произведение, просмотренный фильм и др.; совершенствовать содержание и языковое оформление сочинений, находить различные языковые ошибки в своём тексте; свободно владеть диалогической и монологической речью в соответствии с нормами литературного языка и требованиями этикетности речи и ситуации общения (правильность, богатство и разнообразие, точность, ясность, логичность, выразительность, уместность); использовать словари.

И еще один важный принцип работы – прогнозирование и предупреждение ошибок. Для предупреждения ошибок в контрольных диктантах в различных упражнениях дети работают со словами, которые встретятся в диктанте. Отдельные предложения из диктанта выписываются и разбираются по членам предложения. При объяснении правописания слова учащиеся записывают его в тетрадь, формулируют правило, работая по схеме. Такая работа начинается со 2 класса. При этом работают два вида памяти – зрительная и слуховая, кроме того, развивается умение логически мыслить, правильно выстраивать свои рассуждения, доказательства.

В ходе работы необходима система контроля над уровнем развития коммуникативных универсальных действий младших школьников, критерии оценки уровня сформированности коммуникативных действий. Это позволяет прослеживать позитивную динамику уровня грамотности учащихся, наблюдать тенденцию роста качества знаний при выполнении контрольных срезов, итогового контроля. По результатам выполнения учащимися творческих работ можно выявить качественные изменения в содержании, структуре, речевом оформлении работ учащихся, проследить рост числа учащихся, которые стали выполнять работу без речевых ошибок, на более высоком уровне.

Для развития коммуникативной компетенции огромное значение имеет учебно-методический комплект. В системе «Школа 2100» работа по развитию речи четко выстроена во всех учебниках и включает развитие широкого спектра навыков, предусматривает количественное и качественное обогащение словарного запаса детей, развитие связной устной и письменной речи.

Коммуникативные универсальные действия обеспечивают правильное и умелое пользованию речью в различных жизненных ситуациях, передачу другим своих мыслей и чувств, социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем.

Задача учителя – знать затруднения в усвоении учебного материала и развитии учащегося, своевременно прийти ребёнку на помощь и не забывать, что ученик и учитель – союзники. А непрерывный творческий поиск учителя во всех видах взаимодействия с учениками становится гарантией нового образовательного результата.













Список использованной литературы



1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения. М., 2009.


2. Планируемые результаты начального общего образования / Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. М., 2009.


3. Программа формирования универсальных учебных действий // Планируемые результаты начального общего образования / Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. М., 2011.


4. Виды универсальных учебных действий // Как проектировать учебные действия в начальной школе. От действия к мысли / Под ред. А.Г. Асмолова. М., 2011.


5. Словарь-справочник по педагогике. Автор-составитель В.А. Мижериков, под ред. П.И. Пидкасистого, М. 2004, с.197.


6. Дидактическая система деятельностного подхода. Разработана авторским коллективом Ассоциации «Школа 2000…» и апробированная на базе Департамента образования г. Москвы в 1998-2006.


7. Коротаева Е.В. Психологические основы педагогического взаимодействия. - М.: Профит Стайл, 2007.


8. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. - М.: Директ-Медиа, 2008.


9. Психологическая теория деятельности: вчера, сегодня, завтра. / Под ред.А.А.Леонтьева.- М.: Смысл, 2006.


10. Технология группового взаимодействия: из опыта работы учителей начальных классов Адмиралтейского района г. Санкт-Петербурга. - СПб., 2004.


11.Цукерман, Г.А. Как младшие школьники учатся учиться / Г.А. Цукерман. - М. Рига: Педагогический центр «Эксперимент», 2000. Что значит «уметь учиться». М., 2006.






























Формирование коммуникативных УУД на уроках русского языка
  • Начальные классы
Описание:

    Младший школьный возраст является благоприятным для формирования коммуникативного компонента УУД. А учебный курс “Русский язык” занимает ведущее место в начальном обучении, поскольку направлен на формирование функционально грамотной личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют качество подготовки по другим предметам.           Свою систему    работы на уроках русского языка  я выстраиваю,  комбинируя элементы инновационных  и  традиционных методик, использую информационно-коммуникационные технологии в гуманитарном аспекте содержания предмета Русский язык.

 

 

 

 

 

Автор Пузанова Наталья Владимировна
Дата добавления 01.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1243
Номер материала 19784
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓