Главная / Классному руководителю / Формирование коммуникативных умений и навыков учащихся одно из главных условий повышения качества обучения и воспитанности

Формирование коммуникативных умений и навыков учащихся одно из главных условий повышения качества обучения и воспитанности

Название документа Формирование коммуникативных умений и навыков.doc






Выступление на педагогическом заседании





«Формирование коммуникативных умений и навыков

учащихся одно из главных условий

повышения качества обучения и воспитанности»








Учитель русского языка и литературы Правильева О.В.









Существование человечества немыслимо вне коммуникативной деятельности.
Независимо от пола, возраста, образования, социального положения, территориальной и национальной принадлежности и многих других данных, характеризующих человеческую личность, мы постоянно запрашиваем, передаем и храним информацию, т.е. активно занимаемся коммуникативной деятельность
(Кухаренко В.А.).

После II Мировой войны определились два основных подхода к коммуникации:

1) информационный – рассматривает средства информации в качестве единственного стимула и источника социального развития (Белл,Бжезинский);

2) второй подход утверждает, что основным результатом коммуникации является понимание человека другим человеком, т.е. взаимное понимание (Шюц) (1, С. 15).

Выделяют пять основных компонентов в речевой коммуникации:

1) ситуация общения;

2) отправитель речи;

3) получатель речи;

4) условия протекания речевого действия;

5) речевое сообщение.

В условиях учебного процесса ситуация задается педагогом. Предметом речевой деятельности являются мысли, которые выражаются в связи с определенными мотивами в пределах определенной темы. Побуждение к речи может быть и внутренним (исходящим из потребностей самого человека) и внешним(исходящим от другого лица). Сама ситуация может заключать в себе противоречия, которые будут решены в процессе коммуникативного взаимодействия. Такая ситуация называется проблемной. Динамичность ситуации зависит от активности коммуникантов, их заинтересованности в общении, общности интересов, их отношением друг к другу, к ситуации

В словаре русского языка С.И. Ожегова «коммуникация» растолковывается как сообщение, общение. Речь как средство коммуникации
(прил. – коммуникабельный). В словаре синонимов понятия «коммуникация» и
«общение» характеризуются как близкие синонимы, что позволяет считать эти термины эквивалентами.

Основной единицей коммуникации является речевой акт. Для того, чтобы понять природу коммуникации необходимо рассмотреть природу речи. Эта проблема была разработана в исследованиях отечественных педагогов и психологов Л.С. Выготского, Л.Р. Лурия, А.А. Монтьева, Л.А. Чистович и др.
Наиболее активную работу в области речевой деятельности приводит А.А.
Леонтьев. Он выделяет внутреннюю и внешнюю речь и определяет различие структур внешней и внутренней речи. Структура внутренней речи характеризуется эллиптичностью, предикативностью, технике речи свойственна свернутость, может быть эмоционально насыщена. Основными признаками внешней речи, проявляющейся при говорении, является ее озвученность, адекватность ситуации общения, эмоциональная окраска. Особенно важно подчеркнуть тот факт, что любое коммуникативное действие имеет своей отправной точкой внутренне намерение или внешнее побуждение. По мнению А.А. Леонтьева, осуществляя общение, учащийся должен говорить не ради самой речи, а ради того, чтобы она оказала нужное воздействие Опираясь на концепцию общения, выстроенную Г.М. Андреевой, мы выделяем комплекс коммуникативных умений, овладение которыми способствует развитию и формированию личности, способной к продуктивному общению. Исследователь выделяет следующие виды умений: 1) межличностной коммуникации; 2) межличностного взаимодействия; 3) межличностного восприятия.

Первый вид умений включает в себя использование и невербальных средств общения, передача рациональной и эмоциональной информации и т.д. Второй вид умений представляет собой способность к установлению обратной связи, к интерпретации смысла в связи с изменением окружающей среды. Третий вид характеризуется умением воспринимать позицию собеседника, слышать его, а также импровизационным мастерством, что включает в себя умение без предварительной подготовки включаться в общение и организовывать его.
Владение этими умениями в комплексе обеспечивает коммуникативное общение
Преимущество использования коммуникативного подхода в учебном процессе в том, что формирование коммуникативных умений способствует повышению мотивации учащихся, содействует установлению межпредметных связей. Это способствует развитию познавательной активности, воображения, самодисциплины, навыков совместной деятельности и многому другому.

Исследователи И.Н. Горелов, В.Р. Житников, Л.А. Шкатова определяют коммуникацию как акт общения (или коммуникативный акт). По мнению педагогов, коммуникация включает в себя следующие компоненты:

1) коммуниканты (общающиеся, обычно не менее двух человек);

2) действие, которое подразумевает под собой общение (говорение, жестикулирование, мимика и т.п.);

3) содержание сообщения, характеризующееся какой-либо формой и смыслом:

5) канал связи (органы речи, слуха, зрительный, визуально-вербальный);

6) мотивы коммуникантов (цели, намерения, побуждения).

Сами коммуникативные акты педагоги рассматривают по их типам и выделяют следующие разновидности:

1) по содержанию (производственные, практически-бытовые, межличностные, научно-теоретические и т.д.);

2) по форме контактирования (прямые, опосредованные);

3) по типу связи (двунаправленные, однонаправленные);

4) по степени взаимосоответсвтвия коммуникантов (высокая, удовлетворительная, незначительная, неудовлетворительная, отрицательная);

5) по результатам (от негативного к позитивному)

Одной из принципиальных задач педагога при формировании коммуникативной компетентности является организация таких условий, при которых учащиеся приобретают навыки и умения, соответствующие высокому уровню общения.

В государственном образовательном стандарте описываемая асимметрия обосновывается также тем, что в условиях базового курса, при недостаточном объеме устной речевой практики, чтение, если ему целенаправленно обучать с первого года обучения, оказывается более доступным речевым умением для всех учащихся. Оно является важным источником для приобщения школьников к культуре народа – носителя данного языка. Овладение чтением на уровне продвинутой коммуникативной компетенции создает, кроме того, надежную основу для развития и совершенствования устно-речевых умений, а также (при желании) для дальнейшего доучивания, например, в X – XI классах, на факультативных занятиях, в средних специальных учебных заведениях, в вузе, самостоятельно

Особое место в процессе формирования коммуникативных умений у выпускников школ, должно отводиться упражнениям по развитию связной письменной речи Основой процесса восприятия как первого этапа развития связной речи является работа с готовым текстом, его анализ.
На втором этапе проводится работа, связанная с процессом порождения речи.

Усвоение текста основано на его понимании, осознании смысла и внутренних связей в его содержании. В основе понимания лежит рефлексия - использование определенных мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение и др.), помогающих ученику прийти к цели. Рефлексия, с одной стороны, отражает уровень развития языковой личности, а с другой - способствует этому развитию.

Восприятие (понимание) текста зависит от объективных знаний и собственного опыта читателя. Поэтому не случайно, что одно и то же произведение, прочитанное человеком на разных этапах жизненного пути, воспринимается им по-разному. Будучи средством постижения внутренних связей в содержании текста, понимание рассматривается как движение к знанию в процессе чтения или слушания текста, определения темы, ведущей мысли высказывания.

В процессе восприятия текста развивается эмоциональная сфера мышления ученика, формируется умение чувствовать, переживать разнообразные эмоции, воспринимать эмоциональные коннотации (оттенки).

анализ готового текста способствует развитию памяти, речевого чутья ребенка.

Анализ текста, проводимый регулярно, систематически, имеет большое значение для развития речи учащихся, формирования умения воспринимать речь других и создавать собственное высказывание. В процессе работы над готовым текстом происходит углубленное знакомство со структурой, идеей текста, техникой его создания, развивается логическое мышление учащихся, идет практическое усвоение языка в различных условиях его применения. В целом анализ текста способствует воспитанию культуры слушания и чтения.

Методика анализа текста активно разрабатывалась в трудах многих отечественных ученых (Н.М. Шанский, Л.М. Лосева, Г.В. Колшанский, Г.Я. Солганик, И.В. Арнольд, Н.А. Ипполитова, А.И. Горшков, С.И. Львова,
Л.А. Новиков, Е.С. Антонова, Т.М. Пахнова и др.). Она опирается на теорию речевой деятельности, связанную с механизмами порождения и восприятия речи.

Немаловажное значение, по нашему мнению, на уроках русского языка имеет работа по обучению школьников составлять вторичные тексты, которую можно рассматривать как подготовительный этап к обучению их самостоятельно излагать свои мысли, строить устное или письменное высказывание.

Вторичный текст - это текст, созданный на основе текста-оригинала (авторского текста). К вторичным текстам относятся аннотации, конспекты, рефераты, изложения и т.п.

Работа над вторичными текстами проходит в несколько этапов:

–      выразительное чтение;

–      выделение опорных слов и словосочетаний;

–      деление текста на относительно самостоятельные (законченные) в смысловом отношении отрезки, составление плана;

–      указание микротемы и основной мысли каждой части;

–      подготовка тезисов;

–      составление на этой основе собственного высказывания

Технологии коммуникативных игр присущи такие признаки, как экономичность, алгоритмичность, проектируемость, целостность, управляемость, демократичность и результативность. В основе организации данных игр мы используем групповую форму, включая в состав микрогруппы 5– 6 человек, распределяем обязанности, обсуждаем этапы выполнения заданий, выбираем лидера, создаем положительную эмоциональную атмосферу сотрудничества. практические занятия по русскому языку, включающие специальные упражнения, ролевые и ситуативные игры направлены на повышение коммуникативных умений. Основными методами в процессе формирования коммуникативной компетенции учеников на уроках русского языка являются диалог, дискуссию, дебаты.


Название документа Формирование коммуникативных умений и навыков.ppt

«Формирование коммуникативных умений и навыков учащихся одно из главных услов...
Существование человечества немыслимо вне коммуникативной деятельности. Незави...
1) информационный – рассматривает средства информации в качестве единственног...
В словаре русского языка С.И. Ожегова «коммуникация» растолковывается как соо...
виды умений: 1) межличностной коммуникации; 2) межличностного взаимодействия;...
коммуникация включает в себя следующие компоненты: 1) коммуниканты (общающиес...
Типы коммуникативных актов: 1) по содержанию (производственные, практически-б...
Одной из принципиальных задач педагога при формировании коммуникативной компе...
1 из 8

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 «Формирование коммуникативных умений и навыков учащихся одно из главных условий
Описание слайда:

«Формирование коммуникативных умений и навыков учащихся одно из главных условий повышения качества обучения и воспитанности»

№ слайда 2 Существование человечества немыслимо вне коммуникативной деятельности. Независим
Описание слайда:

Существование человечества немыслимо вне коммуникативной деятельности. Независимо от пола, возраста, образования, социального положения, территориальной и национальной принадлежности и многих других данных, характеризующих человеческую личность, мы постоянно запрашиваем, передаем и храним информацию, т.е. активно занимаемся коммуникативной деятельность (Кухаренко В.А.).

№ слайда 3 1) информационный – рассматривает средства информации в качестве единственного с
Описание слайда:

1) информационный – рассматривает средства информации в качестве единственного стимула и источника социального развития (Белл,Бжезинский); 2) второй подход утверждает, что основным результатом коммуникации является понимание человека другим человеком, т.е. взаимное понимание После II Мировой войны определились два основных подхода к коммуникации:

№ слайда 4 В словаре русского языка С.И. Ожегова «коммуникация» растолковывается как сообще
Описание слайда:

В словаре русского языка С.И. Ожегова «коммуникация» растолковывается как сообщение, общение. Речь как средство коммуникации (прил. – коммуникабельный). В словаре синонимов понятия «коммуникация» и «общение» характеризуются как близкие синонимы, что позволяет считать эти термины эквивалентами.

№ слайда 5 виды умений: 1) межличностной коммуникации; 2) межличностного взаимодействия; 3)
Описание слайда:

виды умений: 1) межличностной коммуникации; 2) межличностного взаимодействия; 3) межличностного восприятия.

№ слайда 6 коммуникация включает в себя следующие компоненты: 1) коммуниканты (общающиеся,
Описание слайда:

коммуникация включает в себя следующие компоненты: 1) коммуниканты (общающиеся, обычно не менее двух человек); 2) действие, которое подразумевает под собой общение (говорение, жестикулирование, мимика и т.п.); 3) содержание сообщения, характеризующееся какой-либо формой и смыслом: 4) канал связи (органы речи, слуха, зрительный, визуально-вербальный); 5) мотивы коммуникантов (цели, намерения, побуждения).

№ слайда 7 Типы коммуникативных актов: 1) по содержанию (производственные, практически-быто
Описание слайда:

Типы коммуникативных актов: 1) по содержанию (производственные, практически-бытовые, межличностные, научно-теоретические и т.д.); 2) по форме контактирования (прямые, опосредованные); 3) по типу связи (двунаправленные, однонаправленные); 4) по степени взаимосоответсвтвия коммуникантов (высокая, удовлетворительная, незначительная, неудовлетворительная, отрицательная); 5) по результатам (от негативного к позитивному)

№ слайда 8 Одной из принципиальных задач педагога при формировании коммуникативной компетен
Описание слайда:

Одной из принципиальных задач педагога при формировании коммуникативной компетентности является организация таких условий, при которых учащиеся приобретают навыки и умения, соответствующие высокому уровню общения.

Формирование коммуникативных умений и навыков учащихся одно из главных условий повышения качества обучения и воспитанности
  • Классному руководителю
Описание:

Данное сообщение с презентацией было приготовлено для выступления на педагогическом заседании по теме: "Условия повышения качества обучения и воспитанности учащихся в урочной и внеурочной деятельности".

Одной из принципиальных задач педагога при формировани коммуникативной компетентности является организация таких условий, при которых учащиеся приобретают навыки и умения, соответствующие высокому уровню общения.

Независимо от пола, возраста, образования, социального положения, территориальной и национальной принадлежности и многих других данных, характеризующих человеческую личность, мы постоянно запрашиваем, передаем и храним информацию, т.е. активно занимаемся коммуникативной деятельностью

 

 

 


Автор Правильева Ольга Владимировна
Дата добавления 07.01.2015
Раздел Классному руководителю
Подраздел
Просмотров 1216
Номер материала 41901
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓