Главная / Иностранные языки / Формирование коммуникативных компетенций на уроках немецкого языка в 5 классе.

Формирование коммуникативных компетенций на уроках немецкого языка в 5 классе.

Пятый класс – трудный и ответственный этап в жизни каждого школьника. Учебная и социальная ситуация пятого класса ставит перед ребенком задачи качественно нового уровня по сравнению с начальной школой, и успешность адаптации на этом этапе влияет на всю дальнейшую школьную жизнь.

Большинство детей переживает этот переход как важный шаг в их жизни. Для них центральное место занимает сам факт окончания младшей школы, который в той или иной мере подчеркивается учителями и родителями, и, во-вторых, предметное обучение. Дети начинают понимать и осознавать связь этих предметов с определенной областью знаний.

Возникает больше самостоятельности и ответственности. При всем положительном отношении к предоставлению свободы и самостоятельности пятиклассники порой не знают, как правильно распорядиться этими ресурсами. Сферу действия свободы и самостоятельности пятиклассников надо расширять постепенно, одновременно показывая детям, где существуют ограничения этих факторов.

Большое количество учителей сами порождают вместо одного стиля – вариативность поведения школьников. Одни учителя предпочитают «живые» уроки, когда дети активно работают, самостоятельно или сообща выдвигают гипотезы, всевозможные предположения, устанавливают причинно-следственные связи, вступают в учебные дискуссии, спорят с товарищами, отстаивая свою точку зрения. На таких уроках педагогу бывает сложно упорядочить высказывания детей, их инсайты (озарения). Однако все мы знаем, что именно в споре рождается истина.

Другие педагоги отдают предпочтение более спокойным урокам. Основными их лозунгами становятся: «Отвечаем только с поднятой рукой!», «Никаких споров и совместных решений! Это слишком шумно». К тому же придется удерживать в голове несколько версий, высказанных детьми, и давать им оценку. А точнее, подводить школьников к пониманию несостоятельности их высказываний или в их правильности. Куда проще сказать: «Молодец! Пять» или «Неверно! Три».

Как выстроить модель своего поведения с каждым педагогом, на каждом конкретном уроке? Пока ребенок решает для себя эту новую задачу, он может попасть в число неуспешных школьников и его отметочный статус будет установлен педагогом без соответствия с реальными возможностями.

Коммуникативная компетенция включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию.

Языковая компетенция предполагает знание самого языка, его устройства и функционирования , языковых норм, в том числе орфографических и пунктуационных, т.е владение инструментарием.

Именно языковая и коммуникативная компетенции способствуют формированию умений и навыков речевого общения. А для этого необходимо создавать на каждом уроке условия речевого общения. Речевая деятельность формируется во всех её видах – чтении, говорении, письме, аудировании. “Обучать общению, общаясь” – без этих условий нет урока.


Целью  обучения немецкому языку в 5 классе является овладение учащимися способностью осуществлять непосредственное общение с носителями изучаемого языка в наиболее распространённых ситуациях повседневного общения, читать несложные аутентичные тексты с целью извлечь информацию о странах изучаемого языка, их культуре и быте, а также использовать письмо. Это предполагает достижение учащимися минимального достаточного уровня коммуникативной компетенции, в процессе которого происходит воспитание, образование и развитие учащихся средствами немецкого языка.

В 5 классе расширяется речевой опыт учащихся за счет новых языковых средств и ситуаций общения. В учебном процессе особое место занимает систематизация приобретенных и приобретаемых знаний, навыков и умений их дальнейшее совершенствование.

Обучать говорению, не обучая общению, не создавая на уроках условий речевого общения, нельзя. Каждый из обучающихся достигает своих целей с помощью таких средств, как говорение, аудирование, чтение, письмо, паралингвистика, проксемика (телодвижения, позы и т.д.) и любая совместная деятельность.

Учащиеся 5 класса владеют достаточным уровнем развития речевых навыков и умений, что дает мне основание более активно включать их познавательную деятельность и способности в процесс формирования коммуникативных умений. Этому способствует проектные задания.

Этапы осуществления проекта:


1.Целеполагание (тема, цель)

2.Планирование (задания между членами группы), групповой проект

3.Исследование ( сбор информации)

4.Презентация (защита, обсужние)


В 5 классе все более возрастает удельный вес чтения как средства приобщения учащихся к культуре страны изучаемого языка, при этом увеличивается объем текстов, предназначенных для понимания основного и полного содержания. Как и в 4 классе текст является основой для построения учащихся своих письменных и устных высказываний.

Для развития умений понимать иноязычный текст на слух или про себя использую следуюшую систему упражнений:

1.упражнения, подготавливающие учащихся к восприятию текста, прогнозирование содержания текста;

2. упражнения, сопровождающие, сопровождающие слуховое/зрительное восприятие текста (составление плана, заполнение таблиц, поиск в тексте ключевых слов);

3.Упражнения, побуждающие к использованию учащимися содержания прочитанного или прослушанного текста ( пересказ текста, продолжение истории).


Первичное прочтение учащимися текста происходит только про себя , лишь когда основное содержание им понятно, может быть предложена работа над техникой чтения вслух.

Уделяю внимание скорости чтения за 1 минуту ( норма для 5 класса 400 печатных знаков). Сложные для произношения слова прочитываем по образцу учителя и хором. Учимся произносить с правильной интонацией, многократно повторяя предложения. Для умения быстрого чтения практикую скрорговорки, которые очень нравятся ученикам проговаривать с разной скорость.


Рифмовки и стишки (для техники чтения, фонетические уменияповышения словарного запаса и )


Kling – ling - ling, die Post ist da!

Kling – ling - ling, noch einen Schritt,

Kling – ling - ling, aus Afrika.

Kling – ling – ling, und du musst mit.


E,e,e – überall liegt Schnee.
Weiß ist der Hof,
weiß ist das Haus ,
alles sieht so sauber aus.
E, e, e, -überall liegt Schnee.


Еще одним видом деятельности на уроке в 5 классе является игра.

Игры положительно влияют на формирование познавательных интересов школьников, способствуют осознанному освоению иностранного языка. Они  содействуют развитию таких качеств, как самостоятельность, инициативность; воспитанию чувства коллективизма. Учащиеся активно, увлеченно работают, помогают друг другу, внимательно слушают своих товарищей; учитель лишь управляет учебной деятельностью. Игра активизирует стремление ребят к контакту друг с другом и учителем, создает условия равенства в речевом партнерстве, разрушает традиционный барьер между учителем и учеником.

·     Игра дает возможность робким, неуверенным в себе  учащимся говорить и тем самым преодолевать барьер неуверенности.

·     Итак, в играх школьники овладевают такими элементами общения, как умение начать беседу, поддержать ее, прервать собеседника, в нужный момент согласиться с его мнением или опровергнуть его.

Подвижные языковые игры

1) Игра на внимание „Alles, was Flügel hat, fliegt“

Цель: повторение существительных, психологическая разрядка.

Учащиеся кладут руки на стол. Учитель говорит «Vögel fliegen, Flugzeuge fliegen, Tauben fliegen, Häuser fliegen“. При этом он поднимает руки, имитируя полет. Ученики делают то же самое, однако лишь в том случае, если названные предметы могут летать. Игра должна проходить в быстром темпе.

3) Приветствие

Цель: эмоциональный настрой .

Учащиеся становятся лицом друг к другу.

Ich gebe dir meine schöne (linke, rechte) Hand ( протягивают руку )

Und einen dicken Kuss dazu ( округляют губки )

Ich mag dich (кладут руку на сердце) wie ein Elefant (показываем большие уши слона)

So gross ! (тянемся вверх) Und immerzu ! (обнимаем друг друга)

4) Живой рассказ

Цель: восприятие речи на слух.

Учитель готовит небольшой рассказ и к нему серию иллюстраций. Учащиеся получают иллюстрации. Затем учитель читает рассказ, учащиеся внимательно слушают. Когда учитель упоминает предмет, изображенный на их иллюстрации, они должны встать у доски. По окончании чтения должна получиться «живая» история в картинках.

8) Wir spielen , wir spielen

Учащиеся поют, сгибая называемый пальчик(и), ручку, кулачок, кивая головой.

Wir spielen, wir spielen

Und fangen lustig an

Und wenn der kleine Finger (der mittlere, der Daumen, der Zeigefinger, der Ringfinger) nicht mehr kann

Dann kommt der … (alle Finger, das ganze Händchen, das Fäustchen, das Füßchen, das Köpfchen) dran…

И куплет повторяется снова.

9) Wasser – Erde – Luft

Цель: повторение существительных, психологическая разрядка.

Ведущий кидает мяч и называет одно из мест обитания: Wasser , Erdе, Luft .

Тот, кто поймает мяч, должен назвать животное, там обитающее. Если ведущий говорит слово „ Feuer “, все встают и меняются стульями.


Также в урок включаю игры на развитие звукового и буквенного анализа слов, двигательных функций руки, пространственной ориентации

Игра 1

Цель игры: развитие внимания, воображения, моторики.

Ход игры: учитель в воздухе “пишет” простые слова. Ученики “читают” и записывают их в тетради. Выигрывает тот, кто справился с заданием лучше других.

Игра

Цель игры: развитие памяти, внимания, умения концентрироваться.

Ход игры: учитель восемь – десять раз медленно читает несколько связанных между собой по смыслу предложений, составленных на знакомом материале. Прочитав последнее предложение, сразу начинает первое, затем второе и т. д. Ни в коем случае не диктовать, нужно просто читать, не прерываясь и не делая пауз. Ученики за время чтения учителем предложений должны записать их в тетрадь. Выигрывает тот, кто быстрее всех и без ошибок запишет все предложение.

Наглядные средства:

- раздаточный изобразительный материал( для самостоятельной(индивидуальной) работы, для формирования грамматико-орфографических и речевых умений и навыков школьников);

- репродукции картин, фотографии;

- звуковые пособия;

- схемы и опорные конспекты( создают условия для свёртывания рассуждения, автоматизации умения, помогают формированию отвлечённых обобщений, способствуют запоминанию конкретного правила);

- таблицы(языковые, речевые, таблицы-схемы);

- рабочие тетради с печатной основой(для активизации самостоятельной работы школьников).

- помимо всего вышеперечисленного в своей работе использую презентации Power Point.


На мой взгляд, личностно-коммуникативное обучение включает в себя не только речевую направленность обучения, но индивидуализацию обучения, принципы функциональности, ситуативности, новизны.

В ходе планирования уроков я стараюсь соблюдать условия, необходимые для формирования коммуникативной компетенции учащихся:


  • постоянная речевая практика учащихся;


  • использование ценного коммуникативного материала;


  • постоянная активизация речемыслительной активности учащихся;


  • речевой характер урока.


В процессе обучения иностранному языку также учитываю личностные качества учащихся: темперамент, способности, жизненный опыт учащихся, мировоззрение.

Я считаю, что обеспечению коммуникативной мотивации способствуют такие факторы, как:

1)доброжелательная обстановка на уроке;

2)положительный эмоциональный климат;

3)доверительные отношения между учителем и учащимися


Учитель-предметник должен помнить, что урок в 5-м классе должен быть с частой сменой видов деятельности, включать физкультминутку.


1.На уроках не должна превышаться норма письма, на всех уроках главная общеучебная задача – формирование речевых, коммуникативных умений.


2.Новые виды учебной деятельности должны сопровождаться четкими инструкциями.


3.Задача учителя – знать затруднения в усвоении учебного материала, своевременно прийти на помощь.


4.Мы не должны забывать: «Ученик и учитель – союзники. Обучение должно быть бесконфликтным». 
Не следует забывать, что пятиклассники – народ эмоциональный. И во многом школьную жизнь они воспринимают через призму собственных эмоций. Отношение к предмету определяется личностным отношением к учителю, а не наоборот. Если нравится учитель, то нравится и предмет. Это уже в более старшем возрасте школьники будут способны оценить интеллектуальный багаж педагога, его достижения и знания. А пока для них важны забота и внимание со стороны учителя.


Формирование коммуникативных компетенций на уроках немецкого языка в 5 классе.
  • Иностранные языки
Описание:

Пятый класс – трудный и ответственный этап в жизни каждого школьника. Учебная и социальная ситуация пятого класса ставит перед ребенком задачи качественно нового уровня по сравнению с начальной школой, и успешность адаптации на этом этапе влияет на всю дальнейшую школьную жизнь.

Коммуникативная компетенция включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию.

Языковая компетенция предполагает знание самого языка, его устройства и функционирования, языковых норм, в том числе орфографических и пунктуационных, т.е владение инструментарием.

Именно языковая и коммуникативная компетенции способствуют формированию умений и навыков речевого общения. А для этого необходимо создавать на каждом уроке условия речевого общения.

Автор Мацияускене Людмила Николаевна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Иностранные языки
Подраздел
Просмотров 629
Номер материала 46713
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓