Главная / Иностранные языки / Формирование коммуникативных компетенций на уроках немецкого языка с использованием информационных технологий.

Формирование коммуникативных компетенций на уроках немецкого языка с использованием информационных технологий.

Формирование коммуникативных компетенций на уроках немецкого языка с использованием информационных технологий.


Одним из путей повышения уровня продуктивного владения иноязычной речью является использование на уроках ИЯ информационных технологий. Использование мультимедийных средств помогает реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивает индивидуализацию и дифференциацию с учетом особенностей учащихся, их уровня обученности. Мультимедийные средства нацелены на создание условий для формирования и развития коммуникативных умений и языковых навыков обучающихся. Они позволяют перейти от репродуктивных форм учебной деятельности к самостоятельным, творческим видам работы, переносят акцент на формирование коммуникативной культуры учащихся и развитие умений работы с различными типами информации и её источников.

Информационно-коммуникационные технологии не только дают учащимся возможность идти в ногу со временем, но и делают процесс обучения более интересным. Современные ИКТ реализуют важнейший дидактический принцип – принцип наглядности. Объекты, представленные посредством информационно-коммуникационных технологий, более инфор-мативные, красочные, позволяют рассмотреть процессы разносторонне, близость же знаний к реальной жизни делает эти знания более понятными. Кроме того, информационно-комму-никационные технологии позволяют сделать обучение проблемным, творческим, ориенти-рованным на исследовательскую активность. При разработке уроков с ИКТ, учитываются основные прогрессивные методы, подходы и технологии обучения:


  • личностно-ориентированный, где в центре обучения – ученик, а не учитель, деятельность познания, а не преподавания;


  • обучение в сотрудничестве – создание условий для активной совместной учебной деятельности учащихся в различных учебных ситуациях;


  • использование технологии методов проектов, в основе которых, лежит какая-либо проблема;


  • формирование языковой компетенции;


  • формирование межкультурной страноведческой компетентности.


Все используемые методы, приемы и формы работы позволяют наблюдать положительную мотивацию учащихся, т.е. заинтересованность в изучении немецкого языка.

В своей работе мы используем компьютерные технологии по нескольким направлениям.(презентация) :

    • использование компьютерных презентаций учителей

    • творческие и исследовательские работы

    • учащихся в форме электронных презентаций.

    • презентации-проекты учащихся.

    • компьютерные тесты

    • интерактивный комплекс;

    • электронные учебники и пособия, демонстрируемые с помощью компьютера и мультимедийного проектора;

    • образовательные ресурсы Интернета

    • DVD и CD диски.

Tехнология использования ММП на уроке состоит из следующих этапов:

  • преддемонстрационного (прогнозирование темы урока по фотографиям, ключевым словам, кроссворду, формулировка целей и задач для учащихся, повторение материала);

  • демонстрационного (предъявление нового материала);

  • рефлексивного (мониторинг, выводы).

1) При проведении речевой зарядки учитель имеет возможность при вхождении в тему дать вопросы и ответы в готовом виде, изменив порядок ответов. На более продвинутом этапе изучения темы ответы к вопросам предлагаются в виде ключевых слов, далее идут вопросы без ответов и по окончании темы учащиеся сами составляют вопросы по данным словам.

2) На демонстрационном этапе организуется формирование навыка в продуктивной речи при предъявлении, тренировке и применении нового материала .

Для ММП лексических, грамматических явлений, формирования навыка чтения, говоре-ния мы используем следующие приёмы:

  1. Презентации учителя.

Требования к наглядности, представляемые к презентации.

•Нейтральная цветовая гамма фона слайда

•Простая структура шаблонов

•Оправданное использование эффектов анимации и звуковых эффектов

•Расположение на слайде не более 5 элементов

•Наименьший размер шрифта, который может увидеть аудитория, 24пт.

•Сопровождение слайдов функцией «заметки», «примечания».

•Использование функции «рисование» на слайде в ходе показа.



С использованием презентаций в программе Power Point чаще всего проводятся такие типы уроков:

1) лекционные, которые имеют главной целью, не иллюстрировать, а зрительно дать сложный материал для записи учащимся в удобной форме(таблицы, схемы);

2) уроки - иллюстрации по темам, где существует необходимость ярких зрительных образов;

3) уроки - наглядные пособия, помогающие как образцы, создавать учащимся подобные работы самостоятельно.

4) уроки-праздники, уроки – путешествия для учащихся начальных классов, например, праздник «АВС», « Weihnachtsreise“, „Im Zoo“ и т.д.(презентация) , а в старших классах «Путешествия в страну изучаемого языка».

И последнее что необходимо отметить: используя слайд - фильмы, интерактивные модели, можно осуществлять дифференцированный, индивидуальный подход в работе с учащимися, владеющими разной степенью освоения учебного материала.

2 ) Презентации-проекты учащихся.

В конце изучения темы учащимся предлагается сделать проект-презентацию, в которой они покажут степень владения материалом, проявят свои творческие способ-ности. Выполняя это задание, они используют все имеющиеся у них знания по изучен-

ной и предыдущим темам, включая лексику, грамматику, межпредметные связи, знания по информатике и дугим предметам, а затем публично защищают свои работы.(презентация)

3) Творческие и исследовательские работы в форме электронных презентаций

В начале изучения темы ученикам индивидуально или по группам предлагается список тем для творческих работ. Темы выбираются из уже изученного материала страноведческого характера (мой город, моя школа, страны изучаемого языка, их города, знаменитые люди, каникулы и т.д.), а школьники должны их расширить, показать свое видение материала. Им предлагается алгоритм выполнения работы, даются сроки промежуточного контроля и консультаций. В течение учебного года учащиеся защищают свои работы на школьной неделе проектов, неделе проектов в ПМО.(презентация «Соловки – жемчужина русского Севера», буклет, презнтация «Малые Корелы», исследовательская работа «Сопоставительный анализ синонимов в синонимических рядах»,

4) Использование Интернета .

Чтобы найти самую «свежую» социокультурную информацию и материалы, необходимые для создания презентаций — рисунки, фотографии, карты и т.д., мы пользуемся ресурсами Internet. С моей точки зрения, потенциал всемирной Сети дает прекрасную возможность не только найти необходимые материалы, но и также повысить эффективность само-образования самого учителя, т.к. позволяет совершенствовать владение немецким языком в процессе виртуального общения, обмениваться идеями и опытом.

Использование Интернета на уроках в настоящее время достаточно актуально, т.к. с помощью Интернета можно:

  • включать материалы сети в содержание урока (интегрирование их в программу обучения);

  • проводить самостоятельный поиск информации учащимися в рамках работы над проектом;

  • формировать и развивать умения и навыки чтения, непосредственно используя материалы сети разной степени сложности;

  • формировать и развивать умения и навыки аудирования на основе аутентичных звуковых текстов сети Интернет, также соответственно подготовленных преподавателем;

  • совершенствовать умения монологического и диалогического высказывания на основе проблемного обсуждения представленных преподавателем или кем-то из учащихся материалов сети;

  • совершенствовать умения письменной речи, составляя ответы партнерам по переписке;

  • пополнять словарный запас лексикой современного иностранного языка, отражающего определенный этап развития культуры народа, социального и политического устройства общества, используя аутентичные тексты из страны изучаемого языка;

  • получать культуроведческие знания, включающие в себя речевой этикет, особен- ности речевого поведения различных народов в условиях общения, особенности культуры, традиций страны изучаемого языка.

Включение материалов сети в содержание урока позволяет учащимся лучше понять жизнь на нашей планете, участвовать в совместных исследовательских, научных и творческих проектах, развивать любознательность и мастерство.На данный момент существует большое количество сайтов, посвященных преподавателю иностранных языков. На таких сайтах можно найти готовые уроки преподавателей иностранного языка, газетные статьи, различные тематические тексты, упражнения, грамматические пояснения, аудио книги.

Свою методическую копилку обновляем и пополняем также с помощью Интернет-ресурсов:

http://www.eks-pb.de/abc_musik.htm

http://www.kidsweb.de/abc_spezial/abc

http://mausini.com/de/ABC.html

http://www.goethe./de/lhr/pro/mediterrani

http://www.gоethe./de/lhr/duw/auf/sta/dei

http://www.kinderreimeseite.de






5) Электронные словари

Электронный словарь соединяет в себе функции поиска интересующей информации, демонстрации языковых закономерностей и дает возможность освоить учебный материал с помощью специальной системы упражнений.

Для перевода с помощью какого-либо из перечисленных словарей необходимо ввести переводимое слово (фразу, предложение и т.п.) в диалоговое окно выбранного словаря и следовать дальнейшим инструкциям данного электронного словаря. Использование электронных on-line словарей представляется особенно удобным при необходимости перевода не одной словарной единицы, а сразу некоторого их количества, например при работе с «ключевыми словами» текста, диалога и т.д., при выполнении упражнений по обучению чтению на предтекстовом этапе. И конечно, возможность использования практически любого словаря через Интернет экономит время и силы, способствует творческой работе учащегося.

6) Мультимедийные обучающие программы и игры.



Очень важно, чтобы учащиеся полюбили немецкий язык с начальных классов, поэтому уроки должны быть яркими, с использованием иллюстративного материала. Ученики любят , когда уроки проходят как в видеозале , где повторить алфавит, числительные, названия цветов помогает, например, сказочная Баба - Яга. (CD «Баба – Яга за тридевять земель». Начинаем учить немецкий, ООО «МедиаХауз», 2006). Каждому ребенку хочется помочь Бабе – Яге пройти препятствия, поэтому они стараются очень быстро выучить буквы и слова. Используемый интерактивный материал очень красочный, презентабель-ный, построен на мультипликационных образах.

Серия обучающих игр «Несерьёзные уроки» позволяет выполнять разноуровневые игро-вые задания, составить пазлы, отгадать ребусы и головоломки. Что ценно для учителя, есть задания для распечатывания на принтере. Обучающая программа «Немецкий язык на раз, два, три» предполагает 6 методов обучения, три уровня подготовки, даёт правопи-сание 50 000 слов. Очень любимыми среди наших учащихся стали интерактивные игры «Muzzi».

Компьютерное обучение даёт возможность регулировать предъявление учебных задач по степени трудности, поощрение правильных и порицание неверных решений. Диапазон использования компьютера в учебно-воспитательном процессе очень велик: от тестирования учащихся по любой грамматической, лексической, фонетической теме, учёта их личностных особенностей, отработки необходимого учебного материала до необходимого уровня знания, до тренировки определённых умений и навыков.

7) Физминутки .

Как известно, в течение урока для предупреждения утомляемости, а особенно с использованием ИКТ, нужно проводить не менее двух физкультминуток, первую- через 15 минут после начала урока, а вторую – на 25 минуте.

Для этого я использую рифмовки , стихи , подходящие к теме урока, упражнения для профилактики близорукости(презентации «Физминутки для глаз».)

8)


Формы работы с компьютерными обучающими программами на уроках иностранного языка:

I. Изучение лексики. Этапы работы с компьютерными программами следующие: демонстрация, закрепление, контроль.

1 этап – введение лексики. На данном этапе, используя демонстрационный компьютер, выбираем автоматический режим: на экране появляются картинки, изображающие слова по теме. Параллельно учителем либо диктором произносятся данные слова с переводом. Затем в таком же режиме производится работа с модельными фразами.

2 этап – отработка произношения и закрепление лексики. На данном этапе учитель или ученик переключает программу с автоматического режима в обычный, щелкает мышкой, наведя стрелку на нужное слово или фразу. Учащиеся повторяют за диктором хором. Учитель в данной ситуации имеет возможность подойти к любому ученику и прослушать его произношение. При наличии в классе нескольких компьютеров, учащиеся работают индивидуально или парами, используя наушники и микрофон. При формировании пар желательно слабого ученика посадить с сильному.

3 этап – контроль изученной лексики. Если в классе один компьютер, он используется как демонстрационный. Задания могут быть следующих форматов: Укажите правильный ответ перевода, Какое из написанных слов является лишним по смыслу, Выберите самую подходящую фразу к данному слову, Выберите самый неподходящий ответ на данную реплику. Если учащиеся имеют возможность работать за компьютером индивидуально, то они могут выбирать задания исходя из своего уровня знаний данного материала.

II. Отработка произношения. Многие обучающие программы предусматривают режим работы с микрофоном. После прослушивания слова или фразы ученик повторяет за диктором, и на экране появляется графическое изображение звука диктора и ученика, при сравнении которых, видны все неточности. Ученик стремиться добиться графического изображения произнесенного звука максимально приближенного к образцу.

III. Обучение письму. Этот вид работы решает сразу две задачи: правильное написание английских слов и освоение клавиатуры. Почти каждое задание предусматривает печать на клавиатуре английских слов и предложений.

IV. Отработка грамматических явлений. Все обучающие программы так или иначе предусматривают отработку определенных грамматических структур. Этапы работы по отработке грамматических явлений включают в себя: знакомство с грамматическим материалом, закрепление, контроль знания данного материала.

1 этап – знакомство с новым грамматическим материалом. Учитель сначала представляет новую форму на демонстрационном компьютере, комментируя и обращая внимание на основные моменты. Например, при объяснении новой видовременной формы, необходимо подчеркнуть: в каком случае данная форма используется, как она образуется, слова – подсказки, исключения из правила. Затем ученикам предлагается либо выписать ключевые моменты, позволяющие им лучше понять данный материал, либо скопировать в специальную папку.

2 этап – закрепление. Учитель повторяет правило, обращая внимание учеников на основные пункты, предлагая учащимся сравнить то, что записано у них с его записями. Затем предлагаются упражнения на закрепление данной грамматической структуры. Если в кабинете всего один компьютер, то его можно использовать для демонстрации упражнений, а ученики могут работать в тетрадях.

3 этап – контроль. Может осуществляться как в виде тестов, так и в виде контрольных работ. Можно использовать различные виды упражнений, обращая внимание на поуровневый подход. Необходимо отметить, что использование компьютеров на данном этапе значительно облегчает работу педагога, и, что самое важное, исключает личностную оценку. Кроме этого, при наличии в кабинете всего одного компьютера, проверочную работу можно проводить постепенно, приглашая по одному учащемуся, в то время как другие ученики занимаются другим видом деятельности.






Формирование коммуникативных компетенций на уроках немецкого языка с использованием информационных технологий.
  • Иностранные языки
Описание:

Современные ИКТ реализуют важнейший дидактический принцип - принцип наглядности. Объекты, представленные посредством ИКТ более информативные , красочные, позволяют рассмотреть процессы разносторонне, близость же знаний к реальной жизни делает эти знания более понятными. Использование мультимедийных средств обучения на уроках немецкого языка и во внеурочной деятельности повышает познавательную активность и мотивацию обучающихся, позволяет реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивает интенсификацию процесса обучения и самостоятельной деятельности обучающихся, помогает достичь главную цель на уроке - формирование коммуникативных компетенций учащихся.

Автор Плаксина Елена Алексеевна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Иностранные языки
Подраздел
Просмотров 1007
Номер материала 32216
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓