Главная / Начальные классы / Формирование коммуникативных качеств речи на уроках обучения грамоте и русского языка

Формирование коммуникативных качеств речи на уроках обучения грамоте и русского языка

Формирование коммуникативных качеств речи
учащихся начальных классов на уроках русского языка

Коммуникативная компетентность является одной из тех ключевых компетентностей, которые, согласно Концепции модернизации российского образования, должна формировать общеобразовательная школа.

Речь есть специфический вид человеческой деятельности, реализация средств языка. Речь выполняет функции общения и сообщения, эмоционального самовыражения и воздействия на других людей.

Хорошо развитая речь служит одним из важнейших средств активной деятельности человека в современном обществе, а для школьника - средством успешного обучения в школе и развития личности.

На уроках русского языка я использую различные упражнения для формирования коммуникативных качеств речи. Приведу примеры упражнений для формирования каждого качества речи.

Правильность речи.

Для углубления знаний об ударении, активизации словарного запаса проводилась в разных вариантах игра «Передатчик».

а) На первых этапах дети учились простукивать слоговой состав слова с выделением ударного звука. Тупым концом карандаша простукивали «ударный рисунок» любых слов.

б) Учитель простукивал слоговой состав слова, дети придумывали на этот «рисунок» как можно больше слов (или находили такие слова в данном тексте или на заданной странице учебника).

в) Этот вариант игры использовался, когда учащиеся имели уже более прочные навыки чтения и определения ударения. Простукивалось отдельное предложение или отрывок из данного текста. Дети должны были найти это предложение или нужный отрывок.

Играть можно и парами, и двумя командами.


Логичность речи.

Сравни пословицы в левой и правой части листа. Подбери к пословице, расположенной слева, такую пословицу из правой части, которая была бы близка ей по смыслу, выражала сходную главную мысль.

1) На безрыбье и рак рыба.

а) Не сразу Москва строилась.

б) Взявши за гуж, не говори, что не дюж.

в) Промеж слепых и кривой вожак.

г) Аппетит приходит во время еды.

2) Не в свои сани – не садись.

.

а) Был двойкой хорош, а тузом не годится.

б) Как волка ни корми, а он все в лес смотрит

в) Собака на сене.

г) Где тонко, так и рвется.

3) Вороне соколом не быть.

а) Старого воробья на мякине не проведешь.

б) Кроткая овца всегда волку по зубам.

в) Клин клином вышибают.

г) Кто родом кулак, тому не разогнуться в ладонь

Точность речи.

Игра «Замени, одним словом».

1.Крупный населенный пункт (город).

2.Главный город в стране (столица).

3.Жители страны (народ).

4.Небольшая комнатка, чулан (каморка).

5.Большая железнодорожная станция (вокзал) и т.д.

Чистота речи.

Послушайте и повторите отчетливо скороговорку сначала в медленном темпе. Теперь повторите ее в быстром темпе.

Усядемся на пригорке да расскажем скороговорки.

От топота копыт, пыль пыль по полю летит.

Дятел дуб долбил, да не додолбил.

Выразительность речи.

Списать предложения, заменяя подчеркнутые слова подходящими по смыслу устойчивыми словосочетаниями.

1) Отряд убирает класс: кто парты моет, кто рамы клеит, один Петя не работает.

2) Нечего хныкать, - сказала мама, - ты уж большой, пора умнее стать.

3) Я выбежал и удивился: в нашем дворе появились новые качели.

4) Я никак не мог понять, как появились здесь эти игрушки.

5) Одна давнишняя история вдруг вспомнилась мне.

Богатство речи.

  1. Игра «Охота за синонимами».

Мы с вами на охотничьем острове. Но охотиться мы будем за синонимами. Вам нужно метко стрельнуть в цель, правильно найти синонимы в пословицах и фразеологизмах (устойчивых словосочетаний). Объяснить смысл пословиц.

1. Переливать из пустого в порожнее.

2. Спеши, не спеши, а поторапливайся.

3. Приятелей много, а друга нет.

Уместность речи.

Игровые ситуации.

а) Вы в незнакомом городе. Вам нужно пройти в зоопарк, но вы не знаете дороги. Навстречу идет прохожий. Как спросить у него дорогу?

б) Играем в билетную кассу. Вам нужно купить билет на спектакль. Можно выбирать номер ряда или поинтересоваться, есть ли предварительная продажа билетов.

в) Играем в регистратуру поликлиники. Вам нужно взять талон к врачу. Поговорите с регистратором. Назовите точно свой адрес.


Учитель: Боровик Наталья Викторовна

Формирование коммуникативных качеств речи на уроках обучения грамоте и русского языка
  • Начальные классы
Описание:

Формирование коммуникативных качеств речи
учащихся начальных классов на уроках русского языка

   Коммуникативная компетентность является одной из тех ключевых компетентностей, которые, согласно Концепции модернизации российского образования, должна формировать общеобразовательная школа.

   Речь есть специфический вид человеческой деятельности, реализация средств языка. Речь выполняет функции общения и сообщения, эмоционального самовыражения и воздействия на других людей.

   Хорошо развитая речь служит одним из важнейших средств активной деятельности человека в современном обществе, а для школьника - средством успешного обучения в школе и развития личности.

   На уроках русского языка я использую различные упражнения для формирования коммуникативных качеств речи. Приведу примеры упражнений для формирования каждого качества речи.

Правильность речи.

Для углубления знаний об ударении, активизации словарного запаса проводилась в разных вариантах игра «Передатчик».

а) На первых этапах дети учились простукивать слоговой состав слова с выделением ударного звука. Тупым концом карандаша простукивали «ударный рисунок» любых слов.

б) Учитель простукивал слоговой состав слова, дети придумывали на этот «рисунок» как можно больше слов (или находили такие слова в данном тексте или на заданной странице учебника).

в) Этот вариант игры использовался, когда учащиеся имели уже более прочные навыки чтения и определения ударения. Простукивалось отдельное предложение или отрывок из данного текста. Дети должны были найти это предложение или нужный отрывок.

Играть можно и парами, и двумя командами.

 

Логичность речи.

Сравни пословицы в левой и правой части листа. Подбери к пословице, расположенной слева, такую пословицу из правой части, которая была бы близка ей по смыслу, выражала сходную главную мысль.

1) На безрыбье и рак рыба.

а) Не сразу Москва строилась.

б) Взявши за гуж, не говори, что не дюж.

в) Промеж слепых и кривой вожак.

г) Аппетит приходит во время еды.

2) Не в свои сани – не садись.

.

а) Был двойкой хорош, а тузом не годится.

б) Как волка ни корми, а он все в лес смотрит

в) Собака на сене.

г) Где тонко, так и рвется.

3) Вороне соколом не быть.

а) Старого воробья на мякине не проведешь.

б) Кроткая овца всегда волку по зубам.

в) Клин клином вышибают.

г) Кто родом кулак, тому не разогнуться в ладонь

Точность речи.

Игра «Замени, одним словом».

1.Крупный населенный пункт (город).

2.Главный город в стране (столица).

3.Жители страны (народ).

4.Небольшая комнатка, чулан (каморка).

5.Большая железнодорожная станция (вокзал) и т.д.

Чистота речи.

Послушайте и повторите отчетливо скороговорку сначала в медленном темпе. Теперь повторите ее в быстром темпе.

Усядемся на пригорке  да расскажем скороговорки.

От топота копыт, пыль пыль по полю летит.

Дятел дуб долбил, да не додолбил.

Выразительность речи.

Списать предложения, заменяя подчеркнутые слова подходящими по смыслу устойчивыми словосочетаниями.

1) Отряд убирает класс: кто парты моет, кто рамы клеит, один Петя не работает.

2) Нечего хныкать, - сказала мама, - ты уж большой, пора умнее стать.

3) Я выбежал и удивился: в нашем дворе появились новые качели.

4) Я никак не мог понять, как появились здесь эти игрушки.

5) Одна давнишняя история вдруг вспомнилась мне.

Богатство речи.

1.     Игра «Охота за синонимами».

Мы с вами на охотничьем острове. Но охотиться мы будем за синонимами. Вам нужно метко стрельнуть в цель, правильно найти синонимы в пословицах и фразеологизмах (устойчивых словосочетаний). Объяснить смысл пословиц.

1. Переливать из пустого в порожнее.

2. Спеши, не спеши, а поторапливайся.

3. Приятелей много, а друга нет.

Уместность речи.

Игровые ситуации.

а) Вы в незнакомом городе. Вам нужно пройти в зоопарк, но вы не знаете дороги. Навстречу идет прохожий. Как спросить у него дорогу?

б) Играем в билетную кассу. Вам нужно купить билет на спектакль. Можно выбирать номер ряда или поинтересоваться, есть ли предварительная продажа билетов.

в) Играем в регистратуру поликлиники. Вам нужно взять талон к врачу. Поговорите с регистратором. Назовите точно свой адрес.

 

 

Автор Боровик Наталья Викторовна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 410
Номер материала 43766
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓