Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыФормирование коммуникативных качеств речи на уроках обучения грамоте и русского языка

Формирование коммуникативных качеств речи на уроках обучения грамоте и русского языка

Скачать материал

Формирование коммуникативных качеств речи
учащихся начальных классов на уроках русского языка

   Коммуникативная компетентность является одной из тех ключевых компетентностей, которые, согласно Концепции модернизации российского образования, должна формировать общеобразовательная школа.

   Речь есть специфический вид человеческой деятельности, реализация средств языка. Речь выполняет функции общения и сообщения, эмоционального самовыражения и воздействия на других людей.

   Хорошо развитая речь служит одним из важнейших средств активной деятельности человека в современном обществе, а для школьника - средством успешного обучения в школе и развития личности.

   На уроках русского языка я использую различные упражнения для формирования коммуникативных качеств речи. Приведу примеры упражнений для формирования каждого качества речи.

Правильность речи.

Для углубления знаний об ударении, активизации словарного запаса проводилась в разных вариантах игра «Передатчик».

а) На первых этапах дети учились простукивать слоговой состав слова с выделением ударного звука. Тупым концом карандаша простукивали «ударный рисунок» любых слов.

б) Учитель простукивал слоговой состав слова, дети придумывали на этот «рисунок» как можно больше слов (или находили такие слова в данном тексте или на заданной странице учебника).

в) Этот вариант игры использовался, когда учащиеся имели уже более прочные навыки чтения и определения ударения. Простукивалось отдельное предложение или отрывок из данного текста. Дети должны были найти это предложение или нужный отрывок.

Играть можно и парами, и двумя командами.

 

Логичность речи.

Сравни пословицы в левой и правой части листа. Подбери к пословице, расположенной слева, такую пословицу из правой части, которая была бы близка ей по смыслу, выражала сходную главную мысль.

1) На безрыбье и рак рыба.

а) Не сразу Москва строилась.

б) Взявши за гуж, не говори, что не дюж.

в) Промеж слепых и кривой вожак.

г) Аппетит приходит во время еды.

2) Не в свои сани – не садись.

.

а) Был двойкой хорош, а тузом не годится.

б) Как волка ни корми, а он все в лес смотрит

в) Собака на сене.

г) Где тонко, так и рвется.

3) Вороне соколом не быть.

а) Старого воробья на мякине не проведешь.

б) Кроткая овца всегда волку по зубам.

в) Клин клином вышибают.

г) Кто родом кулак, тому не разогнуться в ладонь

Точность речи.

Игра «Замени, одним словом».

1.Крупный населенный пункт (город).

2.Главный город в стране (столица).

3.Жители страны (народ).

4.Небольшая комнатка, чулан (каморка).

5.Большая железнодорожная станция (вокзал) и т.д.

Чистота речи.

Послушайте и повторите отчетливо скороговорку сначала в медленном темпе. Теперь повторите ее в быстром темпе.

Усядемся на пригорке  да расскажем скороговорки.

От топота копыт, пыль пыль по полю летит.

Дятел дуб долбил, да не додолбил.

Выразительность речи.

Списать предложения, заменяя подчеркнутые слова подходящими по смыслу устойчивыми словосочетаниями.

1) Отряд убирает класс: кто парты моет, кто рамы клеит, один Петя не работает.

2) Нечего хныкать, - сказала мама, - ты уж большой, пора умнее стать.

3) Я выбежал и удивился: в нашем дворе появились новые качели.

4) Я никак не мог понять, как появились здесь эти игрушки.

5) Одна давнишняя история вдруг вспомнилась мне.

Богатство речи.

1.     Игра «Охота за синонимами».

Мы с вами на охотничьем острове. Но охотиться мы будем за синонимами. Вам нужно метко стрельнуть в цель, правильно найти синонимы в пословицах и фразеологизмах (устойчивых словосочетаний). Объяснить смысл пословиц.

1. Переливать из пустого в порожнее.

2. Спеши, не спеши, а поторапливайся.

3. Приятелей много, а друга нет.

Уместность речи.

Игровые ситуации.

а) Вы в незнакомом городе. Вам нужно пройти в зоопарк, но вы не знаете дороги. Навстречу идет прохожий. Как спросить у него дорогу?

б) Играем в билетную кассу. Вам нужно купить билет на спектакль. Можно выбирать номер ряда или поинтересоваться, есть ли предварительная продажа билетов.

в) Играем в регистратуру поликлиники. Вам нужно взять талон к врачу. Поговорите с регистратором. Назовите точно свой адрес.

 

Учитель: Боровик Наталья Викторовна

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Формирование коммуникативных качеств речи на уроках обучения грамоте и русского языка"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 6 месяцев

Ректор

Получите профессию

Копирайтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Формирование коммуникативных качеств речи
учащихся начальных классов на уроках русского языка

   Коммуникативная компетентность является одной из тех ключевых компетентностей, которые, согласно Концепции модернизации российского образования, должна формировать общеобразовательная школа.

   Речь есть специфический вид человеческой деятельности, реализация средств языка. Речь выполняет функции общения и сообщения, эмоционального самовыражения и воздействия на других людей.

   Хорошо развитая речь служит одним из важнейших средств активной деятельности человека в современном обществе, а для школьника - средством успешного обучения в школе и развития личности.

   На уроках русского языка я использую различные упражнения для формирования коммуникативных качеств речи. Приведу примеры упражнений для формирования каждого качества речи.

Правильность речи.

Для углубления знаний об ударении, активизации словарного запаса проводилась в разных вариантах игра «Передатчик».

а) На первых этапах дети учились простукивать слоговой состав слова с выделением ударного звука. Тупым концом карандаша простукивали «ударный рисунок» любых слов.

б) Учитель простукивал слоговой состав слова, дети придумывали на этот «рисунок» как можно больше слов (или находили такие слова в данном тексте или на заданной странице учебника).

в) Этот вариант игры использовался, когда учащиеся имели уже более прочные навыки чтения и определения ударения. Простукивалось отдельное предложение или отрывок из данного текста. Дети должны были найти это предложение или нужный отрывок.

Играть можно и парами, и двумя командами.

 

Логичность речи.

Сравни пословицы в левой и правой части листа. Подбери к пословице, расположенной слева, такую пословицу из правой части, которая была бы близка ей по смыслу, выражала сходную главную мысль.

1) На безрыбье и рак рыба.

а) Не сразу Москва строилась.

б) Взявши за гуж, не говори, что не дюж.

в) Промеж слепых и кривой вожак.

г) Аппетит приходит во время еды.

2) Не в свои сани – не садись.

.

а) Был двойкой хорош, а тузом не годится.

б) Как волка ни корми, а он все в лес смотрит

в) Собака на сене.

г) Где тонко, так и рвется.

3) Вороне соколом не быть.

а) Старого воробья на мякине не проведешь.

б) Кроткая овца всегда волку по зубам.

в) Клин клином вышибают.

г) Кто родом кулак, тому не разогнуться в ладонь

Точность речи.

Игра «Замени, одним словом».

1.Крупный населенный пункт (город).

2.Главный город в стране (столица).

3.Жители страны (народ).

4.Небольшая комнатка, чулан (каморка).

5.Большая железнодорожная станция (вокзал) и т.д.

Чистота речи.

Послушайте и повторите отчетливо скороговорку сначала в медленном темпе. Теперь повторите ее в быстром темпе.

Усядемся на пригорке  да расскажем скороговорки.

От топота копыт, пыль пыль по полю летит.

Дятел дуб долбил, да не додолбил.

Выразительность речи.

Списать предложения, заменяя подчеркнутые слова подходящими по смыслу устойчивыми словосочетаниями.

1) Отряд убирает класс: кто парты моет, кто рамы клеит, один Петя не работает.

2) Нечего хныкать, - сказала мама, - ты уж большой, пора умнее стать.

3) Я выбежал и удивился: в нашем дворе появились новые качели.

4) Я никак не мог понять, как появились здесь эти игрушки.

5) Одна давнишняя история вдруг вспомнилась мне.

Богатство речи.

1.     Игра «Охота за синонимами».

Мы с вами на охотничьем острове. Но охотиться мы будем за синонимами. Вам нужно метко стрельнуть в цель, правильно найти синонимы в пословицах и фразеологизмах (устойчивых словосочетаний). Объяснить смысл пословиц.

1. Переливать из пустого в порожнее.

2. Спеши, не спеши, а поторапливайся.

3. Приятелей много, а друга нет.

Уместность речи.

Игровые ситуации.

а) Вы в незнакомом городе. Вам нужно пройти в зоопарк, но вы не знаете дороги. Навстречу идет прохожий. Как спросить у него дорогу?

б) Играем в билетную кассу. Вам нужно купить билет на спектакль. Можно выбирать номер ряда или поинтересоваться, есть ли предварительная продажа билетов.

в) Играем в регистратуру поликлиники. Вам нужно взять талон к врачу. Поговорите с регистратором. Назовите точно свой адрес.

 

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 625 484 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 08.01.2015 409
    • DOCX 36 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Боровик Наталья Викторовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Боровик Наталья Викторовна
    Боровик Наталья Викторовна
    • На сайте: 8 лет и 8 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 6915
    • Всего материалов: 5

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Няня

Няня

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Система образовательной организации в начальном общем образовании в условиях реализации ФГОС

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 61 человек из 32 регионов

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 236 человек из 59 регионов

Курс повышения квалификации

Психолого-педагогические аспекты развития мотивации на уроках по продуктивно-творческой деятельности у младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Введение в инвестиции и инвестиционный процесс

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психологические основы профессиональной деятельности педагога-психолога

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Финансы и управление в медиакоммуникациях

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе