Главная / Начальные классы / Формирование коммуникативной компетентности младших школьников.

Формирование коммуникативной компетентности младших школьников.

Формирование коммуникативной компетентности младших школьников

В течение 2 лет я работаю над проблемой, очень значимой, на мой взгляд, для современной системы образования: « Формирование коммуникативной компетентности младших школьников». 
Я считаю эту проблему сегодня очень актуальной, так как нашему обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, обладают чувством ответственности за судьбу страны, за её процветание.
Поэтому школа должна готовить своих учеников к переменам, развивая у них такие качества, как мобильность, динамизм и конструктивность. В связи с этим современные критерии образования требуют от ученика не заучивания какой-то номенклатуры знаний, а способности применять полученные знания на практике, умения пользоваться различными источниками информации и умения общаться.
Как не согласиться со словами Натальи Александровны Морозовой:
«Пусть в школе будущего не будет мертвой тишины на уроках. Каждый ученик может высказать свое мнение, доказать его, поспорить с другими. Зачем разделять обучение и общение?»
Я считаю, что научиться общаться ребенок должен уже на первоначальном этапе обучения. Задача учителя помочь ученику не бояться проблемных ситуаций, получать опыт их решения, развивать в себе любознательность, потребность в познании.

Социальный запрос общества на современном этапе, отражённый в образовательном стандарте, диктует необходимость формирования обучения коммуникативной компетенции. Именно на первоначальном этапе обучения ребёнок должен научиться общаться, не бояться проблемных ситуаций, получить опыт их решения, развить в себе любознательность, потребность в познании.
Многолетний опыт работы, размышления над методикой преподавания и общение с коллегами привели меня к мысли, что есть в нашем труде то, что даётся только опытом.
Но может ли опыт других стать достоянием вновь вступающих на этот путь? И да, и нет.
Никто не сомневается, что личность учителя, его интеллект, манера держаться, говорить, понимать другого, стиль одежды – всё влияет на создание той или иной атмосферы в классе. Однако не меньше ученики ценят профессионализм учителя: умение заинтересовать, глубину знаний и объективность оценки.
Жизнь показывает, что одни и те же дети ведут себя по – разному в разной обстановке, с разными людьми, у разных учителей. Да и от природы дети все разные. Нашему обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, обладают чувством ответственности за судьбу страны, за её процветание. Поэтому школа должна готовить своих учеников к переменам, развивая у них такие качества, как мобильность, динамизм и конструктивность. В связи с этим современные критерии образования требуют от ученика не заучивания какой – то номенклатуры знаний, а способности применять полученные знания на практике, умения пользоваться различными источниками информации и умения общаться.
Важнейшим открытием второй половины 20 века следует считать внедрение в практику воспитание успехом. Ведь успешный ученик – это успешный, интересный человек.
Важным для благополучия внутреннего мира и становления психически здоровой личности ребёнка является его успешность в учёбе.
Условием развития успешности является формирование ключевых  компетентностей, одна из которых – коммуникативная. 
Проблемами коммуникации и компетентностного подхода в образовании занимались следующие педагоги и психологи:  Леонтьев А.Н., Зимняя И.А., Выготский А.С., Лебедев О.В., Шишов С.В., Хуторской А.В.
Коммуникативная компетентность не может быть сформирована вне деятельности, поэтому нужны наиболее продуктивные технологии, формы, методы, направленные на включение учащихся в активную речевую деятельность.
Значительную помощь в решении данной проблемы оказал учебно – методический комплект « Перспективная начальная школа», по которой я работаю второй год.
Наиболее эффективными в рамках данного учебно – методического комплекта считаю использование следующих технологий: коммуникативного общения ( Е. Пассова, В.Бим), проблемного обучения (М.И.Махмутов), проектной (А.Полат), игры (И.П.Иванов).
А также нетрадиционных форм урока. 
Применение игровой технологии тоже способствует формированию коммуникативной компетентности учащихся. 
Занятия строятся таким образом, что каждый ребенок «проживает» различные ситуации, определяя свои способности к лидерству, к поддержке, к творчеству, к убеждению и т. д. Например, игра «Информация в газете» - занятие проходит в форме соревнования. Для работы необходимы вырезки из газет и журналов одинакового объёма. Задание: прочесть вслух 2 небольших газетных материала, соблюдая следующее условие: читать поочередно (по одному абзацу из каждого материала). Затем на память пересказать полный текст каждого отрывка.
Вариант: поочередно читаются предложения, а не абзацы.
Учитель выступает в роли наблюдателя. Чей пересказ окажется ближе к оригиналам? Кто затратит на эту работу меньшее количество времени? Игра помогает вычленять необходимую информацию в разных потоках, а также развивает память, способность к быстрому переключению внимания.
Уже к 3 классу школьники готовят небольшие выступления на различные темы, обращаясь для этого к разнообразным источникам информации: словарям, справочникам, энциклопедиям, Интернету, а также применения их на практике.
Наряду с известными формами хочется отметить  новую форму проведения уроков по окружающему миру. Уроки проводятся в форме заседаний школьного клуба «Мы и окружающий мир» (клуб любителей природы и истории родного края), где докладчиками выступают учащиеся, выполняющие роли героев внешней интриги. Это один из приёмов создания психологически комфортных условий для того, чтобы учащиеся смогли высказать свою точку зрения. Участники этой интриги – сказочные герои и дети, ровесники ученика, обладающие своими характерами и представляющие разные психологические типы и разные способы мышления. Они постоянно обсуждают учебный материал, высказывая разные мнения и обозначая проблему, заключенную в самом материале. Созданная ситуация побуждает ученика присоединиться к одному из них и объяснить свою точку зрения, аргументировать свой выбор.
Становясь членом такого клуба, школьник учится решать целый ряд коммуникативно – практических задач, применяя на практике умение вести предметную переписку, обосновывать свою точку зрения, заполнять конверт и отправлять письма реально существующим учёным (научным работникам, осуществляющим и поддерживающим переписку с детьми).
В своей практике я пытаюсь максимально использовать возможности урока для формирования коммуникативных умений учащихся. Планируя каждый урок, выделяю 3составляющих:
- коммуникативную деятельность, цель которой состоит в создании общения на уроке;
- развитие коммуникативных способностей учащихся, т.е. развитие склонностей к установлению эффективного общения;
- индивидуальная работа с коммуникабельными детьми и развитие коммуникабельности в остальных, т.е. обучение общительности в процессе обучения;
Условия создания ситуаций живого общения с помощью учебника «Литературное чтение» самые разные. Основное внимание уделяется тексту, его свойствам, характеристикам и структуре. Весь материал урока организуется вокруг текста, работает на него. Убедиться в этом помогает учебник . Вопросы подобраны так, что они привлекают внимание школьников к обсуждению мнения героев, интриги текста учебника. Учащихся призывают обсудить мнение героев внешней интриги, приводят аргументы, доказательно принимают точку зрения одного из героев. 
Наиболее эффективными для формирования коммуникативных умений считаю следующие виды вопросов,(примеры вопросов подобраны из учебника Литературное чтение 3 класс 2 часть Н. Тэффи «Преступник».):
тренинговые вопросы. Посредством их учащиеся усваивают алгоритм выполнения учебных задач, проговаривают алгоритмы.
Пример: Перед чтением текста провести актуализацию знаний, используя алгоритм работы над текстом.
1. Что такое тема текста?
2. Основная мысль. Её место в тексте?
3. Главный герой и второстепенный. Кто они?
4. От чьего лица ведется повествование?
конструктивные вопросы, которые требуют поиска ответа с опорой на имеющийся уже опыт, а также самостоятельной формулировки ответа.
Пример: С кем из вас случалась в жизни такая история? Как на это реагировала ваша мама?
«Вовкина мама знает, что Вовка украл карандаши, почему она просто не отберёт у него и не вернёт мальчикам? На это есть 2 причины,- сказала Анишит Йокоповна. Ты понимаешь, что имеет в виду Анишит Йокоповна. Продолжи её мысль.»
альтернативные вопросы. Они используются при тестированном опросе, когда нужно выбрать правильный ответ и доказать его.
Пример: Сколько попыток предпринимал Вовка, чтобы заполучить карандаш?
А) 1;   Б) 2;  В) 3;     Докажи словами из текста.
вопросы – ловушки. Дети доказывают, что вопрос не имеет ответа.
Пример: Почему папа мальчика никак не отреагировал на поступок сына?
наводящий вопрос. Это вопрос – подсказка. С его помощью ученик быстрее ориентируется и формулирует ответ.
Пример: Догадайся, сколько лет Вовке, если он уже ходит в школу, но младше своей сестры Бубы?
контрвопрос. Он требует, чтобы ученик задал встречный и уточняющий вопрос.
Пример: Сколько лет Вовке, если он уже ходит в школу, но младше своей сестры Бубы? А сколько лет Бубе?
Таким образом, вопросы и ответы на них действительно выполняют роль механизма формирования коммуникативных умений учащихся. В них бьётся живая мысль, рождаются чувства и отношения.
Уроки провожу с использованием разных форм сотрудничества. Самыми активными считаю работу в парах, группах. Сама контролирую готовность группы: проверяю конспекты, провожу устное собеседование, оцениваю работу каждого, принимая во внимание координатора и членов группы.
Осуществляю несколько вариантов работы внутри группы:
1. Каждый может готовить самостоятельно всю тему. В конце третьего урока подводятся итоги самостоятельной работы, чтобы дополнить знания каждого.
2. Координатор поручает каждому члену группы один из вопросов темы.
По мере готовности организуется взаимообмен подготовленными вопросами внутри малой группы.( В парах, в тройках или каждый для всей группы последовательно).
3. Подготовка темы.
Подобрать литературу по теме. Познакомиться с её содержанием. Выбрать и отметить закладками материал по теме(из разных источников). Осмыслить выбранный материал. Подвести итоги, суммировать содержание по основным мыслям. Кратко, своими словами изложить материал в виде пунктов плана со ссылками на отработанный материал.
4. Работа с текстом.
А) Прочитать текст и ответить на вопросы ( алгоритм чтения):
- наименование, автор;
- источник и его данные;
- основное содержание;
- факты, новизна, критика.
Отметить смысловые места в тексте, важные, интересные на первый взгляд ( по вопросам алгоритма). Повторить чтение медленно и вдумчиво.
Б) Координатор поручает каждому члену группы один из вопросов темы. По мере готовности организуется взаимообмен подготовленными вопросами. Учитель контролирует готовность групп. Это возможно в устной беседе, проверке конспекта, беседе с координатором. Оценка может быть выставлена в журнал.
Интересно наблюдать, как ребята распределяют работу в малой группе. Чаще всего задания распределяются вполне демократично: учитывается желание каждого и, конечно, возможности выполнить задания. Координаторы участвуют в подготовке темы наравне со всеми. Не все учащиеся работают активно. Самостоятельная работа проходит на уровне реальной подготовленности ребят. Каждый трудится над учебным материалом в меру своих умений, и ожидать чудес от первого опыта подобной работы смешно. Видно, что многие и хотели бы работать, да ещё не умеют.
Бывают и конфликты. Некоторые не хотят слушать, а некоторые не хотят говорить. В этом проявляются истинные отношения ребят, их место в группе. Но постепенно острота конфликтов исчезает, появляется умение работать вместе.
За психологическим климатом в группе следит учитель. Он беспокоится о робких, тихих, помогает преодолеть конфликты, стремится создать благожелательную, товарищескую атмосферу в группе и в классе. Учитель работает и как консультант. Помогает искать информацию, составлять конспект, отвечает на вопросы, знакомится с докладами, высказывает замечания, советует и т.д. Например, одна из групп подготовила неинтересный, серенький материал по теме. Вовремя данный совет помогает ребятам добиться успеха. Сложности возникают в работе той группы, где учащиеся пропускают занятия из – за болезни. С помощью учителя и членов группы им приходится нагонять упущенное. 
Общая атмосфера труда присутствует на уроке. В группах на столе много дополнительной литературы. 
Более эффективно работают группы, в которых ученики близки по уровню знаний. 
Например, в паре сильный ученик и средний ученик. Один передаёт тему, второй слушает и тут же даёт советы: «Ты не всё читай по учебнику, по конспекту, а то сам ничего не усвоишь. Ты, пока я пишу, сам читай, а потом мне рассказывай.»
Учитель выясняет для себя следующие вопросы:
Что именно не получается в работе пар? Кто – то слепо переписывает конспект, с кем – то не хотят работать, почему?
Учитель отмечает тех, кто добросовестно контролирует усвоение темы партнером.
Координаторы на первых  порах нуждаются в помощи. Учитель помогает организовывать перемещение учащихся, контролирует работу в парах: подсаживается за парту, слушает, дает советы. Таким образом, можно проконтролировать значительную часть учащихся.
Учитель напоминает координаторам и всем учащимся, что необходимо отмечать в таблице, кому передается тема. За 4 и 5 урок учащиеся в большинстве рассказали свою тему по 2 раза, некоторые по 3 , некоторые по одному.
Наблюдения показали, что перед началом работа в парах возникают довольно часто одни и те же вопросы: зачем рассказывать другим, проще обменяться тетрадями и списать содержание. Учитель подчеркивает значение предстоящей работы с разных сторон, старается мотивировать учебный процесс для каждого ученика, достаточно, чтобы ответить на вопросы по теме. Необходимо заметить, что в процессе передачи темы наблюдалась передача знаний не только по своей теме, но и по близким к излагаемым вопросам областям знаний.
Таким образом, задача формирования коммуникативной компетентности эффективно решается на уроках при организации групповой работы , которую я организую уже с 1 класса и на протяжении всех лет обучения эта линия четко прослеживается. Работая в группах, дети начинают лучше понимать друг друга и самих себя; растет самокритичность, дети более точно оценивают свои возможности, лучше себя контролируют. Учащиеся приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе: ответственность, такт, умение строить  свое поведение с учетом позиций других. Общение и совместная деятельность в группах укрепляют в младших школьниках чувство самостоятельности, независимости, равноправия, учат их принимать во внимание точку зрения сверстника, координировать его действия со своими действиями, находить общий язык с партнерами по общению. Наблюдения показали, что замечания, и оценки учителя младший школьник воспринимает тревожно и беспокойно, часто это заставляет ребенка волноваться на уроке. Однако когда ребята получали такие замечания от одноклассников, они успешно справлялись не только с текущими заданиями на уроках, но и с контрольными работами, показывая более высокие результаты, чем учащиеся, вступавшие в учебное взаимодействие только с учителем.
Сформированность коммуникативной компетентности раскрываются на уроках, а также и во внеклассной работе:  субботники, экскурсии в природу, акции,  (например: «Помоги пернатым!»), защита экологических плакатов, викторины, трудовые акции, работа на пришкольном участке, спортивные соревнования, марафоны, классные часы о спорте, здоровом образе жизни, шефство над воспитанниками детского сада, акции «добрых дел». Обсуждение проектов благоустройства школьного двора и обсуждаем их преимущества…
С помощью таких заданий школьники активно включаются в ролевую деятельностную игру, виртуально выполняют функции предметной деятельности людей различных специальностей и роль арбитров собственной продуктивной деятельности.
Таким образом, можно прийти к выводу, что указанные выше формы, методы и приемы работы в рамках  УМК «Перспективная начальная школа» способствует формированию одной из ключевых компетентностей – коммуникативной. 
Использование ситуаций живого общения на уроках, решение задач исследовательского 
характера, постановка проблемных вопросов, активное использование нетрадиционных форм урока развивает не только речь, но и формирует функциональную грамотность учащихся. У учащихся формируется умение пользоваться различными источниками информации и применять полученные знания на практике, что соответствует одному из важнейших требований современного европейского и российского образований.
Список литературы:
1. Амонашвили Ш.А. Гуманно –личностный подход к детям. М.: Институт практической психологии, 1998 г.
2. Зверева  М.В. О системе начального обучения, направленной на общее развитие учащихся // Психологическая наука и образование, 1999 г.
3. Дусавицкий А.К. Развитие личности в учебной деятельности. М.: Дом педагогики, 1996 г.
4. Конаржевский Ю.А. Анализ урока. М.: Центр «Педагогический поиск », 2000 г.
5. Махмутов М.И. Современный урок. М., 1985 г
6. Сорокоумова Е.А. Уроки ОБЩЕНИЯ в начальной школе. М.: 2008 г.
7. Чередов И.М. Формы учебной работы в средней школе. М.: Просвещение, 1988 г.
8. Эльконин Д. Психология обучения младшего школьника . М.: Знание, 1990 г.
9. Ярулов А.А. Структура занятий индивидуально – ориентированного способа обучения. // Школьные технологии. Научно – практический журнал школьного завуча, 2005 г.


Формирование коммуникативной компетентности младших школьников.
  • Начальные классы
Описание:
 

 В течение 2 лет я работаю над проблемой, очень значимой, на мой взгляд, для современной системы образования: « Формирование коммуникативной компетентности младших школьников». 

Я считаю эту проблему сегодня очень актуальной, так как нашему обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, обладают чувством ответственности за судьбу страны, за её процветание.
Поэтому школа должна готовить своих учеников к переменам, развивая у них такие качества, как мобильность, динамизм и конструктивность. В связи с этим современные критерии образования требуют от ученика не заучивания какой-то номенклатуры знаний, а способности применять полученные знания на практике, умения пользоваться различными источниками информации и умения общаться.
Как не согласиться со словами Натальи Александровны Морозовой:
«Пусть в школе будущего не будет мертвой тишины на уроках. Каждый ученик может высказать свое мнение, доказать его, поспорить с другими. Зачем разделять обучение и общение?»
Я считаю, что научиться общаться ребенок должен уже на первоначальном этапе обучения. Задача учителя помочь ученику не бояться проблемных ситуаций, получать опыт их решения, развивать в себе любознательность, потребность в познании.

Социальный запрос общества на современном этапе, отражённый в образовательном стандарте, диктует необходимость формирования обучения коммуникативной компетенции. Именно на первоначальном этапе обучения ребёнок должен научиться общаться, не бояться проблемных ситуаций, получить опыт их решения, развить в себе любознательность, потребность в познании.
Многолетний опыт работы, размышления над методикой преподавания и общение с коллегами привели меня к мысли, что есть в нашем труде то, что даётся только опытом.
Но может ли опыт других стать достоянием вновь вступающих на этот путь? И да, и нет.
Никто не сомневается, что личность учителя, его интеллект, манера держаться, говорить, понимать другого, стиль одежды – всё влияет на создание той или иной атмосферы в классе. Однако не меньше ученики ценят профессионализм учителя: умение заинтересовать, глубину знаний и объективность оценки.
Жизнь показывает, что одни и те же дети ведут себя по – разному в разной обстановке, с разными людьми, у разных учителей. Да и от природы дети все разные. Нашему обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, обладают чувством ответственности за судьбу страны, за её процветание. Поэтому школа должна готовить своих учеников к переменам, развивая у них такие качества, как мобильность, динамизм и конструктивность. В связи с этим современные критерии образования требуют от ученика не заучивания какой – то номенклатуры знаний, а способности применять полученные знания на практике, умения пользоваться различными источниками информации и умения общаться.
Важнейшим открытием второй половины 20 века следует считать внедрение в практику воспитание успехом. Ведь успешный ученик – это успешный, интересный человек.
Важным для благополучия внутреннего мира и становления психически здоровой личности ребёнка является его успешность в учёбе.
Условием развития успешности является формирование ключевых  компетентностей, одна из которых – коммуникативная. 
Проблемами коммуникации и компетентностного подхода в образовании занимались следующие педагоги и психологи:  Леонтьев А.Н., Зимняя И.А., Выготский А.С., Лебедев О.В., Шишов С.В., Хуторской А.В.
Коммуникативная компетентность не может быть сформирована вне деятельности, поэтому нужны наиболее продуктивные технологии, формы, методы, направленные на включение учащихся в активную речевую деятельность.
Значительную помощь в решении данной проблемы оказал учебно – методический комплект « Перспективная начальная школа», по которой я работаю второй год.
Наиболее эффективными в рамках данного учебно – методического комплекта считаю использование следующих технологий: коммуникативного общения ( Е. Пассова, В.Бим), проблемного обучения (М.И.Махмутов), проектной (А.Полат), игры (И.П.Иванов).
А также нетрадиционных форм урока. 
Применение игровой технологии тоже способствует формированию коммуникативной компетентности учащихся. 
Занятия строятся таким образом, что каждый ребенок «проживает» различные ситуации, определяя свои способности к лидерству, к поддержке, к творчеству, к убеждению и т. д. Например, игра «Информация в газете» - занятие проходит в форме соревнования. Для работы необходимы вырезки из газет и журналов одинакового объёма. Задание: прочесть вслух 2 небольших газетных материала, соблюдая следующее условие: читать поочередно (по одному абзацу из каждого материала). Затем на память пересказать полный текст каждого отрывка.
Вариант: поочередно читаются предложения, а не абзацы.
Учитель выступает в роли наблюдателя. Чей пересказ окажется ближе к оригиналам? Кто затратит на эту работу меньшее количество времени? Игра помогает вычленять необходимую информацию в разных потоках, а также развивает память, способность к быстрому переключению внимания.
Уже к 3 классу школьники готовят небольшие выступления на различные темы, обращаясь для этого к разнообразным источникам информации: словарям, справочникам, энциклопедиям, Интернету, а также применения их на практике.
Наряду с известными формами хочется отметить  новую форму проведения уроков по окружающему миру. Уроки проводятся в форме заседаний школьного клуба «Мы и окружающий мир» (клуб любителей природы и истории родного края), где докладчиками выступают учащиеся, выполняющие роли героев внешней интриги. Это один из приёмов создания психологически комфортных условий для того, чтобы учащиеся смогли высказать свою точку зрения. Участники этой интриги – сказочные герои и дети, ровесники ученика, обладающие своими характерами и представляющие разные психологические типы и разные способы мышления. Они постоянно обсуждают учебный материал, высказывая разные мнения и обозначая проблему, заключенную в самом материале. Созданная ситуация побуждает ученика присоединиться к одному из них и объяснить свою точку зрения, аргументировать свой выбор.
Становясь членом такого клуба, школьник учится решать целый ряд коммуникативно – практических задач, применяя на практике умение вести предметную переписку, обосновывать свою точку зрения, заполнять конверт и отправлять письма реально существующим учёным (научным работникам, осуществляющим и поддерживающим переписку с детьми).
В своей практике я пытаюсь максимально использовать возможности урока для формирования коммуникативных умений учащихся. Планируя каждый урок, выделяю 3составляющих:
- коммуникативную деятельность, цель которой состоит в создании общения на уроке;
- развитие коммуникативных способностей учащихся, т.е. развитие склонностей к установлению эффективного общения;
- индивидуальная работа с коммуникабельными детьми и развитие коммуникабельности в остальных, т.е. обучение общительности в процессе обучения;
Условия создания ситуаций живого общения с помощью учебника «Литературное чтение» самые разные. Основное внимание уделяется тексту, его свойствам, характеристикам и структуре. Весь материал урока организуется вокруг текста, работает на него. Убедиться в этом помогает учебник . Вопросы подобраны так, что они привлекают внимание школьников к обсуждению мнения героев, интриги текста учебника. Учащихся призывают обсудить мнение героев внешней интриги, приводят аргументы, доказательно принимают точку зрения одного из героев. 
Наиболее эффективными для формирования коммуникативных умений считаю следующие виды вопросов,(примеры вопросов подобраны из учебника Литературное чтение 3 класс 2 часть Н. Тэффи «Преступник».):
тренинговые вопросы. Посредством их учащиеся усваивают алгоритм выполнения учебных задач, проговаривают алгоритмы.
Пример: Перед чтением текста провести актуализацию знаний, используя алгоритм работы над текстом.
1. Что такое тема текста?
2. Основная мысль. Её место в тексте?
3. Главный герой и второстепенный. Кто они?
4. От чьего лица ведется повествование?
конструктивные вопросы, которые требуют поиска ответа с опорой на имеющийся уже опыт, а также самостоятельной формулировки ответа.
Пример: С кем из вас случалась в жизни такая история? Как на это реагировала ваша мама?
«Вовкина мама знает, что Вовка украл карандаши, почему она просто не отберёт у него и не вернёт мальчикам? На это есть 2 причины,- сказала Анишит Йокоповна. Ты понимаешь, что имеет в виду Анишит Йокоповна. Продолжи её мысль.»
альтернативные вопросы. Они используются при тестированном опросе, когда нужно выбрать правильный ответ и доказать его.
Пример: Сколько попыток предпринимал Вовка, чтобы заполучить карандаш?
А) 1;   Б) 2;  В) 3;     Докажи словами из текста.
вопросы – ловушки. Дети доказывают, что вопрос не имеет ответа.
Пример: Почему папа мальчика никак не отреагировал на поступок сына?
наводящий вопрос. Это вопрос – подсказка. С его помощью ученик быстрее ориентируется и формулирует ответ.
Пример: Догадайся, сколько лет Вовке, если он уже ходит в школу, но младше своей сестры Бубы?
контрвопрос. Он требует, чтобы ученик задал встречный и уточняющий вопрос.
Пример: Сколько лет Вовке, если он уже ходит в школу, но младше своей сестры Бубы? А сколько лет Бубе?
Таким образом, вопросы и ответы на них действительно выполняют роль механизма формирования коммуникативных умений учащихся. В них бьётся живая мысль, рождаются чувства и отношения.
Уроки провожу с использованием разных форм сотрудничества. Самыми активными считаю работу в парах, группах. Сама контролирую готовность группы: проверяю конспекты, провожу устное собеседование, оцениваю работу каждого, принимая во внимание координатора и членов группы.
Осуществляю несколько вариантов работы внутри группы:
1. Каждый может готовить самостоятельно всю тему. В конце третьего урока подводятся итоги самостоятельной работы, чтобы дополнить знания каждого.
2. Координатор поручает каждому члену группы один из вопросов темы.
По мере готовности организуется взаимообмен подготовленными вопросами внутри малой группы.( В парах, в тройках или каждый для всей группы последовательно).
3. Подготовка темы.
Подобрать литературу по теме. Познакомиться с её содержанием. Выбрать и отметить закладками материал по теме(из разных источников). Осмыслить выбранный материал. Подвести итоги, суммировать содержание по основным мыслям. Кратко, своими словами изложить материал в виде пунктов плана со ссылками на отработанный материал.
4. Работа с текстом.
А) Прочитать текст и ответить на вопросы ( алгоритм чтения):
- наименование, автор;
- источник и его данные;
- основное содержание;
- факты, новизна, критика.
Отметить смысловые места в тексте, важные, интересные на первый взгляд ( по вопросам алгоритма). Повторить чтение медленно и вдумчиво.
Б) Координатор поручает каждому члену группы один из вопросов темы. По мере готовности организуется взаимообмен подготовленными вопросами. Учитель контролирует готовность групп. Это возможно в устной беседе, проверке конспекта, беседе с координатором. Оценка может быть выставлена в журнал.
Интересно наблюдать, как ребята распределяют работу в малой группе. Чаще всего задания распределяются вполне демократично: учитывается желание каждого и, конечно, возможности выполнить задания. Координаторы участвуют в подготовке темы наравне со всеми. Не все учащиеся работают активно. Самостоятельная работа проходит на уровне реальной подготовленности ребят. Каждый трудится над учебным материалом в меру своих умений, и ожидать чудес от первого опыта подобной работы смешно. Видно, что многие и хотели бы работать, да ещё не умеют.
Бывают и конфликты. Некоторые не хотят слушать, а некоторые не хотят говорить. В этом проявляются истинные отношения ребят, их место в группе. Но постепенно острота конфликтов исчезает, появляется умение работать вместе.
За психологическим климатом в группе следит учитель. Он беспокоится о робких, тихих, помогает преодолеть конфликты, стремится создать благожелательную, товарищескую атмосферу в группе и в классе. Учитель работает и как консультант. Помогает искать информацию, составлять конспект, отвечает на вопросы, знакомится с докладами, высказывает замечания, советует и т.д. Например, одна из групп подготовила неинтересный, серенький материал по теме. Вовремя данный совет помогает ребятам добиться успеха. Сложности возникают в работе той группы, где учащиеся пропускают занятия из – за болезни. С помощью учителя и членов группы им приходится нагонять упущенное. 
Общая атмосфера труда присутствует на уроке. В группах на столе много дополнительной литературы. 
Более эффективно работают группы, в которых ученики близки по уровню знаний. 
Например, в паре сильный ученик и средний ученик. Один передаёт тему, второй слушает и тут же даёт советы: «Ты не всё читай по учебнику, по конспекту, а то сам ничего не усвоишь. Ты, пока я пишу, сам читай, а потом мне рассказывай.»
Учитель выясняет для себя следующие вопросы:
Что именно не получается в работе пар? Кто – то слепо переписывает конспект, с кем – то не хотят работать, почему?
Учитель отмечает тех, кто добросовестно контролирует усвоение темы партнером.
Координаторы на первых  порах нуждаются в помощи. Учитель помогает организовывать перемещение учащихся, контролирует работу в парах: подсаживается за парту, слушает, дает советы. Таким образом, можно проконтролировать значительную часть учащихся.
Учитель напоминает координаторам и всем учащимся, что необходимо отмечать в таблице, кому передается тема. За 4 и 5 урок учащиеся в большинстве рассказали свою тему по 2 раза, некоторые по 3 , некоторые по одному.
Наблюдения показали, что перед началом работа в парах возникают довольно часто одни и те же вопросы: зачем рассказывать другим, проще обменяться тетрадями и списать содержание. Учитель подчеркивает значение предстоящей работы с разных сторон, старается мотивировать учебный процесс для каждого ученика, достаточно, чтобы ответить на вопросы по теме. Необходимо заметить, что в процессе передачи темы наблюдалась передача знаний не только по своей теме, но и по близким к излагаемым вопросам областям знаний.
Таким образом, задача формирования коммуникативной компетентности эффективно решается на уроках при организации групповой работы , которую я организую уже с 1 класса и на протяжении всех лет обучения эта линия четко прослеживается. Работая в группах, дети начинают лучше понимать друг друга и самих себя; растет самокритичность, дети более точно оценивают свои возможности, лучше себя контролируют. Учащиеся приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе: ответственность, такт, умение строить  свое поведение с учетом позиций других. Общение и совместная деятельность в группах укрепляют в младших школьниках чувство самостоятельности, независимости, равноправия, учат их принимать во внимание точку зрения сверстника, координировать его действия со своими действиями, находить общий язык с партнерами по общению. Наблюдения показали, что замечания, и оценки учителя младший школьник воспринимает тревожно и беспокойно, часто это заставляет ребенка волноваться на уроке. Однако когда ребята получали такие замечания от одноклассников, они успешно справлялись не только с текущими заданиями на уроках, но и с контрольными работами, показывая более высокие результаты, чем учащиеся, вступавшие в учебное взаимодействие только с учителем.
Сформированность коммуникативной компетентности раскрываются на уроках, а также и во внеклассной работе:  субботники, экскурсии в природу, акции,  (например: «Помоги пернатым!»), защита экологических плакатов, викторины, трудовые акции, работа на пришкольном участке, спортивные соревнования, марафоны, классные часы о спорте, здоровом образе жизни, шефство над воспитанниками детского сада, акции «добрых дел». Обсуждение проектов благоустройства школьного двора и обсуждаем их преимущества…
С помощью таких заданий школьники активно включаются в ролевую деятельностную игру, виртуально выполняют функции предметной деятельности людей различных специальностей и роль арбитров собственной продуктивной деятельности.
Таким образом, можно прийти к выводу, что указанные выше формы, методы и приемы работы в рамках  УМК «Перспективная начальная школа» способствует формированию одной из ключевых компетентностей – коммуникативной. 
Использование ситуаций живого общения на уроках, решение задач исследовательского 
характера, постановка проблемных вопросов, активное использование нетрадиционных форм урока развивает не только речь, но и формирует функциональную грамотность учащихся. У учащихся формируется умение пользоваться различными источниками информации и применять полученные знания на практике, что соответствует одному из важнейших требований современного европейского и российского образований.
Список литературы:
1. Амонашвили Ш.А. Гуманно –личностный подход к детям. М.: Институт практической психологии, 1998 г.
2. Зверева  М.В. О системе начального обучения, направленной на общее развитие учащихся // Психологическая наука и образование, 1999 г.
3. Дусавицкий А.К. Развитие личности в учебной деятельности. М.: Дом педагогики, 1996 г.
4. Конаржевский Ю.А. Анализ урока. М.: Центр «Педагогический поиск », 2000 г.
5. Махмутов М.И. Современный урок. М., 1985 г
6. Сорокоумова Е.А. Уроки ОБЩЕНИЯ в начальной школе. М.: 2008 г.
7. Чередов И.М. Формы учебной работы в средней школе. М.: Просвещение, 1988 г.
8. Эльконин Д. Психология обучения младшего школьника . М.: Знание, 1990 г.
9. Ярулов А.А. Структура занятий индивидуально – ориентированного способа обучения. // Школьные технологии. Научно – практический журнал школьного завуча, 2005 г.
Автор Шпакова Тамара Ивановна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1349
Номер материала 31849
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓