Главная / Иностранные языки / Формирование коммуникативной компетенции при обучении ИЯ

Формирование коммуникативной компетенции при обучении ИЯ



 

Основное назначение иностранного языка состоит в формировании коммуникативной компетентности, что является одной из ключевых компетентностей отечественного образования, то есть способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка.

При сформированности коммуникативной компетентности выпускник основной школы научится:

  • представлять себя устно и письменно, заполнять анкету, писать заявление, резюме, письмо, поздравление;

  • представлять свой класс, школу, страну в ситуациях межкультурного общения, в режиме диалога культур, использовать для этого знание иностранного языка;

  • выступать с устным сообщением, уметь задать вопрос, корректно вести учебный диалог;

  • владеть разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо).

Коммуникативная компетентность, в свою очередь, включает предметные компетенции:

  • речевую;

  • языковую;

  • социокультурную;

  • компенсаторную;

  • учебно-познавательную.

За основу мы взяли речевую компетенцию.

Речевая компетенция — совершенствование коммуникативных умений в четырёх видах речевой деятельности:

  • говорении;

  • аудировании;

  • чтении;

  • письме.

С принятием стандарта нового поколения меняется отношение к субъекту учебного процесса, он становится центром учебного процесса. В требованиях основной образовательной программы основного общего образования не употребляется термин «должен», а «выпускник научится» и «выпускник получит возможность научиться».

В стандарте 2004 года основное внимание уделялось предметным умениям, а в стандарте нового поколения большое значение уделяетсяметапредметным умениям. И если рассмотреть данную таблицу, то можно увидеть, что при сформированности речевой деятельности обучающийся, получив определённые умения в одном предмете (то естьвыпускник научится), сможет их применить в любом другом (выпускник получит возможность научиться).
http://iyazyki.ru/wp-content/uploads/2014/03/sel1.jpgМы обучаем детей способам речевой деятельности, поэтому мы говорим о коммуникативной компетентности как одной из основных целей обучения иностранным языкам. Чтобы сформировать у обучающихся необходимые умения и навыки в том или ином виде речевой деятельности, а также лингвистическую компетенцию на уровне, определенном программой и стандартом, необходима активная устная практика для каждого ученика.

  • Мы предоставляем учащимся возможность мыслитьрешать какие-либо проблемы, которые порождают мысль, рассуждать над возможными путями решения этих проблем с тем, чтобы дети акцентировали внимание на содержании своего высказывания, чтобы в центре внимания была мысль, а язык выступал в своей прямой функции — формирования и формулирования этих мыслей.

  • Формулируем на языке, доступном пониманию ученика.

  • Учитываем актуальный уровень развития учащихся и их подготовки для создания реальных условий выполнения коммуникативной задачи.

  • Ставим многоуровневые задачи, то есть предполагающие возможность оценить общий подход к их решению и выбрать необходимую стратегию.

  • Решаем модульные задачи, то есть предполагающие возможность менять некоторые из условий.

В стандарте нового поколения также большое значение уделяетсясамостоятельной работе обучающегося. В связи с этим мы используем вурочной деятельности такие технологии, как метод проектов,технология критического мышления, проблемное обучение как способ развития коммуникативной компетентности, дифференцированное обучение и др. Эти технологии направлены на то, чтобы развивать активное мышление у обучающихся и научить их не просто запоминать и воспроизводить знания, а уметь применять их на практике.

Приведу вам примеры нетрадиционных форм уроков:

  • урок-лекция («Традиции и обычаи проведения праздников во Франции»);

  • урок-путешествие («Путешествия различными видами транспорта»);

  • урок-игра («Путешествие по зоопарку»);

  • урок-соревнование («Что вы знаете о Франции?»);

  • урок-викторина («Занимательная грамматика»);

  • видео-урок («Путешествие по франкоговорящим странам»);

  • урок конференция («Система образования в России и Франции»)

  • урок-брейн-ринг («Достопримечательности Парижа», «Политическая система Франции»);

  • урок-разговор по душам («Внешность»)

  • урок-защита проекта («Средства массовой информации»)

  • урок-зачёт («Планы на будущее»)

  • урок-экскурсия («Мой город).

Использование активных методов обучения способствует развитию умений учащихся анализировать, рассуждать, планировать, комбинировать, создавать новое.

Новый стандарт предполагает также и внеурочную деятельностьобучающихся.

Одним из приёмов нашей работы выступает работа с драматизацией,театрализованной деятельностью обучающихся в рамках Недели французского языка и проекта «Авиньонский мост». Драматизация — уникальный способ реализовать и продемонстрировать все достигнутые цели изучения ИЯ (личностные, метапредметные и предметные).

Предметная неделя. Неделя французского языка
(в рамках лицейского марафона)

Целью интеллектуального марафона является формирование у учащихся умений проявить свои умственные способности в условиях соревновательного характера, формирование стремления к интеллектуальным победам, как необходимому условию самоуважения для умственно развитого человека, развитие положительной учебной мотивации, формирование уважения к интеллектуальным возможностям других людей и умения радоваться успехам других.

ФРАНЦУЗСКИЕ ПРАЗДНИКИ

Такие французские праздники как « Noël » « St Valentin » всё больше внедряются в нашу жизнь. Ученики не хотят оставаться в стороне и активно принимают участие в проведении праздничных мероприятий в школе на французском языке. Цель таких мероприятий — расширить знания о традициях и обычаях франкоговорящих стран, активизировать умения и навыки учеников, таким образом повысить интерес к языку.

ВИКТОРИНЫ

Викторины обладают большими возможностями, которые необходимо использовать в учебном процессе. Они способствуют:

  • созданию благоприятных условий для раскрытия личностного потенциала учащегося, повышению учебной мотивации и положительного отношения к предмету;

  • использованию возможностей межличностной коммуникации учащихся;

  • развитию умений сотрудничать, проявлять смекалку, эрудицию, убеждать и соотносить свои действия с действиями своих товарищей.

В настоящее время мы используем в образовательном процессе приёмы и методы, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. А это значит, что у современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Признанным подходом в обучении выступает системно-деятельностный, то есть учение, направленное на решение задач проектной формы организации обучения, в котором важным является:

  • применение активных форм познания: наблюдение, опыты, учебный диалог и пр.;

  • создание условий для развития рефлексии — способности осознавать и оценивать свои мысли и действия, соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять уровень своего знания и незнания и др.

И школа становится не столько источником информации, сколько учит учиться; учитель не проводник знаний, а личность, обучающая способом творческой деятельности, направленной на самостоятельное приобретение и усвоение новых знаний.

Исходя из требований стандарта мы меняем подход к современному уроку.

Современный урок отражает владение классической структурой урока на фоне активного применения собственных творческих наработок, как в смысле его построения, так и в подборе содержания учебного материала, технологии его подачи и тренинга.

Современный урок мы строим на основе использования технических средств с применением как традиционных, так и инновационных педагогических технологий.

Мы по-новому организуем урок — основную форму учебного процесса.

Основными методическими принципами современного урока являются:

  • субъективация (ученик становится равноправным участником образовательного процесса);

  • метапредметность (формируются универсальные учебные действия);

  • деятельностный подход (учащиеся самостоятельно добывают знания в ходе поисковой и исследовательской деятельности);

  • рефлексия (перед учащимися становится задача проанализировать свою деятельность на уроке);

  • импровизация (учитель должен быть готов к изменениям и коррекции «хода урока» в процессе его проведения).

В современном уроке выделяем шесть основных этапов:

  • мобилизация (предполагает включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность);

  • целеполагание (учащиеся самостоятельно формулируют цели урока по схеме «вспомнить узнать научиться»);

  • осознание недостаточности имеющихся знаний (учитель способствует созданию на уроке проблемной ситуации, в ходе анализа которой учащиеся понимают, что имеющихся знаний для ее решения недостаточно);

  • коммуникация (поиск новых знаний в паре, в группе);

  • взаимопроверка, взаимоконтроль;

  • рефлексия (осознание учеником и воспроизведение им в своей речи того нового, что он узнал и чему научился на уроке).

На уроке мы используем следующие виды учебной рефлексии:

  • Физическая (успел — не успел).

  • Сенсорная (самочувствие: комфортно — дискомфортно).

  • Интеллектуальная (что понял, что осознал — что не понял, какие затруднения испытывал).

  • Духовная (стал лучше — хуже, созидал или разрушал себя, других).

Ребёнок учится лучше и научится большему, когда он изучает то, что соответствует его интересам, потребностям и возможностям; когда в процессе обучения он может активно использовать имеющийся у него личный опыт, если он может реализовать свои знания и опыт в активной деятельности.



Формирование коммуникативной компетенции при обучении ИЯ
  • Иностранные языки
Описание:

Обучение иностранным языкам в рамках реализации ФГОС.

 

 Основное назначение иностранного языка состоит в формировании коммуникативной компетентности, что является одной из ключевых компетентностей отечественного образования, то есть способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка.

При сформированности коммуникативной компетентности выпускник основной школы научится:

  • представлять себя устно и письменно, заполнять анкету, писать заявление, резюме, письмо, поздравление;
  • представлять свой класс, школу, страну в ситуациях межкультурного общения, в режиме диалога культур, использовать для этого знание иностранного языка;
  • выступать с устным сообщением, уметь задать вопрос, корректно вести учебный диалог;
  • владеть разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо).

Коммуникативная компетентность, в свою очередь, включает предметные компетенции:

  • речевую;
  • языковую;
  • социокультурную;
  • компенсаторную;
  • учебно-познавательную.

За основу мы взяли речевую компетенцию.

Речевая компетенция — совершенствование коммуникативных умений в четырёх видах речевой деятельности:

  • говорении;
  • аудировании;
  • чтении;
  • письме.

С принятием стандарта нового поколения меняется отношение к субъекту учебного процесса, он становится центром учебного процесса. В требованиях основной образовательной программы основного общего образования не употребляется термин «должен», а «выпускник научится» и «выпускник получит возможность научиться».

В стандарте 2004 года основное внимание уделялось предметным умениям, а в стандарте нового поколения большое значение уделяетсяметапредметным умениям. И если рассмотреть данную таблицу, то можно увидеть, что при сформированности речевой деятельности обучающийся, получив определённые умения в одном предмете (то естьвыпускник научится), сможет их применить в любом другом (выпускник получит возможность научиться).
Мы обучаем детей способам речевой деятельности, поэтому мы говорим о коммуникативной компетентности как одной из основных целей обучения иностранным языкам. Чтобы сформировать у обучающихся необходимые умения и навыки в том или ином виде речевой деятельности, а также лингвистическую компетенцию на уровне, определенном программой и стандартом, необходима активная устная практика для каждого ученика.

  • Мы предоставляем учащимся возможность мыслить, решать какие-либо проблемы, которые порождают мысль, рассуждать над возможными путями решения этих проблем с тем, чтобы дети акцентировали внимание на содержании своего высказывания, чтобы в центре внимания была мысль, а язык выступал в своей прямой функции — формирования и формулирования этих мыслей.
  • Формулируем на языке, доступном пониманию ученика.
  • Учитываем актуальный уровень развития учащихся и их подготовки для создания реальных условий выполнения коммуникативной задачи.
  • Ставим многоуровневые задачи, то есть предполагающие возможность оценить общий подход к их решению и выбрать необходимую стратегию.
  • Решаем модульные задачи, то есть предполагающие возможность менять некоторые из условий.

В стандарте нового поколения также большое значение уделяетсясамостоятельной работе обучающегося. В связи с этим мы используем вурочной деятельности такие технологии, как метод проектов,технология критического мышления, проблемное обучение как способ развития коммуникативной компетентности, дифференцированное обучение и др. Эти технологии направлены на то, чтобы развивать активное мышление у обучающихся и научить их не просто запоминать и воспроизводить знания, а уметь применять их на практике.

Приведу вам примеры нетрадиционных форм уроков:

  • урок-лекция («Традиции и обычаи проведения праздников во Франции»);
  • урок-путешествие («Путешествия различными видами транспорта»);
  • урок-игра («Путешествие по зоопарку»);
  • урок-соревнование («Что вы знаете о Франции?»);
  • урок-викторина («Занимательная грамматика»);
  • видео-урок («Путешествие по франкоговорящим странам»);
  • урок конференция («Система образования в России и Франции»)
  • урок-брейн-ринг («Достопримечательности Парижа», «Политическая система Франции»);
  • урок-разговор по душам («Внешность»)
  • урок-защита проекта («Средства массовой информации»)
  • урок-зачёт («Планы на будущее»)
  • урок-экскурсия («Мой город).

Использование активных методов обучения способствует развитию умений учащихся анализировать, рассуждать, планировать, комбинировать, создавать новое.

Новый стандарт предполагает также и внеурочную деятельностьобучающихся.

Одним из приёмов нашей работы выступает работа с драматизацией,театрализованной деятельностью обучающихся в рамках Недели французского языка и проекта «Авиньонский мост». Драматизация — уникальный способ реализовать и продемонстрировать все достигнутые цели изучения ИЯ (личностные, метапредметные и предметные).

Предметная неделя. Неделя французского языка
(в рамках лицейского марафона)

Целью интеллектуального марафона является формирование у учащихся умений проявить свои умственные способности в условиях соревновательного характера, формирование стремления к интеллектуальным победам, как необходимому условию самоуважения для умственно развитого человека, развитие положительной учебной мотивации, формирование уважения к интеллектуальным возможностям других людей и умения радоваться успехам других.

ФРАНЦУЗСКИЕ ПРАЗДНИКИ

Такие французские праздники как « Noël » « St Valentin » всё больше внедряются в нашу жизнь. Ученики не хотят оставаться в стороне и активно принимают участие в проведении праздничных мероприятий в школе на французском языке. Цель таких мероприятий — расширить знания о традициях и обычаях франкоговорящих стран, активизировать умения и навыки учеников, таким образом повысить интерес к языку.

ВИКТОРИНЫ

Викторины обладают большими возможностями, которые необходимо использовать в учебном процессе. Они способствуют:

  • созданию благоприятных условий для раскрытия личностного потенциала учащегося, повышению учебной мотивации и положительного отношения к предмету;
  • использованию возможностей межличностной коммуникации учащихся;
  • развитию умений сотрудничать, проявлять смекалку, эрудицию, убеждать и соотносить свои действия с действиями своих товарищей.

В настоящее время мы используем в образовательном процессе приёмы и методы, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. А это значит, что у современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Признанным подходом в обучении выступает системно-деятельностный, то есть учение, направленное на решение задач проектной формы организации обучения, в котором важным является:

  • применение активных форм познания: наблюдение, опыты, учебный диалог и пр.;
  • создание условий для развития рефлексии — способности осознавать и оценивать свои мысли и действия, соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять уровень своего знания и незнания и др.

И школа становится не столько источником информации, сколько учит учиться; учитель не проводник знаний, а личность, обучающая способом творческой деятельности, направленной на самостоятельное приобретение и усвоение новых знаний.

Исходя из требований стандарта мы меняем подход к современному уроку.

Современный урок отражает владение классической структурой урока на фоне активного применения собственных творческих наработок, как в смысле его построения, так и в подборе содержания учебного материала, технологии его подачи и тренинга.

Современный урок мы строим на основе использования технических средств с применением как традиционных, так и инновационных педагогических технологий.

Мы по-новому организуем урок — основную форму учебного процесса.

Основными методическими принципами современного урока являются:

  • субъективация (ученик становится равноправным участником образовательного процесса);
  • метапредметность (формируются универсальные учебные действия);
  • деятельностный подход (учащиеся самостоятельно добывают знания в ходе поисковой и исследовательской деятельности);
  • рефлексия (перед учащимися становится задача проанализировать свою деятельность на уроке);
  • импровизация (учитель должен быть готов к изменениям и коррекции «хода урока» в процессе его проведения).

В современном уроке выделяем шесть основных этапов:

  • мобилизация (предполагает включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность);
  • целеполагание (учащиеся самостоятельно формулируют цели урока по схеме «вспомнить узнатьнаучиться»);
  • осознание недостаточности имеющихся знаний (учитель способствует созданию на уроке проблемной ситуации, в ходе анализа которой учащиеся понимают, что имеющихся знаний для ее решения недостаточно);
  • коммуникация (поиск новых знаний в паре, в группе);
  • взаимопроверка, взаимоконтроль;
  • рефлексия (осознание учеником и воспроизведение им в своей речи того нового, что он узнал и чему научился на уроке).

На уроке мы используем следующие виды учебной рефлексии:

  • Физическая (успел — не успел).
  • Сенсорная (самочувствие: комфортно — дискомфортно).
  • Интеллектуальная (что понял, что осознал — что не понял, какие затруднения испытывал).
  • Духовная (стал лучше — хуже, созидал или разрушал себя, других).

Ребёнок учится лучше и научится большему, когда он изучает то, что соответствует его интересам, потребностям и возможностям; когда в процессе обучения он может активно использовать имеющийся у него личный опыт, если он может реализовать свои знания и опыт в активной деятельности.

 

Автор Кургинова Елена Борисовна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Иностранные языки
Подраздел
Просмотров 878
Номер материала 26833
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓