Главная / Русский язык и литература / Формирование коммуникативной компетенции на уроках литературы

Формирование коммуникативной компетенции на уроках литературы


МУ «№ 18 жалпы орта білім беру мектебі»

ГУ «Средняя общеобразовательная школа № 18»











Әдебиет сабақтарында коммуникациялық

біліктілігін қалыптастыру

Формирование коммуникативной компетенции

на уроках литературы












Сарсикеева Сулья Каировна, учитель русского языка и литературы









Павлодар, 2014

ГУ «Средняя общеобразовательная школа № 18» города Павлодара

Сарсикеева Сауле Каировна, учитель русского языка и литературы


Әдебиет сабақтарында коммуникациялық біліктілігін қалыптастыру

Формирование коммуникативной компетенции на уроках литературы


Современная школа должна подготовить человека думающего и чувствующего, который не только имеет знания, но и умеет использовать эти знания в жизни, умеет общаться и обладает внутренней культурой, т.е. коммуникативной компетентностью.

Овладение коммуникативной компетентностью – необходимое условие формирования социально активной личности. Научиться ясно и правильно говорить, обладать хорошо поставленным голосом, излагать собственные мысли в свободной интерпретации, уметь выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами, соблюдать речевую культуру и развивать умение общаться – необходимо каждому. Поэтому одной из наиболее важных задач на современном этапе обучения учащихся является развитие коммуникативных способностей.

Формирование коммуникативной компетенции происходит абсолютно на каждом уроке, но наиболее благодатной почвой для её выработки являются уроки литературы. Литература – специфическая учебная дисциплина, рассматриваемая как средство формирования ключевых компетенций, необходимых современному человеку, чтобы быть успешным в различных сферах жизни. Именно этому предмету отводится значение ведущего в формировании основ нравственности, духовности, культуры, самостоятельности и гибкости мышления, в развитии творческих способностей. Уроки литературы являются также первоосновой для развития языка учащихся, образного мышления, воспитания художественного вкуса, эстетического чувства.

В свете социального заказа общества должно измениться и отношение к преподаванию литературы. Необходимо определить наиболее рациональные, методически проверенные способы достижения планируемых результатов. В связи с этим настало время говорить о технологизации обучения литературе.

Технологизированное обучение – это четкая последовательность действий педагога, конкретно сформулированные цели и задачи, рационально подобранные способы взаимосвязанной деятельности учителя и ученика, их роли в образовательном процессе, гарантированное достижение намеченного результата каждым школьником. 
В условиях обновлённой стратегии образования перед учителем русского языка и литературы  стоит задача   моделирования системы работы учителя - словесника, обеспечивающей формирование ключевых компетенций учащихся на уроках русского языка и литературы с использованием возможностей современных образовательных технологий.


Классификация компетенций, основанная на социальном заказе общества и главных целях общего образования:

 - Общекультурные компетенции

 -  Ценностно-смысловые компетенции

  - Учебно-познавательные компетенции.

  - Информационные компетенции

  - Коммуникативные компетенции

  - Социально-трудовые компетенции

  - Компетенции личностного самосовершенствования

Чтобы перейти к обучению, необходимо задать компетенции в деятельностной форме с учётом специфики учебного предмета. Например, ценностно-смысловые компетенции при изучении литературы предполагают:

- способность к собственной интерпретации изученных литературных произведений;

- понимание авторской позиции и своё отношение к ней;

- применение духовно – нравственного опыта в жизненных ситуациях;

учебно - познавательные компетенции:

           -  планирование, анализ, рефлексию;

 -понимание проблемы и выдвижение гипотезы; структурирование материала, выделение причинно – следственных связей в устных и письменных высказываниях.

Такой подход позволяет  точно оценить уровень сформированности ключевых компетенций, выявив, какие из аспектов уже сформированы, а освоение каких требует дополнительной работы. Это во многом определяет выбор индивидуальной траектории движения и совершенствования ученика.

   Реализация такого подхода требует тщательного отбора эффективных методов и технологий обучения. На мой взгляд, абсолютно удачным является сочетание следующих  идей и  педагогических технологий:

1) идея личностно-ориентированного подхода;

2) идея деятельностного подхода;

3) идея развивающего обучения;

4) технология РКМЧП – « Развитие критического мышления через чтение и письмо»;

5) технология «Дебаты»;

6) технология проектной и исследовательской деятельности.

                Базовыми моделями системы работы словесника по формированию ключевых компетенций является деятельностный подход и технология РКМЧП., т.к., имея интегративный характер, они позволяют сочетать традиционный подход к обучению и  различные элементы  передовых технологий и в наибольшей степени способствует развитию универсальных учебных действий. 

Реализация данной модели предполагает также использование методов:

- Метод проблемного обучения

- Эвристический метод

 Приёмы, используемые в рамках данных технологий, удовлетворяют потребность в творчестве учащихся, развивают способность к лаконичному изложению мыслей в устной и письменной форме, активизируют мыслительную деятельность учащихся и, в общем, способствуют формированию различных компетенций. Например, развивает умение

воспринимать информацию, способность к рефлексии прием

«  Знаю – хочу узнать – узнал – научился»

Этап «Знаю» предполагает работу в паре: что я знаю о теме урока; «Хочу узнать» - формулирование цели; «Узнал» - соотношение старой и новой информации; «Научился » - осознание результативности деятельности.          

Повышают мотивацию к изучению материала, развивают умение прогнозировать приемы:

«Верные – неверные утверждения», «прогнозирование».

Используя приём «верные-неверные утверждения», предлагаем  ученикам несколько утверждений по ещё не изученной теме. Дети выбирают верные утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая. На стадии рефлексии возвращаемся к  этому приёму, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными.  

Для осмысления содержания текста, обнаружения личностного смысла чаще всего используются приемы:

«Чтение с остановками»,

«Чтение с пометками»,

«Составление кластера».

Приём «Чтение с остановками» открывает возможности целостного видения произведения. Примерные вопросы:

                   Какие ассоциации вызывают у вас имена, фамилии героев?

                   Что вы почувствовали, прочитав эту часть. Какие ощущения у вас возникли?

                    Какие ваши ожидания подтвердились? Что было неожиданным?

                   Как вы думаете, чем закончится рассказ? Как вы бы его закончили?

К  приемам  письменной рефлексии, помогающим творчески интерпретировать информацию, относятся:

1.Написание эссе.

2.Составление телеграммы, памятки, инструкции.

3. Стихотворение по алгоритму.

4.Письмо по кругу.

5. Синквейн

Метод проектов и технология исследовательской деятельности – необходимое условие компетентностного подхода.          

Предполагаемые результаты в работе с обучающимися на уроках литературы:

  • уметь свободно воспроизводить содержание произведения;

  • анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения и теорией языка;

  • соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять "сквозные" темы и ключевые проблемы русской литературы;

  • соотносить произведение с литературным направлением эпохи;

  • сопоставлять литературные произведения путем сравнительного анализа;

  • выделять авторскую и свою собственную позицию;

  • аргументированно формулировать своё отношение к прочитанному произведению или лингвистическому тексту;

  • писать рецензии на прочитанные произведения, сочинения разных жанров на литературные темы.

Выбор образовательных технологий осуществляется в зависимости от цели, поставленной перед учителем.

Цель современного урока литературы - формирование компетенций, которые ведут к мотивации обучения, то есть осознанному получению знаний, умений и навыков, учат быть успешным, повышают самооценку.

Остановимся на некоторых видах работы и приёмах, которые помогают словеснику формировать коммуникативные компетенции.

На каждом уроке литературы ученик должен проявлять умения выражать свои мысли, выступать перед аудиторией. Работая над формированием таких умений и навыков, учитель, опираясь на знание личностно – ориентированных педагогических технологий, создаёт условия для раскрытия и коммуникативной реализации творческого потенциала своих учеников. Подбор индивидуальных заданий происходит с учётом индивидуальных способностей и возможностей (например, для кого - то – создание альбома иллюстраций к художественному произведению по определённой тематике, для другого – индивидуальное сообщение по определённой теме с подготовкой компьютерной презентации, для третьих – творческая работа (стихотворение, эссе, интервью с писателем, литературным героем). Важным этапом в формировании коммуникативной компетенции является этап представления результатов своего труда, это и есть своеобразный показатель сформированности коммуникативной компетенции. Методической находкой можно считать аплодисменты одноклассников своему товарищу за яркое выступление. Следует заметить, что случаев завышения оценок не замечалось.

Приведу примеры таких выступлений.

В 8 классе при изучении «Жития протопопа Аввакума» самым ярким событием стала работа Орловой Татьяны.

Протопоп Аввакум

С Расколом русской церкви

Я многое стерпел:

Побои, слезы, раны, страх,

Но дух мой сильный не угас.

Любовь семьи и вера в Бога

Мне помогали одиноко.

И в дождь, и в снег,

В мороз, и в зной

Они крепились со мной.

Голодный был – но сыт был верой,

Страдал и мерз – согрет семьей.

Они спасли зимой холодной

От бед, идущих вслед за мной.

Я помню, как гнила спина,

Как вши и блохи загрызали,

Как мыши злые набегали.

Как я скуфьей их отгонял.

Хотел однажды крикнуть я:

«Прости, Пашков! Прости меня!»

Но вера в Бога удержала -

Мне велено было молчать.

Господь был для меня семьей,

Семья же Господом великим.

Я верил в них –

Любил, страдал,

И жизнь во имя их отдал бы.

Но Господь Бог мне не велит.

Велит он мне

Терпеть, Любить…

Надо заметить, что Татьяна Орлова впоследствии за рассказ о любви «Апрельский этюд» стала призером городского конкурса «Махаббат жыры».

Результатом кропотливой исследовательской работы при изучении биографии Ивана Сергеевича Тургенева стала ролевая игра - интервью журналиста с Полиной Виардо. Оба ученика самостоятельно изучали биографический материал, вопросы интервью заранее не озвучивались, и тем напряженнее следили мы за участниками интервью и за их ответами. Когда же журналист торжествующе-злорадно спросил Полину Виардо: «Очевидцы говорят, что звуки музыки на ваших светских вечерах заглушали стоны смертельно больного Тургенева?», в классе повисла напряженная тишина. Но «Полина Виардо» после секундного замешательства овладела собой и назвала эти слухи происками завистников и недоброжелателей.

Учащиеся всех возрастов с удовольствием берутся за создание синквейна. Данный вид работы позволяет выразить свои мысли образно, эмоционально при необыкновенном лаконизме. Вот примеры таких пятистиший:

Геракл

Благородный, мужественный, сильный.

Страдал, любил, защищал.

Помогать людям – мой долг!

Герой!

Эта же ученица высказала интересное суждение: если бы Геракл с детства не испытал трудностей, вряд ли бы он стал защитником обездоленных.

Иван Петрович Шухов

Талантливый, самобытный,

Творил, переводил, воевал.

Попробуйте-ка с мое!

Мастер!

Этот синквейн породил массу критических замечаний: учащиеся говорили от природной скромности И. П. Шухова, о том, что писатель никогда не позволил бы себе такое высказывание. Однако ученица продемонстрировала слова поздравления Ю. П. Казакова, где говорилось: Вы можете смело сказать каждому: «Попробуйте-ка с мое!»

Итак, данные виды работы и приёмы способствуют формированию умений выражать свои мысли, выступать перед аудиторией.

Составной частью коммуникативной компетенции являются умения и навыки учащихся вести дискуссию, аргументировать, доказывать. Как правило, дискуссии чаще всего проводятся на заключительных этапах изучения произведения, на проблемных уроках или отдельных его этапах

Навыки и умения, которые формирует дискуссия.

  1. Развитие критического мышления.

  2. Исследовательские навыки.

  3. Организационные навыки.

  4. Навыки слушания и ведения записей.

В процессе анализа задействованы различные умения:

  • умение критически мыслить;

  • умение отделить важную информацию от неважной;

  • умение определить и вычленить проблему;

  • умение оценить причины и возможные последствия;

  • умение делать выводы и заключения;

  • умение определить факты и мнения;

  • умение эффективно решать проблемы;

  • умение оценивать доказательства;

  • умение оценить собственный мыслительный процесс;

  • умение работать в команде.

Примером урока - дискуссии может стать заключительный урок по пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад». Учащиеся после обсуждения выходят на дискуссионный вопрос: кто Лопахин: «хищный зверь» или «тонкая, нежная душа»? Приведу примеры:

Лопахин.

Хищный, расчетливый, предусмотрительный.

Знает, умеет, ищет.

«За все заплачу!»

Зверь!

Лопахин.

Светлый, добрый, ранимый.

Ищет, помогает, добивается.

«Кто ищет, тот найдет!»

Душа.

Таким образом, коммуникативные компетенции в свете новых требований к образовательному процессу имеют одно из главных значений, так они наделяют человека “самой главной роскошью – роскошью человеческого общения”, влияют на формирование гражданской зрелости, профессионального и личностного самоопределения. 

Учение, общение, творчество органически сочетаются при проведении внеклассных мероприятий: литературная гостиная, путешествие в мир поэта, пресс-конференция, творческая встреча, регламентированная дискуссия, устный журнал, концерт, литературно-музыкальная композиция.

В формировании коммуникативной компетенции учащихся принципиально изменяется и позиция учителя. Он перестает быть носителем «объективного знания», которое он пытается передать ученику. Его главной задачей становится мотивировать учащихся на проявление инициативы и самостоятельности. Учитель создает условия, развивающую среду, в которой становиться возможным выработка каждым учащимся на уровне развития его интеллектуальных и прочих способностей определенных умений: вступать в контакт с любым типом собеседника, учитывая его особенности; поддерживать контакт в общении, соблюдая нормы и правила общения; слушать собеседника, соблюдая уважение и терпимость к чужому мнению; высказывать, аргументировать и в культурной форме отстаивать собственное мнение; стимулировать собеседника к продолжению общения; грамотно разрешать конфликты в общении; изменять при необходимости свое речевое поведение; оценивать успешность ситуации общения; корректно завершать ситуацию общения.

Как видим, коммуникативная культура - важнейшее проявление общей культуры человека, функциональная речевая компетентность гражданина современного общества, состоятельность речемыслительной деятельности будущего первоклассного специалиста, независимо от того, в какой сфере будет находиться его профессиональный интерес. Поэтому формирование коммуникативной компетенции - одна из важных задач всего общеобразовательного процесса в целом и курса литературы в частности.

Таким образом, формируя ключевые компетенции учеников, мы выполняем общественный заказ на подготовку человека, умеющего жить, в любых ситуациях оставаться прежде всего человеком, рядом с которым и другому будет комфортно.













Формирование коммуникативной компетенции на уроках литературы
  • Русский язык и литература
Описание:

Современная школа должна подготовить человека думающего и чувствующего, который не только имеет знания, но и умеет использовать эти знания в жизни, умеет общаться и обладает внутренней культурой, т.е. коммуникативной компетентностью.  

 

     Овладение коммуникативной компетентностью – необходимое условие формирования социально активной личности. Научиться ясно и правильно говорить, обладать хорошо поставленным голосом, излагать собственные мысли в свободной интерпретации, уметь выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами, соблюдать речевую культуру и развивать умение общаться – необходимо каждому. Поэтому одной из наиболее важных задач на современном этапе обучения учащихся является развитие коммуникативных способностей.

Автор Сарсикеева Сулья Каировна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 1055
Номер материала 43062
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓