Главная / Химия / Формирование ключевых компетенций учителей химии

Формирование ключевых компетенций учителей химии

Битюкова Валентина Владимировна

учитель химии и биологии

Акмырзинская средняя школа

Ерейментауский район


Формирование ключевых компетенций учителей химии

Однажды М.Фарадею одна любознательная дама задала вопрос:

- Господин профессор, даже если вы и достигнете того, о чем говорите, то какой в этом прок?

- Мадам,- ответил ученый, - можете ли вы сказать, какой прок от новорожденного ребенка?...

Как угадать, какое научное открытие окажется востребованным? Как разглядеть в сидящем за партой школьнике Ломоносова, Пушкина, Эйнштейна?..


Двадцатый век характеризуется в истории человечества многообразными событиями, которые определяли тенденции развития социума, затронувшие планету, в том числе и Казахстан. Эти тенденции отражаются и на целях и задачах воспитания подрастающего поколения.

Целью образования 12-летней школы является «формирование и развитие образованной, творческой, компетентной конкурентоспособной личности, способной жить в динамично развивающейся среде, готовой к самоактуализации как в своих собственных интересах, так и в интересах общества».

В настоящее время возросла роль некоторых качеств личности, ранее необязательных для жизни в обществе, таких как: способность быстро ориентироваться в меняющемся мире, осваивать новые профессии и области знаний, умение находить общий язык с людьми самых разных профессий, культур и др. Эти качества получили название «ключевых компетенций».
Ускорение темпов развития общества. По прошествии каждых 10 лет 100% наших нынешних знаний будут составлять лишь 10% будущих знаний. Раз в 5 лет обновляются технологии. В результате школа должна готовить своих выпускников к жизни, о которой она сама мало что знает. Дети, которые сейчас пришли учиться в школу, будут работать вплоть до 2060 года! Каким будет тогда мир, предсказать невозможно. Поэтому школа должна готовить своих выпускников к переменам, развивая у них такие качества как мобильность, динамизм, конструктивность.

Развитие процессов информатизации. Созданы условия для неограниченного доступа к информации. В результате школа не является единственным источником получения знаний.

XXI век смело можно назвать веком биологии и химии. Куда ни бросишь взгляд, вокруг нас – продукты химической переработки, а сама жизнь наша – смена различных химических процессов. Вся история материальной культуры человечества связана с использованием законов природы, а фундаментальные биологические знания являются научной основой общих принципов организации промышленности и сельского хозяйства. Медицина, генетика, селекция, ветеринария, сельскохозяйственная практика, экология основаны не только на знании биологии, но и на химических законах.

Тем печальнее видеть, как в нашей стране учащиеся все чаще выбирают в качестве своей будущей профессии юриспруденцию, психологию, экономику. И это – в то время, когда во всем мире растет престиж именно биолого-химических знаний и профессий!

По мнению ученых через 5 лет наиболее востребованными будут специальности и профессии, связанные с изучением живых организмов, законов окружающей среды.

Человечество подошло к рубежу, когда главные и нерешенные еще вопросы связаны, в первую очередь, именно с живым организмом. И хотя за последние десятилетия в этой сфере сделаны революционные прорывы: расшифрован геном, идут эксперименты на стволовых клетках и т.д., "здесь больше вопросов неизвестных, чем решенных". Поэтому, через "пятилетку" это станет главным направлением научных исследований и подготовки специалистов. Также, будут востребованы специалисты, изучающие географию, медицину, генетику.

Как показали исследования социологов, в десятку самых востребованных профессий ближайшего будущего попадут:

1. Инженерные специальности.

2. IT и разработчики компьютерного аппаратного обеспечения.

3. Нанотехнологии

4. Специальноси на стыке электроники и биотехнологий.

5. Маркетинг и продажи.

6. Специальности, связанные с сервисом (например, химчистка, приготовление пищи).

7. Логистика.

8. Экология

9. Медицинские специальности, связанные с поиском средств продления жизни.

10. Химия

Специалисты в области химии будут особенно востребованы в сфере энергетики. Хотя, как известно, на ближайшие 50 лет запасов нефти хватит, уже сейчас человечество работает над развитием альтернативных источников энергии. К 2016 г. разработки и исследования в области альтернативных, экологически чистых источников энергии достигнут своего пика - и без химиков здесь будет совсем не обойтись.

Перед общеобразовательной школой всегда стояла и стоит проблема: как при обучении основам наук учитывать индивидуальные особенности учащихся – их интересы, склонности, способности? Очевидно, в рамках общего образования необходима определенная дифференциация обучения с учетом интересов и направленности личности школьников. Одно из решений данной проблемы – открытие специализированных классов, в которых один предмет или цикл предметов учащиеся изучают по специальным программам.


Система Казахстанского образования на современном этапе развития общества претерпевает существенные изменения, связанные со сменой модели культурно-исторического развития. Но какие бы реформы не проходили в системе образования, в итоге они, так или иначе, замыкаются на конкретном исполнителе – школьном учителе. Именно педагог является основной фигурой при внедрении в практику различных инноваций, и для успешной реализации в новых условиях поставленных перед ним задач должен обладать необходимым уровнем  профессиональной компетентности и профессионализма.
Нам всем необходимо осознать сегодня, что мы находимся на пике модернизации образовательного процесса, идет активное обсуждение системы ценностей и в качестве приоритетной в равной степени для всех субъектов образования выделяют компетентностный подход. В чем его суть? Компетентностный подход означает для педагогов и обучаемых постепенную переориентацию доминирующей образовательной парадигмы с преимущественной трансляции и освоения знаний, умений, навыков на создание условий для овладения комплексом компетенций, направленных на формирования личности, способной адаптироваться в условиях социально-политического, рыночно-экономического, информационно-коммуникационного насыщенного пространства.
Проще говоря, школа не должна научить на всю жизнь – школа должна научить учиться всю жизнь и эффективно использовать полученные знания на практике, т.е. развивать необходимые в дальнейшем ключевые компетентности, уровень сформированности которых, конечно же, зависит и от компетентности учителя. Именно компетентный педагог обеспечивает положительные и высокоэффективные результаты в обучении, воспитании и развитии учащихся. 

«Компетентность» – это владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личное отношение к ней и предмету деятельности.

Чтобы характеризовать многоаспектную деятельность личности в настоящее время предлагается следующая типология образовательных компетенций:

ключевые – определяющие компетенции, соответствующие условиям реализации, которые являются универсальными;

межпредметные – относящиеся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей;

предметные – формирующиеся в рамках конкретных учебных предметов.

Проблема выделения ключевых компетенций является всеобщей для педагогического сообщества и выступает предметом обсуждения на многих симпозиумах и семинарах. Так, симпозиум, прошедший в рамках проекта «Среднее образование для Европы» в 1996 г. В Берне, отметил: «Если мы хотим дать подрастающему поколению шансы на успех, важно точно определить основные знания, «фундамент» компетенций, которыми должны обладать обучаемые, чтобы подготовиться к самостоятельной жизни».

Совет Европы определил следующие группы ключевых компетенций, которыми школа должна вооружить молодежь:

познавательная компетенция;

социальная компетенция;

коммуникативная компетенция;

информационная компетенция.

В плане подготовки к жизни в постоянно меняющемся социуме легко понять, по какой причине желательно отдавать предпочтение развитию компетенций «широкого спектра», способных проявить себя в самых разных ситуациях и условиях.

Общая цель конкретизируется через цель среднего образования. Цель среднего образования заключается в обеспечении развития способностей учащихся к познанию, творческому использованию полученных знаний в любой учебной и жизненной ситуации, готовности к саморазвитию и самоуправлению посредством развития ключевых и предметных компетенций. 
Ключевые компетенции являются способностями, определяющими готовность учащихся к интеграции познавательных и практических умений и навыков для принятия успешных решений, не противоречащих нравственным и этическим нормам. 
Ключевые компетенции создают предпосылки для формирования ценностей и мотивов, а также для развития социальных и поведенческих норм жизнедеятельности человека; служат основанием для определения ожидаемых результатов по каждой образовательной области.

К ключевым компетенциям относятся

информационная компетенция; 
• коммуникативная компетенция; 
• компетенция разрешения проблем.

Предметные компетенции являются целями, определяющими смысл и назначение образовательных областей; описывают способности учащихся как действия широкого спектра; служат ориентиром для определения ожидаемых результатов.

Предметные компетенции являются действиями широкого спектра и описывают следующие способности учащихся:

имеет навыки общения на казахском языке как государственном, на русском языке как языке межнационального общения, на иностранном языке; умеет быть мотивированным к общению на родном языке; понимает значимость литературного наследия и использует в нужном контексте; 
• владеет математической грамотностью в широком спектре, в том числе умеет творчески и продуктивно использовать возможно¬сти информационной и коммуникационной технологий; 
• понимает научную картину мира через осмысление роли и места человека в природе; 
• знает историческое прошлое своего народа, выражает личное отношение к системе общечеловеческих, социокультурных цен¬ностей при выполнении социальных ролей в семье, сообществе и сотрудничестве с другими людьми; 
• понимает и ценит культуру казахского народа, народов Казахстана и культурное многообразие мира; 
• умеет быть мотивированным к самоопределению и профессиональному росту с целью повышения своей конкурентоспособности; 
• ведет здоровый образ жизни для поддержания физического здоровья, умственной работоспособности и укрепления общей жизнедеятельности . 

Сегодня мы решаем ряд задач, поставленных правительством. Во-первых, о реорганизации в основные (или начальные) всех средних школ с наполняемостью менее 100 человек, если на расстоянии до 20 км от них есть более крупная средняя школа. Во-вторых, о преподавании ряда предметов (иностранного языка, информатики, предметов естественно-математического цикла) только специалистами, поскольку до недавнего времени недостаток преподавателей-предметников приводил к снижению уровня преподавания, прежде всего в сельских малокомплектных школах. В-третьих, поставлена задача организовать подвоз детей к специалистам, либо специалистов к детям, если нужные условия в школе отсутствуют. В-четвертых, актуальнейшей задачей является построение системы профильного обучения на старшей ступени общего образования: школа должна рассчитывать на взаимодействие с вузами и ссузами и такое взаимодействие (прежде всего базовых школ) необходимо выстраивать.

Профильное обучение в старших классах предполагает создание гибкой системы специализированной подготовки учащихся, ориентированной на дифференциацию и индивидуализацию обучения, в том числе отработку содержания и организацию различных профилей обучения.

Создание профильной школы объясняется многими причинами:

отчетливой дифференциацией интересов и жизненных планов учащихся;

отсутствием в современной школе условий для подготовки к будущей профессиональной деятельности и построения успешной карьеры

повышением экономической эффективности образования, а также более успешной социализацией выпускников школ за счет осознанного выбора будущей профессии;

наличием специфических требований, предъявленных к выпускникам школ учреждениями профессионального (высшего) образования, несоблюдением преемственности между школой и вузом, устранением недостатков довузовской подготовки.

В этой связи основными задачами школы является определение необходимых управленческих решений и создание условий реализации предпрофильной и профильной подготовки старшеклассников

Важнейшим вопросом организации профильного обучения является определение структуры, модели и формы организации профильного обучения. При этом необходимо учитывать, с одной стороны, стремление наиболее полно учесть индивидуальные интересы, способности, склонности школьников (это ведет к выбору и созданию профилей), с другой – ряд факторов, сдерживающих процессы стихийной дифференциации образования. Реализация профильного обучения возможна только при условии относительного сокращения учебного материала непрофильных предметов, изучаемых с целью завершения базовой общеобразовательной подготовки учащихся. Такая возможность может быть реализована посредством разнообразных форм организации образовательного процесса, например, за счет кооперации различных образовательных учреждений можно организовать многопрофильную школу в одной сельской или поселковой школе, которая станет ресурсным центром или ассоциацией и т.п. Это позволит школьникам разных общеобразовательных учреждений наиболее полно реализовать свои интересы и образовательные потребности.

В условиях все более широкого развертывания профильных форм образования в старшей школе все более актуальной становится работа по проектированию ближайших шагов развития всей сети общеобразовательных учреждений среднего (полного) общего образования в каждой территории.

В соответствии с Законом Республики Казахстан «Об образовании» 2007 г, Государственной программой развития образования в Республике Казахстан на 2011-2020 годы предусматривается внедрение на уровне среднего образования профильного обучения учащихся старших классов. Профильное обучение рассматривается одним из инструментов повышения качества образования, реализации актуальных и перспективных потребностей личности, общества и государства.

Стратегически определено, что программы общего среднего образования «будут разработаны на основе дифференциации, интеграции и профессионализации содержания образования». Учащимся будет предоставлена возможность «выбирать индивидуальные образовательные программы, в которых особое место отводится творческой деятельности и развитию индивидуальных способностей.  Обеспечивается переход от установки на приобретение знаний к овладению систематизированными представлениями о мире, обществе и человеке, умению и стремлению самостоятельно и творчески их использовать, расширять и углублять».

Идеи проекта в учебном плане реализуются следующим образом. На ступени основной школы вводится предпрофильная подготовка. Предполагается введение элективных курсов ориентационного, предметного содержания по профилю школы и по запросам детей, не планирующих обучаться в профильном классе, профориентационной и информационной работы.

С 10-го класса будет начинаться профильное обучение как система обучения для всех, а не только для одаренных и интеллектуально развитых школьников. Модель выпускника школы потребовала пересмотра, был разработан проект выпускника профильной школы. Результатом деятельности школы должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетентностей:

- ценностно-смысловая - готовность видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, умеет выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения;

- общекультурная - осведомленность обучающегося в особенностях национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственных основа жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологических основах семейных, социальных, общественных явлениях и традициях, роли науки и религии в жизни человека, их влиянии на мир, эффективных способах организации свободного времени;

- учебно-познавательная - готовность обучающегося к самостоятельной познавательной деятельности: целеполаганию, планированию, анализ; рефлексии, самооценке учебно-познавательной деятельности, умений отличать факты от домыслов, владению измерительными навыками, использованию вероятностных, статистических и иных методов познания;

- информационная - готовность обучающегося самостоятельно работать с информацией различных источников, искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, ее охранять и передавать ее;

- коммуникативная - включает знание иностранного языка, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, предусматривает навыки работы в группе, владение различными специальными ролями в коллективе. Обучающийся должен уметь представит себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и т. д.;

- социально-трудовая - владение знаниями и опытом в гражданской общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя), в социально-трудовой сфере (прав потребителя, покупателя, клиента, производителя), в области семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в профессиональном самоопределении;

- личностного самосовершенствования - готовность осуществлять физическое, духовное и интеллектуальное саморазвитие, эмоциональную саморегуляцию и самоподдержку.

Поэтому школа создает такую систему, в которой все без исключения школьники, будут иметь возможность для изменения сделанного выбора. В связи с этим на ранних этапах обучения не будет глубокой дифференциации программ, препятствующих движению учащихся. Педагогический коллектив два раза в год будет анализировать результаты подготовки школьников, делать выводы об их развитии в процессе учебной деятельности и оценивать возможности перехода на программы более высокого уровня.

На третьей ступени обучения будет вводится: профильные предметы; элективные курсы; исследовательская деятельность; социальные практики.

В осуществлении системы профильного обучения школой будет реализовываться стратегия роста.

Настоящий этап развития школы характеризуется существенным обновлением содержания и методик обучения, и поэтому для обеспечения педагогического процесса, ориентированного на профильное обучение на старшей ступени, приоритетными технологиями будут являться технология проектного обучения, модульного и лекционно-практического обучения.

Контингент профильных классов очень сложный: об ученическом коллективе можно сказать, что он слишком “разнородный”. В то же время, именно в профильных классах есть дети с высокими способностями, требующие индивидуального подхода.

На подготовку и проведение уроков в специализированных классах требуется больше времени и сил, чем в обычных классах. Недостаточно сформировать у учеников знания и умения, важно обучение самому познанию, всемерно развивать у них познавательную самостоятельность.

Цели работы профильного класса:

Обеспечить предпрофильную подготовку по естественным предметам;

Сформировать устойчивый интерес к изучению законов природы, - воспитание у учащихся устойчивого естественнонаучного мировоззрения;

Создать условия для дальнейшей адаптации учащихся при обучении в старшей школе и в ВУЗах.

формирование условий для эффективного обучения в нашей школе детей, интересующихся химией и биологией;

обучение учащихся на современном научном уровне, позволяющем им быть конкурентоспособными в XXI веке;

воспитание личности, понимающей законы природы и осознающей себя ее частью;

подготовка к поступлению в выбранные химические, биологические, медицинские и прочие вузы.

Для достижений этих целей в своей работе стоит помнить о следующих принципах обучения:

Создание мотивации изучения предмета.

Принцип минимума.

Контроль усвоения на каждом занятии.

Использование обучающих алгоритмов.

Кумулятивной системе оценки знаний.

Особое значение я придаю созданию положительной мотивации изучения химии, т.е. смыслу обучения химии. Здесь на первое место выходит проблема отбора содержания предмета. Широко использую в своей работе современные методы и приемы, элементы современных педагогических технологий.

Важно, что ученики получают возможность самореализовываться, и это способствует мотивации учения. Центральным звеном развивающего обучения и любой из его технологий можно считать проблемное обучение на основе межпредметной интеграции.

Во время работы я использую скорее не предложенные в литературе технологии в полном объеме, а их детали, доработанные в соответствии с конкретными условиями. Главное, что должны приобрести школьники, выходя из школы, - не столько собственно знания химии, сколько освоение обобщенных видов учебной деятельности. Если мой ученик не помнит наизусть, например, степени окисления хрома или марганца, но умеет её прогнозировать, связав понятие “степень окисления” с электронной конфигурацией атома, положением химического элемента в периодической системе, я за него спокойна. Он, несомненно, научился главному – мыслить.

С целью реализации элементов развивающего обучения на уроках я использую различные методические приемы: ступенчатое изложение нового материала, составление и затем использование наглядных схем - конспектов, работа по алгоритмам, по технологическим картам.

Положительный опыт обучения, а также развития коммуникативной компетенции учащихся, достигается при внедрении в образовательный процесс элементов проблемного, частично-поискового, модельного метода обучения. Организуя самостоятельное творческое осуществление процесса познания, использую метод проектов, который всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся, предполагает решение какой-то проблемы и направлен на получение результата.

В классах, где химия является профильным предметом, возможно использование эвристических и исследовательских методов, которые могут быть реализованы в виде проблемных лекций, дискуссий (семинаров), самостоятельных работ учащихся исследовательского, творческого характера, включающих выполнение опытов, конструирование приборов, изготовление моделей, отражающих строение веществ, построение графиков, схем, решение расчетных и экспериментальных задач. Химический эксперимент в профильных классах может иметь форму практикумов, позволяющих проводить исследования, подтверждающие изученные теоретические положения, выполнять опыты по распознаванию, получению и изучению свойств веществ и т.д.

На мой взгляд, развивая познавательный интерес, необходимо обращение к истории науки, становления научных теорий (алхимия, флогистонная теория горения, представления о строении атома). Иначе учитель преподносит готовые факты, не объясняя их происхождения, как плохой математик, заставивший своих учеников зубрить наизусть все ответы в конце задачника, не показывая им самих задач.

Предлагая творческое задание интегративного характера, осуществляю связь с различными областями знания и человеческой деятельности: биологией, историей, литературой, географией и т.д.

С большим интересом учащиеся включаются в поиск ошибок в литературных произведениях, обсуждение отрывков из научно-популярных книг, учебников прошлых лет.

Реализация элементов метода CASE STUDY позволяет показать детям путь настоящего исследования в тех случаях, когда нет готовых ответов на те или иные вопросы, когда нет объяснения некоторых природных явлений.

Считаю, что каждый учащийся должен иметь возможность повысить свой творческий потенциал, проявить себя в самостоятельной деятельности с учетом индивидуальных способностей и склонностей. Поэтому предлагаю самые разнообразные темы и формы для творческой работы. Это могут быть такие задания (индивидуальные и групповые), как, например, подготовить доклад, реферат, написать статью в школьную химическую газету, найти нужную к уроку информацию в Интернете. Ученики работают индивидуально или создают творческие группы по 2-3 человека. В таких группах работа распределяется между школьниками. Например, один участник такой творческой группы берет на себя реферативную часть работы, а другой выполняет компьютерную презентацию по этой теме.

Считаю, что изучение химии невозможно без эксперимента.

Почти все знаменитые химики, по их собственным рассказам, с детства любили ставить химические опыты, - может быть, как раз поэтому они и посвятили свою жизнь химии. Удачный эксперимент, своими руками проделанный и своими глазами увиденный, может доставить немалое удовольствие и принести немалую пользу.

Выполняя химические опыты, учащиеся узнают об индивидуальной природе веществ, устанавливают взаимосвязи между строением веществ и их свойствами. Особое внимание в своей работе я уделяю проблемному эксперименту, систематическое применение которого позволяет достигать реальных результатов в развитии творческих способностей школьников. Это дает прекрасную возможность организовать эвристическую деятельность учащихся. Для того чтобы лабораторная работа не прошла бесследно, я сопровождаю эксперимент яркими, запоминающимися цитатами из художественной и научно-популярной литературы, фактами из жизни ученых.

Есть много увлекательных, интересных и поучительных опытов, которые не таят в себе угрозы, они практичны, занимательны и красивы. Увлечение химией начинается с проведения опытов. Как, наверное, каждый учитель, за время своей работы в школе я собрала своеобразную коллекцию занимательных, наглядных, простых в исполнении опытов, выполняемых с использованием реактивов из аптеки, хозяйственного или продуктового магазина. Такой, порой неожиданный, эксперимент помогает мне расширить кругозор своих учеников, развить их познавательный интерес, любознательность.

элективные курсы, роль которых дополнить и углубить изучаемый материал по химии. При переходе на профильное обучение проведение элективных курсов позволяет уделить должное внимание формированию не только теоретических знаний, но и практических умений, найти возможность проводить не просто традиционный эксперимент, но и организовать работы творческого характера.

Ведение предпрофильных элективных курсов.

Введение элективных курсов для предпрофильной подготовки в 9 классах общеобразовательной школы должно решить важную проблему: помочь ребенку определиться с будущим профилем, а, в конечном счете, и будущей профессией.

Работу по предпрофильной подготовке я строю таким образом, чтобы ознакомить учащихся с методами познания природы, сформировать и развить креативные способности школьников, интерес к химии, необходимые в жизни навыки безопасного обращения с веществами, воспитать ценностное отношение к природе, и конечно, к своему здоровью.

Считаю, что занятия элективного курса не должны дублировать уроки химии ни по содержанию, ни тем более по форме проведения. Особенность элективного курса заключается в его насыщенности активной деятельностью учащихся: самостоятельной работой с объектами изучения, творческими заданиями, лабораторным экспериментом.

При работе в 9 классе беру за основу индуктивный способ изучения материала, максимально используя наблюдения учащихся, их жизненный опыт, а также информацию, почерпнутую при прочтении научно-популярной, художественной литературы, при просмотре различных телепередач.

В заключение можно отметить, что объективная реальность XXI требует обновления подходов к отбору содержания образования, организации образовательной среды и др. Изменения в школьном образовании Казахстана возможны при условии качественно иного подхода к управлению этим процессом. Годы, прошедшие со времени объявления решения о переходе на 12-летнее образование, показали несостоятельность определенных управленческих действий, не использованность инновационного потенциала педагогов. При этом, основой всех изменений, отправной точкой организации и реализации программ, планов является цель образования как конечного результата деятельности системы школьного образования Казахстана. Это - объективная реальность развития всех социальных систем.






Формирование ключевых компетенций учителей химии
  • Химия
Описание:

«Компетентность» – это владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личное отношение к ней и предмету деятельности.

Чтобы характеризовать многоаспектную деятельность личности в настоящее время предлагается следующая типология образовательных компетенций:

ключевые – определяющие компетенции, соответствующие условиям реализации, которые являются универсальными;

межпредметные – относящиеся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей;

предметные – формирующиеся в рамках конкретных учебных предметов.

Проблема выделения ключевых компетенций является всеобщей для педагогического сообщества и выступает предметом обсуждения на многих симпозиумах и семинарах. Так, симпозиум, прошедший в рамках проекта «Среднее образование для Европы» в 1996 г. В Берне, отметил: «Если мы хотим дать подрастающему поколению шансы на успех, важно точно определить основные знания, «фундамент» компетенций, которыми должны обладать обучаемые, чтобы подготовиться к самостоятельной жизни».

Совет Европы определил следующие группы ключевых компетенций, которыми школа должна вооружить молодежь:

познавательная компетенция;

социальная компетенция;

коммуникативная компетенция;

информационная компетенция

Автор Битюкова Валентина Владимировна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Химия
Подраздел
Просмотров 798
Номер материала 24769
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓