Главная / Классному руководителю / Формирование ключевых компетенций на уроках математики

Формирование ключевых компетенций на уроках математики

ГОСУДАРСТВЕННОЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ШКОЛА - ИНТЕРНАТ №10 г. БЕЛОГОРСК



Формирование ключевых компетенций на уроках математики

Выступление на МО учителей «Мыслители»





Автор: Е.Ю. Говыжа, учитель





Белогорск, 2014

Одной из главных целей обучения математике является подготовка учащихся к повседневной жизни, а также развитие их личности средствами математики. В связи с практической ориентированностью современного образования основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетентностей (ценностно-смысловая, общекультурная, учебно-познавательная, информационная, коммуникативная, социально-трудовая, личностная).

Компетенция – это готовность (способность) ученика использовать усвоенные знания, учебные умения и навыки, а также способы деятельности в жизни для решения практических и теоретических задач (опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся).

Одна из главных ролей на уроках математики должна быть отдана учебно–познавательной компетенции, так как, степень ее сформированности иногда в большей степени определяет качество результата образовательного процесса. Учебно-познавательная компетенция-готовность обучающегося к самостоятельной познавательной деятельности: целеполаганию, планированию, анализу, самооценке учебно-познавательной деятельности, умению отличать факты от домыслов, владению измерительными навыками.

Одним из активных методов формирования учебно-познавательной компетенции на уроке является создание проблемных ситуаций, суть которых сводится к воспитанию и развитию творческих способностей учащихся, к обучению их системе активных умственных действий. Эта активность проявляется в том, что ученик, анализируя, сравнивая, синтезируя, обобщая, конкретизируя фактический материал, сам получает из него новую информацию.

Поэтому в процессе обучения главным является постановка перед учащимися на уроках какой-то маленькой проблемы, а затем необходимо ответить на поставленный вопрос.

При ознакомлении учащихся с новыми математическими понятиями, при определении новых понятий знания не сообщаются в готовом виде. Здесь уместно побуждать учащихся к сравнению, сопоставлению и противопоставлению фактов, в результате чего и возникает поисковая ситуация. Например, с помощью использования собственного практического опыта учащихся, опыта выполнения ими практических заданий. Поисковые ситуации в этом случае возникают при попытке учащихся самостоятельно достигнуть поставленной перед ними практической цели. Обычно ученики в итоге анализа ситуации сами формулируют задачу поиска.

На уроке геометрии при изучении периметра и площадь прямоугольника можно использовать следующую задачу: «Вам необходимо огородить свой садовый участок прямоугольной формы, сколько метров изгороди необходимо изготовить, если длина участка 55м, а его ширина 20м».

Здесь возникает поисковая ситуация. Пытаясь самостоятельно достигнуть поставленной практической цели, учащиеся приходят к выводу, что для решения этих задач не хватает знаний.

Одним из способов создания ситуации творческого поиска является варьирование задачи, переформулировка вопроса.

Например: «Мама старше Юли в 3 раза, а вместе Юле и маме 40 лет. Сколько лет маме и сколько Юле?»

Задача учителя – привить своим ученикам привычку к упорному, самостоятельному, творческому труду, выработать у учащихся умение преодолевать трудности при решении задач, а также при любой работе, связанной с учебной деятельностью.

Одним из мощных рычагов воспитания трудолюбия, желания и умения хорошо учиться является создание условий, обеспечивающих ребенку успех в учебной программе, на пути от незнания к знанию, от неумения к умению. К таким условиям, безусловно, можно отнести процесс решения нестандартных задач – головоломок, на соображение и смекалку.

1. Петух на одной ноге весит 4 кг. А на двух?

2. Кирпич весит 1,5 кг и ещё полкирпича. Какова масса кирпича?

А также задачи на внимание и сравнение.

3. Определите, сколько треугольников вы видите на рисунке?

21639

4. Уберите лишнюю фигуру. Ответ обоснуйте.

s71801

Математические игры – технология, позволяющая, как никакая другая технология, развивать ключевые компетенции школьников. Игры ставят ученика в условия поиска, пробуждают интерес к победе, а отсюда – стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила. В играх, особенно коллективных, формируются и нравственные качества личности. Игры ставят ученика в условия поиска, пробуждают интерес к победе, а отсюда – стремление быть собранным, ловким, находчивым, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила.

Игра  «Угадай слово» Например, тема «Сложение и вычитание смешанных чисел».  Задание: Расшифруйте название дерева, похожего на ель, у которого шишки растут вверх, а не вниз. Для этого решите примеры.

Одной из ключевых компетенций является общекультурная компетенция. Подразумевает использование материала из других наук на уроках математики, и использование понятий и методов математики на других уроках, в жизни. Очень часто ученики, уверенно используя какие-то умения на одном предмете, далеко не всегда смогут применить его на другой дисциплине. На уроках математики учитель может помочь ребенку прояснить задачу, выделить предметную составляющую, показать применение известных способов в новой ситуации.

В ходе проведения внеклассных мероприятии, предметных недель можно практиковать написание сказок, фантастических историй, рассказов на заданные темы: «Натуральные числа и ноль», «Проценты и дроби».

Например, при решении текстовых задач в условии могут быть умышленно пропущены числа или заменены словом (год, неделя, сутки, десятиэтажный дом и т.п.) Предлагается выбрать из записанных на доске чисел те, которыми могла быть выражена данная величина (скорость, цена, масса). Кроме того, можно предложить текстовые задачи со скрытой информативной частью.

Задача: «Известно, что ученик второго класса должен спать 10 часов в сутки. Сколько в этом случае часов он будет бодрствовать?». Таким образом, работая над данной задачей, ребёнок невольно усваивает общепринятые гигиенические нормы.

Важно при подведении итогов урока акцентировать внимание учеников не только на математических составляющих урока, но и на общекультурных.

Информационная компетенция реализуется в связи с жизнью. За несколько дней до урока по теме, связанной с именованными числами, учащимся можно поручить задание собрать необходимые данные (цены на отдельные товары, расстояния между населенными пунктами своего района). На уроке эти данные используются учителем при объяснении и детьми при составлении своих задач.

Необходимо способствовать освоению учеником современных информационных технологий. Т.е. на уроке математики необходимо, непреднамеренно для ученика, обучить его способам работы с различными источниками информации (словари, интернет, книги). От урока к уроку необходимо повышать уровень «первоисточников», таким образом подготавливая ученика к адаптации в информационном пространстве современного мира.

Для развития данного вида компетентности можно предложить учащимся практико-ориентированные задачи – задания с практическим содержанием, ориентирующие учащихся на математические исследования явлений реального мира.

1 литр бензина в 2013г. стоил 32 рубля. В 2014 г. он подорожал на 13%. Вычислите стоимость бензина в 2014 году? (ответ округлите до целых)

В 2014 году сумма, затраченная на питание в дороге туристической группой, составила 3700 рублей. Вычислите сумму, которая будет затрачена в 2015 году, если известно, что продукты подорожали на 17%.

Таким образом, реализация данной компетенции, после предварительной подготовки учителя и учеников, вполне возможна и на уроках математики.

Коммуникативная компетенция не является новой в школьной системе обучения, т.к. её реализация подразумевает использование различных коллективных (коммуникативных) приёмов работы (таких, как дискуссия, групповая работа, парная работа, при разборе задачи диалог с учителем или соседом по парте и другие).

Социально-трудовая компетенция подразумевает овладение детьми теми предметными знаниями, умениями и навыками, которые они будут использовать непосредственно в своей дальнейшей жизнедеятельности.

Развитию способствуют следующие приемы: контрольные работы, тесты по усовершенствованию устного счета. Причем задания можно давать социально-трудового характера, которые будут вводить ребенка в нестандартную, но бытовую ситуацию. Например, вычисление суммы покупок в магазине, до того момента, как подойти к кассе.

Можно подобрать примеры арифметических задач по развитию социально-трудовой компетенции.

Стоимость проезда на автобусе 2013 году была 15 р., а в 2014 стала 19. На сколько процентов в 2014 году проезд на автобусе стал дороже, чем в 2013 году? На сколько процентов в 2013 году проезд был дешевле, чем в 2014?

В урожайное время года (осенью) цены на овощи понизились в среднем на 50%, а к зиме они повысились на 10% по сравнению с прошлогодними ценами. На сколько процентов подорожали овощи по сравнению с осенью?

Формирование компетенции личностного совершенствования идет посредством обучения и воспитания по двум направлениям (на уроке и во внеклассной работе).

Формирование компетенции личностного совершенствования происходит в различных областях деятельности ученика. Творческая область деятельности является определяющей в процессе самосовершенствования. Каждый ребенок по-своему талантлив, поэтому в образовательном необходимо стремиться использовать приемы творческой работы, творческие задания, личностно значимые задания, способствующие самосовершенствованию: как духовному, так и интеллектуальному.

Например, на уроках математики можно использовать задачи, содержащие информативную часть, влияющую на самосознание ребенка: Известно, что опаздывать неприлично. Настя заметила идущий на остановку автобус в 50 метрах позади себя. Чтобы не опоздать, она побежала и через 10 секунд прибежала на остановку. С какой скоростью пришлось бежать Насте? Успела ли она на автобус?

С целью формирования данной компетенции, также целесообразно использовать нестандартные уроки (урок-деловая игра, урок-круглый стол и др.), потому как во время таких уроков дети примеряют на себя разные роли, что поможет им в дальнейшем ощущать себя в обществе более успешными. Также можно включать ребят в следующие формы работы:

- предметные недели;

- самостоятельный выпуск школьных газет;

- посильная помощь в подготовке общешкольных мероприятий;

- творческие кружки.

Использование компетентностного подхода позволит наполнить математическое образование знаниями, умениями и навыками, связанными с личным опытом и потребностями ученика, с тем, чтобы он мог осуществлять продуктивную и осознанную деятельность по отношению к объектам реальной действительности; научиться ставить цели и планировать деятельность по их достижению; добывать нужную информацию, используя доступные источники (справочники, учебники, словари, СМИ), передавать ее; совершенствовать свои навыки работы в команде, научиться высказывать и аргументировано отстаивать свое мнение; вносить посильный вклад в достижение общего результата; приобретать навыки самостоятельной творческой работы, самоконтроля и взаимоконтроля; учиться грамотно использовать в речи математические термины; учиться применять математические знания и умения  в реальных ситуациях.


Формирование ключевых компетенций на уроках математики
  • Классному руководителю
Описание:

Одной из главных целей обучения математике является подготовка учащихся к повседневной жизни, а также развитие их личности средствами математики. В связи с практической ориентированностью современного образования основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетентностей (ценностно-смысловая, общекультурная, учебно-познавательная, информационная, коммуникативная, социально-трудовая, личностная).

Компетенция – это готовность (способность) ученика использовать усвоенные знания, учебные умения и навыки, а также способы деятельности в жизни для решения практических и теоретических задач (опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся).

 

Одна из главных ролей на уроках математики должна быть отдана учебно–познавательной компетенции, так как, степень ее сформированности иногда в большей степени определяет качество результата образовательного процесса. Учебно-познавательнаякомпетенция-готовность обучающегося к самостоятельной познавательной деятельности: целеполаганию, планированию, анализу, самооценке учебно-познавательной деятельности, умению отличать факты от домыслов, владению измерительными навыками.

Автор Говыжа Екатерина Юрьевна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Классному руководителю
Подраздел
Просмотров 665
Номер материала 25192
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓