Формирование
ключевых компетенций на уроках физики.
В основу обновлённого содержания общего
образования положена ориентация на создание у учащихся компетенций в
интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникативной, информационной и прочих
сферах. В связи с этим, можно выделить следующие группы компетенций, которые
целесообразно развивать у учеников нашей школы:
- Информационные (владение
информационными технологиями, понимание их применения, сбор и обработка
необходимой информации);
- Личностное самосовершенствование
(способность учиться всю жизнь как основа непрерывной подготовки в
профессиональном плане, а также в личной и общественной жизни);
- Учебно-познавательные (целеполагание,
планирование, анализ, рефлексия, самооценка);
- Коммуникативные (умение общаться,
уважение друг друга, способность жить с людьми других культур, языков и
религий);
- Социально-трудовые (профессиональное
самоопределение);
- Общекультурные (знание
духовно-нравственных основ жизни человечества, отдельных народов,
культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и
традиций).
Одной
из основных составляющих образовательной компетенции является
учебно-познавательная, формирование которой является необходимым условием
эффективности учебной деятельности в школе, а затем и в ВУЗе, что позволяет
рассматривать формирование учебно-познавательной компетенции как приоритетную
задачу современной школы.
Каждая
учебная дисциплина должна создавать предпосылки, которые при условии их
обобщения превращаются в основу формирования ключевых компетенций. Важно
определить место физики как учебного предмета в этом процессе. Физика как
учебная дисциплина объективно обладает потенциальными возможностями организации
процесса обучения, обеспечивающего развитие научного мышления и творческих
способностей учащихся. Курс физики – это уникальная школьная дисциплина,
единственный школьный предмет, в ходе усвоения которого ученики вовлекаются во
все этапы научного познания.
Модель
формирования учебно-познавательной компетенции можно представить как целостный
комплекс, основанный на согласовании нескольких компонентов.
- Целевой компонент (ученик не
усваивает отдельные друг от друга знания и умения, , а овладевает
комплексной процедурой, совокупностью образовательных компонентов, имеющих
личностно-деятельностный характер).
- Операционный компонент (отбор форм и методов
передачи учебной информации в оптимальном соответствии с целями и
содержанием учебной программы и отыскание рациональных путей и средств
организации учебного процесса).
- Содержательный компонент (подбор
учебного материала к разработанной системе занятий и разработка системы
дидактических материалов по формированию УПК учащихся в процессе
обучения).
Основными
составляющими УПК являются:
- Знания, отражённые в Обязательном
минимуме содержания образования по физике.
- Умения – познавательные (владеть
навыками работы с различными источниками информации, проводить наблюдения,
ставить физический эксперимент), практические (измерять, вычислять,
строить и анализировать графики, пользоваться лабораторными
принадлежностями), организационно-оценочные (ставить цель, организовывать
планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей и чужой
учебно-познавательной деятельности, выступать письменно и устно о её
результатах).
- Качества личности –
мотивационно-рациональная направленность, интеллектуально-логические
способности, способности к самоорганизации и самоуправлению в учебной
деятельности, нравственные и эстетические качества личности.
Формирование
учебно-познавательной компетенции на уроках физики.
- Основная школа.
1)
Обучение
физическим приёмам мышления, способам и методам постижения истины в ходе
экспериментальной деятельности. Ученикам даётся возможность самостоятельно
получать выводы при проведении опытов. Получая задания, они проверяют гипотезу,
выдвинутую в начале урока. Например:
·
все
вещества состоят из частиц;
·
в
жидкости и газе существует выталкивающая сила;
·
кристаллическое
тело имеет постоянную температуру плавления;
·
ускорение
тела зависит от его массы и величины силы, приложенной к нему.
В этом случае идёт отработка умений ставить
физический опыт, проводить наблюдение, организовывать анализ, делать публичное
сообщение о проделанной работе. Общение в группах позволяет развивать
необходимые качества личности.
2)
Составление
кроссвордов, сообщений, сочинений к изученной теме. Данная форма обучения
предполагает нестандартное использование полученных знаний, позволяет ученикам
проявить свои творческие способности.
3)
Создание
электронных презентаций. Формирование умения использовать информационные
технологии в процессе обучения.
4)
Вывод
учащихся на новое понятие. Данная форма обучения представляет некое подобие
мозгового штурма. Ученики получают задание практического характера. Например,
учащимся 8 класса можно предложить перечислить материалы, используемые при
строительстве дома перед началом изучения понятия теплопроводность. Такой
подход к изучению физики делает её наиболее приближенной к реальной жизни, а
значит более интересной и понятной для детей.
- Старшая школа.
1)
Работа
на второй ступени изучения школьного курса физики строится на использовании
базовых знаний, полученных в основной школе при максимальной самостоятельности
учащихся. Основной формой организации занятий является групповая работа, в ходе
которой каждая группа движется в своем направлении согласно индивидуальной
теме. Такой подход даёт возможность активизировать интерес учащихся к предмету,
рассмотреть роль физики в построении картины мира и в развитии технической
цивилизации. Направления работы групп:
·
история
становления представлений по данной проблеме, поиск и систематизация
информации;
·
экспериментальное
исследование проблемы;
·
решение
задач, моделирование процессов;
·
объяснение
природных явлений, исследование применения физических принципов для создания
технических устройств.
2)
Формами
контроля при такой организации занятий являются:
·
результаты
перекрёстных дискуссий
·
отчёт
группы в ходе итогового занятия
·
тестовая
работа по теме
·
оценка
работы каждого члена группы её руководителем
·
лучшие
в номинациях: «За лучшую находку в Интернете», «За лучшее исследование», «За
лучшую презентацию к докладу» и т.д.
3)
Организация
перекрёстных дискуссий осуществляется в виде мозгового штурма. Опираясь на
материал, собранный группой, учащиеся дают ответы на ряд нестандартных
вопросов, выдвигая свои идеи, размышляя над проблемой. В качестве примера могу
привести примерный план проведения такого занятия по теме «Транспортные
средства и законы сохранения».
Первая
группа (работала по теме: «Анализ рассуждений Гюйгенса об ударах упругих шаров
в разных системах отсчёта и поиске сохраняющейся величины и Майера об энергии»
1.
Как
можно получить запас энергии?
2.
Что
может служить источником энергии?
3.
Как
извлечь энергию из вещества?
4.
Как
используется энергия?
5.
Как
происходит преобразование энергии в работу?
Вторая
группа (работала по теме: «Анализ практического использования законов
термодинамики
при работе простейших механизмов, тепловых двигателей; анализ
круговорота
энергии на Земле, энергетический баланс Земли и парниковый эффект»
1.
Как
происходит преобразование энергии в работу?
2.
Почему
нельзя преобразовать в работу всю энергию двигателя?
3.
Почему
тепловые двигатели имеют малый КПД?
4.
К
какому типу двигателей относится реактивный?
5.
На
чём основан принцип его работы?
Третья
группа (работала по теме: «Решение задач на закон сохранения импульса и
энергии,
использование закона сохранения энергии в различных процессах»
1.
Как
связаны понятия «импульс» и «сила»?
2.
Можно
ли связать понятия «энергия» и «сила»?
3.
Какое
значение имеют упругий и неупругий удары?
4.
При
каком виде центрального удара происходит потеря энергии?
5.
Какая
энергия теряется?
6.
Во
что она преобразуется?
Четвёртая
группа (работала по теме: «Эксперименты по изучению упругих и неупругих ударов
шаров с анализом вопроса о потерях механической энергии при неупругом ударе»
1.
Какое
значение имеют упругий и неупругий удары?
2.
При
каком виде центрального удара происходит потеря энергии?
3.
Какая
энергия теряется?
4.
Во
что она преобразуется?
5.
Как
это можно определить экспериментально?
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.