Инфоурок Физика Другие методич. материалыФормирование ключевых компетенций на уроках физики.

Формирование ключевых компетенций на уроках физики.

Скачать материал

Формирование ключевых компетенций на уроках физики.

 

 В основу обновлённого содержания общего образования положена ориентация на создание у учащихся компетенций в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникативной, информационной и прочих сферах. В связи с этим, можно выделить следующие группы компетенций, которые целесообразно развивать у учеников нашей школы:

  1. Информационные (владение информационными технологиями, понимание их применения, сбор и обработка необходимой информации);
  2. Личностное самосовершенствование (способность учиться всю жизнь как основа непрерывной подготовки в профессиональном плане, а также в личной и общественной жизни);
  3. Учебно-познавательные (целеполагание, планирование, анализ, рефлексия, самооценка);
  4. Коммуникативные (умение общаться, уважение друг друга, способность жить с людьми других культур, языков и религий);
  5. Социально-трудовые (профессиональное самоопределение);
  6. Общекультурные (знание духовно-нравственных основ жизни человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций).

 

Одной из основных составляющих образовательной компетенции является учебно-познавательная, формирование которой является необходимым условием эффективности учебной деятельности в школе, а затем и в ВУЗе, что позволяет рассматривать формирование учебно-познавательной компетенции как приоритетную задачу современной школы.

Каждая учебная дисциплина должна создавать предпосылки, которые при условии их обобщения  превращаются в основу формирования ключевых компетенций. Важно определить место физики как учебного предмета в этом процессе. Физика как учебная дисциплина объективно обладает потенциальными возможностями организации процесса обучения, обеспечивающего развитие научного мышления и творческих способностей учащихся. Курс физики – это уникальная школьная дисциплина, единственный школьный предмет, в ходе усвоения которого ученики вовлекаются во все этапы научного познания.

Модель формирования учебно-познавательной компетенции можно представить как целостный комплекс, основанный на согласовании нескольких компонентов.

  1. Целевой компонент (ученик не усваивает отдельные друг от друга знания и умения, , а овладевает комплексной процедурой, совокупностью образовательных компонентов, имеющих личностно-деятельностный характер).
  2. Операционный компонент (отбор форм и методов передачи учебной информации в оптимальном соответствии с целями и содержанием учебной программы и отыскание рациональных путей и средств организации учебного процесса).
  3. Содержательный компонент (подбор учебного материала к разработанной системе занятий и разработка системы дидактических материалов по формированию УПК учащихся в процессе обучения).

 

Основными составляющими УПК являются:

  1. Знания, отражённые в Обязательном минимуме содержания образования по физике.
  2. Умения – познавательные (владеть навыками работы с различными источниками информации, проводить наблюдения, ставить физический эксперимент), практические (измерять, вычислять, строить и анализировать графики, пользоваться лабораторными принадлежностями), организационно-оценочные (ставить цель, организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей и чужой учебно-познавательной деятельности, выступать письменно и устно о её результатах).
  3. Качества личности – мотивационно-рациональная направленность, интеллектуально-логические способности, способности к самоорганизации и самоуправлению в учебной деятельности, нравственные и эстетические качества личности.

 

Формирование учебно-познавательной  компетенции на уроках физики.

  1. Основная школа.

1)      Обучение физическим приёмам мышления, способам и методам постижения истины в ходе экспериментальной деятельности. Ученикам даётся возможность самостоятельно получать выводы при проведении опытов. Получая задания, они проверяют гипотезу, выдвинутую в начале урока. Например:

·         все вещества состоят из частиц;

·         в жидкости и газе существует выталкивающая сила;

·         кристаллическое тело имеет постоянную температуру плавления;

·         ускорение тела зависит от его массы и величины силы, приложенной к нему.

В этом случае идёт отработка умений ставить физический опыт, проводить наблюдение, организовывать анализ, делать публичное сообщение о проделанной работе. Общение в группах позволяет развивать необходимые качества личности.

2)      Составление кроссвордов, сообщений, сочинений к изученной теме. Данная форма обучения предполагает нестандартное использование полученных знаний, позволяет ученикам проявить свои творческие способности.

3)      Создание электронных презентаций. Формирование умения использовать информационные технологии в процессе обучения.

4)      Вывод учащихся на новое понятие. Данная форма обучения представляет некое подобие мозгового штурма. Ученики получают задание практического характера. Например, учащимся 8 класса можно предложить перечислить материалы,  используемые при строительстве дома перед началом изучения понятия теплопроводность. Такой подход к изучению физики делает её наиболее приближенной к реальной жизни, а  значит более интересной и понятной для детей.

 

  1. Старшая школа.

1)      Работа на второй ступени изучения школьного курса физики строится на использовании базовых знаний, полученных в основной школе при максимальной самостоятельности учащихся. Основной формой организации занятий является групповая работа, в ходе которой каждая группа движется в своем направлении согласно индивидуальной теме. Такой подход даёт возможность активизировать интерес учащихся к предмету, рассмотреть роль физики в построении картины мира и в развитии технической цивилизации. Направления работы групп:

·         история становления представлений по данной проблеме, поиск и систематизация информации;

·         экспериментальное исследование проблемы;

·         решение задач, моделирование процессов;

·         объяснение природных явлений, исследование применения физических принципов для создания технических устройств.

2)      Формами контроля при такой организации занятий являются:

·         результаты перекрёстных дискуссий

·         отчёт группы в ходе итогового занятия

·         тестовая работа по теме

·         оценка работы каждого члена группы её руководителем

·         лучшие в номинациях: «За лучшую находку в Интернете», «За лучшее исследование», «За лучшую презентацию к докладу» и т.д.

 

3)      Организация перекрёстных дискуссий осуществляется в виде мозгового штурма. Опираясь на материал, собранный группой, учащиеся дают ответы на ряд нестандартных вопросов, выдвигая свои идеи, размышляя над проблемой. В качестве примера могу привести примерный план проведения такого занятия по теме «Транспортные средства и законы сохранения».

Первая группа (работала по теме: «Анализ рассуждений Гюйгенса об ударах упругих шаров в разных системах отсчёта и поиске сохраняющейся величины и Майера об энергии»

1.      Как можно получить запас энергии?

2.      Что может служить источником энергии?

3.      Как извлечь энергию из вещества?

4.      Как используется энергия?

5.      Как происходит преобразование энергии в работу?

Вторая группа (работала по теме: «Анализ практического использования законов

термодинамики при работе простейших механизмов, тепловых двигателей; анализ

круговорота энергии на Земле, энергетический баланс Земли и парниковый эффект»

1.      Как происходит преобразование энергии в работу?

2.      Почему нельзя преобразовать в работу всю энергию двигателя?

3.      Почему тепловые двигатели имеют малый КПД?

4.      К какому типу двигателей относится реактивный?

5.      На чём основан принцип его работы?

Третья группа (работала по теме: «Решение задач на закон сохранения импульса и

энергии, использование закона сохранения энергии в различных процессах»

1.      Как связаны понятия «импульс» и «сила»?

2.      Можно ли связать понятия «энергия» и «сила»?

3.     

 

 
Какое значение имеют упругий и неупругий удары?

4.      При каком виде центрального удара происходит потеря энергии?

5.      Какая энергия теряется?

6.      Во что она преобразуется?

Четвёртая группа (работала по теме: «Эксперименты по изучению упругих и неупругих ударов шаров с анализом вопроса о потерях механической энергии при неупругом ударе»

1.     

 

 
Какое значение имеют упругий и неупругий удары?

2.      При каком виде центрального удара происходит потеря энергии?

3.      Какая энергия теряется?

4.      Во что она преобразуется?

5.      Как это можно определить экспериментально?

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Формирование ключевых компетенций на уроках физики."

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Руководитель образовательной организации

Получите профессию

Фитнес-тренер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

В основу обновлённого содержания общего образования положена ориентация на создание у учащихся компетенций в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникативной, информационной и прочих сферах. В связи с этим, можно выделить следующие группы компетенций, которые целесообразно развивать у учеников нашей школы: Информационные (владение информационными технологиями, понимание их применения, сбор и обработка необходимой информации); Личностное самосовершенствование (способность учиться всю жизнь как основа непрерывной подготовки в профессиональном плане, а также в личной и общественной жизни); Учебно-познавательные (целеполагание, планирование, анализ, рефлексия, самооценка); Коммуникативные (умение общаться, уважение друг друга, способность жить с людьми других культур, языков и религий); Социально-трудовые (профессиональное самоопределение); Общекультурные (знание духовно-нравственных основ жизни человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций).

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 662 872 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Жазық параллель пластина мен призмада сәулелердің жүру сызбасын сызу және жазық параллель пластина мен призма формуласын қолданып, есептер шығару.
  • Учебник: «Физика (Базовый и углубленный уровни)», Генденштейн Л.Э., Дик Ю.И.
  • Тема: 3. Построение изображений в линзах
  • 01.01.2021
  • 2969
  • 41
«Физика (Базовый и углубленный уровни)», Генденштейн Л.Э., Дик Ю.И.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 17.03.2020 71
    • DOCX 19 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Махнев Андрей Рафаилович. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Махнев Андрей Рафаилович
    Махнев Андрей Рафаилович
    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 93201
    • Всего материалов: 224

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Фитнес-тренер

Фитнес-тренер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

ЕГЭ по физике: методика решения задач

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 117 человек из 45 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 117 человек

Курс профессиональной переподготовки

Физика: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель физики

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 45 человек из 24 регионов
  • Этот курс уже прошли 127 человек

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы преподавания физики в школе в условиях реализации ФГОС

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 208 человек из 62 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 003 человека

Мини-курс

Читательская грамотность у школьников

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 32 человека из 16 регионов
  • Этот курс уже прошли 68 человек

Мини-курс

Аспекты эмоционального благополучия и влияния социальных ролей на психологическое состояние

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Стратегии B2B маркетинга: от анализа до продаж

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе