Главная / Биология / Формирование исследовательской компетенции обучающихся средствами учебного предмета естественнонаучного цикла.

Формирование исследовательской компетенции обучающихся средствами учебного предмета естественнонаучного цикла.

Формирование исследовательской компетенции обучающихся средствами учебного предмета естественнонаучного цикла»

Выполнила учитель химии и биологии

МБОУ СОШ села Берёзовка 1-я

Шамьюнова Н.Н.

Современный мир предъявляет к выпускнику школы высокие требования: обладание высокой степенью компетентности, творческой подготовленности к самостоятельной жизни и профессиональной деятельности. Поэтому одним из основных результатов деятельности образовательного учреждения должна стать, не только и не столько система знаний, умений, навыков выпускника, но кроме этого выпускник должен иметь ряд ключевых компетенций, умение творчески использовать их в различных сферах жизни.

Исследовательский навык, приобретенный в школе, поможет выпускнику быть успешным в любых ситуациях.

"Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые, бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений": писал Л.Толстой.

Слова Льва Николаевича Толстого будут актуальны столько, сколько будет существовать школа. Важность проблемы - развитие творческих способностей учащихся - обусловлена двумя основными причинами.

Первая из них - падение интереса к учебе.

Вторая причина в том, что даже те ученики, которые, казалось бы, успешно справляются с программой, теряются, как только оказываются в нестандартной учебной ситуации.

Ряд федеральных нормативно-правовых документов свидетельствует о начавшейся модернизации в образовании, которая затрагивает все школьные ступени, а в особенности старшую ступень: это и обязательное профильное обучение и новые стандарты.

Проектная и исследовательская деятельность учащихся прописана в стандартах второго поколения и нацелена на осуществление деятельностного подхода к обучению. Следовательно, каждый ученик должен быть обучен этой деятельности.

Перед современной российской школой стоит ключевая сверхзадача – научить школьников учиться. . А это возможно именно в процессе правильной организации самостоятельной работы над решением предметных проблем. Так лучше всего формируется культура умственного труда учеников и компетентность.

В современной теории обучения исследование представлено как поисково-исследовательская технология обучения, сущность которой состоит в том, чтобы “…построить учебное познание как систему задач и разработать средства (предписания, приемы) для того, чтобы,

во-первых, помочь учащимся в осознании проблемности предъявляемых задач (сделать проблемность наглядной),

во-вторых, найти способы разрешение проблемных ситуаций (заключенных в задачах) личностно значимым для учеников и,

в-третьих, научить их видеть и анализировать проблемные ситуации, вычленять проблемы и задачи”

Эффективным средством, позволяющим развитие познавательной и исследовательской компетентности является творческая деятельность. Развить творческую деятельность учащихся можно на уроках, применяя различные методы и приемы и во внеурочной деятельности.

1. Метод «Работа с учебной литературой». Учим хорошо ориентироваться в учебной литературе: пользоваться оглавлением, указателем терминов, шрифтовыми выделениями, вопросами, рисунками, изучать и излагать основное содержание, находить ответы на вопросы и писать реферат.

2. Метод «Наблюдение» - целенаправленная познавательная деятельность учащихся, основанная на чувственном восприятии изучаемого объекта или процесса. Наблюдение обусловливает направленность мыслительной деятельности школьников. Наблюдения проводятся как в кабинете биологии, так и в естественных условиях (экскурсии в природу). Во время экскурсии учебный процесс протекает вне кабинета, преобладающую роль в обучении играют наблюдения и самостоятельная работа учащихся по инструктивной карточке.

3. Учебный прием «Сравнение» чаще используется при установлении сходства и различия.( Пример: Признаки птиц и пресмыкающихся ; жиры и углеводы; ДНК и РНК.)

4. Метод «Описание биологического объекта» - составление устного или письменного рассказа об объекте на основе чувственного восприятия (Памятка для учащихся «Исследования, наблюдения и описания объектов растительного мира»).

5. При изучении живых объектов от школьников требуется умение анализировать, т.е. мысленно выделять части объекта, их соподчиненность. Начинаем формирование этого умения с внешнего материального действия - расчленения объекта. Выполняя лабораторные работы по изучению органов цветкового растения, строения семян, плодов и пр. учащиеся сначала рассматривают натуральные объекты целиком, расчленяют на части, а затем составляют схему. Схема отражает только наиболее существенные признаки изучаемого объекта и их соподчиненность.

Пример исследовательского урока по теме "Лист. Внешнее строение листа. Форма листьев", 6 класс. На этом уроке обучающиеся не самостоятельно решают поставленную перед ними проблему, а делают это вместе с учителем. Прием "Учимся вместе" помогает учителю показать основные приемы исследования.

6. Биологическая наука в основе своей экспериментальна. Эксперимент требует более сложной работы школьников, чем наблюдение. Он включает в себя постановку опытов с живыми объектами, наблюдения за биологическими явлениями и процессами.

7. Метод «Решение исследовательских задач», в зависимости от объема содержащегося экспериментального материала, степени включения математического аппарата для обработки данных, можно разделить на задачи практикума, исследовательские задачи и научные задачи.

Первые два типа задач чаще всего решаются в ходе урока - лаборатории, урока - практикума и являются составной частью урока (лабораторный опыт) или его основой (лабораторная, практическая работа).

Задачи практикума служат для иллюстрации какого-либо явления.

Например, объявляется тема "Движение цитоплазмы".

Учитель: Какие вопросы у вас возникают?

Ученики: Что такое цитоплазма?

Какое значение имеет движение цитоплазмы?

Как мы можем увидеть движение цитоплазмы?

Известно, скорость может меняться и зависеть от разных факторов.

Можно ли изменить скорость движения цитоплазмы?

Учитель: Какую цель мы поставим? Какое приготовим оборудование, материалы? Какой эксперимент мы можем провести для обнаружения движения цитоплазмы? Какие гипотезы сформулируем? Предположим, каким будет результат.

Исследовательские учебные задачи на элементарном уровне решаются при выполнении лабораторных работ. Как правило, перед началом работ учащиеся получают на руки специальную инструкцию, которая исполняет роль ориентированной основы их действий. Такие инструктивные карточки состоят из следующих друг за другом указаний к действию, которые должен выполнить  ученик и обычно содержат вопросы к учащимся, которые придают работе проблемный характер и исследовательскую направленность.

Научные задачи решаются, как правило, в ходе внеурочной исследовательской деятельности. Анализ таких задач требует широкого кругозора, научной интуиции.


8. Проблемный метод наиболее разнообразен по своим формам и возможностям использования и направлен на формирование у обучающихся способности вычленить проблему, выдвинуть гипотезу, предложить методы решения проблемы, обобщить полученные результаты и сформулировать выводы.

Высший уровень проблемности, когда я преднамеренно создаю проблемную ситуацию и организую поисковую деятельность обучающихся по самостоятельной подготовке учебных проблем и их решению.

Например, при изучении темы "Плоды. Типы плодов" (6 класс) обучающимся предлагается набор самых различных ботанических объектов (клубень картофеля, луковица, кочан капусты, боб фасоли, перец, морковь, зерновка пшеницы, семя гороха, семя подсолнечника помидор, яблоко). Задание: Какое понятие объединяет все эти объекты?

-Используя ботанические знания об этих объектах, разделите их на группы, объясните, почему вы сделали это именно так.

-С каким органом растения мы не знакомились в этом учебном году?

-Какими признаками обладает этот орган растения?

-Какое определение слову "плод" мы можем дать? (для того, чтобы дать определение, нужно знать из каких составных частей состоит плод).

-Что для этого необходимо сделать?

-Какой вывод мы можем сделать исходя из этой работы?

Данная проблема решается через комплекс теоретических и практических (экспериментальных) средств.


Низший уровень проблемности основан на максимальной функции учителя, который сам ставит проблему и решает ее, показывая обучающимся логику движения мысли в поисковой ситуации. Например работа по таблице "Анатомические доказательства эволюции", 11 класс, на которой мы видим скелеты гориллы и человека. Проблемный вопрос: "Чем отличаются друг от друга скелеты человека и гориллы? С чем связаны эти отличия?".

Проблемный метод может использоваться на одном из этапов урока: мотивационном, основном (изучение нового материала); или составлять основу всему занятию. Вот некоторые приемы, которые используются на уроках.

Прием «Мозговой штурм» - это хороший способ включения в работу всех членов группы, который позволяет выслушать мнение каждого, быстро генерировать множество идей.

Задается тема, формируется вопрос, дается время для обсуждения и каждый высказывает свое мнение по кругу. Учитель "погружает" учащихся в проблему. В ходе работы учитель записывает всё, что предлагают ученики.

Каждая идея, каждый факт важны и должны быть зафиксированы.

Записывать идеи надо без нумерации - по мере их поступления, в краткой форме, без исправлений и комментариев.

Мозговой штурм может быть индивидуальным, парным или групповым. Выполняются основные правила проведения мозгового штурма.

Например: Что произойдет, если на Земле исчезнут все бактерии?

Прием "Ассоциация".

В самом начале урока учащимся предлагается записать все ассоциации, которые возникают у них на слово "Селекция".

1 этап: Учащиеся записывают все возникшие у них ассоциации на листе бумаги или в тетради.

2 этап: Объединяют эти ассоциации в паре.

3 этап: Объединят ассоциации в группе.

4 этап: Работая в группе, составляют рассказ "Что мы знаем о селекции", используя все ассоциации группы.

5 этап: Работая в группе, выполняют задание: Представьте, что вы селекционеры. Какой новый сорт томата вы бы хотели получить? Какими качествами он должен обладать и почему?

6 этап: Работа в группе продолжается. Вопрос: "Как вы будете получать новый сорт томата? Какие приемы будете использовать?"

7 этап: Задание: "Вам необходимо вывести сорт томата, пригодный для машинной уборки плодов. Подумайте, какими качествами он должен обладать и почему?"

Прием «Кластеры».

Кластер - это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему.

Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда такой способ называют "наглядным мозговым штурмом".

Происходит выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди.

Использовать данный прием можно на всех этапах урока: на стадии вызова, осмысления, рефлексии или в качестве стратегии урока в целом.

Это педагогическая стратегия, которая помогает учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Этот прием используется для стимулирования мыслительной деятельности до того, как определена тема или в качестве средства для подведения итогов, стимулирования появления новых ассоциаций или графического изображения новых представлений. Например, изучение темы «Водоросли» в 5 классе

Использование кластера как стратегии урока «Кровь, ее строение и функции» в 8 кл., на уроках химии при изучении любого класса «Углеводородов» в 10 классе и т.д.



9. ПОПС - формула - метод, используемый при обсуждении дискуссионных проблем, при выполнении упражнений, в которых нужно занять определенную позицию. Это простая форма работы на занятии, когда нужно выработать аргументы, позволяющая сформулировать и представить свое мнение в четкой и сжатой форме. Наиболее результативно данный метод применяется на уроках изучения нового материала. Схема работы следующая.

П - позиция (в чем заключается точка зрения) - я считаю, что…

О - обоснование (доводы в поддержку позиции) - … потому, что…

П - пример (факты, иллюстрирующие довод) - …например…

С - следствие (вывод, призыв к принятию позиции) - …поэтому…

Например, при изучении темы "Методы современной селекции. Генная инженерия" обучающимся предлагается самостоятельно рассмотреть материал по теме ГМО. Наиболее удобной здесь является групповая форма работы. По рассмотренной выше схеме группы предлагают аргументы в виде формулы ПОПС, позволяющей сформулировать и представить свое мнение в четкой сжатой форме, обосновывая и доказывая свою точку зрения.

Например: Я (Мы) считаю (-ем), что генномодифицированные продукты несут опасность; потому, что генетический материал живых организмов, от которых получены эти продукты, изменен; Не зря на продуктах пишут "Не содержат ГМО"; поэтому употреблять такие продукты не стоит.

Данный метод способствует формированию таких навыков, как умение структурировать материал; формулирование выводов и умозаключений; объяснение, доказательство и защита собственных идей; проявление креативности в проблемной ситуации.

Прием «Инсерт».

Учащимся необходимо прочесть текст и сделать в нем определенные пометки в соответствии со своими знаниями и пониманием.

Дополняю работу заданием- составить вопросы, расширяющие знания (прямые ответы на эти вопросы в тексте отсутствуют и требуют дополнительной информации), а также вопросы проблемного характера.

Провожу конкурсы на лучший вопрос


Не все можно сделать и успеть на уроке. Но часть исследовательского поиска можно перенести на факультативные курсы, в кружки, на индивидуальные и групповые внеклассные занятия.

Цель исследовательской деятельности, осуществляемой во внеурочное время: развитие у учащихся навыков исследовательской работы, приобретение ими опыта работы с источниками, расширение кругозора школьников, формирование их научно-исследовательских предпочтений и выбор сферы научных интересов; расширение опытно-экспериментальных навыков. Далее рассказ об участии группы учащихся МБОУ СОШ с. Берёзовка 1-я в Межрегиональной социально значимой сетевой акции «Это всё моя Россия».

На примере исследовательской работы у обучающихся происходит формирование таких ключевых компетентностей: ценностно-смысловые; учебно-познавательные; социокультурные; коммуникативные; информационные; природоведческие и здоровьесберегающие.

Формирование компетенций ключевых, общепредметных или предметных у обучающихся формируются не за один раз, а на протяжении всего обучения в школе и проявляются они в компетентности школьника или выпускника школы в его личностном отношении к предмету деятельности.

Общеизвестно, что нельзя человека научить на всю жизнь, его надо научить учиться всю жизнь. Пришло время внедрять образовательные стандарты второго поколения. Обучение должно быть деятельностным по форме и нацелено на формирование у выпускников ключевых компетентностей: ценностно-смысловых; общекультурных; учебно -познавательных; информационных; коммуникативных; социально-трудовых; личностного совершенствования. А одной из основных технологий формирования ключевых компетентностей является исследовательский метод.

Исследования должны проводиться при компетентностном подходе, который предполагает овладение знаниями и умениями в комплексе.

Компетенции для ученика – это образ его будущего, ориентир для освоения. Но в период обучения у него формируются те или иные составляющие этих “взрослых” компетенций, и чтобы не только готовиться к будущему, но и жить в настоящем, он осваивает эти компетенции с образовательной точки зрения.

Моя работа нацелена на развитие творческого потенциала школьника. Проектная деятельность в настоящее время считается очень актуальной, в связи со ФГОС. Именно исследовательская работа может мотивировать и активизировать учащегося разгадать все загадки природы. Также  в своей работе я показываю результативность своей практики. Представляю результаты олимпиад, ЕГЭ, ГИА. Ребята поступают в медицинские и педагогические учебные заведения. Я считаю это самая главная награда.



















Этапы учебно-исследовательской деятельности и возможные направления работы с учащимися на каждом из них. Реализация каждого из компонентов в исследовании предполагает сущности творческой исследовательской и проектной работы, которая рассматривается как показатель успешности (не успешности) исследовательской деятельности, владения учащимися определенными умениями.



Этапы учебно-исследовательской деятельности

Ведущие умения учащихся

1. Постановка проблемы, создание проблемной ситуации, обеспечивающей возникновение вопроса, аргументирование актуальности проблемы

Умение видеть проблему приравнивается к проблемной ситуации и понимается как возникновение трудностей в решении проблемы при отсутствии необходимых знаний и средств.

Умение ставить вопросы можно рассматривать как вариант, компонент умения видеть проблему.

Умение выдвигать гипотезы - это формулирование возможного варианта решения проблемы, который проверяется в ходе проведения исследования.

Умение структурировать тексты является частью умения работать с текстом, которые включают достаточно большой набор операций.

Умение давать определение понятиям – это логическая операция, которая направлена на раскрытие сущности понятия либо установление значения термина.

2. Выдвижение гипотезы, формулировка гипотезы и раскрытие замысла исследования.

Для формулировки гипотезы необходимо проведение предварительного анализа имеющейся информации.

3. Планирование исследовательских (проектных) работ и выбор необходимого инструментария

Выделение материала, который будет использован в исследовании.

Параметры (показатели) оценки, анализа (количественные и качественные).

Вопросы, предлагаемые для обсуждения и пр.

4. Поиск решения проблемы, проведение исследований (проектных работ) с поэтапным контролем и коррекцией результатов включают:

Умение наблюдать, умения и навыки проведения экспериментов; умение делать выводы и умозаключения; организацию наблюдения, планирование и проведение простейших опытов для нахождения необходимой информации и проверки гипотез; использование разных источников информации; обсуждение и оценку полученных результатов и применение их к новым ситуациям; умение делать выводы и заключения; умение классифицировать.

5. Представление (изложение) результатов исследования или продукта проектных работ, его организация с целью соотнесения с гипотезой, оформление результатов деятельности как конечного продукта, формулирование нового знания/

Умение структурировать материал; обсуждение, объяснение, доказательство, защиту результатов, подготовку, планирование сообщения о проведении исследования, его результатах и защите; оценку полученных результатов и их применение к новым ситуациям.



Формирование исследовательской компетенции обучающихся средствами учебного предмета естественнонаучного цикла.
  • Биология
Описание:

Формирование исследовательской компетенции обучающихся  средствами учебного предмета естественнонаучного цикла»

Выполнила учитель химии и биологии

МБОУ СОШ села Берёзовка 1-я

Шамьюнова Н.Н.

            Современный мир предъявляет к выпускнику школы высокие требования: обладание высокой степенью компетентности, творческой подготовленности к самостоятельной жизни и профессиональной деятельности. Поэтому одним из основных результатов деятельности образовательного учреждения должна стать, не только и не столько система знаний, умений, навыков выпускника, но  кроме этого выпускник должен иметь ряд ключевых компетенций, умение творчески использовать их в различных сферах жизни.

Исследовательский  навык, приобретенный в школе, поможет  выпускнику быть успешным в любых ситуациях.

"Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые, бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений": писал Л.Толстой.

         Слова Льва Николаевича Толстого будут актуальны столько, сколько будет существовать школа. Важность проблемы - развитие творческих способностей учащихся - обусловлена двумя основными причинами.

Первая из них - падение интереса к учебе.

 Вторая причина в том, что даже те ученики, которые, казалось бы, успешно справляются с программой, теряются, как только оказываются в нестандартной учебной ситуации.

Ряд федеральных нормативно-правовых документов свидетельствует о начавшейся модернизации в образовании, которая затрагивает все школьные ступени, а в особенности старшую ступень: это и обязательное профильное обучение и новые стандарты.

Проектная и исследовательская деятельность учащихся прописана в стандартах второго поколения и нацелена на осуществление деятельностного подхода к обучению.  Следовательно, каждый ученик должен быть обучен этой деятельности.

         Перед современной российской школой стоит ключевая сверхзадача – научить школьников учиться. . А это возможно именно в процессе правильной организации самостоятельной работы над решением предметных проблем. Так лучше всего формируется культура умственного труда учеников и компетентность.

В современной теории обучения исследование представлено как поисково-исследовательская  технология обучения, сущность которой состоит в том, чтобы “…построить учебное познание как систему задач и разработать средства (предписания, приемы) для того, чтобы,

во-первых, помочь учащимся в осознании проблемности предъявляемых задач (сделать проблемность наглядной),

 во-вторых, найти способы разрешение проблемных ситуаций (заключенных в задачах) личностно значимым для учеников и,

в-третьих, научить их видеть и анализировать проблемные ситуации, вычленять проблемы и задачи”

           

Эффективным средством, позволяющим развитие познавательной и исследовательской компетентности является творческая деятельность.  Развить творческую деятельность учащихся можно на уроках, применяя различные  методы и приемы и во внеурочной деятельности.

1. Метод «Работа с учебной литературой». Учим хорошо ориентироваться в учебной литературе: пользоваться оглавлением, указателем терминов, шрифтовыми выделениями, вопросами, рисунками, изучать и излагать основное содержание, находить ответы на вопросы и писать реферат.

2. Метод «Наблюдение» - целенаправленная познавательная деятельность учащихся, основанная на чувственном восприятии изучаемого объекта или процесса. Наблюдение обусловливает направленность мыслительной деятельности школьников. Наблюдения проводятся как в кабинете биологии, так и в естественных условиях (экскурсии в природу). Во время экскурсии учебный процесс протекает вне кабинета, преобладающую роль в обучении играют наблюдения и самостоятельная работа учащихся по инструктивной карточке.

3. Учебный прием «Сравнение» чаще используется при установлении сходства и различия.( Пример: Признаки птиц и пресмыкающихся ; жиры и углеводы; ДНК и РНК.)

4. Метод «Описание биологического объекта» - составление устного или письменного рассказа об объекте на основе чувственного восприятия (Памятка для учащихся «Исследования, наблюдения и описания объектов растительного мира»).

5. При изучении живых объектов от школьников требуется умение анализировать, т.е. мысленно выделять части объекта, их соподчиненность. Начинаем формирование этого умения с внешнего материального действия - расчленения объекта. Выполняя лабораторные работы по изучению органов цветкового растения, строения семян, плодов и пр. учащиеся сначала рассматривают натуральные объекты целиком, расчленяют на части, а затем составляют схему. Схема отражает только наиболее существенные признаки изучаемого объекта и их соподчиненность.

Пример исследовательского урока по теме "Лист. Внешнее строение листа. Форма листьев", 6 класс. На этом уроке обучающиеся не самостоятельно решают поставленную перед ними проблему, а делают это вместе с учителем. Прием "Учимся вместе" помогает учителю показать основные приемы исследования.

6. Биологическая наука в основе своей экспериментальна. Эксперимент требует более сложной работы школьников, чем наблюдение. Он включает в себя постановку опытов с живыми объектами, наблюдения за биологическими явлениями и процессами.

7. Метод «Решение исследовательских задач», в зависимости от объема содержащегося экспериментального материала, степени включения математического аппарата для обработки данных, можно разделить на задачи практикума,  исследовательские задачи и научные задачи.

Первые два типа задач чаще всего решаются в ходе урока - лаборатории, урока - практикума и являются  составной частью урока  (лабораторный опыт) или его основой (лабораторная, практическая работа).

Задачи практикума  служат для иллюстрации какого-либо явления.

Например, объявляется тема "Движение цитоплазмы".

Учитель: Какие вопросы у вас возникают?

Ученики: Что такое цитоплазма?

Какое значение имеет движение цитоплазмы?

Как мы можем увидеть движение цитоплазмы?

 Известно, скорость может меняться и зависеть от разных факторов.

Можно ли изменить скорость движения цитоплазмы?

Учитель: Какую цель мы поставим? Какое приготовим оборудование, материалы? Какой эксперимент мы можем провести для обнаружения движения цитоплазмы? Какие гипотезы сформулируем? Предположим, каким будет результат.

Исследовательские учебные задачина элементарном уровне решаются при выполнении лабораторных работ. Как правило, перед началом работ учащиеся получают на руки специальную инструкцию, которая исполняет роль ориентированной основы их действий. Такие инструктивные карточки состоят из следующих друг за другом указаний к действию, которые должен выполнить  ученик и обычно содержат вопросы к учащимся, которые придают работе проблемный характер и исследовательскую направленность.

Научные задачи решаются, как правило, в ходе внеурочной исследовательской деятельности. Анализ таких задач требует широкого кругозора, научной интуиции.

 

8. Проблемный метод  наиболее разнообразен по своим формам и возможностям использования и направлен на формирование у обучающихся способности вычленить проблему, выдвинуть гипотезу, предложить методы решения проблемы, обобщить полученные результаты и сформулировать выводы.

Высший уровень проблемности, когда я преднамеренно создаю проблемную ситуацию и организую поисковую деятельность обучающихся по самостоятельной подготовке учебных проблем и их решению.

         Например, при изучении темы "Плоды. Типы плодов" (6 класс) обучающимся предлагается набор самых различных ботанических объектов (клубень картофеля, луковица, кочан капусты, боб фасоли, перец, морковь, зерновка пшеницы, семя гороха, семя подсолнечника помидор, яблоко). Задание: Какое понятие объединяет все эти объекты?

-Используя ботанические знания об этих объектах, разделите их на группы, объясните, почему вы сделали это именно так.

-С каким органом растения мы не знакомились в этом учебном году?

-Какими признаками обладает этот орган растения?

-Какое определение слову "плод" мы можем дать? (для того, чтобы дать определение, нужно знать из каких составных частей состоит плод).

-Что для этого необходимо сделать?

-Какой вывод мы можем сделать исходя из этой работы?

Данная проблема решается через комплекс теоретических и практических (экспериментальных) средств.

 

Низший уровень проблемности основан на максимальной функции учителя, который сам ставит проблему и решает ее, показывая обучающимся логику движения мысли в поисковой ситуации. Например работа по таблице "Анатомические доказательства эволюции", 11 класс, на которой мы видим скелеты гориллы и человека. Проблемный вопрос: "Чем отличаются друг от друга скелеты человека и гориллы? С чем связаны эти отличия?".

Проблемный метод может использоваться на одном из этапов урока: мотивационном, основном (изучение нового материала); или составлять основу всему занятию. Вот некоторые приемы, которые используются на  уроках.

Прием «Мозговой штурм» - это хороший способ включения в работу всех членов группы, который позволяет выслушать мнение каждого, быстро генерировать множество идей.

Задается тема, формируется вопрос, дается время для обсуждения и каждый высказывает свое мнение по кругу. Учитель "погружает" учащихся в проблему. В ходе работы учитель записывает всё, что предлагают ученики.

 Каждая идея, каждый факт важны и должны быть зафиксированы.

 Записывать идеи надо без нумерации - по мере их поступления, в краткой форме, без исправлений и комментариев.

Мозговой штурм может быть индивидуальным, парным или групповым. Выполняются основные правила проведения мозгового штурма.

Например: Что произойдет, если на Земле исчезнут все бактерии?

Прием "Ассоциация".

В самом начале урока учащимся предлагается записать все ассоциации, которые возникают у них на слово "Селекция".

1 этап: Учащиеся записывают все возникшие у них ассоциации на листе бумаги или в тетради.

2 этап: Объединяют эти ассоциации в паре.

3 этап: Объединят ассоциации в группе.

4 этап: Работая в группе, составляют рассказ "Что мы знаем о селекции", используя все ассоциации группы.

5 этап: Работая в группе, выполняют задание: Представьте, что вы селекционеры. Какой новый сорт томата вы бы хотели получить? Какими качествами он должен обладать и почему?

6 этап: Работа в группе продолжается. Вопрос: "Как вы будете получать новый сорт томата? Какие приемы будете использовать?"

7 этап: Задание: "Вам необходимо вывести сорт томата, пригодный для машинной уборки плодов. Подумайте, какими качествами он должен обладать и почему?"

Прием «Кластеры».

Кластер - это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему.

Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда такой способ называют "наглядным мозговым штурмом".

Происходит выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди.

Использовать данный прием можно на всех этапах урока: на стадии вызова, осмысления, рефлексии или в качестве стратегии урока в целом.

Это педагогическая стратегия, которая помогает учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Этот прием используется для стимулирования мыслительной деятельности до того, как определена тема или в качестве средства для подведения итогов, стимулирования появления новых ассоциаций или графического изображения новых представлений. Например, изучение темы «Водоросли»  в 5 классе

Использование  кластера как стратегии урока «Кровь, ее строение и функции» в 8 кл., на уроках химии при изучении любого класса «Углеводородов» в 10 классе и т.д.

 

9. ПОПС - формула - метод, используемый при обсуждении дискуссионных проблем, при выполнении упражнений, в которых нужно занять определенную позицию. Это простая форма работы на занятии, когда нужно выработать аргументы, позволяющая сформулировать и представить свое мнение в четкой и сжатой форме. Наиболее результативно данный метод применяется на уроках изучения нового материала. Схема работы следующая.

П - позиция (в чем заключается точка зрения) - я считаю, что…

О - обоснование (доводы в поддержку позиции) - … потому, что…

П - пример (факты, иллюстрирующие довод) - …например…

С - следствие (вывод, призыв к принятию позиции) - …поэтому…

Например, при изучении темы "Методы современной селекции. Генная инженерия" обучающимся предлагается самостоятельно рассмотреть материал по теме ГМО. Наиболее удобной здесь является групповая форма работы. По рассмотренной выше схеме группы  предлагают аргументы в виде формулы ПОПС, позволяющей сформулировать и представить свое мнение в четкой сжатой форме, обосновывая и доказывая свою точку зрения.

Например: Я (Мы) считаю (-ем), что генномодифицированные продукты несут опасность; потому, что генетический материал живых организмов, от которых получены эти продукты, изменен; Не зря на продуктах пишут "Не содержат ГМО"; поэтому употреблять такие продукты не стоит.

Данный метод способствует формированию таких навыков, как умение структурировать материал; формулирование выводов и умозаключений; объяснение, доказательство и защита собственных идей; проявление креативности в проблемной ситуации.

Прием «Инсерт».

Учащимся необходимо прочесть текст и сделать в нем определенные пометки в соответствии со своими знаниями и пониманием.

Дополняю работу заданием- составить вопросы, расширяющие знания (прямые ответы на эти вопросы в тексте отсутствуют и требуют дополнительной информации), а также вопросы проблемного характера.

 Провожу конкурсы на лучший вопрос

 

Не все можно сделать и успеть на уроке. Но часть исследовательского поиска можно перенести на факультативные курсы, в кружки, на индивидуальные и групповые внеклассные занятия.

       Цель исследовательской деятельности, осуществляемой во внеурочное время:                  развитие у учащихся навыков исследовательской работы, приобретение ими опыта работы с источниками, расширение кругозора школьников, формирование их научно-исследовательских предпочтений и выбор сферы научных интересов; расширение опытно-экспериментальных навыков. Далее рассказ об участии группы учащихся МБОУ СОШ с. Берёзовка 1-я в Межрегиональной социально значимой сетевой акции «Это всё моя Россия».

На примере  исследовательской работы у обучающихся происходит  формирование таких ключевых компетентностей: ценностно-смысловые; учебно-познавательные; социокультурные; коммуникативные; информационные; природоведческие и здоровьесберегающие.

         Формирование компетенций ключевых, общепредметных или предметных у обучающихся формируются не за один раз, а на протяжении всего обучения в школе и проявляются они в компетентности школьника или выпускника школы в его личностном отношении к предмету деятельности.

         Общеизвестно, что нельзя человека научить на всю жизнь, его надо научить учиться всю жизнь. Пришло время внедрять образовательные стандарты второго поколения. Обучение должно быть деятельностным по форме и нацелено на формирование у выпускников ключевых компетентностей: ценностно-смысловых; общекультурных; учебно -познавательных; информационных; коммуникативных; социально-трудовых; личностного совершенствования. А  одной из основных технологий формирования ключевых компетентностей является исследовательский метод.

Исследования должны проводиться при компетентностном подходе, который предполагает овладение знаниями и умениями в комплексе.

Компетенции для ученика – это образ его будущего, ориентир для освоения. Но в период обучения у него формируются те или иные составляющие этих “взрослых” компетенций, и чтобы не только готовиться к будущему, но и жить в настоящем, он осваивает эти компетенции с образовательной точки зрения.

 Моя работа нацелена на развитие творческого потенциала школьника. Проектная деятельность в настоящее время считается очень актуальной, в связи со ФГОС. Именно исследовательская работа может мотивировать и активизировать учащегося разгадать все загадки природы. Также  в своей работе я показываю результативность своей практики. Представляю результаты олимпиад, ЕГЭ, ГИА. Ребята поступают в медицинские и педагогические учебные заведения. Я считаю это самая главная награда.

 

 

 

 

 

Автор Шамьюнова Наиля Нявиловна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Биология
Подраздел
Просмотров 1496
Номер материала 38104
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓