Главная / Начальные классы / формирование исследовательских умений и навыков младших школьников

формирование исследовательских умений и навыков младших школьников

Формирование исследовательских умений и навыков младших школьников.

«Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует им мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать.»  (Ян Амос Каменский, основоположник дидактики, 17 век.)

«Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением». (А.Дистервег )

«Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью». (Л.Н.Толстой)

Высказывания известных людей убедительно показывают: цель образования – не просто заложить в головы учащихся заданный объем знаний, но позаботиться, во-первых, о том, чтобы это были знания актуальные, а, во-вторых, сделать все необходимое, чтобы обучающийся смог осознанно и эффективно применять полученные знания в своей жизни. Такой подход диктует необходимость принципиальных изменений ориентиров и задач педагогики, формирования нового отношения к учащимся, использование в школе современных форм и методов обучения, внедрение эффективных образовательных технологий.

Стараясь выбрать наиболее эффективные формы и методы работы, мы сталкиваемся с вопросами:

- Как симулировать природную потребность ребёнка к новизне?

- Как развивать способность искать новое?

- Как научить видеть проблемы, конструировать гипотезу, задавать вопросы, наблюдать, экспериментировать, делать умозаключения и выводы, давать определения понятиям, классифицировать?

- Как научить правильно излагать и защищать свои интересы?

Ведущими методами обучения становятся совместные обсуждения, размышления, поиск, открытия. Субъектный характер обучения проявляется на всех его этапах: получения и систематизации знаний, контроля и самоконтроля, оценки и самооценки. Только такое построение обучения формирует учебно-познавательные мотивы, которые начинают влиять на процесс и результат деятельности, появляется заинтересованность ученика и создаётся возможность поддержки его индивидуальности. Ученик получает право на инициативность, самостоятельность, индивидуальный поиск и творчество. Совершенно очевидно, что одной из приоритетных целей начальной школы является  формирование  готовности к самообразованию, определённого уровня познавательной культуры и познавательных интересов учащихся.

Задачи обучения:

- формирование   умения  использовать знания в нестандартных ситуациях, самостоятель-ности и инициативности детей в выборе необходимых средств для решения учебной задачи;

- формирование   умения  самостоятельно добывать знания, определять общий способ построения учебной задачи, инициативности  школьника  в постановке гипотез, поиске существенных доказательств, желания выполнять любую задачу творчески.

Одна из прогрессивных форм обучения в современной школе - исследовательская деятельность. В  процессе ее осуществления дети приобретают богатый опыт совместной деятельности. Она позволяет наиболее полно выявлять и развивать как интеллектуальные, так и творческие способности детей.

Ни для кого не является секретом, что детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Всякий здоровый ребёнок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Постоянно проявляемая детская активность – нормальное, естественное состояние ребёнка. Он настроен на познание мира и хочет его познавать. Именно это внутреннее стремление к познанию через исследование порождает исследовательское поведение и создаёт условия для исследовательского обучения.

Исследовательская деятельность - это специально организованная, познавательная творческая деятельность учащихся, по своей структуре соответствующая научной деятельности, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью, результатом которой является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний или способов деятельности.

Цель исследовательской деятельности: стимулировать развитие интеллектуально-творческого потенциала младших школьников через развитие и совершенствование исследовательских способностей и навыков исследовательского поведения, создание условий для формирования и развития исследовательских умений младших школьников.

Задачи исследовательской деятельности:

1.Развивать у учащихся способность аналитически мыслить: классифицировать, сравни-вать, обобщать собранный материал.

2.Познакомить обучающихся с методами исследования, их применением в собственном исследовании.

3.Обучить основам оформления работ.

4.Познакомить с основами применения информационных технологий в исследовательской деятельности.

5.Формировать опыт публичного выступления, способствовать формированию культуры речи.

Условия формирования исследовательских умений младших школьников:

  • Целенаправленность и систематичность.

  • Мотивированность.

  • Творческая среда.

  • Психологический комфорт.

  • Личность педагога.

  • Учет возрастных особенностей.

Содержание обучения рассчитано на обеспечение следующих аспектов:

  • возможность развития интересов к различным наукам, школьным дисциплинам и процессам познания в целом.

  • возможность применения полученных знаний и умений в реализации собственных интересов, что способствует дальнейшему самоопределению учащихся;

  • возможность освоения методов исследования и использование их при изучении материалов любых дисциплин;

ФОРМЫ ЗАНЯТИЙ

  • Игры-исследования

  • Игры-путешествия

  • Игровые моменты

  • Ролевые игры

  • Исследование со сказочным героем

  • Фантастические исследования

  • Конференции

Этапы исследовательской деятельности:

  1. Сформулировать проблему исследования;

  2. Выбор темы;

  3. Актуальность;

  4. Постановка цели и задач;

  5. Гипотеза исследования;

  6. Организация исследования;

  7. Подготовка к защите и защита работы.

Не стоит требовать сразу выполнения исследовательских проектов без специальной подготовки школьников. Исследовательские умения являются сложными по структуре, их развитие и формирование требует целенаправленной деятельности педагога и обучаю-щихся.

Представляю систему организации учебно-исследовательской деятельности учащихся.

В 1 классе ведется пропедевтическая работа, в уроки учитель включает задания, направленные на анализ, синтез, классификацию, сравнение, обобщение предметов. Задания могут быть на уроке математики, обучения грамоте, окружающего мира, изобразительного искусства.

Пропедевтическая работа ведет следующими средствами:

- проблемным, частично-поисковым, эвристическим обучением;

- уроком-исследованием.

Вначале постановку проблемы решает сам учитель,поиск решения осуществляют учащиеся по наводящим вопросам; предположения, выбирают учащиеся самостоятельно, выводы делают под руководством учителя.

Начиная с первого класса, в работе используются специальные игры и занятия, позволяющие активизировать исследовательскую деятельность ребёнка, помогающие осваивать первичные навыки проведения самостоятельных исследований.

Способы получения информации

Работа начинается с тренировочных занятий с классом. Эти занятия дают возможность каждого ребёнка познакомить с техникой проведения исследования. На уроках и во внеклассной работе рассматриваем методы исследования, т. е. откуда можно получить информацию.


провести эксперимент эксперимент

посмотреть в книгах

спросить у взрослого

задать вопросы себе




поиск в интернет-ресурсах

понаблюдать

провести эксперимент

В третьей четверти первого класса, проводится урок-тренинг, на котором дети учатся, как надо собрать всю доступную информацию и обработать её так, как это делают учёные.

Например, предлагается задание: приготовить сообщение о белом медведе или собаке. Задача учителя- подвести ребят к идее, что набор методов зависит от наших реальных возможностей. Чем их больше, тем лучше и интереснее пойдёт работа.

Определив последовательность работы, начинаем собирать материал. Но эти сведения тяжело удержать в голове или записать, т. к. нет навыка письма, поэтому приходим к выводу, нужно создать рисунок или схему. Способность ребёнка делать краткие записи, изобретать значки свидетельствует об уровне развития ассоциативного мышления и творческих способностей. На первых порах посильную помощь оказывают родители, которым объясняется цель исследования, их результативность. Они совместно с детьми делают подбор литературы. Читают статьи по теме и готовят сообщения. После выступ-ления обязательно проводим его обсуждение. Даём слушателям возможность задать вопросы. Так ребята знакомятся с общей схемой деятельности. Количество коллективных занятий тренировочного плана не велико-1-2 раза в четверть. На данном этапе учитель выступает в роли консультанта-помощника.

Также необходимо научить давать определения понятиям. Детям 1 класса трудно дать определение какому-либо предмету, признаку или действию. Для того чтобы учиться определить понятие, применяются относительно простые приёмы:

-описание,

-сравнение своих описаний с описанием этих же предметов одноклассниками

различение (например, весна и осень - времена года, но чем они отличаются),

-обобщение.

Важным средством развития умений давать определения являются обычные загадки. Посмотрите на них не просто как на забаву, а как на весёлое, но всё же вполне серьёзное задание. Отгадка загадки - это её определяемая часть, а формулировка - это вторая половина определения, его определяющая часть. Составление и разгадывание кроссвордов также можно рассматривать как упражнение в определении понятий.

Во 2 классе ведётся работа над  формированием   умений видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определение понятиям, классифицировать наблюдения и навыки проведения эксперимента, делать выводы и умозаключения, структурировать материал и др. 3

Предлагаются задания и упражнения для развития умения видеть проблемы. Одно из самых важных свойств в деле выявления проблем -способность изменять собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон. Для этого выполняем следующие упражнения:

-продолжи неоконченный рассказ;

-составь рассказ от имени другого персонажа (представьте, что вы на какое-то время стали камешком на дороге;)

-опишите один день вашей воображаемой жизни;

- используя данную концовку придумай рассказ или сказку;

-определи, сколько значений у предмета (найди как можно больше вариантов нетрадици-онного, но при этом реального использования, например, кирпича, газеты, кусочка мела);

-назови, как можно больше признаков предмета (например, стола, дома, самолёта, книги )

Вслед за выявлением проблемы идёт поиск её решения. Поэтому далее учимся выдвигать гипотезу, т. е. строить предположения. В этом процессе обязательно требуется оригинальность и гибкость мышления, продуктивность, а также такие личностные качества, как решительность и смелость.

"Познание начинается с удивления тому, что обыденно",- говорили ещё древние греки. Гипотезы (или гипотеза) возникают как возможные варианты решения проблемы. Затем эти гипотезы подвергаются проверке в ходе исследования. Построение гипотез - основа исследовательского, творческого мышления. В умении выработать гипотезы используем следующее упражнение:

-Давайте вместе подумаем, почему летом снег в горах не тает;

-Как птицы узнают дорогу на юг?

-Почему весной появляются почки на деревьях?

-Почему течет вода? Почему дует ветер?

Делая предположения, мы обычно используем следующие слова: предположим, допустим, возможно, может быть и т. д.

Также важно учить детей классифицировать. Исследование и познание мира не сводится к восприятию предметов и явлений, их чувственному отражению. Она предпо-лагает выделение в предметах и явлениях общих существенных признаков. С помощью классификации люди не только упорядочивают опыт в значимые для них блоки, но и преобразовывают конкретные наблюдения в абстрактные категории.

Например, предлагается детям популярное задание «Четвёртый лишний».

Предметы классифицируем по основному признаку, по цвету, по форме и т. д. Чем больше деления, больше продуктивность мышления. А это качество очень важно в творческой деятельности.

Ещё важно учить наблюдать. Для того чтобы наблюдение стало возможным, важно иметь наблюдательность - сплав внимательности и мышления. Упражнения на развитие внимания и наблюдательности:

1.Поставить перед детьми какую-либо из любимых ими вещей. Рассмотреть вместе этот предмет внимательно и спокойно. Затем предлагается детям закрыть глаза. Убирается предмет и учитель просит вспомнить и назвать все его детали.

Следующий этап упражнения - рисуем изученную вещь по памяти.

2.Другой блок заданий - парные картинки, содержащие различия. Хорошую возможность для развития способности к наблюдению и умению анализировать зрительные образы дают задания с намеренно сделанными ошибками.

В то же время в кружковой работе проводятся специальные занятия по исследовательской деятельности. Знакомство с такими понятиями, как «исследование», «информация», «знание». Осуществляются коллективные исследования (с соблюдением всех этапов) по различным темам.

Таким образом, в процессе осуществления исследования нарабатываются теоретические знания об исследовательской деятельности, и происходит формирование соответствующих умений.

Эти и другие виды заданий позволяют сформировать необходимые  умения  для создания  исследовательской  работы или проекта в третьем классе.

В 3-4 классе: продолжается работа по проведению кратковременных исследований. Используются проблемные, поисковые методы, работа со словарями, энциклопедиями. Учащиеся имеют достаточно широкое представление об исследовательской работе ученых, о ее назначении. Имеют представление о планировании работы, проводят вместе со взрослыми учебные исследования, осуществляют поиск информации в литературе по интересующей теме, имеют и желание, и возможность поделиться с одноклассниками результатами своей исследовательской работы.

На уроках используются различные формы работы, главная задача которых -научить детей видеть проблемы, делать предположения, наблюдать, обобщать, сравнивать, классифицировать.


  1. На уроках используются игровые методы, путешествия, сказочный материал.

  2. Предлагаются логические задачи. Проводится работа по обучению приемам наблюдения и описания.

  3. Продолжается знакомство с теорией исследования, методами исследования, структурой, историей исследования, предназначением исследований, местом исследований в жизни человека, требованиями к выбору темы, планированием исследования и задачами.

  4. Проводится коллективное исследование. У третьеклассников активность выше, больше интересных, неординарных предложений.

  5. Осуществляется самостоятельное долговременное исследование с применением имеющихся знаний и умений (осуществляют поиск информации, учатся выделять главное, формулировать определения, ставить простейшие опыты, наблюдать, составлять доклады).

Учащиеся проводят опросы, анкетирования. Проведение опросов, как правило, характерно для теоретических исследований. Опрос учащихся проводится по предварительно составленным вопросам с целью увидеть уровень знаний, которым обладают другие по данной теме, либо пополнить свои знания у компетентных в данном вопросе.

Ход исследования обсуждается на занятиях по исследовательской деятельности, учителем оказывается консультативная помощь. К концу года часть учащихся способна с достаточной степенью самостоятельности выбрать тему исследования, составить план , определить одну– две задачи, найти материал, представить доклад с показом, самостоятельно провести этапы исследования в течение урока.

С целью активизации познавательной и исследовательской деятельности на уроках учитель использует и учит составлять:

- загадки, ребусы, шарады, задачи-шутки, логические задания;

- задания на развитие творческих способностей;

- игры-исследования;

- игры-путешествия;

- ролевые игры.

Таким образом, проводимая урочная и внеурочная работа позволяет решить задачи развития исследовательских умений младших школьников и овладеть новыми способами добывания знаний. Главное – заинтересовать ребенка, вовлечь в атмосферу исследовательской деятельности, и тогда результат будет закономерен.















формирование исследовательских умений и навыков младших школьников
  • Начальные классы
Описание:

Формирование исследовательских умений и навыков младших школьников.

                     «Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует им мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать.»  (Ян Амос Каменский, основоположник дидактики, 17 век.)

            «Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением». (А.Дистервег )

                  «Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью». (Л.Н.Толстой)

              Высказывания известных людей убедительно показывают: цель образования – не просто заложить в головы учащихся заданный объем знаний, но позаботиться, во-первых, о том, чтобы это были знания актуальные, а, во-вторых, сделать все необходимое, чтобы обучающийся смог осознанно и эффективно применять полученные знания в своей жизни. Такой подход диктует необходимость принципиальных изменений ориентиров и задач педагогики, формирования нового отношения к учащимся, использование в школе современных форм и методов обучения, внедрение эффективных образовательных технологий.

          Стараясь выбрать наиболее эффективные формы и методы работы, мы сталкиваемся с вопросами:

- Как симулировать природную потребность ребёнка к новизне?

- Как развивать способность искать новое?

- Как научить видеть проблемы, конструировать гипотезу, задавать вопросы, наблюдать, экспериментировать, делать умозаключения и выводы, давать определения понятиям, классифицировать?

- Как научить правильно излагать и защищать свои интересы?

        Ведущими методами обучения становятся совместные обсуждения, размышления, поиск, открытия. Субъектный характер обучения проявляется на всех его этапах: получения и систематизации знаний, контроля и самоконтроля, оценки и самооценки. Только такое построение обучения формирует учебно-познавательные мотивы, которые начинают влиять на процесс и результат деятельности, появляется заинтересованность ученика и создаётся возможность поддержки его индивидуальности. Ученик получает право на инициативность, самостоятельность, индивидуальный поиск и творчество. Совершенно очевидно, что одной из приоритетных целей начальной школы является  формирование  готовности к самообразованию, определённого уровня познавательной культуры и познавательных интересов учащихся.

Задачи обучения:

- формирование   умения  использовать знания в нестандартных ситуациях, самостоятель-ности и инициативности детей в выборе необходимых средств для решения учебной задачи;

- формирование   умения  самостоятельно добывать знания, определять общий способ построения учебной задачи, инициативности  школьника  в постановке гипотез, поиске существенных доказательств, желания выполнять любую задачу творчески.

               Одна из прогрессивных форм обучения в современной школе - исследовательская деятельность. В  процессе ее осуществления дети приобретают богатый опыт совместной деятельности. Она позволяет наиболее полно выявлять и развивать как интеллектуальные, так и творческие способности детей.

         Ни для кого не является секретом, что детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Всякий здоровый ребёнок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Постоянно проявляемая детская активность – нормальное, естественное состояние ребёнка. Он настроен на познание мира и хочет его познавать. Именно это внутреннее стремление к познанию через исследование порождает исследовательское поведение и создаёт условия для исследовательского обучения.            

                Исследовательская деятельность - это специально организованная, познавательная творческая деятельность учащихся, по своей структуре соответствующая научной деятельности, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью, результатом которой является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний или способов деятельности.

Цель исследовательской деятельности: стимулировать развитие интеллектуально-творческого потенциала младших школьников через развитие и совершенствование исследовательских способностей и навыков исследовательского поведения, создание условий для формирования и развития исследовательских умений младших школьников.

Задачи исследовательской деятельности:

1.Развивать у учащихся способность аналитически мыслить: классифицировать, сравни-вать, обобщать собранный материал.

2.Познакомить обучающихся с методами исследования, их применением в собственном исследовании.

3.Обучить основам оформления работ.

4.Познакомить с основами применения информационных технологий в исследовательской деятельности.

5.Формировать опыт публичного выступления, способствовать формированию культуры речи.

Условия формирования исследовательских  умений младших школьников:

Ä  Целенаправленность и систематичность.

Ä  Мотивированность.

Ä  Творческая среда.

Ä  Психологический комфорт.

Ä  Личность педагога.

Ä  Учет возрастных особенностей.

Содержание обучения рассчитано на обеспечение следующих аспектов:

  • возможность развития интересов к различным наукам, школьным дисциплинам и процессам познания в целом.
  • возможность применения полученных знаний и умений в реализации собственных интересов, что способствует дальнейшему самоопределению учащихся;
  • возможность освоения методов исследования и использование их при изучении материалов любых дисциплин;

ФОРМЫ  ЗАНЯТИЙ

  • Игры-исследования
  • Игры-путешествия
  • Игровые моменты
  • Ролевые игры
  • Исследование со сказочным героем
  • Фантастические исследования
  • Конференции

Этапы исследовательской деятельности:

  1. Сформулировать проблему исследования;
  2. Выбор темы;
  3. Актуальность;
  4. Постановка цели и задач;
  5. Гипотеза исследования;
  6. Организация исследования;
  7. Подготовка к защите и защита работы.

            Не стоит требовать сразу выполнения исследовательских проектов без специальной подготовки школьников. Исследовательские умения являются сложными по структуре, их развитие и формирование требует целенаправленной деятельности педагога и обучаю-щихся.

        Представляю систему организации учебно-исследовательской деятельности учащихся.

В 1 классе ведется пропедевтическая работа, в уроки учитель включает задания, направленные на анализ, синтез, классификацию, сравнение, обобщение предметов. Задания могут быть на уроке математики, обучения грамоте, окружающего мира, изобразительного искусства.

Пропедевтическая работа ведет следующими средствами:

- проблемным, частично-поисковым, эвристическим обучением;

- уроком-исследованием.

Вначале постановку проблемы решает сам учитель,поиск решения осуществляют учащиеся по наводящим вопросам; предположения, выбирают учащиеся самостоятельно, выводы делают под руководством учителя.

          Начиная с первого класса, в  работе используются специальные игры и занятия, позволяющие активизировать исследовательскую деятельность ребёнка, помогающие осваивать первичные навыки проведения самостоятельных исследований.

      Работа начинается с тренировочных занятий с классом. Эти занятия дают возможность каждого ребёнка познакомить с техникой проведения исследования. На уроках и во внеклассной работе рассматриваем методы исследования, т. е. откуда можно получить информацию.

 

               

посмотреть в книгах

   

провести эксперимент эксперимент

 

 

 

 

поиск в интернет-ресурсах

 

понаблюдать

 

провести эксперимент

 

                                                                                                                                                                  

 

        В третьей четверти первого класса, проводится урок-тренинг, на котором дети учатся, как надо собрать всю доступную информацию и обработать её так, как это делают учёные.   

           Например, предлагается задание: приготовить сообщение о белом медведе или собаке.      Задача учителя- подвести ребят к идее, что набор методов зависит от наших реальных возможностей. Чем их больше, тем лучше и интереснее пойдёт работа.

       Определив последовательность работы, начинаем собирать материал. Но эти сведения тяжело удержать в голове или записать, т. к. нет навыка письма, поэтому приходим к выводу, нужно создать рисунок или схему. Способность ребёнка делать краткие записи, изобретать значки свидетельствует об уровне развития ассоциативного мышления и творческих способностей. На первых порах посильную помощь оказывают родители, которым объясняется цель исследования, их результативность. Они совместно с детьми делают подбор литературы. Читают статьи по теме и готовят сообщения. После выступ-ления обязательно проводим его обсуждение. Даём слушателям возможность задать вопросы. Так ребята знакомятся с общей схемой деятельности. Количество коллективных занятий тренировочного плана не велико-1-2 раза в четверть. На данном этапе учитель выступает в роли консультанта-помощника.

          Также необходимо научить давать определения понятиям. Детям 1 класса трудно  дать определение какому-либо предмету,  признаку или действию. Для того чтобы учиться определить понятие, применяются относительно простые приёмы:

 -описание,

-сравнение своих описаний с описанием этих же предметов одноклассниками

 –различение (например, весна и осень - времена года, но чем они отличаются),

-обобщение.

              Важным средством развития умений давать определения являются обычные загадки. Посмотрите на них не просто как на забаву, а как на весёлое, но всё же вполне серьёзное задание. Отгадка загадки - это её определяемая часть, а формулировка - это вторая половина определения, его определяющая часть. Составление и разгадывание кроссвордов также можно рассматривать как упражнение в определении понятий.

 Во 2 классе ведётся работа над  формированием   умений видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определение понятиям, классифицировать наблюдения и навыки проведения эксперимента, делать выводы и умозаключения, структурировать материал и др.                                                               3

 Предлагаются задания и упражнения для развития умения видеть проблемы. Одно из самых важных свойств в деле выявления проблем -способность изменять собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон. Для этого выполняем следующие упражнения:

-продолжи неоконченный рассказ;

-составь рассказ от имени другого персонажа (представьте, что вы на какое-то время стали  камешком на дороге;)

-опишите один день вашей воображаемой жизни;

- используя данную концовку  придумай рассказ или сказку;

-определи, сколько значений у предмета (найди как можно больше вариантов нетрадици-онного, но при этом реального использования, например, кирпича, газеты, кусочка мела);

-назови, как можно больше признаков предмета (например, стола, дома, самолёта, книги )

                 Вслед за выявлением проблемы идёт поиск её решения. Поэтому далее учимся выдвигать гипотезу, т. е. строить предположения. В этом процессе обязательно требуется оригинальность и гибкость мышления, продуктивность, а также такие личностные качества, как решительность и смелость.

               "Познание начинается с удивления тому, что обыденно",- говорили ещё древние греки. Гипотезы (или гипотеза) возникают как возможные варианты решения проблемы. Затем эти гипотезы подвергаются проверке в ходе исследования. Построение гипотез - основа исследовательского, творческого мышления. В умении выработать гипотезы используем следующее упражнение:

-Давайте вместе подумаем, почему летом снег в горах не тает;

-Как птицы узнают дорогу на юг?

-Почему весной появляются почки на деревьях?

-Почему течет вода? Почему дует ветер?

     Делая предположения, мы обычно используем следующие слова: предположим, допустим, возможно, может быть и т. д.

            Также важно учить детей классифицировать. Исследование и познание мира не сводится к восприятию предметов и явлений, их чувственному отражению. Она предпо-лагает выделение в предметах и явлениях общих существенных признаков. С помощью классификации люди не только упорядочивают опыт в значимые для них блоки, но и преобразовывают конкретные наблюдения в абстрактные категории.

        Например,  предлагается детям популярное задание «Четвёртый лишний».

Предметы классифицируем по основному признаку, по цвету, по форме и т. д. Чем больше деления, больше продуктивность мышления. А это качество очень важно в творческой деятельности.

         Ещё важно учить наблюдать. Для того чтобы наблюдение стало возможным, важно иметь наблюдательность - сплав внимательности и мышления. Упражнения на развитие внимания и наблюдательности:

1.Поставить перед детьми какую-либо из любимых ими вещей. Рассмотреть вместе этот предмет внимательно и спокойно. Затем предлагается детям закрыть глаза. Убирается предмет и учитель просит  вспомнить и назвать все его детали.

         Следующий этап упражнения - рисуем изученную вещь по памяти.

2.Другой блок заданий - парные картинки, содержащие различия. Хорошую возможность для развития способности к наблюдению и умению анализировать зрительные образы дают задания с намеренно сделанными ошибками.

В то же время в кружковой работе проводятся  специальные занятия по исследовательской деятельности. Знакомство с такими понятиями, как «исследование», «информация», «знание». Осуществляются коллективные исследования (с соблюдением всех этапов) по различным темам.

       Таким образом, в процессе осуществления исследования нарабатываются теоретические знания об исследовательской деятельности, и происходит формирование соответствующих умений.

          Эти и другие виды заданий позволяют  сформировать необходимые  умения  для создания  исследовательской  работы или проекта в третьем классе.

В 3-4 классе: продолжается работа по проведению кратковременных исследований. Используются проблемные, поисковые методы, работа со словарями, энциклопедиями. Учащиеся имеют достаточно широкое представление об исследовательской работе ученых, о ее назначении. Имеют представление о планировании работы, проводят вместе со взрослыми учебные исследования, осуществляют поиск информации в литературе по интересующей теме, имеют и желание, и возможность поделиться с одноклассниками результатами своей исследовательской работы.                                                                                                   

На уроках используются различные формы работы, главная задача которых -научить детей видеть проблемы, делать предположения, наблюдать, обобщать, сравнивать, классифицировать.

 

1.      На уроках используются игровые методы, путешествия, сказочный материал.

2.      Предлагаются логические задачи. Проводится работа по обучению приемам наблюдения и описания.

3.      Продолжается  знакомство с теорией исследования, методами исследования, структурой, историей исследования, предназначением исследований, местом исследований в жизни человека, требованиями к выбору темы, планированием исследования и задачами.

4.      Проводится коллективное исследование. У третьеклассников активность выше, больше интересных, неординарных предложений.

5.       Осуществляется самостоятельное долговременное исследование с применением имеющихся знаний и умений (осуществляют поиск информации, учатся выделять главное, формулировать определения, ставить  простейшие опыты, наблюдать, составлять доклады). 

Учащиеся проводят опросы, анкетирования. Проведение опросов, как правило, характерно для теоретических исследований. Опрос учащихся проводится по предварительно составленным вопросам с целью увидеть уровень знаний, которым обладают другие по данной теме, либо пополнить свои знания у компетентных в данном вопросе.

Ход исследования обсуждается на занятиях по исследовательской деятельности, учителем оказывается консультативная помощь. К концу года часть учащихся способна с достаточной степенью самостоятельности выбрать тему исследования, составить план , определить одну– две задачи, найти материал, представить доклад с показом, самостоятельно провести этапы исследования в течение урока.

С целью активизации познавательной и исследовательской деятельности на уроках учитель использует и учит составлять:

- загадки, ребусы, шарады, задачи-шутки, логические задания;

- задания на развитие творческих способностей;

- игры-исследования;

         - игры-путешествия;

- ролевые игры.

Таким образом, проводимая урочная и внеурочная работа позволяет решить задачи развития исследовательских умений младших школьников и овладеть новыми способами добывания знаний. Главное – заинтересовать ребенка, вовлечь в атмосферу исследовательской деятельности, и тогда результат будет закономерен.

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор Кайль Наталья Семеновна
Дата добавления 09.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1832
Номер материала 49628
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓