Главная / Биология / ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ НА УРОКАХ АНАТОМИИ, ФИЗИОЛОГИИ И ГИГИЕНЫ ЧЕЛОВЕКА

ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ НА УРОКАХ АНАТОМИИ, ФИЗИОЛОГИИ И ГИГИЕНЫ ЧЕЛОВЕКА

Формирование информационной компетентности студентов на уроках анатомии, физиологии и гигиены человека


Набидоллина Ш.С.

Зам директора педагогического колледжа им.Ж. Досмухамедова


Сложный и многообразный состав биологических знаний нередко затрудняет учителей в отборе главного существенного при преподавании анатомии, физиологии и гигиены, а учащихся приводят к бессистемному, механическому запоминанию. Наблюдается перегрузка учебного материала фактами, терминами и понятиями, без их обобщения и систематизации. Учащиеся не успевают осознать и усвоить новый материал, это создает пробелы и разрывы в их знаниях. В связи с этим остро ставится вопрос об отборе учебного содержания по анатомии и его соответствия возрасту учащихся, о методах, средствах и формах обучения, способствующих усвоению знаний, но без перегрузки учебной деятельности.

Понимание противоречий процессов обучения основам анатомии, физиологии и гигиены и познавательной способностью учащихся способствовало развитию поиска и внедрения новых информационно-коммуникационных технологий в организации образовательного процесса.

В современных условиях содержание обучения претерпевает постоянное обновление,что требует оперативных средств отбора и структуирования, позволяющие интегрировать актуальные составляющие содержания, дополняя их новыми учебными элементами.

Назрела необходимость переработки принципов и подходов в осуществлении образовательного процесса, а также методики достижения поставленных целей с учетом возрастных особенностей. Решению этих проблем, согласно модернизации средней школы, будет также способствовать переход ее на 12 летнее обучение.

В педагогическом колледже в соответствии с Государственными общеобязательными стандартами среднего профессионального образования предмет «Анатомия, физиология и гигиена детей младшего школьного возраста» изучается как общепрофессиональная дисциплина на всех специальностях в объеме 68 часов.

Модульный подход к структурированию учебного содержания анатомии, физиологии и гигиены человека позволил использовать сочетание информационных и развивающих технологий обучения. Перевод учебного материала в модули и учебные элементы, выявление дидактических целей определило выбор типов и форм учебных занятий, методов обучения и форм организации познавательной деятельности учащихся. Представленные модули основаны на методологии системного, структурного, личностно-ориентированного подходов.

Опираясь на технологию и методологию создания электронной методической системы по методике математики /автор д.п.н. Курманалина Ш.Х./ мы проводим научное исследование, нацеленное на формирование естественно-научного образования студентов педагогических колледжей в условиях ЭМС. Наш подход связан с применением компьютера, непосредственно встроенного в управление учебным процессом методике обучения анатомии, физиологии и гигиены в педагогических колледжах, как информационно-обучающей среды. Под информационно- обучающей средой понимается совокупность условий, способствующих возникновению и развитию процессов интерактивного взаимодействия между обучаемыми, преподавателем и средствами информационно-коммуникационных технологий, а также формированию познавательной активности обучаемого, при условии заполнения компонентов среды предметным содержанием. Формой реализации информационно-обучающей среды мы считаем электронную методическую систему. Масштабы создания ЭМС могут быть разными: от урока и системы уроков до крупномасштабной методической системы обучения, учебного процесса, проектирования интерактивного взаимодействия. Основным методологическим принципом создания технологии ЭМС является принцип открытости. Под открытой системой понимается информация в области предметных знаний, система педагогических заданий и упражнений, тесты, которые любой пользователь /учитель, учащийся/ может дополнить с учетом своего методического опыта.

При открытости ЭМС обеспечивается возможность добавления новой педагогической информации или изменения уже имеющихся при неизменных системообразующих компонентах ЭМС.

Разработанная нами электронная методическая система по анатомии, физиологии и гигиене человека включает следующие составные компоненты процесса обучения: целевой, содержательный, операционно-деятельный, оценочно-результативный. Они реализуются за счет таких форм как модуль, гипертекст, интерактивные задания и тесты. Каждая из этих форм направлена на одновременное решение воспитательных, обучающих, развивающих функций.

Каждый модуль имеет своё целевое назначение, обладает законченностью и самостоятельностью относительно других.

В предлагаемой нами электронной методической системе 3 модуля:

1. Высшая нервная деятельность;

2. Общее строение организма человека и его возрастные особенности;

3.Валеологические основы здоровья.

Модуль 1. «Высшая нервная деятельность» представлен совокупностью теоретических знаний о ведущей роли нервной системы и основах высшей нервной деятельности человека. Будущие учителя получают систему научных знаний о строении и жизнедеятельности человеческого организма о единстве формы и функции, об организме человека как едином целом, объединяемом нервной и гуморальной системой, о связи его с окружающей средой, обмене веществ и превращениях энергии, которой они обладают. (Рис.1)

Модуль 2. «Общее строение организма и его возрастные особенности» представлен следующей совокупностью знаний: основные анатомические, физиологические и гигиенические понятия, синтезированные сведениями из педагогики, психологии, элементами физической культуры и истории науки. (Рис 2.)

Модуль 3. «Валеологические основы организма» представлен совокупностью знаний о здоровом образе жизни, призван вооружать студентов умениями и навыками, помогающими укреплять и охранять здоровье, правильно организовать труд и отдых.

Рис 1

hello_html_2a55cf43.png



Методика обучения анатомии, физиологии и гигиене детей младшего школьного возраста определяет цели образования, содержание учебного предмета и принципы его отбора. Созданные нам модули предусматривают раскрытие учебного материала по изучению строения тела человека, функций органов и соблюдения гигиенических требований.


Рисунок 2

hello_html_m7363cb34.png


Рисунок 3

hello_html_303b9e58.png


Каждый модуль содержит определенное количество микромодулей. Например, модуль 2 «Высшая нервная деятельность» содержит 5 микромодулей: условные рефлексы - основа высшей нервной деятельности сон, сновидение и гипноз, особенности высшей нервной деятельности детей, движение и взаимодействия корковых процессов, гигиенические требования к организации умственного труда младших школьников.

Микромодуль «Условные рефлексы - основа высшей нервной деятельности» представлен теоретическим понятием о безусловных и условных рефлексах; их сходствах и отличиях.

Микромодуль «Сон, сновидение и гипноз» содержит теоретические понятия о физиологическом механизме сна, гигиенические требования к организации сна младших школьников.

В микромодули «Особенности высшей нервной деятельности детей» - важное значение имеют рассматриваемые взаимосвязи по вопросам высшей нервной деятельности, понятие о чередовании видов труда и активном отдыхе.

Разработанные нами модули мы рассматриваем как цель познавательной деятельности и конструирование модуля-цели включает в себя элемент планирования учебной деятельности, а соотношение знаний- как предвидение способов выполнения действий.

Структурируя учебную информацию, мы выявляли наиболее рациональное построение ее конкретного варианта, ориентируясь на основные общебиологические понятия.

Построение гипертекста нами осуществляется в соответствии с учебной программой по предмету»Анатомия, физиология и гигиена детей младшего школьного возраста», гипертексты отражают теоретическую часть изучаемого материала.


Для закрепления знаний учащихся в каждой микромодули имеются интерактивные практические задания, тесты.

hello_html_12e43a81.png

Рис.4


Рассмотрим практическую работу по изучению строения нервной системы. Учащиеся получают задание: с помощью автоматизированной программы выяснить строение центральной и периферической нервной системы. Для выполнения работы учащийся регистрирует свою фамилию, имя, группу. На следующем этапе практической работы учащиеся подробно изучают строение головного мозга и спинного мозга, имеют возможность рассмотреть объект в разрезе, сверху и снизу, и с помощью автоматизированной программы отмечает, что под цифрой 1 изображена схема головного мозга, под цифрой 2-спинной мозг и т.д. Программа выдает количество правильных ответов, ставит оценку. Учащийся имеет возможность самопроверки. От традиционной практической работы эта отличается интерактивностью, т. е. возможностью самого ученика действовать в созданной модели. От традиционной работы она отличается еще и тем, что учащиеся могут остановить работу и получить учебную информацию, необходимую для выполнения заданий, может приближать объекты, провести самопроверку и т.д. Программа оценивает выполненные задания.

В то время как половина учащихся по группам прорабатывает обучающую часть/гипертекст/ компьютерной программы ,другие выполняют интерактивные тестовые задания, затем меняются местами.


hello_html_6f6b75ac.png

Рис. 5


Анализ результатов как за работу в целом, так и за каждый вопрос в отдельности показывает большую эффективность обучения с использованием информационно-коммуникационных технологий по сравнению с традиционной методикой.

Использованная литература:


1.Курманалина Ш.Х. «Методология и технология создания электронной методической системы в условиях информатизации образования» Алем,Алматы,2002

2. Курманалина Ш.Х. «Характеристика информатизации системы образования РК на основе международных индикаторов»- Омск, 2002

3. Курманалина Ш.Х. «Обновление методического обеспечения учебного процесса в условиях информатизации образования»- Омск, 2002

4.Курманалина Ш.Х. «Педагогические условия функционирования электронной методической системы» -Алем, Алматы, 2002
















г.Уральск, 2011г.



В современной системе образования Республики Казахстан особой критике подвергается недостаточный уровень образованности выпускников средних школ, колледжей и профессиональных школ, указывается на необходимость формирования нового типа интеллекта, иного образа и способа мышления, приспособленных к быстро меняющимся экономическим, технологическим, социальным и информационным реалиям окружающего мира.

В педагогическом колледже директором колледжа, доктором педагогических наук, профессором Курманалиной Ш.Х. создана педагогическая концепция «Методология и технология создания электронной методической системы в условиях информатизации образования».

Эффективность данного подхода связана с применением компьютера, непосредственно встроенного в управление учебным процессом в педагогических колледжах, как информационно-обучающей среды. В исследованиях Курманалиной Ш.Х.под информационно-обучающей средой понимается совокупность условий, способствующих возникновению и развитию процессов интерактивного взаимодействия между обучаемым, преподавателем и средствами информационно-коммуникационных технологий, а также формированию профессиональной компетентности обучаемого, при условии заполнения компонентов среды предметным содержанием.

Методология создания электронной методической системы (ЭМС) определяется мегаинформационным подходом, умениями педагога формировать способы поиска, анализа, переработки и систематизации информации, ориентировать на дистанционные способы взаимодействия и оценки результатов обучения. Сущность профессиональной деятельности педагога в условиях информатизации образования заключается в создании условий для саморазвития, самоопределения и самореализации учащихся; актуализации его жизненного опыта; овладения им ценностями, знаниями, побуждениями, смыслами; помощи и поддержки молодежи в решении жизненных проблем; опоры на достижения и успех.

Мы также уверены, что учащийся должен в совершенстве владеть умениями самодиагностики, самокоррекции и самоконтроля в условиях ЭМС, владение таким навыком позволит ему самостоятельно анализировать и вносить необходимые коррективы в учебно-воспитательный процесс. При этом учащийся выходит на новый уро­вень самоорганизации — в режим непрерывного совершенствования и поиска.

Задача реализации компетентностного подхода сведена к формированию компетентности решения проблем: как сделать, чтобы каждый учащийся мог ответить на вопрос: чему он научился в рамках предмета анатомии, физиологии и гигиены.

К сожалению, действующие стандарты педагогического образования всё ещё слабо отражают потребность формирования профессиональной компетентности учащихся, умений и навыков использования технологии и методологии ЭМС в практической работе.

Это вызывает необходимость модернизации педагогического образования, в том числе и на основе организации специального обучения учащихся к использованию информационных коммуникационных технологий в образовательном процессе.

Мы считаем, что учащиеся, обладающие ИКТ- компетентностью, способны успешно адаптироваться к социально-экономическим изменениям в обществе и, как правило, прогнозировать свою жизнедеятельность.

На самом деле, высокий уровень информационных коммуникационных технологий требует высокого профессионального уровня учащихся, вовлеченных в технологический процесс, их интеллектуального развития, критического, аналитического мышления, умения принимать верные решения.

Организуя обучение учащихся в условиях ЭМС, мы убедились, как важно учитывать специфику и динамику изменения структуры содержания технического и профессионального образования, которая должна быть направлена на формирование профессиональной компетентности, повышение интеллектуального потенциала, образовательного и профессионального уровня выпускников, способных не только освоить, но и творчески использовать современные достижения научно-технического прогресса.

В состав профессиональной компетентности мы включаем ИКТ-компетентность как одну из ключевых. Под ней понимаются базовые умения по использованию информации. ИКТ- компетентность предполагает, что учащийся использует информационные коммуникационные технологии при решении учебных задач для достижения цели своей деятельности. Однако, учащийся использует информационные коммуникационные технологии и на основе специальной компетентностей. Поэтому обучение учащихся к использованию информационных коммуникационных технологий в профессиональной деятельности не может быть сведена только к формированию ключевой информационной компетентности, а должна быть связана и с формированием базовой и специальной компетентностей.

В нашем исследовании определены понятие и сущность ИКТ- компетентности учащихся путем анализа теории и практики применения электронной методической системы в процессе изучения анатомии, физиологии и гигиены детей младшего школьного возраста.

Содержание обучения анатомии, физиологии и гигиене детей младшего школьного возраста определяется сущностью ИКТ- компетентности учащихся педагогического колледжа в его урочной, внеурочной, научно-методической и научно-исследовательской деятельности, которая включает следующие критерии:

- использование педагогических возможностей ИКТ по анатомии, физиологии и гигиене детей младшего школьного возраста при подготовке и проведении урока;

- использование ЭМС по анатомии, физиологии и гигиене детей младшего школьного возраста для решения различных дидактических задач на уроке;

- применение для визуализации физиологических процессов и объектов цифровых карт;

- подготовка дидактического материала для проведения урока с помощью ИКТ;

- руководство творческой и научной деятельностью учащихся с

-- амиеиях Ш.использованием средств и методов ИКТ;

- разработка учебно-методических пособий и собственных электронных образовательных продуктов.

Формирование ИКТ-компетентности учащихся педагогического колледжа проходит в три уровня. Поэтому обучение учащихся использованию информационных коммуникационных технологий должна проходить в три уровня, согласованно с логикой формирования ключевой, базовой и специальной компетентностей.

Мы считаем, что усвоение основ анатомо-физиологических знаний, изучение психологической сущности педагогических закономерностей процесса обучения анатомии, физиологии и гигиене с применением современных информационных ресурсов, программных средств учебного назначения, критериев и показателей оценки качества знаний способствуют формированию базовой ИКТ – компетентности учащихся педагогического колледжа.

Учащихся 1 курса педагогического колледжа изучают предметы «Компьютерные технологии», «Педагогика», «Психология», «Анатомия, физиология и гигиена детей младшего школьного возраста», «Методика воспитательной работы», учатся использованию ИКТ в учебной деятельности.

На базовом уровне использование ИКТ включается в каждый методический элемент обучения учащихся колледжа по анатомии, физиологии и гигиене. Учащиеся педагогического колледжа осваивают ИКТ самостоятельно, используя свой потенциал и находя различные способы их применения.

Поддерживается интерес учащихся к информационным и коммуникационным технологиям, СМИ, литературе по анатомии, физиологии и гигиене, по педагогике и психологии, поддерживается стремление учащихся к овладению современными способами получения информации. Контролируются знания по анатомии, физиологии и гигиене.

На предметном уровне ИКТ изучается в педагогическом контексте. Это может быть достигнуто с опорой на понимание учащимися сущности процесса обучения анатомии, физиологии и гигиене детей младшего школьного возраста. Учащиеся постоянно ощущают целесообразность и необходимость ИКТ
в своей практической деятельности.

Учащийся педагогического колледжа овладевает способами создания и редактирование простых текстов по анатомии, физиологии гигиене детей младшего школьного возраста и текстов с таблицами, рисунками и схемами в табиличном процессоре Word.

В нашем исследовании формирование ИКТ- компетентности по анатомии, физиологии и гигиене детей младшего школьного возраста осуществляется через создание фрагментов электронной методической системы. Учащийся педагогического колледжа овладевает способами анализа стандартов образования и учебной информации, способами логического структурирования учебной информации, способами проектирования методов интерактивного взаимодействия, способами применения автоматизированных технологий диагностики качества знаний, способами конструирования содержания тестирующих и контролирующих программ.

На креативном уровне учащиеся осваивают целостные системы обучения на основе ИКТ. Эти технологии используются как для поддержки традиционных форм обучения, так и для трансформирования этого процесса. Презентация выполняется с использованием программы Power Point, способствующей более эффективному проведению занятий по анатомии, физиологии и гигиене. Использование мультимедийных технологий, позволяющих моделировать различные объекты анатомии, физиологии и гигиены, являются удачным примером трансформирования учебного процесса.

На этом уровне учащиеся выполняют задания, демонстрирующие нестандартные приемы работы с программами, может объяснить причины ошибок в выполнении заданий.

На данном этапе формируются следующие компоненты ИКТ-компетентности: нахождение информации с использованием ресурсов Интернета, создание презентации с использованием анимации, гипертекстов, построение диаграмм. Учащиеся проектируют интерактивное взаимодействие, овладевают способами анализа и переработки учебной информации по анатомии, физиологии и гигиене детей младшего школьного возраста, педагогике, психологии, стремятся к поиску новых форм творческого взаимодействия


.

В колледже разработан и внедрен спецкурс «Внедрение информационных коммуникационных технологий в учебно - воспитательный процесс колледжа» как дисциплина по выбору учебного заведения. Учащиеся выпускных групп знакомятся с основными направлениями информатизации образования, информационными ресурсами, технологией конструирования электронных учебников, ЭМС, учатся практически разрабатывать модули, гипертексты, задания и тесты. В результате обучения учащиеся овладевают навыками применения электронных учебников на уроках, умениями проверять свою готовность к работе в условиях электронной методической системы.

В нашем исследовании конечной целью обучения учащихся педагогического колледжа является формирование их ИКТ- компетентности в условиях электронной методической системы. В становлении ИКТ- компетентности учащихся колледжа важную роль играет автоматизированная программа диагностического изучения готовности учителей (учащихся) к созданию и использованию электронной методической системы .

Мы уверены, что использование электронной методической системы по анатомии, физиологии и гигиене как средства формирования как педагогическое условие формирование ИКТ- компетентности позволит повысить интерес учащихся к предмету, реализовывает индивидуализацию и дифференциацию обучения, сместить акцент деятельности учащихся на уроке на самостоятельную работу.

Электронная методическая система является незаменимым помощником для корректировки имеющейся информации, ее изменения и дополнения.

В электронной методической системе имеются разнообразные обучающие, имитационные, моделирующие, контролирующие программы по анатомии, физиологии и гигиене. Необходимо лишь научиться их использовать в ходе урока. В помощь будущему учителю разработана программа спецкурса, которая знакомит их с существующими программными продуктами по предмету. Учащиеся педагогического коледжа учатся использовать текстовые процессоры, графические редакторы с целью систематизации и структурирования информации, рассматривают возможности использования Интернета для уроков анатомии. Умение учащихся строить графики, диаграммы, схемы, обобщающие таблицы существенно повышают качество знаний.

Овладение учащимися имитационными и моделирующими обучающими программами позволит внедрить на уроке анатомии педагогический эксперимент по использованию электронной методической системы как средства формирования профессиональной компетентности обучающихся.

Программа дает возможность учащимся и преподавателям проверить свою готовность к работе в условиях информатизации образования, внедрять информационные коммуникационные технологии, обеспечивающие совер­шенствование учебного процесса по решению важных образовательных и учебных проблем. Программа ориентирована не только на использование информационных коммуникационных технологий, но и на обеспечение эффективного взаимодействия современных педагогических и ин­формационных технологий в результате обучения учащихся ключевым компетенциям по программе занятия спецкурса «Внедрение информационных коммуникационных технологий в учебно - воспитательный процесс колледжа».

Владение информационными коммуникационными технологиями это, во - первых, работа с информацией; во-вторых, формирование умения не только использовать известные технические и программные средства обработки информации, но и способность к самостоятельному освоению новых информационно-коммуникационных технологий; в - третьих, это интерактивное взаимодействие, - в четвертых, это формирование умений решать проблемы.

На занятиях учащиеся научились работать с информацией. Алгоритм работы с информацией очень прост: учащимся дается возможность изложить полученную информацию. Затем изложить те фрагменты полученной информации, которые оказались новыми для него, или проверить их понимание, назвать несовпадения в сведениях, содержащихся в источниках информации, интерпретировать полученную информацию в контексте содержания проекта. Указать на противоречащие друг другу сведения, объяснить, реализовать предложенный преподавателем способ разрешения противоречия или с помощью преподавателя проверить достоверность информации. В конце учащимся самостоятельно предлагают способ разрешения противоречия или учатся самостоятельно проверить достоверность информации.

По нашему мнению, для формирования умения решать проблемы, необходимо организовать обучение так, чтобы получить ожидаемый результат. Учащиеся научились решать проблемы по следующей схеме: сначала учащийся подтверждает понимание проблемы, сформулированной преподавателем, затем он объясняет причины, по которым он приступил к решению проблемы. На следующем этапе, он описывает ситуацию и указывает свои намерения, обосновывает желаемую ситуацию, проанализировав ситуацию, называет противоречие между идеальной и реальной ситуацией, указывает некоторые причины существования проблемы, формулирует проблему и проводит анализ причин ее существования. Формирование умения осуществлять эффективное взаимодействие в команде, коммуникативных навыков и способности на занятии проводилось через выполнения заданий по памятке. Учащимся раздавались памятки следующего содержания: научись высказывать свое мнение, в ходе обсуждения, или свое отношение к идеям других членов группы, попробуй самостоятельно высказывать идею, подготовленные заранее, разъясни свою идею, старайся аргументировать свое отношение к идеям других членов группы, учись задавать вопросы на уточнение и понимание идей друг друга, высказывай собственные идеи в связи с идеями, высказанными другими участниками, сопоставляя свои идеи с идеями других членов группы, развивай и уточни идеи друг друга, отстаивай свою позицию, выявляя суть разногласий, согласуйте критерии и дайте сравнительную оценку предложений. Многократное повторение выполнения заданий по памяткам способствует формированию компетентности решения проблем, информационной, коммуникативной компетентности к работе в условиях информационно-коммуникационных технологий.

Рейтинг проводимых занятий среди учащихся получил высокую оценку - 72% учащихся показали высокий уровень эмоционального благополучия, познавательной активности. 88% учащихся считают, что им пригодятся знания, умения, навыки и способы деятельности, полученные при самостоятельной разработке модуля по предметам, по работе с памятками и схемами по формированию ключевых компетенций, они показали 100% качество знаний по итогам государственных экзаменов.

Сравнивая преимущества и недостатки подходов по развитию ключевых компетенций у учащихся, мы пришли к выводу, что преподаватель получает более высокий результат своего труда – компетентного учащегося, а учащийся - опыт практической деятельности, необходимый для дальнейшего саморазвития.

Решение вышеуказанных задач позволит перевести обучение учащихся на качественно новый уровень, так как возникают новые возможности для организации их обучения.

При этом, повсеместное использование электронных обучающих средств на уроках обеспечивает экономию времени при объяснении нового материала, представление материала в более наглядном, доступном для восприятия виде, воздействие на разные системы восприятия учащихся, обеспечивая тем самым лучшее усвоение материала, дифференцированный подход к обучению учащихся, имеющих разный уровень готовности к восприятию материала, постоянный оперативный контроль над усвоением материала учащимися, вариативность в работе учителя, владеющего информационно-коммуникационными технологиями при создании эффективных систем обучения в зависимости от своих педагогических и методических предпочтений, возраста обучающихся, уровня их подготовки, профиля и особенностей материальной базы учебного заведения.

Мы считаем, что формирование и развитие ИКТ- компетентности учащегося позволит вывести процесс обучения анатомии, физиологии и гигиены на более высокий качественный уровень.

В практической деятельности возрастает значимость проектирования информационных моделей педагогического процесса с учетом взаимосвязей между всеми его компонентами, усиливается необходимость освоения и использования постоянно расширяющегося спектра педагогических технологий.

Мы считаем, что для эффективного использования информационно-коммуникативных технологий в своей деятельности, учащийся педагогического колледжа должен:

  • знать, уметь и производить анализ всех существующих и вновь появляющихся электронных средств обучения (электронные учебники, энциклопедии, виртуальные лаборатории, интегрированные обучающие среды);

  • уметь работать с данными средствами, отбирать такие программные средства, которые обеспечат оптимальные процессы подачи материала и управления аудиторией;

  • по необходимости комбинировать, адаптировать эти средства в зависимости от объема и уровня сложности материала, устанавливать используемую программу на демонстрационный компьютер, пользоваться проекционной техникой, владеть методиками создания собственного электронного дидактического материала, владеть навыками работы с различными презентационными программами (Power Point, Flash и др.), создавать собственные электронные средства обучения, уметь работать в Интернете, приобретать обучающие электронные средства, иметь финансовые средства для участия в различных обучающих семинарах, конференциях, олимпиадах, решать вопросы о предоставлении учащемуся педагогического колледжа компьютерных кабинетов для проведения уроков с использованием информационно-коммуникативных технологий.

Для того, чтобы учащийся смог выполнить все вышеперечисленное, необходима организация методической, организационной и мотивационной поддержки. Выделение этих типов поддержки практической деятельности обусловлено тем, что в педагогическом сообществе мотивация использования информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе недостаточно высока: те преподаватели, которые владеют информационно-коммуникационными технологиями на высоком профессиональном уровне, в большей части не имеют высокого методического опыта, и наоборот. Сотрудничество же на практике не всегда осуществимо в необходимом и достаточном объеме в силу различных субъективных и объективных причин.

Необходимость методической поддержки учащихся обусловлена потребностью формирования следующих педагогических компетентностей в области:

  • интегративных профессиональных умений использования информационно-коммуникативных технологий в повседневном педагогическом процессе;

  • информационной культуры, как самого преподавателя, так и ученического и родительского социума;

  • педагогической техники использования информационно-коммуникационных технологий в повседневном педагогическом процессе;

  • знания возможностей различных электронных дидактических средств и обучающих электронных систем;

  • санитарных правил и норм использования, допустимого применения информационно-коммуникативных технологий и компьютерной техники в обучении с целью сохранения здоровья обучающихся.

В нашем исследовании формирование ИКТ- компетентности учащихся педагогического колледжа мы предлагаем осуществлять через создание и использование ЭМС по анатомии, физиологии и гигиене. При создании электронной методической системы по анатомии, физиологии и гигиене детей младшего школьного возраста мы опирались на фундаментальное исследование Курманалиной Ш.Х., раскрывающее методологию и технологию создания ЭМС по методике обучения математике в начальных классах [51-56].

Наш подход связан с применением компьютера, непосредственно встроенного в учебный процесс обучения анатомии, физиологии и гигиены в педагогическом колледже, как информационно - обучающей среды. Формой реализации информационно-обучающей среды мы считаем электронную методическую систему по анатомии, физиологии и гигиене, которую рассматриваем как открытую, развивающуюся, технологичную базу организованной и структурированной межпредметной информации (данных); как совокупный (коллективный) педагогический опыт организации обучения по предметной области знаний; автоматизированный, интерактивный процесс обучения.

На наш взгляд, сущностной характеристикой современных информационно-коммуникационных технологий является их мобильность и гибкость. Электронная методическая система по анатомии, физиологии и гигиене разработана на основе принципов открытости, которая предполагает возможность любого субъекта образовательного процесса использовать разработанную нами электронную методическую систему как собственную базу данных для профессионального саморазвития и развития, которая предполагает обновление информационно-методической базы, как привнесение совокупного опыта работы учащихся педагогического колледжа и преподавателей-методистов педагогического колледжа.

В русле нашего исследования, создание ЭМС обеспечивает выход на новый технологический уровень проекти­рования учебного процесса и реализации этого проекта делает будущего педа­гога компетентным, раскрепощает его, значительно усиливает роли обучаемого и открывает но­вые горизонты развития творчества педагога — автора проекта. А это уже новая роль и функция педагога. Внедрение ЭМС на смену традиционной методике способствует формированию ИКТ- компетентности учащихся педагогического колледжа.

Открытость системы предполагает понимание информации в области предметных знаний, систему педагогических заданий и упражнений, тесты, которые любой пользователь может дополнить с учетом своего практического опыта, это означает, что пользователи имеют возможность добавления новой информации или изменения уже имеющихся при неизменных системообразующих компонентах ЭМС. Использо­вание принципов открытых систем облегчает взаимодействие разных прикладных программ, реализованных на различных аппаратных средствах, и интеграцию информационных ресурсов. Важным свой­ством открытых систем является облегчение перехода пользователя от одной аппаратно-программной среды к другой в процессе развития. Таким образом, методология открытых систем предусматривает воз­можность интеграции различных способов представления информации, интеграции автономных систем и подсистем в комплексные интегрированные системы, а также интеграции инфор­мационных и телекоммуникационных систем. Для проектирования от­крытых систем используется, как правило, объектно-ориентированный подход.

Сущностная характеристика ЭМС представлена на основе методологических положений системного, личностно-деятельностного, интеграционного и информационного подходов и предполагает взаимосвязанную деятельность субъектов образовательно-методического процесса от цели до результата. Поэтому разработанная нами система включает следующие составные компоненты процесса обучения: целевой; содержательный; операционно-деятельностный; оценочно-результативный. Они реализуются за счет таких форм, как модуль, гипертекст, интерактивные задания и тесты. Каждая из этих форм направлена на одновременное решение воспитательных, обучающих и развивающих функций.

Созданная нами электронная методическая система функционирует в пределах одного предмета – анатомии, физиологии и гигиены детей младшего школьного возраста по специальности 0314002 «Начальное образование» на основе интеграции предметных и методических знаний «Анатомия, физиология и гигиена детей младшего школьного возраста», «Психологии» и «Педагогики» и методики преподавания познания мира.

Определение целевого компонента электронной методической системы предполагает изучение категории цели, поиска научно обоснованных путей её практической реализации. Анализ особенностей функционирования мотивационно-целевого компонента ЭМС предполагает изучение и углубление таких базовых педагогических категорий, как цель, целеполагание, прогнозирование.

Исследователи Яценко А.И.[86], Амонашвили Ш.А. [87], Васильева З.И. [88], Кузьмина Н.В.[66,67], Нургалиева Г.К. [57-59], изучающие проблему цели и целеполагания в учебном процессе, в своих исследованиях указывают на то, что акт целеполагания в деятельности педагога достаточно сложен.

Ученые считают, что изучение категории цели, поиски научно-обоснованных путей её практической реализации имеют большую значимость для повышения эффективности обучения, воспитания и развития личности.

По утверждению ученых, цель - мысленное представление конечного результата педагогической деятельности определяет действия учителя для его достижения. Правильно определенная цель – важный побудитель к действию. Теоретическое обоснование целеполагания, разработка конкретного содержания педагогических целей, построение иерархии педагогических целей и их классификации, изучение взаимодействия целеполагания учащихся и учителя в их совместной деятельности является главным фактором в целепологании. В реальном педагогическом процессе цель является тем стержнем, вокруг которого педагог объединяет педагогические средства в систему, определяя место каждого из них. Исследователи, изучающие проблему цели и целеполагания в учебном процессе, указывают на то, что акт целеполагания в деятельности педагога достаточно сложен. Необходимым условием педагогического целеполагания является конкретизация общей цели обучения.

В педагогическом колледже в соответствии с Государственными общеобязательными стандартами технического и профессионального образования предмет «Анатомия, физиология и гигиена детей младшего школьного возраста» изучается как общепрофессиональная дисциплина на всех специальностях в объеме 57 - 68 часов.

Модульный подход к структурированию учебного содержания анатомии, физиологии и гигиены человека расширяет возможности использования информационных и развивающих технологий обучения. Перевод учебного материала в модули и учебные элементы, выявление дидактических целей определило выбор типов и форм учебных занятий, методов обучения и форм организации познавательной деятельности учащихся. Представленные модули основаны на методологии системного, структурного, личностно-ориентированного подходов.

Модульный подход в технологии создания ЭМС позволяет решать педагогические задачи на принципиально новой основе, его можно считать одним из наиболее перспективных направлений в педагогике. Например, в ЭМС модули рассматриваются как базисный блок, составляющий основу методической подготовки будущего специалиста.

Разработанная нами электронная методическая система по анатомии, физиологии и гигиене человека включает следующие составные компоненты процесса обучения: целевой, содержательный, операционно-деятельностный, оценочно-результативный. Они реализуются за счет таких форм, как модуль, гипертекст, интерактивные задания и тесты. Каждая из этих форм направлена на одновременное решение воспитательных, обучающих, развивающих функций (рисунок 1).

hello_html_m505a9287.png

Рисунок 1 - ЭМС по анатомии, физиологии и гигиене человека


Каждый модуль имеет своё целевое назначение, обладает законченностью и самостоятельностью относительно других.

В предлагаемой нами электронной методической системе 3 модуля:

1. Общее строение организма человека и его возрастные особенности;

2. Высшая нервная деятельность;

3. Валеологические основы здоровья.

Модуль 1. «Общее строение организма и его возрастные особенности» представлен следующей совокупностью знаний: основные анатомические, физиологические и гигиенические понятия, синтезированные сведениями из педагогики, психологии. Учащиеся педагогического колледжа овладевают необходимым объемом знаний для преподавания в будущем темы «Организм человека» в начальной школе (рисунок 2).

hello_html_m69439b29.png

Рисунок 2 - Модуль 1. «Общее строение организма и его возрастные особенности»


Модуль 2. «Высшая нервная деятельность» представлен совокупностью теоретических знаний о ведущей роли нервной системы и основах высшей нервной деятельности человека. Учащиеся педагогического колледжа получают систему научных знаний о строении и жизнедеятельности человеческого организма о единстве формы и функции, об организме человека как едином целом, объединяемом нервной и гуморальной системой, о связи его с окружающей средой, обмене веществ и превращениях энергии, которой они обладают (рисунок 3).

hello_html_m53f49fa.png

Рисунок 3 - Модуль 2. «Высшая нервная деятельность»


Модуль 3. «Валеологические основы здоровья» представлен совокупностью теоретических знаний о здоровом образе жизни, призван вооружать учащихся педагогического колледжа умениями и навыками, помогающими укреплять и охранять собственное здоровье и здоровье детей младшего школьного возраста, правильно организовывать труд и отдых (рисунок 4).

hello_html_m340b4f47.png

Рисунок 4 - Модуль 3. «Валеологические основы здоровья»


Электронная методическая система по анатомии, физиологии и гигиене детей младшего школьного возраста определяет цели образования, содержание учебного предмета и принципы его отбора. Созданные нами модули предусматривают раскрытие учебного материала по изучению строения тела человека, функций органов и соблюдения, гигиенических правил.

Для закрепления знаний учащихся по анатомии, физиологии и гигиене в каждой микромодули ЭМС имеются интерактивные практические задания, тесты.


В ЭМС при изучении строении и функций нервной системы введены задания. Например, учащиеся получают задание: с помощью автоматизированной программы выяснить строение центральной и периферической нервной системы. Для выполнения работы учащийся регистрирует свою фамилию, имя, группу. На следующем этапе практической работы учащиеся подробно изучают строение головного мозга и спинного мозга, имеют возможность рассмотреть объект в разрезе, сверху и снизу, и с помощью автоматизированной программы отмечает, что под цифрой 1 изображена схема строения головного мозга, под цифрой 2- схема строения спинного мозга и т. д. Программа выдает количество правильных ответов, ставит оценку. Учащийся имеет возможность самопроверки. От традиционной практической работы эта отличается интерактивностью, т. е. возможностью самого учащегося действовать в созданной модели. От традиционной работы она отличается еще и тем, что учащиеся могут остановить работу и получить учебную информацию, необходимую для выполнения заданий, может приближать объекты, провести самопроверку и т. д. Программа оценивает выполненные задания.

В то время как половина учащихся по группам прорабатывает обучающую часть/гипертекст/ компьютерной программы, другие выполняют интерактивные тестовые задания, затем меняются местами. Задания, контролируемые знания ученика, выносятся в виде заданий к каждому микромодулю и соответствует требованиям данной электронной методической системы. Тестовые задания отражают знания по данному микромодулю.

Задания, контролирующие знания ученика младших классов, выносятся в виде заданий к каждому микромодулю и соответствует требованиям данной электронной методической системы

Представленные задания, ориентированные на младшего школьника преследуют цель - развить мыслительную деятельность младшего школьника при выполнении данного задания. В качестве заданий предлагается кроссворд, практикум, упражнение, заполнение таблиц, конкурс.

В ЭМС по каждому модулю разработаны и внедрены автоматизированные практические задания, выполнение которых способствуют формированию ИКТ-компетентности учащихся педагогического колледжа. Степень активности и самостоятельности учащихся зависит от вида и типа заданий и от того, в какой последовательности и как организована их деятельность. Предлагаемые задания реализуют мотивационные, развивающие, дидактические и контролирующие функции обучения.

Задания для самостоятельной работы подбираются с учетом утвержденной программы курса и ориентированы по возможности на привлечение материалов всего курса лекций. Все задания распределены по темам и носят индивидуальный характер.

В электронной методической системе важная роль отводится оценке деятельности учащихся. Для контроля успеваемости обучаемого применяется система протоколирования результатов электронного опроса на каждом шаге процедуры. Это обеспечивает учителю мотивированное предложение по оценке фактических знаний ученика и способов их углубления, а учащемуся - убежденность в объективности оценки в условиях независимости от личностных взаимоотношений.

В оценке имеет место как проявление субъективного фактора, выражающегося в соотнесении объектов внешнего мира с потребностями и интересами самого индивида, так и объективного, ибо оценка дается на основе познания объективных свойств.

Мы считаем, что в методике ценностного ориентирования личности формирование оценочных умений, обеспечивающих адекватный уровень оценочных суждений – непременное условие. В созданной нами ЭМС предусмотрено оценивание по определенным критериям: выдвижение и обоснование альтернативных вариантов действий; рецензии; аргументация оценок; критический анализ успехов или неудач; анализ ситуаций и другие.

Применение ЭМС как дополнительных источников знаний выявило некоторые преимущества: учащиеся заинтересованы в получении знаний, изучении нового материала, а автоматизированный контроль знаний намного безусловно повышает эффективность обучения.

Контроль усвоения теоретического материала (курс лекций) и практических заданий осуществляется с помощью автоматизированной системы проверки знаний (пакет прикладных программ и руководство по его использованию).

В электронную методическую систему заложены 260 тестов. Которые составляют оценочно-результативный компонент ЭМС (рисунок 13).


hello_html_1c3ca6d.gif

Учащиеся вводят свое имя, фамилию группу, дату сдачи теста. Отвечают на вопросы с помощью метода интерактивного взаимодействия, оценку получают автоматически. У каждого учащегося есть возможность пользоваться справкой для уточнения ответа (рисунок 14).


hello_html_m3c5a914e.pnghello_html_753a6f33.png

hello_html_m4e33c045.png
























Мы исхо­дили из того, что реализация педагогических условий использования ЭМС для формирования ИКТ- компетентности учащихся будет способствовать повышению качества обучения учащихся педагогического колледжа для работы в условиях информатизации образования.

Доказательством эффективности данной методики, на наш взгляд, является динамика показателей, критериев и признаков сформированности ИКТ- компетентности учащихся педагогического колледжа.

В качестве показателей формирования ИКТ-компетентности учащихся педагогического колледжа нами выделены следующие критерии:

1.Теоретическая подготовка, включающая предметные знания: теоретических и прикладных знаний по анатомии, физиологии и гигиене детей младшего школьного возраста – клетка, ткани, орган, система органов, организм человека.

Мы уверены, что теоретическая подготовка учащихся педагогического колледжа углубляется в процессе овладения им способами анализа учебной информации, анализа стандартов и учебной программы, логического структурирования содержания материала по анатомии, физиологии и гигиене.

В теоретическую подготовку учащихся колледжа нами включены такие знания, как: знание предметной области анатомо-физиологических знаний, знание психологической сущности процесса обучения анатомии, овладение способами анализа стандарта образования в области анатомо-физиологических знаний и т. д.

2. Практическая подготовка предполагает овладение учащимися технологией использования электронной методической системы, всех видов программ применяемого в обучении анатомии и физиологии, пользование сетью Интернет, умения составлять справочные системы в форме гипертекста в соответствии с модулем и способностью учащихся педагогического колледжа выбирать ценную учебную информацию.

3. Подготовка к проектированию интерактивного взаимодействия составляет часть нашей гипотезы по формированию ИКТ-компетентности учащихся в условиях ЭМС, учащиеся педагогического колледжа должны научиться приемам создания методического рисунка, интерактивного взаимодействия при изучении анатомии, физиологии и гигиены детей младшего школьного возраста.

4. Подготовка к мониторингу качества электронного обучения включает: знание критериев и показателей оценки качества знаний по анатомии. физиологии и гигиене детей младшего школьного возраста, конструирование содержания тестирующих и контролирующих программ включенных в электронную методическую систему, умения формулировать ответы на вопросы, анализировать успеваемость.

Мы исхо­дили из того, что внедрение в учебно-воспитательный процесс электронной методической системы явля­ется одним из основных педагогических условий формирования ИКТ- компетентности учащихся педагогического колледжа.

В качестве показателей сформированности готовности учащихся педагогического колледжа к использованию электронной методической системы нами выделены следующие критерии:

1. Модулирование учебной информации, включающее знания: теоретических и прикладных знаний по анатомии, физиологии и гигиене детей – строение организма, работа органов, взаимосвязь организма с внешней средой.

Модулирование будущими учителями учебной информации стало возможным в процессе овладения им способом анализа учебной программы, логического структурирования содержания учебного материала по анатомии, физиологии и гигиене детей младшего школьного возраста.

В понятие модулирования нами включены такие знания, как: знание предметной области анатомии, физиологии и гигиены детей младшего школьного возраста, научно-методических подходов и знаний в обучении анатомии, физиологии и гигиене, знание психологической сущности процесса обучения анатомии, физиологии и гигиене, овладение способами анализа стандарта образования в области преподавания анатомии, физиологии и гигиены.

2. Конструирование субъектами образовательно – методического процесса предполагает овладение технологией использования электронной методической системы, всех видов программ применяемых в обучении анатомии, физиологии и гигиене, использование сети Интернет, умение создавать гипертексты в соответствии с модулем и способностью учащихся выбирать ценную учебную информацию.

3. Проектирование взаимодействия субъектов образовательного процесса составляет часть нашей гипотезы к использованию ЭМС, учащиеся педагогического колледжа научились приемам создания рисунка, интерактивного взаимодействия обучения анатомии, физиологии и гигиене.

4. Мониторинг субъектами образовательного педагогического процесса электронного обучения включает: знание критериев и показателей оценки качества знаний, конструирование содержания тестирующих и контролирующих программ, включенных в электронную методическую систему, умение отвечать на вопросы, анализировать успеваемость школьников с использованием ЭМС.

Доказательством эффективности внедрения ЭМС, на наш взгляд, является динамика показателей, критериев и признаков сформированности анатомо-физиологических знаний учащихся педагогического колледжа, диаграммы и подсчеты показали преимущество средних показателей качества знаний экспериментальной группы над контрольной группой и это служит доказательством результативности использования ЭМС для формирования ИКТ- компетентности учащихся педагогического колледжа.

Проведение констатирующего эксперимента позволило установить исходные параметры исследуемого объекта, выступающего в качестве основы для проведения формирующего эксперимента.

Сопоставительный анализ результатов констатирующего и формирующего эксперимента по определению сформированности уровней ИКТ- компетентности был проведен на основе обобщенных данных сформированности каждого компонента на констатирующем и формирующем этапах эксперимента в контрольных и экспериментальных группах.

Внедрение электронной методической системы в учебно–воспитательный процесс педагогического колледжа позволяет:

  • полностью перевести весь курс обучения анатомии, физиологии и гигиене детей младшего школьного возраста на компьютер (включая лекции, практические занятия, контроль усвоения материала);

  • облегчает процедуру поиска и покупки книг;

  • оперативно редактировать гипертексты с учетом всего нового, что появляется в области изучения анатомии, физиологии и гигиены, в том числе и через вычислительные сети;

  • совершенствовать методику изложения на основе применения компьютера, самоанализа результатов периодического тестирования учащихся по каждой теме;

  • предоставить учащимся возможность изучать лекционный материал и выполнять практические задания самостоятельно.

  • изучить полный курс лекций;

  • использовать методические указания по выполнению самостоятельных заданий;

  • применить автоматизированную систему проверки знаний.

  • использовать каталог основной литературы, список дополнительной литературы, выход в Интернет.

  • ОҚУ ҮРДІСІНЕ ЕDUSOFT БАҒДАРЛАМАСЫ ЕНГІЗІЛУДЕ

  • 2011-2012 оқу жылынан бастап 0111083 «Негізгі мектептің шетел тілі мұғалімі» мамандығы бойынша білім алушыларға шетел тілін ЕDUSOFT бағдарламасы арқылы терең менгеруге жағдай жасалды. Бірінші курста бағдарлама бойынша 50 студент білім алып, толық аяқтады. Студенттердің білімдерін талдау нәтижесінде үлгерім-100 %, білім сапасы-92%, орта балл-4,5, 1 курс студенттері ЕDUSOFT бағдарламасын толық менгерген болса, 2012-2013 оқу жылы бағдарлама бойынша оқыту жалғастырылды.

  • ЕDUSOFT бағдарламасы шет тілін оқытудың кешенді жүйесі, ол қазіргі замаңғы оқыту әдістерін, мультимедиялық оқыту бағдарламасын және жаңа педагогикалық технологияларды бір жүйеге біріктірген оқыту құралы.Бағдарлама шет тілін меңгеру әрекетін жылдамдатады, оқу, тыңдау, сөйлеу, жазу дағдыларын дамыта отырып, студенттердің шет тілін өзбетімен меңгеруге мүмкіндіктер береді, оқытушы «тьютор» қызметін атқарады, «білім берушіден» «білім әрекетін бақылаушыға» айналады.

  • Бағдарламаның тағы бір ерекшелігі студенттерге қашықтан оқытуға мүмкіндік беріліп, оқыту барысында «face-to- face», « On computer» бөлімдерін пайдалану арқылы оқудың тиімділігі, студенттердің қызығушылығы дамытылды.Оқу жылының басында студенттердің ағылшын тілінен білім деңгейін анықтау мақсатында “Placement Test” және әңгімелесу(собеседование) өткізілді.“Edusoft” бағдарламасын студенттер Basic I деңгейінен бастап, алдымен Basic I деңгейінің “Exit Test”-інен өтіп , желтоқсан айында Basic I деңгейін аяқтап студенттер курс соңындағы “Exit Test” –інен өтті. Basic I деңгейін аяқтағаннан кейін - Basic II деңгейінің “Exit Test”-ін тапсырып, оның нәтижесінде студенттердің үлгерімі 100%, білім сапасы 92 %, орта балл-4.5. Тест жұмыстарының нәтижесі студенттердің білім дәрежесінің көтерілгенін көрсетті.“Edusoft” бағдарламасының соңында өткізілуі тиісті Final Course Test –ті студенттер on-line жүйесінде толық орындады. Бұл тапсырма оқушылардың тыңдап-түсіну, оқу, жазу және грамматикалық материалды қабылдау деңгейлерін анықтау және жалпы “Edusoft” бағдарламасын студенттер қаншалықты меңгергенін анықтауға және қорытындылауға мүмкіндік берді.

  • Оқыту барысында ЕDUSOFT бағдарламасының Handouts, Workbooks , Explore texts, Exit tests сияқты материалдары әр студентке , әр топқа беріліп, олардың құрылымы түсіндірілді. Бағдарламаның on computer және face -to -face бөлімдері арасындағы байланыстары түсіндіріліп, on computer сабақтарының құрылымы талданды. On computer сабақтарының Listening, Reading, Speaking, Grammar бөлімдері, олардың құрылымдары, жаттығуларының түрлері түсіндіріліп, талданды. Listening бөлімінің presentation, practice, test әрекеттерінен тұрады. Студенттер осы әрекеттердің әрбір түрімен жұмыстанып, Reading, Speaking, Grammar бөлімдерінде де бағдарламаны қызыға орындады. Әр деңгейдің Basic1, Basic2, Basic3 сабақтары басында және аяқталғаннан кейін Exit test жазылып, үлгерім сапасы тексерілді. Speaking бөлімінің “ Диалогқа қатыс ” жаттығуларын орындау студенттердің қызығушылығын тудырды. “ Grammar book ” бөлімінің мазмұны грамматикалық жаттығуларды тиімді орындау арқылы ағылшын тілі грамматикасын терең меңгеруге көмектесті.Бағдарламаның студенттерге арналған бетіндегі Main page, My course, Communication, Log out бөлімдерінің My course бөлімі арқылы барлық оқу әрекеттері жүргізілсе,Сommunication бөлімі арқылы Wordzone, BBC English, Magazine, Talking idioms сияқты қ осымша жаттығулар орындалды. Студенттерге “ BBC English-тің” “ 6 minute English”, “Dialogues” жаттығуларды орындау аса қызық болды.. Себебі олар аутентикалық материал негізінде, яғни ағылшын тілінің түрлі диалектларымен берілген. Студенттер тақырыптар бойынша өзіндік жұмыстар орындау арқылы білім дерін шынықтырды. Мысалы, “ Sports ”, “ My favourite food ” тақырыбынан презентациялар әзірледі.

  • Бағдарлама бойынша 50 студент білім алып, толық аяқтады. Студенттердің білімдерін талдау нәтижесінде үлгерім-100 %, білім сапасы-92%, орта балл-4,5, студенттер ЕDUSOFT бағдарламасын толық менгергенін көрсетеді.


ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ НА УРОКАХ АНАТОМИИ, ФИЗИОЛОГИИ И ГИГИЕНЫ ЧЕЛОВЕКА
  • Биология
Описание:

Формирование информационной компетентности студентов на уроках анатомии, физиологии и гигиены человека

 

Набидоллина Ш.С.

Зам директора педагогического колледжа им.Ж. Досмухамедова

 

Сложный и многообразный состав биологических знаний нередко затрудняет учителей в отборе главного существенного при преподавании анатомии, физиологии и гигиены, а учащихся приводят к бессистемному, механическому запоминанию.  Наблюдается   перегрузка учебного материала фактами, терминами и понятиями, без их обобщения и систематизации. Учащиеся не успевают осознать и усвоить новый материал, это создает пробелы и разрывы в их знаниях. В связи с этим остро ставится вопрос об отборе учебного содержания по анатомии и его соответствия возрасту учащихся, о методах,средствах и формах  обучения, способствующих  усвоению знаний, но без перегрузки учебной деятельности.

Понимание противоречий процессов обучения основам анатомии, физиологии и гигиены и познавательной способностью учащихся способствовало развитию поиска  и внедрения новых информационно-коммуникационных  технологий в организации образовательного процесса.

В современных условиях содержание обучения претерпевает постоянное обновление,что требует оперативных средств отбора и структуирования, позволяющие интегрировать актуальные составляющие содержания, дополняя их новыми учебными элементами.

 

Назрела необходимость переработки принципов и подходов в осуществлении образовательного процесса, а также методики достижения поставленных целей с учетом возрастных особенностей. Решению этих проблем, согласно модернизации средней школы, будет  также способствовать переход ее на 12 летнее обучение.

Автор Набидоллина Шолпан Сагатовна
Дата добавления 09.01.2015
Раздел Биология
Подраздел
Просмотров 779
Номер материала 48404
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓