Главная / Биология / Формирование и развитие у учащихся устойчивого познавательного интереса к предмету биологии на основе активизации мыслительной деятельности школьников в процессе обучения

Формирование и развитие у учащихся устойчивого познавательного интереса к предмету биологии на основе активизации мыслительной деятельности школьников в процессе обучения



Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа № 22» с. Изюбриный

Чугуевского района Приморского края


Тема:

Формирование и развитие у учащихся устойчивого познавательного интереса к предмету биологии на основе активизации мыслительной деятельности школьников в процессе обучения

По направлению: Способы активизации познавательной деятельности

обучающихся

Работу выполнила

Шарлай Евгения Григорьевна

учитель биологии МКОУ ООШ № 22

с. Изюбриный Чугуевского района

Приморского края

Содержание.

Введение. 3

Глава I. Современные педагогические технологии. 5

1.1. Активные формы и методы обучения 5

1.2. Урок - как главная форма организации обучения 8

Глава II. Практический аспект использования активных методов обучения на

уроках биологии. 14

2.1. Теоретическая интерпретация опыта. 14

2.2. Практическая интерпретация опыта. 15

Вывод. 21

Литература. 22


Введение.

Известно, что образование - один из главных институтов социализации личности. Главная цель образования - формирование свободной, ответственной, гуманной личности, способной к дальнейшему саморазвитию. Современная российская школа находится в сложном периоде поиска и обретения нового смысла своего существования, без постижения которого невозможно исполнения её функций как ведущего института образования. Пожалуй, впервые в её истории отмечается такой пристальный интерес многих учителей к различным педагогическим концепциям, потребность в теоретическом осмыслении, обосновании своей педагогической деятельности и осуществляемых преобразований.

Поэтому в условиях модернизации образования одним из главных направлений развития школы является создание условий для развития личности каждого ученика через совершенствование системы преподавания. Ключевой проблемой в решении задачи повышения эффективности и качества учебного процесса является активизация учения школьников. Ее особая значимость состоит в том, что учение, являясь отражательно - преобразующей деятельностью, направлено не только на восприятие учебного материала, но и на формирование отношения ученика к самой познавательной деятельности. Одним из существенных недостатков знаний учащихся остается формализм, который проявляется в отрыве заученных учащимися теоретических положений от умения применить их на практике.

Невозможно добиться успехов в решении задач, поставленных перед учителем, без активизации познавательной деятельности, внимания учащихся, формирования и развития устойчивого познавательного интереса к изучаемому материалу. Важное условие творческого мышления учащихся - наличие у них общей культуры мышления, поэтому учебная деятельность на уроке направлена прежде всего на развитие интеллектуальных умений учащихся: умений анализировать, синтезировать, находить причинно-следственные связи, обобщать, делать выводы, классифицировать, сравнивать… Формирование познавательных интересов и активизация личности - процессы взаимообусловленные. Познавательный интерес порождает активность, но в свою очередь, повышение активности укрепляет и углубляет познавательный интерес.

Вопросы активизации учения школьников относятся к числу наиболее острых проблем современной педагогической науки и практики. Реализация принципа активности в обучении имеет определенное значение, т.к. обучение и развитие носят деятельностный характер и от качества учения как деятельности зависит результат обучения, развития и воспитания школьников.

Одной из важнейших проблем дидактики является проблема активизации учащихся на уроке. Верным является утверждение, что коль нет познавательной задачи, нет и работы мысли, есть задача - есть поиск ее решения. Постановка задач в процессе обучения повышает активность учащихся. Ученики исследуют явление, ищут пути его решения, выдвигают различные предположения, приводят доказательства, а это, несомненно, способствует активизации мыслительной деятельности школьников, развитию логического мышления, познавательной самостоятельности и в итоге формированию и развитию познавательного интереса к биологии.

Педагогическая теория приобретает действенную силу только тогда, когда она воплощается в методическое мастерство учителя и стимулирует это мастерство. Поэтому система методических средств и приемов активизации познавательной активности школьников нуждается в практическом освоении каждым учителем, в выработке соответствующих умений и навыков. Только стимулируя познавательную деятельность самих ребят и повышая их собственные усилия в овладении знаниями на всех этапах обучения, можно добиться развития познавательного интереса к предмету.


Глава I. Современные педагогические технологии.

1.1. Активные формы и методы обучения

Ребенок - не кувшин, который надо наполнить,

а лампада, которую надо зажечь.
Средневековые гуманисты

Активные методы обучения — это методы, которые побужда­ют учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Активное обуче­ние предполагает использование такой системы методов, кото­рая направлена главным образом не на изложение преподавате­лем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности.

Особенности активных методов обучения состоят в том, что в их основе заложено побуждение к практической и мыслительной  деятельности, без которой нет движения вперед в овладении зна­ниями.

На сегодняшний день выделяют 3 уровня активности:

  1. Активность воспроизведения — характеризуется стремлени­ем обучаемого понять, запомнить, воспроизвести знания, овла­деть способами применения по образцу.

  2. Активность интерпретации — связана со стремлением обуча­емого постичь смысл изучаемого, установить связи, овладеть спо­собами применения знаний в измененных условиях.

  3. Творческая активность — предполагает устремленность обу­чаемого к теоретическому осмыслению знаний, самостоятельный поиск решения проблем, интенсивное проявление познаватель­ных интересов. 

В качестве ведущих принципов обучения рассматриваются принципы самостоятельной активности и осознанности познания, поэтому в массовой практике должны использоваться активные формы и методы обучения. Это:

  • Поворот от обучения в условиях класса к обучению в малых группах. Учащиеся работают индивидуально, в парах или в группах по 3-4 человека.

  • Поворот от сообщения знаний и их запоминания к самостоятельному поиску и кооперированию усилий. Учитель руководит поиском нужной информации, стимулируя учащихся на поиск и овладение знаниями, далеко выходящими за рамки школьной программы и требований учителя.

  • Поворот от работы с более успевающими учениками к работе со всеми учащимися. Группа учеников, работая над проектом, выполняют большую часть работы самостоятельно, освобождая учителя для работы с отдельными учениками или группами.

  • Поворот к значительному увеличению активности учащихся. Метод проектов и кооперирование существенно повышает активность каждого ученика его занятость, степень осмысления материала.

  • Контроль знаний, базирующийся на тестировании, может использовать и результаты работы над проектом, отслеживанием промежуточных результатов. Компьютер может оказать помощь учителю для наблюдения динамики процесса овладения каждым учеником определенной темы.

  • Соревновательный подход заменяется кооперированием, сотрудничеством. Такое обучение существенно повышает положительный настрой учащихся, их мотивацию.

  • Поворот от овладения всеми учениками одного и того же материала к овладению разными учащимися разного материала. Учителя разрешают учащимся самим выбирать, что и каким образом (в пределах стандарта образования) они будут изучать с тем, чтобы каждый ученик имел возможность достигнуть максимального результата. В группах учащиеся легче и быстрее раскрывают свои сильные стороны и развивают слабые, поскольку последние не оцениваются негативно.

  • Поворот от вербального мышления к интеграции визуального и вербального мышления. Можно выделить общие подходы: активизация мышления и познавательных способностей ученика в процессе обучения; развитие мотивации к учению и познавательных интересов учащихся; стремление к осознанности усвоения учебного материала школьниками.

  • Обучение в творческой деятельности: развитие через творчество, обучение через открытие. Вовлечение детей в творческую деятельность в процессе обучения: дискуссия, самостоятельное создание продуктов труда, воображения, письменной и устной речи, работа над учебно-исследовательскими проектами и др. Учитель может помочь – вооружить средствами поиска или бросить «яблоко» (намек, подсказку).

  • Эвристический метод обучения в школе. Различные операции творческого мышления, приемы эвристической деятельности: определение типа задачи, выяснение того, что представляют собой неизвестное, данные, условие; составление плана решения; осуществление плана решения; изучение полученного решения. Это: «мозговой штурм», «мозговая атака», брейнсторминг, ТРИЗ и др.

  • Метод эвристических вопросов. Эвристический вопрос должен стимулировать мысль, но не подсказывать идею решения для развития интуиции и тренировки логической схемы в поиске решения задач.

  • Метод инверсии. На поиск решения творческой задачи используются противоположные процедуры мышления: анализ и синтез, логическое и интуитивное, конкретное и абстрактное, разъединение и объединение для развития диалектики мышления учащихся.

  • Метод эмпатии (метод личной аналогии). Происходит отождествление личности человека с личностью другого или с каким-либо предметом, процессом, системой, что требует фантазии и воображения.

  • Метод многомерных матриц. Основан этот метод на том, что новое зачастую представляет собой иную комбинацию известных элементов (идей, действий, явлений и др.).

  • Проблемное обучение. Основано на создании учителем проблемных ситуаций и на самостоятельном поиске вариантов их решения: 1.создание проблемной ситуации; 2.формирование гипотез разрешения; 3.проверка решения с систематизацией полученной информации. Главное условие – наличие мотивации учащихся.

  • Технология «обучения в диалоге». Примером может быть исследовательская работа. Любимый девиз: «Подвергай все сомнению» для формирования у детей собственных, индивидуальных представлений об объектах и явлениях окружающего мира.

  • Метод проектов. В основе метода лежит развитие познавательных, творческих навыков, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления и ориентирован на самостоятельную (индивидуальную, парную, групповую) деятельность учащихся на отрезок времени.

  • Метод открытий. Создаются подвижные группы детей по интересам, уровню подготовки, способностям, где каждый ребенок идет своим темпом для психического, социального, духовного развития, повышения общеобразовательного уровня. Личность ребенка развивается своеобразно и ярко в развивающих играх.

  • Поворот от традиционного урока к нетрадиционным формам и методам урока. Это может быть урок: аукцион, сочинение по биологии, деловая игра, пресс-конференция, диспут, общественный смотр знаний, турнир, эстафета, семинар, диспут, путешествие, зачет, игра и др.. Особый интерес представляют формы работы с учебником: репродуктивно-поисковая (составление плана, схемы, конспекта,…по тексту), сравнительно-аналитическая (таблиц, схем, рисунков) и творческая (тексты с ошибками, тесты, кроссворды,…).

В педагогической практике используются различные пути активизации познавательной деятельности, основные среди них – разнообразие форм, методов, средств обучения, выбор таких их сочетаний, которые в возникших ситуациях стимулируют активность и самостоятельность учащихся.

В подготовке к таким урокам учитель сам выбирает форму и методы проведения, это позволяет не только совершенствоваться в области методики проведения, но и откроет в себе творческие идеи и замыслы.

Наибольший активизирующий эффект на занятиях дают ситуации, в которых учащиеся сами должны:

  • отстаивать свое мнение и принимать участие в дискуссиях и обсуждениях;

  • ставить вопросы своим товарищам и преподавателям, рецензировать ответы одноклассников;

  • заниматься обучением отстающих и объяснять более слабым учащимся непонятные места;

  • самостоятельно выбирать посильное задание и искать варианты решения познавательной задачи;

  • создавать ситуации самопроверки, анализа личных познавательных и практических действий и др.

Можно утверждать, что новые технологии самостоятельного обучения имеют в виду, прежде всего, повышение активности учащихся: истина, добытая путем собственного напряжения усилий, имеет огромную познавательную ценность.

Таким образом, с учетом разных начальных условий для каждого конкретного ребенка, включенного в процесс обучения, существует свой, индивидуальный уровень развития, который он сможет достичь при условии наиболее благоприятной для него организации учебного процесса. Найти и создать эти условия – задача каждого педагога.



1.2. Урок - как главная форма организации обучения


Урок - зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора и эрудиции.

 В.Сухомлинский

Психологи утверждают, что познавательная активность школьника - качество неврожденное и непостоянное, она динамически развивается, может прогрессировать и регрессировать под воздействием семьи, школы, труда и других социальных факторов. Действия учителя, которые побуждают школьников к старательному учению, способствуют созданию положительного отношения к учебе. Единственной формой обучения в школе является урок.

Урок - это форма организации обучения, живая и гармоничная часть педагогического процесса. Любой урок должен органически вписываться в систему работы учителя. Каждый урок должен осуществлять какую-то конкретную часть общих задач обучения. В то же время урок должен отличаться целостностью и завершенностью, выполнять конкретные задачи и давать реальные результаты.

Рассмотрение целей и задач учебных занятий, типологии и структуры урока и педагогических требований к нему, особенностей состава учащихся помогает осознать важность, необходимость и сложность выбора путей совершенствования организации обучения. Уровень общественного развития обусловливает усвоение больших объемов знаний, усложнение самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащихся, пересмотра содержания, обогащения форм и методов обучения.

В настоящее время педагоги и ученые сходятся во мнениях: традиционные формы обучения устарели, чтобы завладеть вниманием современных учащихся, надо их, прежде всего, удивить, заинтересовать.

Как традиционный, классический, так и нетрадиционный уроки должны являться конкретным воплощением и выражением той или иной методической концепции, практической пробой, определяющей ее правомерность и эффективность. И одновременно урок - это показатель производительности труда учителя и учащихся. Конечно же, степень активности на уроке во многом зависит от самого ученика.

В последнее десятилетие начали получать широкое применение уроки проблемного и развивающего обучения, различные формы организации групповой, коллективной и индивидуальной работы. Именно те формы, которые развивают познавательную активность, инициативу, творчество.

Например, уроки деловых игр, уроки с использованием различных учебных дисциплин, уроки эвристического и проблемного обучения и другие. Развитие формы урока вызвано и стремлением обеспечить обучение и развитие отстающим, неуспевающим, а также - одаренным детям. Проведенные  исследования мотивации обучающихся выявили интересные   закономерности. Оказалось, что значение    мотивации для успешной учебы выше, чем значение интеллекта  обучающегося.  Высокая позитивная мотивация может играть роль компенсирующего фактора в случае  недостаточно высоких способностей обучающегося, однако в обратном направлении этот принцип не работает - никакие способности не могут    компенсировать отсутствие учебного мотива или низкую его  выраженность и обеспечить значительные успехи в учебе. Немалая роль в этом отводится так называемым нестандартным или нетрадиционным урокам.


Творческие принципы нетрадиционных уроков.

  • В организации урока нужно отказаться от шаблона, а в проведении от рутины и формализма.

  • Максимально вовлечь учащихся класса в активную деятельность на уроке.

  • Основой эмоционального тона на уроке должна быть не развлекательность, а занимательность и увлеченность.

  • Поддерживать множественность мнений, альтернативность.

  • Развивать отношения взаимопонимания с учениками.

  • Уважительно относится не только к детскому знанию, но и к незнанию.

  • Использовать оценку не только как результирующий инструмент, но и как формирующий.

Эти принципы задают общее направление педагогическому творчеству, ориентируя на конкретную деятельность обучения.

На уроках биологии для развития познавательного интереса учащихся можно использовать всевозможные биологические задачи:

а) Задачи, способствующие развитию логического мышления.

б) Задачи на распознавание натуральных объектов.

в) Задачи на формирование умений выдвигать и доказывать гипотезы.

г) Задачи, способствующие развитию исследовательских навыков.

д) Задачи, помогающие устанавливать связь теоретических знаний с практическими.

е) Задачи, связанные с самонаблюдением.

ж) Задачи, содержащие новую для учащихся информацию.

Задача 1. Один юннат рассказал об опыте, который он начал за 2 недели до урока. Он вырастил проросток фасоли и, когда стебель достиг 15 см, срезал его верхушку примерно настолько, насколько прищипывал корешок проростка. Ежедневно наблюдал, что происходит с этим растеньицем. Делал записи в дневнике наблюдений. Предположите, как выглядели результаты опыта.

Задача 2. Желая подготовить семена к посеву, ученик поместил их в две пробирки с водой. В одной пробирке семена проросли, а в другой - нет. Как это можно объяснить?

Задача 3. Дачник-любитель посеял весной семена моркови, но большинство из них не проросли. Как объяснить эту неудачу? Что необходимо было предварительно сделать дачнику? Выскажите всевозможные предположения.

Задача 4. У каких растений – болотных, луговых или пустынных - корневая система должна уходить в землю на большую глубину? Почему вы так считаете?

Задача 5. Клетки кожицы листа прозрачные, бесцветные. Какое значение в жизни растения имеет такая особенность их строения?

Задача 6. Почему слизни в знойные дни укрываются под камнями, досками, а в сырую погоду их можно увидеть ползущими по земле или на растениях.

При проведении уроков биологии для активизации мыслительной деятельности необходимо использовать и ситуационные задачи. Задание учащимся: представьте ситуацию, проанализируйте, составьте диалоги, возможно инсценирование.

1) Вы пришли в гости к другу и увидели, что компания молодых людей распивает спиртные напитки. Представьте решение этой проблемы.

2) Во время стирки родители находят в карманах одежды сына (дочери) таблетки неизвестного названия. Как решить данную проблему?

3) Вы в случайной компании видите, что употребляют наркотики. Обозначьте проблемы, представьте пути их решения.

Для активизации познавательной деятельности учащихся в процессе изучения биологии применяется метод создание проблемной ситуации на основе высказываний. Учащимся предлагается прокомментировать афоризмы:

1) «Кто не любит природу, тот не любит человека». Ф. Достоевский.

2) «Грандиозные вещи делаются грандиозными средствами. Одна природа делает великое дело даром». А. Герцен.

3) Известный географ и путешественник А. Гумбольт утверждал, что «человеку предшествуют леса, а сопровождают пустыни». Почему так считает ученый?

Средством развития познавательного интереса к уроку биологии являются также познавательные игры. К игре, как любой форме, предъявляются психологические требования:

  • Как и любая деятельность, игровая деятельность на уроке должна быть мотивирована, а учащимся необходимо испытывать потребность в ней.

  • Важную роль играет психологическая и интеллектуальная готовность к участию в игре.

  • Для создания радостного настроения, взаимопонимания, дружелюбия учителю необходимо учитывать характер, темперамент, усидчивость, организованность, состояние здоровья каждого участника игры.

  • Содержание игры должно быть интересно и значимо для её участников; игра завершается получением результатов, представляющих ценность для них.

  • Учебная игра выполняет несколько функций:

  • оказывает воздействие на личность обучаемого, развивая его мышление, расширяя кругозор;

  • учит ориентироваться в конкретной ситуации и применять знания для решения нестандартной учебной задачи;

  • мотивирует и стимулирует познавательную деятельность учащихся, способствует развитию познавательного интереса.

Некоторые примеры познавательных игр, которые можно применять на практике:

а) Игры - упражнения.

б) Игра-поиск.

в) Игры - соревнования.

г) Сюжетно - ролевые игры.

д) Познавательные игры - путешествия.

Любому уроку, как авторскому произведению, должны быть присущи системность и целостность, единая логика совместной деятельности учителя и учеников, подчиненная общим целям и дидактическим задачам, определяющим содержание учебного материала, выбор средств и методов обучения. Только при этих условиях процесс познавательной деятельности и поведение школьников становятся развивающими.

Периоды подготовки и проведения нетрадиционных уроков.

1. Подготовительный

В нем активное участие принимают и учитель, и учащиеся. Если при подготовке к традиционному уроку такую деятельность выполняет только учитель (написание плана-конспекта, изготовление наглядных пособий, раздаточного материала и т.п.), то во втором случае в значительной степени задействованы и учащиеся. Они делятся на группы (команды, экипажи и т.д.). Получают или набирают определенные задания, которые необходимо выполнить до урока, составление вопросов, кроссвордов, викторин, презентаций, изготовление необходимого дидактического материала, и т.д.

2. Собственно урок (выделяется три основных этапа)

1 этап

Он является предпосылкой формирования и развития мотивационной сферы учащихся; ставятся проблемы, выясняется степень готовности к их решению, к нахождению путей достижения целей урока. Намечаются ситуации, участие в которых позволит решать познавательные, развивающие и воспитательные задачи. При проведении урока учитель учитывает отношение учащихся к оригинальной форме урока; уровень их подготовленности, возрастные и психологические особенности.

2 этап

Сообщение нового материала, формирование знаний учащихся в различных «нестандартных» формах организации их мыслительной активности.



3 этап

Он посвящен формированию умений и навыков. Контроль обычно не выделяется во времени, а «растворяется» в каждом из предшествующих этапов.

Советы учителю, готовящему урок в нетрадиционной форме

  • Ничего не демонстрируйте на уроке специально (например, ТСО ради ТСО)

  • Не жалейте мотивационных моментов как на подготовительном этапе так и во время проведения урока. Не допускайте никаких излишеств. Урок должен быть цельным гармоничным, ведь гармония - высшая цель в нашем творении.

  • Поощряйте учащихся соответственно их вкладу в урок.

  • Постарайтесь сохранять на протяжении всего урока взаимопонимание, общий язык с классом, взаимное доверие и уважение.

  • Залог успеха вашего нетрадиционного урока - заблаговременная, тщательная, чётко спланированная подготовка, глубокое продумывание и осмысливание форм и методов его проведения.

  • Оценивайте не только итоги обучения, воспитания и развития, но и картину общения - эмоциональный тонус урока: не только в общении учителя и учащихся, но и в общении учащихся друг с другом, а также отдельных рабочих групп.

Все рассмотренные вопросы - это только ориентиры, намётки для педагогического творчества. Но они помогут начать, устанавливая некоторые точки опоры.

Готовить на уроке субъекта, творчески активную личность, заинтересованную во всё более самостоятельном познании, можно. Однако для этого необходимо изменить отношение учителя к смыслу его учебной деятельности.

Глава II. Практический аспект использования активных методов обучения на уроках биологии.


2.1. Теоретическая интерпретация опыта.

«… не с курьёзами и диковинками науки должно в школе занимать дитя, а, напротив – приучить его находить занимательное в том, что его беспрестанно и повсюду окружает».

К.Д. Ушинский


Идея опыта возникла в связи с тем, что с каждым годом становится все труднее поддерживать интерес учащихся к изучению биологии. Мотивация к активному изучению предмета ослаблена несколькими причинами. Мне видится причины в том, что:

- во-первых, у каждого ребенка свой опыт познавательной деятельности и свой уровень развития, а учатся они все в одном классе,

- во-вторых, биология не является обязательным предметом при сдаче государственных экзаменов в школе и не во все ВУЗы и колледжи предмет включен в списки вступительных экзаменов,

- в-третьих, большой объем информации, который необходимо запомнить,

- в-четвертых, меняются времена, а вместе с ним и нравы, и интересы детей. Передачи телевидения и радио, интернет, научно-популярные кинофильмы, журналы, книги рассказывающие школьникам о современных достижениях и нерешенных проблемах в интересной занимательной, и доступной форме. Это приводит к тому, что школьники о многом слышали, сообщаемые на уроках сведения не являются для них новыми, их трудно удивить. Это все побуждает искать новые методы и средства обучения, способствующие развитию интереса к предмету и активизирующие познавательную деятельность учащихся.

Таким образом, проанализировав все эти проблемы, я пришла к выводу, что проблема активизации познавательной деятельности будет существовать всегда.

Поэтому основными задачами своей работы считаю:

  • Формирование и развитие у учащихся устойчивого познавательного интереса к предмету на основе активизации мыслительной деятельности школьников в процессе обучения.

  • Развитие творческих способностей и познавательной самостоятельности детей.

  • Формирование ИКТ- компетентности учащихся.

  • Возрождение желания ребенка учиться.

Реализацию этих задач осуществляю через использование следующих компонентов: - повышение мотивации обучения.

- выполнение практических и творческих заданий.

- решение биологических задач.

- проведение уроков с применением ИКТ.

- проведение нестандартных уроков, дидактических игр.

- осуществление межпредметных связей.

- практическая направленность обучения.

- создание ситуации успеха.

- учет индивидуальных особенностей учащихся.

Мое педагогическое кредо: «Видеть личность в каждом ребенке. Работать на развитие учеников, активизируя их познавательную деятельность и создавая для этого все необходимые условия».


2.2. Практическая интерпретация опыта

Наше время характеризуется возросшей информированностью во многих областях науки и техники всех слоёв населения. В этих условиях у современного школьника трудно вызвать удивление, изумление, приподнятое эмоциональное состояние, то есть чувства, которые в значительной степени питают стремление к знанию. Это, на мой взгляд, и обязывает искать пути, которые позволили бы обыденную, будничную учебную работу сделать более одухотворённой. Здесь я и прибегаю к тому, что использую на своих уроках поэзию, живопись; но особенно часто прибегаю к жанрам устного народного творчества.

Как сказал Ривароль А.: «Устное народное творчество – это плоды опытности всех народов и здравый смысл всех веков, переложенные в формулы». Что может быть наиболее выразительным, ёмким, чем народная мудрость?! Рассказы, пословицы, поговорки, загадки, стихи, сказки позволяют моим ученикам глубже почувствовать красоту природы, величие человека и его зависимость от природы, родство с ней.

Отбирая художественный материал необходимо, чтобы он имел познавательную и эстетическую ценность, то есть должен быть таким, чтобы при анализе его, школьники могли приобретать знания о природе, выявлять закономерности и в то же время испытать эстетические чувства, связанные с художественно-образным познанием действительности.

Например, есть множество терминов в биологии, имеющих иностранное происхождение. Также существуют сложные биологические явления и процессы, включающие в себя знание огромного количества терминов. Запоминание большого числа терминов, особенно изучаемых на одном уроке, очень часто вызывает затруднение у учащихся.

Многие дети очень легко запоминают стихотворные рифмы, так как они вызывают определенные ассоциативные процессы в коре больших полушарий, поэтому легко запоминаются (cм. Приложение 1).

На уроках их запоминание не является обязательным для каждого ученика, но такое желание проявляется у многих учащихся. Поэтому в конце или в процессе урока некоторые учащиеся записывают их, а иногда более простые рифмы просто запоминают на слух. Это помогает им легко заучивать изучаемый материал.

Если бы меня попросили назвать самое поэтическое явление, созданное человеком с помощью слова, я, не задумываясь, сказала бы: это загадки. Что же такое загадки? Загадки - это иносказательное изображение предметов или явлений действительности, которые предлагается отгадать. Народом создано очень много загадок о растениях, грибах, животных, явлениях природы и т.д. (См. Приложение 2).

Например, в 5 классе при обобщении темы «Гидросфера» также можно использовать загадки, пословицы, стихи.

При изучении темы «Органы цветковых растений» (Строение семени, плоды) в 6 классе создаётся проблемная ситуация путём использования пословиц:

  • «Весной день год кормит».

  • «День прозевал – урожай потерял».

  • «Вспашешь в срок, посеешь в срок – будет урожай высок».

  • «От доброго семени – добрый всход».

  • «Каково семя, таково и племя».

  • «По семенам и всходы».

Многие могут сказать, что использование поэзии, рассказов, загадок, пословиц отвлекает учащихся от основного учебного материала. Но при тщательной подготовке к урокам, соблюдении меры эти приёмы помогают сделать уроки эмоциональными, впечатляющими, интересными, что способствует лучшему усвоению учебного материала. А также побуждает учащихся к творческой деятельности, активизирует познавательную деятельность.

Загадки, пословицы, поговорки, сказки оставляют след в умах учеников, пускают корни, дают цветы, приносят плоды и не перестают вызывать интерес к моему предмету.

Одним из важных структурных элементов каждого урока и всего процесса обучения в целом является проверка знаний и умений учащихся. Она всегда находится в зоне пристального внимания учителя, свидетельствует о результатах обучения. Хороший учитель не станет излагать новый материал, пока не убедится в полном понимании и усвоении всеми учащимися только что пройденного. Для школьника проверка его знаний и умений является нередко источником глубоких переживаний - он ощущает удовлетворение своей работой, испытывает гордость, получив высокую оценку, или, наоборот, теряет веру в свои силы, а иногда интерес к учению.

В последнее время все актуальнее встает вопрос об использовании в процессе обучения нетрадиционных форм опроса. Это связано со всеобщим снижением уровня здоровья учащихся, а также необходимостью оптимизации учебного процесса.

Во многих школах уже традиционным стало использование тестов, как для поурочного, так и для обобщающего контроля усвоенных знаний. Такая форма контроля позволяет создать для учащихся более комфортные условия, т. к. нет необходимости в публичном высказывании своих мыслей.

Например, в 5-8 классах тестовые работы находятся в рабочих тетрадях, и работать можно прямо в них. В тестах даются различные задания, такие как на соотношение или соответствия объектов, на правильную последовательность биологических процессов, явлений, практических действий. В своей работе я использую и готовые тестовые разработки разных авторов. (См. Приложение 3).

Также при проверке возможно использование компьютерного тестирования, которое повышает эффективность учебного процесса, активизирует познавательную деятельность школьников. В своей практике использую, как напечатанные в M.S. Word тесты, так и тесты созданные в программе Excel.

Использование ИТ на уроках позволило мне организовать активную познавательную деятельность учащихся, оптимизировать учебный процесс, увеличить объем информации, сообщаемой на занятии, повысить интерес к обучению, а это один из основных мотивов современных школьников.

При проверке знаний я в игровой форме использую тесты «Биологические лабиринты». Для решения лабиринта необходимо 10-15 минут. Эти тесты позволяют определить уровень знаний учащихся и внести коррективы. Их можно использовать как при индивидуальной работе, так и при работе в парах. В процессе работы с лабиринтами у ребят развивается алгоритмическое мышление, способность правильного и самостоятельно ориентироваться в разнокачественной информации, вырабатывать навыки работы в парах, появляется потребность самостоятельно привлекать учебную и справочную литературу. Лабиринты помогают разнообразить уроки и внеурочную деятельность школьников, сводя к минимуму руководящую роль учителя и развивая самостоятельность учащихся (См. Приложение 4).

На уроках биологии использую и такую форму, как написание устного сочинения на заданную тему. Например, после прохождения любой темы учащиеся получают задание написать устное сочинение «Как я попал в страну … одноклеточных, многоклеточных (червей, или насекомых, или бабочек, или пауков и т.д.)». В своих работах учащиеся должны отразить биологические особенности класса (отряда) животных. Такая форма опроса неизбежно приведет к повторению изученного материала, непроизвольно заставит учащихся обратиться к дополнительному материалу, а также укрепит межпредметные связи с литературой, историей, русским языком.

Другой формой опроса, которой я достаточно часто пользуюсь при обобщающем опросе, является составление и разгадывание кроссвордов, ребусов, головоломок по пройденной теме. Причем, оценить можно как само составление задания, так и его разгадывание. Данные задания исключает чувство страха, неуверенности, т. к. в данной форме работы используется элемент игры. Однако, наряду с этим кроссворды, ребусы, головоломки позволяют в полной мере оценить знания терминологии, основных понятий пройденных тем. (См. Приложение 5).

«Детская природа требует наглядности» это требование легко можно удовлетворить информационно - коммуникативными технологиями, которые незаменимы сегодня при создании и проведении нестандартных, интересных уроков. Современный урок невозможен без использования ИКТ, а владение информационными технологиями - одна из компетенций учителя биологии.

Считаю, что информационно-коммуникативные технологии на сегодняшний день - одни из самых эффективных в развитии мотивации к обучению биологии. Поэтому в своей педагогической работе я использую информационные средства на различных стадиях учебного процесса:

- для повышения качества обучения;

- углубления знаний учеников;

- развития познавательного интереса к предмету;

- для формирования ИКТ-компетентности учащихся.

Использование в процессе обучения компьютерных технологий:

- способствует эффективному усвоению учебного материала;

- помогает сделать процесс обучения более разнообразным и увлекательным, личностно - развивающим;

- позволяет принципиально расширить возможности учителя в выборе и реализации средств и методов обучения;

- предоставляет большие возможности ученику для реализации творческих способностей.

В чем я вижу преимущества использования компьютерных технологий:

- возможность использования на различных этапах урока;

- многократность использования и необходимость приостановки в нужный момент;

- детализирование изучаемых объектов и их частей;

- восприятие материала на зрительном, слуховом и эмоциональном уровне.

Уроки с использованием ИКТ вызывают большой эмоциональный подъем и повышают уровень усвоения материала, стимулируют инициативу и творческое мышление.

При внедрении мною информационных технологий в учебный процесс предпочтительными в условиях нашей школы оказались уроки, на которых компьютер используется в демонстрационном варианте. Использую возможности компьютера для создания своих версий компьютерных разработок урока или фрагментов урока, презентаций.

При создании слайдов презентации я руководствуюсь следующим: прописываю только краткие, точные с научной точки зрения понятия, определения или характеристики. Сканирую и обрабатываю рисунки из учебника, но для углубленного изучения материала сканирую рисунки из энциклопедий и с сайтов.

На основе презентаций провожу нетрадиционные уроки обобщения и систематизации знаний, например, урок-игра, урок-путешествие, урок-аукцион и т. д.

Нестандартные уроки – одно из важных средств обучения, так как они формируют у учащихся устойчивый интерес к учению, снимают напряжение, помогают формировать навыки учебной деятельности, оказывают эмоциональное воздействие на детей, благодаря чему у них формируются более прочные, глубокие знания. Особенности нестандартных уроков заключаются в стремлении учителей разнообразить жизнь школьника: вызвать интерес к познавательному общению, к уроку, к школе; удовлетворить потребность ребенка в развитии интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной и других сфер. Проведение таких уроков свидетельствует и о попытках учителей выйти за пределы шаблона в построении методической структуры занятия. И в этом заключается их положительная сторона. Но из таких уроков невозможно построить весь процесс обучения: по самой своей сути они хороши как разрядка, как праздник для учащихся. Им необходимо найти место в работе каждого учителя, так как они обогащают его опыт в разнообразном построении методической структуры урока.

Хочу представить один из таких уроков, созданный на основе телевизионной игры «Своя игра» и составленный в форме презентации. Работа с заданиями, выполненными в ходе игры, помогают развивать у учащихся наблюдательность, сообразительность, находчивость. (См. Приложение 6).

Данный урок-игра помогают учащимся лучше усвоить учебный материал.

Для того чтобы отгадать загадки, кроссворды, ребусы, ответить на вопросы учащиеся должны хорошо знать материал школьного курса биологии, читать дополнительную литературу.

На таком уроке, как правило, царит атмосфера соперничества, ребята стараются выполнить все задания, набрать как можно больше баллов. К такому уроку они готовятся всегда заинтересованно.

Самым приятным в своем опыте работе можно считать то, что дети посвящают нашему труду свои стихи, сочинения, так как только пропустив знания через себя, осмыслив всё, ребенок приходит к осознанию информации и накоплению опыта. Например, Журавкова В. написала свой стих по здоровому образу жизни, написала о своем крае. Шарлай И. участница межрайонного конкурса «Умники и Умницы 2011» написала сочинение, посвященное проблемам комплексного сохранения культурного и природного наследия и выражающие личное понимание проблемы (См. Приложение 7).

На различные темы курса биологии дети выпускают небольшие мини-газеты с материалом, который их заинтересовал, и о котором хотели бы узнать побольше. Очень нравиться участвовать во внеклассной деятельности, особенно при проведении различных викторин, конкурсов. Здесь действительно раскрывается талант и потенциал любого ребенка.

В этом году работы детей были отправлены на Всероссийский конкурс «Интеллект-экспресс» в номинациях «Загадки природы 3-4, 5-6 кл», «Загадки анатомии 8-11 кл». Учащиеся участвуют в различных конкурсах, посвященные защите и охране дальневосточного леопарда и амурского тигра, рисуют рисунки, проводят экологические мероприятия.

Активизируя познавательную деятельность учащихся, можно проследить как у них:

- формируются такие качества, как ответственность, настойчивость, любознательность, стремление к активной познавательной деятельности;

- вырабатывается умение самостоятельно добывать знания и применять их на практике;

- создается ситуация общения на уроке, позволяющая каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы;

- создается обстановка для естественного самовыражения ученика;

- развивается устойчивый интерес к предмету;

- на уроке создается ситуация успеха для каждого.











Вывод.

Проявление и развитие познавательной активности школьников во многом зависит и от условий, в которых находится ребенок в школе. Главная роль в создании условий для этого принадлежит учителю. Учитель поддерживает и улучшает самооценку и самоуважение каждого ученика. Показывает учащимся, что оригинальность является важной чертой личности. Поощряет успехи и не задерживает внимание на неудачах. Ошибки ученика рассматриваются, скорее как накапливаемый им опыт, а не повод для наказания или осмеяния. Климат в классе должен сводить к минимуму страх учащихся делать ошибки и старания проявлять познавательную активность даже при не удаче.

Классическая педагогика прошлого утверждала: «Смертельный грех учителя - быть скучным». Когда ребенок занимается из - под палки, он доставляет учителю массу хлопот и огорчений, когда же дети занимаются с охотой, то дело идет по-другому. Активизация познавательной деятельности ученика без развития его познавательного интереса не только трудна, но и практически не возможна. Иначе говоря, цель в том, чтобы ребенок учился потому, что ему хочется учиться, чтобы он испытывал удовольствие от самого учения.

Литература:


1. Бондарук М.М.Занимательные материалы и факты по общей биологии в вопросах и ответах 5-11 классы -Изд. Учитель: Волгоград, 2007

2. Высоцская М.В. нетрадиционные уроки по биологии в 5-11 классах -Изд. Учитель: Волгоград, 2004

3. Дмитров Г.Н. Познавательные задачи по ботанике и их решения. – Арктоус, 1996.

4. Леонтьева О.М. Биология. 6 класс. Пособие для учителя. – М.: 1998.

5. Муртазин Г.М. Активные формы и методы обучения биологии. – М.: Просвещение, 1989.

6. Пустохина О.А. Урок в современной школе- Изд. Учитель: Волгоград, 2009

7. Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики.–М.:Педагогика, 1980.

8. Щукина г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М.: 1982.

9. Харламов И. Ф. Педагогика. Курс лекций.- Минск, 1979.















Формирование и развитие у учащихся устойчивого познавательного интереса к предмету биологии на основе активизации мыслительной деятельности школьников в процессе обучения
  • Биология
Описание:

Тема: Формирование и развитие у учащихся устойчивого познавательного интереса  к предмету  биологии на основе  активизации мыслительной деятельности  школьников в процессе обучения

По направлению: Способы активизации познавательной деятельности  обучающихся.

Введение.

Известно, что образование - один из главных институтов социализации личности. Главная цель образования - формирование свободной, ответственной, гуманной личности, способной к дальнейшему саморазвитию. Современная российская школа находится в сложном периоде поиска и обретения нового смысла своего существования, без постижения которого невозможно исполнения её функций как ведущего института образования. Пожалуй, впервые в её истории отмечается такой пристальный интерес многих учителей к различным педагогическим концепциям, потребность в теоретическом осмыслении, обосновании своей педагогической деятельности и осуществляемых преобразований.

Поэтому в условиях модернизации образования одним из главных направлений развития школы является создание условий для развития личности каждого ученика через совершенствование системы преподавания. Ключевой проблемой в решении задачи повышения эффективности и качества учебного процесса является активизация учения школьников. Ее особая значимость состоит в том, что учение, являясь отражательно - преобразующей деятельностью, направлено не только на восприятие учебного материала, но и на формирование отношения ученика к самой познавательной деятельности. Одним из существенных недостатков знаний учащихся остается формализм, который проявляется в отрыве заученных учащимися теоретических положений от умения применить их на практике.

Невозможно добиться успехов в решении задач, поставленных перед учителем, без активизации познавательной деятельности, внимания учащихся, формирования и развития устойчивого познавательного интереса к изучаемому материалу. Важное условие творческого мышления учащихся - наличие у них общей культуры мышления, поэтому учебная деятельность на уроке направлена прежде всего на развитие интеллектуальных умений учащихся: умений анализировать, синтезировать, находить причинно-следственные связи, обобщать, делать выводы, классифицировать, сравнивать… Формирование познавательных интересов и активизация личности - процессы взаимообусловленные. Познавательный интерес порождает активность, но в свою очередь, повышение активности укрепляет и углубляет познавательный интерес.

Вопросы активизации учения школьников относятся к числу наиболее острых проблем современной педагогической науки и практики. Реализация принципа активности в обучении имеет определенное значение, т.к. обучение и развитие носят деятельностный характер и от качества учения как деятельности зависит результат обучения, развития и воспитания школьников.

Одной из важнейших проблем дидактики является проблема активизации учащихся на уроке. Верным является утверждение, что коль нет познавательной задачи, нет и работы мысли, есть задача - есть поиск ее решения. Постановка задач в процессе обучения повышает активность учащихся. Ученики исследуют явление, ищут пути его решения, выдвигают различные предположения, приводят доказательства, а это, несомненно, способствует активизации мыслительной деятельности школьников, развитию логического мышления, познавательной самостоятельности и в итоге формированию и развитию познавательного интереса к биологии.

Педагогическая теория приобретает действенную силу только тогда, когда она воплощается в методическое мастерство учителя и стимулирует это мастерство. Поэтому система методических средств и приемов активизации познавательной активности школьников нуждается в практическом освоении каждым учителем, в выработке соответствующих умений и навыков. Только стимулируя познавательную деятельность самих ребят и повышая их собственные усилия в овладении знаниями на всех этапах обучения, можно добиться развития познавательного интереса к  предмету.

Автор Шарлай Евгения Григорьевна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Биология
Подраздел
Просмотров 1117
Номер материала 31392
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓