Главная / Директору-завучу / Формирование и развитие познавательных универсальных учебных действий в свете реализации ФГОС

Формирование и развитие познавательных универсальных учебных действий в свете реализации ФГОС

Формирование и развитие познавательных универсальных учебных действий в свете реализации ФГОС (из опыта работы учителя МКОУ «Коломыцевская СОШ» Лискинского муниципального района Чернявской Елены Петровны).


ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД – это система способов познания окружающего мира, построение самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации.

Познавательные учебные действия могут быть простыми – это поиск информации, исследование; и сложные – это переработка и структурирование информации (работа с текстом, смысловое чтение); формирование элементов комбинаторного мышления как одного из компонентов гипотетико-дедуктивного интеллекта; работа с научными понятиями и освоение общего приёма доказательства как компонента воспитания логического мышления.

Таким образом, познавательные УУД включают общеучебные действия; логические действия, а также постановка и решение проблем

К общеучебным познавательным универсальным действиям (ОПУД) относятся:

  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

  • поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

  • структурирование знаний;

  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

  • выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

  • рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

  • определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально – делового стилей;

  • понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

  • постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Особую группу ОПУД составляют знаково-символические действия:

  • моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);

  • преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Логическими познавательными универсальными действиями (ЛПУД) являются:

  • анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных)

  • синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

  • выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

  • подведение под понятие, выведение следствий;

  • установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;

  • построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;

  • доказательство;

  • выдвижение гипотез и их обоснование.

Постановка и решение проблемы:

  • формулирование проблемы;

  • самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Следует помнить, что при формировании познавательных УУД необходимо обращать внимание на установление связей между вводимыми учителем понятиями и прошлым опытом детей, в этом случае ученику легче увидеть, воспринять и осмыслить учебный материал.

В начальной школе детям очень сложно проводить как анализ, так и синтез, делать логические умозаключения, выявлять причинно-следственные связи и т.п. Это специфика возраста. Зато к 4-му классу они прекрасно осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; используют знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения учебных задач; владеют общим приемом их решения; владеют основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов; умеют выделять и осуществлять расширенный поиск информации из текстов разных видов, с использованием ресурсов библиотеки, образовательного пространства школы; сети Интернет.

Для преодоления трудностей дальнейшего формирования и развития познавательных УУД наиболее эффективными является использование технологий проблемного обучения, проектной и исследовательской технологий.

Одним из приемов проблемного обучения является технология проблемного диалога, которая  дает развернутый ответ на вопрос, как учить, чтобы ученики ставили и решали проблемы. В словосочетании «проблемный диалог» первое слово означает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск ее решения: постановка проблемы – это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования; поиск решения – этап формирования нового знания.

Слово «диалог» означает, что постановку проблемы и поиск решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенного учителем диалога.

Различают два вида диалога: побуждающий и подводящий.

Побуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают ученику работать по-настоящему творчески. На этапе постановки проблемы этот диалог применяется для того, чтобы ученики осознали противоречие, заложенное в проблемной ситуации, и сформулировали проблему. На этапе поиска решения учитель побуждает учеников выдвинуть и проверить гипотезы, т.е. обеспечивает «открытие» знаний путем проб и ошибок.

Подводящий диалог представляет собой систему вопросов и заданий, которая активизирует и, соответственно, развивает логическое мышление учеников. На этапе постановки проблемы учитель пошагово подводит учеников к формулированию темы. На этапе поиска решения он выстраивает логическую цепочку умозаключений, ведущих к новому знанию,

это технология, обеспечивающая творческое усвоение знаний учащимися.

Одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности обучающихся и способом формирования всех видов УУД является включение их в исследовательскую и проектную деятельность.

Исследовательские и проектные работы построены таким образом, что в них формируются, развиваются и реализуются и личностные, и коммуникативные, и регулятивные, и познавательные пристрастия к тому или иному виду деятельности.

Исследовательская и проектная деятельности имеют как общие, так и специфические черты. К общим характеристикам следует отнести структуру проектной и исследовательской деятельностей, которые включают общие компоненты:

анализ актуальности проводимого исследования;

целеполагание, формулировку задач, которые следует решить;

выбор средств и методов, адекватных поставленным целям;

планирование, определение последовательности и сроков работ;

проведение проектных работ или исследования;

оформление и представление результатов работ в соответствии с замыслом проекта или целями исследования.

Ярким примером проектных работ школьников могут быть разработки компьютерных учебных пособий, выполненных самими школьниками по какой-то определённой теме по любому предмету. Важнейшим же результатом исследовательской деятельности школьников является открытие знаний, новых для самих учащихся, но, возможно, хорошо известных в научной среде. Если вы хотите, чтобы дети усвоили материал по вашему предмету, научите их мыслить системно (например, основное понятие (правило) – пример – значение материала).

Постарайтесь помочь ученикам овладеть наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности, учите их учиться.

Помните, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует свои знания на практике. Найдите способ научить ребенка применять свои знания.

Творческое мышление развивайте всесторонним анализом проблем; познавательные задачи решайте несколькими способами, чаще практикуйте творческие задачи.


Практические задания для формирования и развития познавательных УУД:

  1. Перепутанные пословицы, в которых первая часть от одной пословицы, вторая — от другой. Необходимо «собрать» пословицы, объединив первую и вторую части.

Не рой другому яму — не жди добра.

Без труда — гуляй смело.

Встречают по одёжке — в том и совесть.

Сделал дело —глаз не выклюет.

В ком есть стыд — люби и саночки возить.

Ворон ворону — кулаками не машут.

Сделав худо — сам в неё попадёшь.

После драки — не выловишь рыбку из пруда.

Любишь кататься — провожают по уму.

Инструкция: учащиеся восстанавливают пословицы и читают их вслух. Затем отвечают на вопросы: какова основная идея каждой из пословиц? Есть ли в получившемся списке близкие по смыслу пословицы? Какие именно? (Базовый уровень).

Повышенный уровень: сочините историю, раскрывающую смысл выбранной пословицы. Творчество и оригинальность оценивается дополнительно!

  1. Придумывание рифм к произвольно взятым словам учащиеся придумывают рифмы, а затем пытаются сочинить двустишия или четырехстишия с целью связать эти слова единым смыслом.

  2. Сочинение сказки по кругу. Задание направлено на формирование умений взаимодействовать в процессе творческого сочинения, выделять основной смысл повествования, на овладение приёмом антиципации. Учащиеся должны сочинить сказку, по очереди придумывая по одному предложению, продолжающему сюжет сказки. Инструкция: учащиеся рассаживаются по кругу, и каждый придумывает по одному предложению для развития сюжета. Для того чтобы сказка получилась связной, учащиеся должны внимательно следить за тем, что говорят их товарищи, и продолжать именно ту сказку, которая была начата, и именно с того места, на котором остановился предыдущий рассказчик. Учитель направляет деятельность детей, при невыполнении условий задания указывает на нарушение.

  3. Задание «Понимание научного текста» учащимся предлагается текст познавательного характера (1—2 стр.), который они внимательно читают, находят в нём ответы на вопросы, данные в схеме, и заполняют соответствующие графы конспекта.

Вопросы и задания им предоставляются в печатном либо в наглядном варианте. Например:

  1. Что составляет предмет обсуждения в тексте? ,

  2. Дайте определение предмета.

  3. Какова структура (строение) предмета? Из каких компонентов состоит предмет?

  4. С какими другими предметами (понятиями) связан предмет?

  5. Как возникает и развивается (эволюционирует) предмет?

  6. Назовите основные функции предмета и области его применения. . :

  7. Какие свойства и характеристики предмета обеспечивают возможность реализации указанных функций

  8. Как осуществляется производство предмета?

  9. Укажите типологию и т.п.
    5. Логическая цепочка

Для развития логических познавательных универсальных учебных действий предлагается логическая математическая цепочка, в которой необходимо определить следующее число.

Например:

  1. 6 9 15 24 / 39 63…

  1. 5 8 9 12 / 13 16 17...

  1. 28 26 23 19 / 14 8…

1 2 4 8 16 / 32 64… И т.п.




Литература

  1. Гадамер Х.-Г. Текст и интепретация // Герменевтика и деконструкция / под ред. Штагмайера В., Франка X., Маркова Б. В. – СПб., 2009.

  2. Данилъчук В. И. Гуманитаризация физического образования в средней школе. Личностно-гуманитарная парадигма. – Волгоград, 2006.

  3. В.В. Сериков «Обучение как вид педагогической деятельности: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / В.В. Сериков; под ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 256 с. – (Профессионализм педагога).

  4. Хуторской А. В. Методика личностно ориентированного обучения: Как учить всех по-разному. – М., 2005.


5


Формирование и развитие познавательных универсальных учебных действий в свете реализации ФГОС
  • Директору-завучу
Описание:

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД – это система способов познания окружающего мира, построение самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации.

Познавательные  учебные действия могут быть простыми – это поиск информации, исследование; и сложные – это переработка и структурирование информации (работа с текстом, смысловое чтение); формирование элементов комбинаторного мышления как одного из компонентов гипотетико-дедуктивного интеллекта; работа с научными понятиями и освоение общего приёма доказательства как компонента воспитания логического мышления.

 

  Таким образом, познавательные УУД включают  общеучебные действия; логические действия, а также  постановка и решение проблем

Автор Голутвина Елена Николаевна
Дата добавления 02.04.2015
Раздел Директору-завучу
Подраздел Другое
Просмотров 1745
Номер материала 59129
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓