Главная / Школьному психологу / «Формирование и развитие эмоционального интеллекта в работе школьного психолога»

«Формирование и развитие эмоционального интеллекта в работе школьного психолога»



Выступление на районном МО психологов









«Формирование и развитие эмоционального

интеллекта в работе школьного психолога»









Выполнила педагог-психолог Голубинской СОШ

Исмаилова А.Д.









Голубинка 2009

«Эмоции – это ветры, надувающие

паруса корабля. Они его иногда топят,

но без них он не может плавать».

(Вольтер)

Все мы хорошо знаем, как влияют эмоции на нашу жизнь, как они могут раскрасить её светлыми или тёмными красками, делать нас способными дарить радость и получать её, любить и ненавидеть, страдать и сопереживать. Через формирование эмоциональной сферы человека происходит формирование его психики, становление его как личности.

Последние исследования учёных свидетельствуют о том, что даже умственные способности человека не настолько важны, как уровень его эмоционального развития и состояния его психики в целом.

Интеллектуальный коэффициент, так называемый IQ, который широко используется при приёме в школу и на работу в современном обществе, последнее время утрачивает свои позиции. Ему на смену приходит ЕQ, эмоциональный коэффициент.

В последнее время появилось много публикаций, преимущественно зарубежных, в которых появилось и рассматривается более детально понятие эмоционального интеллекта (в работах Г. Гарднера, Д. Гоулмена, Дж. Майера, П. Соловея).

В целом, эмоциональный интеллект (ЕQ) означает способность личности управлять своим эмоциональным состоянием. Его можно определить, «как способность слышать свои чувства, контролировать всплески эмоций, как умение принимать правильные решения и оставаться спокойным, оптимистично и адекватно оценивать сложную ситуацию».

Если игнорировать эту проблему, то никогда не найти ключ к разгадке того, почему обладая одинаковыми умственными способностями один человек процветает, а другой стоит на месте, почему один полностью реализует себя и имеет успех во всём, а другой – нет.

Компоненты эмоционального интеллекта:



  1. Осознание человеком собственных эмоций

Считается ведущим в эмоциональном интеллекте, поскольку возможность руководить собственными эмоциями, регулировать их начинается с того момента, когда человек понимает причины возникновения у него переживаний, их характер и интенсивность. Осознание своих истинных переживаний и понимание их происхождения дает возможность человеку лучше справиться с ними.

  1. Регулирование собственных эмоций

Основывается на их самоосознании. Управление собственными переживаниями проявляется в умении успокоить себя, избавиться от тревожного состояния, раздражённости или печали. Люди, которые не имеют таких свойств, постоянно пребывают в состоянии стресса и беспомощных попыток преодолеть собственные негативные чувства, а те, кто в состоянии контролировать эмоции, значительно быстрее преодолевают нежелательные эмоциональные состояния.

  1. Способность настраивать себя на деятельность

Этот компонент реализуется в усилиях человека настраивать собственные эмоции на достижение цели деятельности, самомотивирование новых достижений, способность к самоконтролю, который реализуется в умении откладывать получение мгновенного удовольствия ради достижения более значимой отдалённой цели. Наличие у человека этой способности является важной предпосылкой её дальнейшей успешной деятельности.





  1. Распознавание и понимание эмоций других людей

Эта способность реализуется в проявлении эмпатии. Люди, способные проявлять эмпатию, более чувствительны к слабым социальным признакам, имеют определенные проблемы или переживания, и их необходимо учитывать во время общения.



  1. Умение поддерживать доброжелательные отношения с другими людьми (социальный интеллект)

Этот компонент рассматривается как своеобразное мастерство позитивного отношения к другим людям, как очень ценная социальная привычка, которая реализуется в способности человека владеть эмоциями. Этот компонент был назван социальным интеллектом. Он предопределяет популярность человека, его лидерские способности, эффективность межличностного общения. Люди, владеющие социальным интеллектом, умением справиться с эмоциями во время общения с другими людьми, достигают больших успехов во взаимодействии с теми, кто их окружает.















Как оценить ЕQ?

Оцените следующие утверждения по шкале от 1 («совсем не согласен») до 4 («совсем согласен»):

  1. Обычно я невозмутим, позитивен и спокоен даже в моменты испытаний.

  2. Я способен признавать свои ошибки.

  3. Я в ответе за то, достигаю ли я поставленных перед собою целей.

  4. Я систематически ищу новые идеи, обращаясь к разным информационным источникам.

  5. Я успешен в генерировании новых идей.

  6. Я легко справляюсь с разнообразными требованиями и изменчивыми приоритетами.

  7. Я преследую цели, которые выходят за границы требований руководства на нынешней работе.

  8. Препятствия и неудачи могут немного задержать меня, но не могут остановить.

  9. Мои импульсивные действия и негативные эмоции не могут целиком отвлечь меня от работы.

  10. В своих действиях я ориентирован на достижение успеха, а не на предотвращение неудач.



Чем больше суммарная оценка по результатам обработки этих утверждений, тем выше эмоциональный интеллект.







Что приводит к снижению эмоциональной стойкости?



  • Повышенная тревожность;

  • Гневливость, враждебность, агрессия, направленная на себя;

  • Эмоциональная возбудимость, нестабильность;

  • Пессимистичное отношение к жизненной ситуации;

  • Длительные негативные переживания;

  • Замкнутость;

  • Затруднения самореализации;

  • Восприятие себя неудачником;

  • Внутриличностные конфликты.



Что обеспечивает повышение эмоциональной стойкости?



  • Развитие самоконтроля;

  • Способность распознавать собственные эмоции;

  • Способность к эмпатии.









Практические рекомендации по повышению EQ,

эмоциональной стойкости

  • Определите негативные факторы, которые приводят к чрезмерному

эмоциональному напряжению;

  • в критической ситуации сделайте паузу:

  • сосредоточьтесь на потоке мысли, осознайте их и довольно жёстко скажите себе: «стоп!»;

  • посчитайте до 10;

  • помолчите несколько минут;

  • выйдите из помещения;

  • переместитесь в другую, отдалённую часть помещения;

  • переведите свою энергию в другую форму деятельности (переберите свои деловые бумаги, полейте цветы, заварите чай, поговорите с коллегами на нейтральные темы);

  • подойдите к окну и посмотрите на небо и деревья, порадуйтесь солнцу, дождю или снегу;

  • обратите внимание на людей, идущих по улице; попробуйте представить, о чём они думают;

  • на 2-3 минуты опустите ладони под холодную воду;

  • глубоко вдохните и задержите дыхание, на сколько можете;

  • сконцентрируйтесь на своём дыхании: 1- вдох, 2- выдох и т.д.;

  • ставьте реальные цели;

  • избегайте ненужной конкуренции;

  • будьте позитивной личностью:

  • считайте ваши удачи!

  • Ежедневно хвалите себя по нескольку раз;

  • Ежедневно говорите приятные слова своим близким;

  • Учитесь терпеть и прощать;

  • Регулярно выполняйте физические упражнения;

  • Ежедневно находите повод посмеяться;

  • Овладевайте умением превращать негативные эмоции в позитивные;

  • В критической ситуации пользуйтесь «корсетом уверенности»;

  • Часть дня на неделе проводите так, как вам хочется;

  • Овладевайте теорией и практикой позитивного мышления –главным инструментом обеспечения здоровья и благополучия.















Схема возникновения эмоций



hello_html_464b7a4.png































Эмоции (от фр. emotion — волнение, возбуждение) — субъективные состояния человека и животных, связанные с оценкой значимости для индивида действующих на него внешних или внутренних раздражителей и выражающиеся, прежде всего, в форме непосредственных переживаний (удовольствия или неудовольствия, радости, страха, гнева и т. д.).

Под эмоциями понимают либо внутреннее чувства человека, либо проявления этих чувств. Часто самые сильные, но кратковременные эмоции называют аффектом, а глубинные и устойчивые — чувствами.

Эмоции — это психический процесс импульсивной регуляции поведения, основанный на чувственном отражении потребностной значимости внешних воздействий, их благоприятности или вредности для жизнедеятельности индивида.

Эмоции возникли в результате эволюции для лучшей адаптации организма. Эмоции всегда двухвалентны (имеют два полюса). Они положительны или отрицательны. Отдельные жизненно важные свойства предметов и ситуаций, вызывая эмоции, настраивают организм на соответствующее поведение. Это механизм непосредственной оценки уровня благополучия взаимодействия организма со средой.

Эмоции, как и ощущения, — базовые явления психики. Если в ощущениях отражается материальность бытия, то в эмоциях — субъективное отношение к различным аспектам этого бытия.

Эмоции – это механизмы коммуникации выживания, основанные на эволюционной адаптации. Эмоции имеют генетическую основу.





















Работа школьного психолога

по формированию и развитию

эмоционального интеллекта



  1. Работа с учащимися:

-диагностическая

  • изучение адаптации первоклассников к школе;

  • изучение адаптации пятиклассников к среднему звену школы;

  • индивидуальная и групповая диагностика учащихся (по запросу);



-коррекционно-восстановительная и развивающая работа:

  • тренинг для первоклассников с трудностями адаптации к школе;

  • занятия по формированию у учащихся начальной школы эмоциональной стабильности и положительной самооценки;

  • психокоррекционная работа по предупреждению агрессивности детей младшего школьного возраста;

  • тренинг по преодолению школьной тревожности пятиклассников;

  • психологический практикум для подростков «Познай себя»;

  • индивидуальная коррекционная работа;



  1. Работа с родителями:

-выступления на родительских собраниях, лекториях по темам:

  • «Эмоциональное…

  • «трудности переходного возраста»;

-индивидуальные консультации;



3. Работа с педагогами:

- выступления на педагогических советах по темам:

  • «Эмоциональное благополучие учащихся в современной школе»;

  • «Социально-педагогические условия воспитания эмоциональной культуры школьников»;

-тренинг для педагогов «Способы эмоциональной регуляции»;

-индивидуальные консультации



Литература

  1. Калошин В.Ф. «Эмоциональный интеллект – главный показатель эффективности использования человеческих ресурсов» - ж/л «Практическая психология и социальная работа» №4, 2008.

  2. Носенко Е.Л., Коврига Н.В. «Эмоциональный интеллект как интегральная личностная особенность» - ж/л «Практическая психология и социальная работа» №9, 2008.

  3. Турська О.В. «Социально-педогогические условия воспитания эмоциональной культуры подростков» - ж/л «Практическая психология и социальная работа» №5, 2007.

  4. Мартынюк И.А. «Техники телесно-ориентированной терапии в коррекции эмоциональных состояний» - ж/л «Практическая психология и социальная работа» №8, 2007.

  5. Розов В.И. «Психотехнологии адаптивной саморегуляции стресса» - ж/л «Практическая психология и социальная работа» №8, 2007.

  6. Кряжева В.В. «Развитие эмоционального мира ребёнка» - М. 1997.

  7. Желдак И.М. «Икуство быть семьёй» - Минск 1998.

  8. «Занятия психолога с подростками», сост. Гончаренко Т. – К. 2006.

«Формирование и развитие эмоционального интеллекта в работе школьного психолога»
  • Школьному психологу
Описание:

 

 

 

 

                      «Эмоции – это ветры, надувающие

                   паруса корабля.  Они его иногда топят,

                       но без них он не может плавать».

                                                                                                                            (Вольтер)

Все мы хорошо знаем, как влияют эмоции на нашу жизнь, как они могут раскрасить её светлыми или тёмными красками, делать нас способными дарить радость и получать её, любить и ненавидеть, страдать и сопереживать. Через формирование эмоциональной сферы человека происходит формирование его психики, становление его как личности.

Последние исследования учёных свидетельствуют о том, что даже умственные способности человека не настолько важны, как уровень его эмоционального развития и состояния его психики в целом.

Интеллектуальный коэффициент, так называемый IQ, который широко используется при приёме в школу и на работу в современном обществе, последнее время утрачивает свои позиции. Ему на смену приходит ЕQ, эмоциональный коэффициент.

В последнее время появилось много публикаций, преимущественно зарубежных, в которых появилось и рассматривается более детально понятие эмоционального интеллекта (в работах Г. Гарднера, Д. Гоулмена, Дж. Майера, П. Соловея).

В целом, эмоциональный интеллект (ЕQ) означает способность личности управлять своим эмоциональным состоянием. Его можно определить, «как способность слышать свои чувства, контролировать всплески эмоций, как умение принимать правильные решения и оставаться спокойным, оптимистично и адекватно оценивать сложную ситуацию».

Если игнорировать эту проблему, то никогда не найти ключ к разгадке того, почему обладая одинаковыми умственными способностями один человек процветает, а другой стоит на месте, почему один полностью реализует себя и имеет успех во всём, а другой – нет.

             Компоненты эмоционального интеллекта:

 

1)    Осознание человеком собственных эмоций

Считается ведущим в эмоциональном интеллекте, поскольку возможность руководить собственными эмоциями, регулировать их  начинается с того момента, когда человек понимает причины возникновения у него переживаний, их характер и интенсивность. Осознание своих  истинных переживаний и понимание их происхождения дает возможность человеку лучше справиться с ними.

2)    Регулирование собственных эмоций

Основывается на их самоосознании. Управление собственными переживаниями проявляется в умении успокоить себя, избавиться от тревожного состояния, раздражённости или печали.  Люди, которые не имеют таких свойств, постоянно пребывают в состоянии стресса и беспомощных попыток преодолеть собственные негативные  чувства, а те, кто в состоянии контролировать эмоции, значительно быстрее преодолевают нежелательные эмоциональные состояния.

3)    Способность настраивать себя на деятельность

Этот компонент реализуется в усилиях человека настраивать собственные эмоции на достижение цели деятельности, самомотивирование  новых достижений, способность к самоконтролю, который реализуется в умении откладывать получение мгновенного  удовольствия ради достижения более значимой отдалённой цели. Наличие у человека этой способности является важной предпосылкой её дальнейшей успешной деятельности.

 

 

4)    Распознавание и понимание эмоций других людей

Эта способность реализуется в проявлении эмпатии. Люди, способные проявлять  эмпатию, более чувствительны  к слабым социальным признакам, имеют определенные проблемы или переживания, и их необходимо учитывать во время общения.

 

5)    Умение поддерживать доброжелательные отношения с другими людьми (социальный интеллект)

Этот компонент рассматривается как своеобразное мастерство позитивного отношения к другим людям, как очень ценная социальная привычка, которая реализуется в способности человека владеть эмоциями. Этот компонент был назван социальным интеллектом. Он  предопределяет популярность человека, его лидерские способности, эффективность межличностного общения. Люди, владеющие социальным интеллектом, умением справиться с эмоциями во время общения с другими людьми, достигают больших успехов во взаимодействии с теми, кто их окружает.  

 

 

 

 

 

  

Автор Исмаилова Азизе Диляверовна
Дата добавления 24.12.2014
Раздел Школьному психологу
Подраздел
Просмотров 614
Номер материала 11619
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓