Главная / Логопедия / Формирование глагольной лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР)

Формирование глагольной лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР)

Формирование глагольной лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи (ОН...
Бытовые глаголы (одевается, умывается, играет). Глаголы, обозначающие движени...
ОБЪЯСНЕНИЕ ЗНАЧЕНИЯ ГЛАГОЛА способы: 1) объяснение через включение в контекст...
“Что происходит в природе” Человек легко находит, Что в природе происходит. С...
“Кто как передвигается?” Кто летает, кто плывёт, Кто ползёт, а кто идёт. Лета...
ДЕЙСТВИЯ ЖИВОТНЫХ: кто как передвигается? Лягушка скачет, а щука…, птица…, зм...
“Что делают эти животные?” Что животные умеют – Птицы, рыбы, кошки, змеи? Утк...
“Кто чем занимается?” Никогда мы не забудем, Что умеют делать люди. Строитель...
ДЕЙСТВИЯ ЛЮДЕЙ: что делает…?
“Кто может совершать эти движения?” Кто и что – летит, бежит, Ходит, плавает,...
“Утро, день, вечер, ночь” Утро, вечер, день и ночь Навсегда уходят прочь. Про...
“Подскажи словечко” Есть всего один ответ. Кто–то знает, кто–то - нет. Ворона...
“Кто как голос подает?” Цели: Расширять предикативный словарь. Формировать ум...
КТО КАК КРИЧИТ? Петух кукарекает, а лягушка… , утка… , кошка… , ворона…, коро...
Игра “Сочиним стихотворение” Цели: Пополнять и закреплять предикативный слова...
Игра “В зоопарке” Цели: совершенствовать умение согласовывать в числе глагол ...
Игра “Кто как передвигается?” Цели: расширять предикативный словарь. Совершен...
ПРИСТАВОЧНЫЕ ГЛАГОЛЫ: что делает мальчик?
1 из 18

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Формирование глагольной лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР)
Описание слайда:

Формирование глагольной лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР) Т.А. Баклыкова, учитель-логопед МДОУ № 6

№ слайда 2 Бытовые глаголы (одевается, умывается, играет). Глаголы, обозначающие движения и
Описание слайда:

Бытовые глаголы (одевается, умывается, играет). Глаголы, обозначающие движения и крики животных (крадётся, прыгает, кукарекает). Глаголы движения (ходит, бегает, прыгает), приставочные глаголы (входит, уходит, заходит). Глаголы, выражающие чувства людей (улыбается, смеётся, плачет). Глаголы, связанные с профессиями (лечит, строит, продаёт). Глаголы, связанные с процессами, происходящими в природе (светает, вечереет, смеркается). Г.А.Волкова рекомендует иметь картотеку глагольного словаря по следующим разделам:

№ слайда 3 ОБЪЯСНЕНИЕ ЗНАЧЕНИЯ ГЛАГОЛА способы: 1) объяснение через включение в контекст (е
Описание слайда:

ОБЪЯСНЕНИЕ ЗНАЧЕНИЯ ГЛАГОЛА способы: 1) объяснение через включение в контекст (ехать на машине); 2) синонимизация, то есть воспроизведение глаголов близких по семантике (идти – шагать, плыть – купаться); 3) толкование слова путем конкретизации действия (бегать – быстро шагать); 4) использование других грамматических форм (лезть – лезут).

№ слайда 4 “Что происходит в природе” Человек легко находит, Что в природе происходит. Солн
Описание слайда:

“Что происходит в природе” Человек легко находит, Что в природе происходит. Солнце (что делает?) – светит, греет. Ручьи (что делают?) – бегут, журчат. Птицы (что делают?) – прилетают, вьют гнёзда, поют.

№ слайда 5 “Кто как передвигается?” Кто летает, кто плывёт, Кто ползёт, а кто идёт. Летают
Описание слайда:

“Кто как передвигается?” Кто летает, кто плывёт, Кто ползёт, а кто идёт. Летают – птицы, бабочки, мухи, комары, жуки, стрекозы. Плавают – рыба, дельфины, киты, моржи, акулы. Ползают – змеи, гусеницы, черви. Прыгают – блохи, кузнечики, зайцы, лягушки, жабы.

№ слайда 6 ДЕЙСТВИЯ ЖИВОТНЫХ: кто как передвигается? Лягушка скачет, а щука…, птица…, змея…
Описание слайда:

ДЕЙСТВИЯ ЖИВОТНЫХ: кто как передвигается? Лягушка скачет, а щука…, птица…, змея…, кузнечик…, собака…

№ слайда 7 “Что делают эти животные?” Что животные умеют – Птицы, рыбы, кошки, змеи? Утка –
Описание слайда:

“Что делают эти животные?” Что животные умеют – Птицы, рыбы, кошки, змеи? Утка – летает, плавает, ныряет, крякает … Кошка – мурлычет, мяукает, крадётся, умывается …

№ слайда 8 “Кто чем занимается?” Никогда мы не забудем, Что умеют делать люди. Строитель –
Описание слайда:

“Кто чем занимается?” Никогда мы не забудем, Что умеют делать люди. Строитель – строит; повар – варит; художник – рисует …

№ слайда 9 ДЕЙСТВИЯ ЛЮДЕЙ: что делает…?
Описание слайда:

ДЕЙСТВИЯ ЛЮДЕЙ: что делает…?

№ слайда 10 “Кто может совершать эти движения?” Кто и что – летит, бежит, Ходит, плавает, ле
Описание слайда:

“Кто может совершать эти движения?” Кто и что – летит, бежит, Ходит, плавает, лежит? Идёт – человек, животное, поезд, пароход, дождь, снег, град, время, дорога… Бежит – человек, животное, ручей, время … Летит – птица, самолёт, время, телеграмма, ракета, бабочка, муха, стрекоза, спутник …

№ слайда 11 “Утро, день, вечер, ночь” Утро, вечер, день и ночь Навсегда уходят прочь. Провож
Описание слайда:

“Утро, день, вечер, ночь” Утро, вечер, день и ночь Навсегда уходят прочь. Провожать их не спеши, Что ты делал, расскажи. Что ты делал утром? Что ты делал вечером?

№ слайда 12 “Подскажи словечко” Есть всего один ответ. Кто–то знает, кто–то - нет. Ворона ка
Описание слайда:

“Подскажи словечко” Есть всего один ответ. Кто–то знает, кто–то - нет. Ворона каркает, а сорока …? (стрекочет) Сова летает, а кролик …? (прыгает) Крот роет норки, а сорока …? (гнездо) Корова ест сено, а лиса …? …

№ слайда 13 “Кто как голос подает?” Цели: Расширять предикативный словарь. Формировать умени
Описание слайда:

“Кто как голос подает?” Цели: Расширять предикативный словарь. Формировать умение соотносить предмет с действием. Закреплять структуру простого предложения по модели “предмет — действие” Развивать умение опираться на имеющиеся знания. Оборудование: Игровое поле (фланелеграф или магнитная доска). Контурные картинки с изображением животных, птиц, пресмыкающихся. Описание игры Логопед предлагает детям побывать в “зоопарке”, увидеть разных животных и птиц, а затем спрашивает малышей, как разговаривают животные. Дети поясняют, что животные разговаривают на своем, зверином языке. Как подает голос кошка? — спрашивает педагог. Обычно ребенок воспроизводит звуки, издаваемые кошкой: Мяу! Мур-мур... Логопед помогает детям образовывать от звукоподражаний глаголы: мяу — мяукает, мур — мурлычет и т. д. Аналогичная работа проводится с другими звукоподражаниями. Ребенок, образовавший глагол от звукоподражания, забирает себе картинку с изображением животного, о котором рассказывал. В конце игры дети закрепляют навык образования глагола от звукоподражания, повторяют предложения (например: Тигр рычит.) и возвращают животных в “зоопарк”. Примечание: После усвоения глаголов можно играть в эту игру, используя мяч. Логопед называет животное и кидает мяч ребенку, который, поймав мяч, прибавляет к названию животного название действия и возвращает мяч логопеду.

№ слайда 14 КТО КАК КРИЧИТ? Петух кукарекает, а лягушка… , утка… , кошка… , ворона…, корова…
Описание слайда:

КТО КАК КРИЧИТ? Петух кукарекает, а лягушка… , утка… , кошка… , ворона…, корова… … собака…

№ слайда 15 Игра “Сочиним стихотворение” Цели: Пополнять и закреплять предикативный словарь.
Описание слайда:

Игра “Сочиним стихотворение” Цели: Пополнять и закреплять предикативный словарь. Закреплять конструкцию простого предложения по модели “предмет — действие”. Закреплять согласование существительного с глаголом настоящего времени. Развивать слуховое внимание и память. Оборудование: предметные картинки с изображениями животных и птиц: утки, лягушки, льва, коровы, кота, поросенка, козленка и петуха. Описание игры: Логопед предлагает детям сочинить стихотворение о том, как подают голос животные (педагог называет и показывает животное, а дети добавляют слово-название действия). УТКА – КРЯКАЕТ, ЛЯГУШКА - ... КВАКАЕТ, ЛЕВ ... РЫЧИТ, А КОРОВА ... МЫЧИТ, КОШКА ... МЯУКАЕТ, ПОРОСЕНОК ... ХРЮКАЕТ, КОЗЛЕНОК ... МЕКАЕТ, А ПЕТУХ ... КУКАРЕКАЕТ. Примечание: Можно предложить детям повторить весь текст целиком по картинкам с изображениями животных и птиц, предъявляемым по очереди. Демонстрация картинок облегчает воспроизведение текста.

№ слайда 16 Игра “В зоопарке” Цели: совершенствовать умение согласовывать в числе глагол с с
Описание слайда:

Игра “В зоопарке” Цели: совершенствовать умение согласовывать в числе глагол с существительным. Активизировать глагольный словарь. Закреплять навык составления простого нераспространенного предложения без опоры на схему. Развивать зрительное и слуховое внимание. Оборудование: Игровое поле (фланелеграф, магнитная доска). Картина “Зоопарк”, составленная из отдельных, вырезанных по контуру предметных картинок (зебра, обезьяна, лисица, заяц, тигр, лама). Описание игры Логопед предлагает детям отправиться в “зоопарк” и понаблюдать за тем, что делают животные. Дошкольники рассматривают картину, называют животных, а логопед определяет действия животных: Зебра брыкается. Обезьяна кривляется. Заяц пугается. Тигр отдыхает. и т. д. Сначала педагог выясняет, названия каких действий запомнили малыши. Уточняется значение глаголов брыкается, кривляется, лягается. Затем детям предлагается самостоятельно определить, что делает каждое животное. Логопед помогает детям, указывая на нужную картинку. Далее педагог предлагает дошкольникам представить, что животных стало много, и просит назвать их действия еще раз, употребив глаголы во множественном числе.

№ слайда 17 Игра “Кто как передвигается?” Цели: расширять предикативный словарь. Совершенств
Описание слайда:

Игра “Кто как передвигается?” Цели: расширять предикативный словарь. Совершенствовать умение называть действие, которое может производить данный предмет. Закреплять структуру простого предложения. Развивать умение опираться на полученные знания и наблюдательность. Оборудование: Игровое поле (фланелеграф или магнитная доска). Стилизованное изображение леса, пруда; картинки с изображениями животных, насекомых, обитателей водоема. Описание игры: На игровом поле создается стилизованная картина леса и водоема. Здесь же размещаются контурные картинки с изображениями животных, птиц, обитателей водоема. Дети распределяются на две команды и отправляются “на прогулку в лес”. Они, как настоящие натуралисты, должны уметь наблюдать за жизнью животных и понимать ее. Каждому участнику игры предлагается выбрать (найти) животное, назвать его и определить, как оно передвигается. Например: Это улитка. Она ползет и т. д. После того, как основное задание будет выполнено, логопед предлагает детям быстро снять с игрового поля всех животных, которые ползут (летят, скачут, плывут и т. д.), сопровождая свои действия словами.

№ слайда 18 ПРИСТАВОЧНЫЕ ГЛАГОЛЫ: что делает мальчик?
Описание слайда:

ПРИСТАВОЧНЫЕ ГЛАГОЛЫ: что делает мальчик?

Формирование глагольной лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР)
  • Логопедия
Описание:

Название действий (кроме слова дает) появляются несколько позже, чем названия предметов, и первоначально опускаются при построении предложений. У детей с общим недоразвитием течи слова-действия появляются намного позднее, чем у детей в норме.

Дети с нарушенным речевым развитием, даже шестилетнего возраста не знают многих слов-существительных. Особенно большие различия между детьми с нормальным и нарушенным речевым развитием наблюдаются при актуализации словаря глаголов и прилагательных.

 

В глагольном словаре дошкольников с ОНР преобладают слова, обозначающие действия, которые ребенок ежедневно выполняет или наблюдает (спать, мыть, умываться, купаться, одеваться, идти, бежать, есть, пить, убирать и др.). Значительно труднее усваиваются слова обобщенного, отвлеченного значения, слова, обозначающие состояние, оценку, качества, признаки и др.

Словарь дошкольника обогащается преимущественно в процессе игры. Игры по расширению словарного запаса разнообразны:

o   обеспечивающие максимально возможную двигательную активность ребёнка (речевые – с мячом, другими предметами и двигательно-словесные);

 

o   предполагающие манипулирование руками и активизацию мыслительно-познавательной деятельности.

Автор Баклыкова Татьяна Александровна
Дата добавления 25.12.2014
Раздел Логопедия
Подраздел
Просмотров 1545
Номер материала 11971
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓