Главная / История / Формирование этнокультурной компетентности личности в условиях полиэтнической образовательной среды

Формирование этнокультурной компетентности личности в условиях полиэтнической образовательной среды

Кириллова Елена Александровна,

магистр, преподаватель ГБОУ СПО МО БПЭК


Формирование этнокультурной компетентности личности в условиях полиэтнической образовательной среды


Изменения, происходящие в современной многонациональной России и в целом мире (тенденция этнического ренессанса, увеличение миграционных потоков, интернационализация общественной жизни и усиление интеграционных процессов, и мн. др.) находят продолжение в системе образования, которой предстоит решить задачу подготовки подрастающего поколения к жизни в полиэтнической, поликультурной среде. С одной стороны образование выступает как средство формирования этнической идентичности личности, с другой - как действенный механизм гармонизации отношений между этническими общностями.

В этнически неоднородной среде наиболее перспективной образовательной стратегией является полиэтническое образование. Полиэтническое образование мы рассматриваем как значительную часть современного образования, способствующую приобщению учащихся к родной этнической культуре; усвоению знаний о культурах иных этнических общностей и их представителях; осмыслению общего, особенного и единичного в традициях, образе жизни, культурных ценностях народов; воспитанию взаимной этнической толерантности и уважения к этнокультурному плюрализму; формированию готовности и умения жить в полиэтнической среде.

Полиэтническое образование предусматривает создание равных возможностей получения образования для детей разных этнических групп, путем системного изменения образовательной среды учреждения в направлении отражения в ней интересов и потребностей представителей разнообразных этнокультур, существующих в социуме и в национальной структуре учебного класса/группы, учета этнических особенностей в психологии и воспитании детей.

Целью полиэтнического образования является формирование этнокультурной компетентности учащихся. Достижение цели полиэтнического образования возможно в ходе решения следующих задач:

1. Формирование у детей признания и принятия этнокультурного многообразия, понимания его как источника социального и индивидуального прогресса.

2. Предоставление детям возможностей для этнической идентификации и одновременно осознания своей принадлежности к общероссийскому и мировому сообществу.

3. Формирование у учащихся совокупности объективных представлений и знаний о разных этнических культурах и национально-психологических особенностях этнофоров.

4. Воспитание в духе мира и уважения ко всем народам и их культурным ценностям.

5. Развитие навыков эффективного общения с представителями различных этнических культур и умения конструктивно решать конфликты, возникающие в процессе межэтнического взаимодействия.

В целом решение этих задач поможет подготовить молодое поколение к конструктивной и активной жизнедеятельности в многоэтнической среде и интеграции личности в современное общемировое культурно-образовательное пространство. Анализ научной литературы, концепций поликультурного образования, а также собственное опытно-экспериментальное исследование позволяют выделить следующие особенности полиэтнического образования:

1. Отражение в учебном материале гуманистических идей, содействующих взаимопониманию, диалогу между представителями различных этнических культур, усилению чувства солидарности и равенства между людьми, а также формированию гармоничных отношений как между отдельными гражданами внутри каждого из государств, так и между народами.

2. Использование языков науки, культуры и искусства как средств формирования этнокультурной компетентности учащихся, развития их творческого потенциала, расширения кругозора, обогащения опыта. Полиэтническое образование предусматривает широкое использование междисциплинарных связей, разнообразных средств учебной и воспитательной работы.

3. Сочетание основ национальной (родной), русской и мировых культур в содержании образования. Основными требованиями к отбору содержания полиэтнического образования являются наличие информации о самобытных уникальных чертах в культурах разных народов; раскрытие в них общих компонентов, традиций, императивов, которые позволяют существовать и действовать в мире и согласии.

Таким образом, полиэтническое образование удовлетворяет не только этнокультурные запросы населения, но также позволяет осмыслить и полнее изучить многообразие народов, живущих в мире, увидеть в этом многообразии общее.

Оно также отвечает интернациональным интересам государств и всего мирового сообщества, способствует пониманию взаимопроникновения культур, взаимозависимости стран и народов в современных условиях с учетом процесса глобализации.

4. Воспитание безопасной личности, то есть личности толерантной к этнокультурному разнообразию, с развитыми социально-ценностными потребностями в миротворческой, созидательной деятельности, личности с позитивными моделями поведения, которые выражаются в разрешении конфликтных ситуаций конструктивными способами; учете позиции, желания, потребности других людей — этнокультурно отличных; произвольном контроле своего поведения и управление им.

5. Формирование мультикультурной личности, осознающей себя как эт-нофора, гражданина, заботящегося о сохранении целостности Российского государства, гражданина мира, стремящегося к диалогу и солидарности со всем человечеством.

6. Полиэтническое образование учащихся осуществляется не изолированно, а в контексте культурно-образовательной жизни края. Это выражается в использовании педагогического потенциала окружающей социокультурной среды в направлении сохранения учащимся собственной культурной идентичности наряду с овладением культурой других народов. Превращение образовательного учреждения в открытую социально-педагогическую систему, способствующую интеграции молодого поколения в полиэтническую среду.

Итак, полиэтническое образование - это такое образование, которое не только вооружает человека этноориентированными знаниями, умениями и на выками, но и помогает ему эффективно адаптироваться в иноэтнической и по лиэтнической среде и интегрироваться в современное общемировое культурно образовательное пространство. Условием реализации полиэтнического образования является функционирование полиэтнической образовательной среды. «Условие» определяется как совокупность процессов, отношений, необходимых для функционирования, существования или изменения данного объекта. Иными словами, в нашем случае под «условием» мы понимаем совокупность возможностей полиэтнической образовательной среды, способствующих решению задач полиэтнического образования. Для того, чтобы определить содержание, сущность полиэтнической образовательной среды и ее роль в полиэтническом образовании необходимо в первую очередь рассмотреть, что понимают под образовательной средой в целом.

В ряде исследований доказано, что объектом воздействия учителя выступает не сам ребенок и не его качества или поведение, а условия, в которых он живет. При этом внешними условиями являются среда, общество, отношения между людьми, деятельность, а внутренние условия - это эмоциональное состояние ребенка, его жизненный опыт, установки, ценности, отношение к самому себе и т.д. Совокупность указанных условий и обусловливает поведение личности, стратегию и тактику ее жизнедеятельности, способы существования.



Литература:

  1. Проект концепции развития поликультурного образования в Российской Федерации. Министерство образования и науки Российской федерации//Документы 2010-04-02.

  2. Пидкасистый П.И. Педагогика. Учебник для вузов: Издательство «Питер», 2002.-325с.

  3. Поштарева Т. В. Этнокультурная компетентность как социально-педагогическое явление // Теоретические проблемы этнической и кросс-культурной психологии: материалы Междун. научн. конф. / Отв. ред. В. В. Гриценко. – Смоленск: Универсум, 2008. – Т. 2. – С. 95-104.



Формирование этнокультурной компетентности личности в условиях полиэтнической образовательной среды
  • История
Описание:

 

Кириллова Елена Александровна,

магистр, преподаватель ГБОУ СПО МО БПЭК



Формирование этнокультурной компетентности личности в условиях полиэтнической образовательной среды



Изменения, происходящие в современной многонациональной России и в целом мире (тенденция этнического ренессанса, увеличение миграционных потоков, интернационализация общественной жизни и усиление интеграционных процессов, и мн. др.) находят продолжение в системе образования, которой предстоит решить задачу подготовки подрастающего поколения к жизни в полиэтнической, поликультурной среде. С одной стороны образование выступает как средство формирования этнической идентичности личности, с другой - как действенный механизм гармонизации отношений между этническими общностями.

Автор Кириллова Елена Александровна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел История
Подраздел
Просмотров 610
Номер материала 30389
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓