Формирование духовных
и нравственных качеств школьников
через историко -
культурное наследие Каргополья.
Духовно - нравственное воспитание школьников является
основной задачей современной образовательной системы
и представляет собой важный компонент социального заказа современного
образования, что подтверждается Концепцией
духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Духовность и
нравственность являются важнейшими, базисными характеристиками личности.
Духовность определяется как устремленность личности к избранным целям,
ценностная характеристика сознания. Нравственность представляет собой
совокупность общих принципов поведения людей по отношению друг к другу и
обществу. В сочетании они составляют основу личности, где духовность является
основой нравственности.
Основным содержанием духовно - нравственного развития,
воспитания и социализации являются базовые национальные ценности. Эти ценности
мы храним в культурных и семейных традициях, передаем от поколения к поколению.
Каргополье
– удивительный самобытный край, сохранивший удивительные архитектурные
памятники: величественные белокаменные храмы, памятники деревянного зодчества,
религиозные святыни, неисчерпаемую народную культуру. Здесь на протяжении веков
сложились самобытные художественные традиции во многих областях искусства и
ремесла.
Каргополье
— благодатный край, имеющий огромный потенциал для формирования духовно -
нравственных качеств обучающихся.
В
нашей школе сложилась определенная система по формированию духовно –нравственных
качеств личности школьников, которая охватывает учебную, внеурочную и
внешкольную деятельность.
В рамках
учебной деятельности в школе с 2001 года, с 1 по 6 класс, реализуется
интегративный курс «Социокультурные истоки».
Главная
цель курса «Истоки»: развитие
духовности обучающихся, присоединение ученика и его семьи к неизменным
ценностям и категориям, в результате чего формируется социокультурный стержень
личности, основа для дальнейшего самоутверждения.
Данный
курс ставит своей задачей приблизить детей к вечным ценностям, таким, как
семья, родной очаг, Родина; раскрыть нравственные категории добра, любви,
справедливости, правды, терпения.
На
основе данного курса строится работа с родителями и обучающимися в классах.
С 2012 года в 4-х
классах введен предмет «Основы религиозной культуры и светской этики». Он
представлен курсами «Основы православной культуры» и «Основы светской этики».
В школе
разработаны и реализуются две программы духовно-нравственного воспитания.
Программа «Я в мир удивительный этот пришёл» для 1-4-х классов разработана на
основе Федерального Государственного Образовательного Стандарта, Концепции
духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России. И
программа для обучающихся 5-11 классов «Я - гражданин России». Целью данной
программы является: обеспечить условия для развития у школьников
гражданственности и патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных
ценностей; формирования умения и готовности к их активному проявлению в
различных сферах жизни общества.
Работа по
реализации программы осуществляется по направлениям деятельности:
1. «Я
и Я» - формирование гражданского отношения к себе
2. «Я
и семья» - формирование гражданского отношения к своей семье
3. «Я
и культура» - формирование отношения к искусству
4. «Я
и школа» - формирование гражданского отношения к школе
5. «Я
и моё отечество» - формирование гражданского отношения к Отечеству
6.
«Я и Планета» - формирование гражданского
отношения к планете Земля
В школе сохраняются воспитательные традиции по духовно –
нравственному и патриотическому воспитанию: это
и спортивные соревнования, дни здоровья, туристический слет, трудовые акции и
акции милосердия, встречи с ветеранами
Великой Отечественной войны, тематические классные часы, уроки мужества,
Масленица и рождественские посиделки, новогодние поездки в Лядины, Ошевенск,
Масельгу и др. На протяжении многих лет команда школы под руководством
педагогов Кустова А.В. и Корнейчука Д.Л.участвует в районных, областных
военизированных играх и соревнованиях «Зарница», «Зарничка», Смотр - конкурс
почётных караулов, занимая призовые места.
Эффективно
работают творческие объединения дополнительного образования: фольклорный
коллектив «Северяночка» руководитель Кононова Л.П., студия изоискусства
«Радуга» руководитель Пискунова Н.Н., туристический клуб «Чистое небо»,
руководитель Попов Д.А. два года подряд, в июле месяце, члены клуба участвовали
в областном туристическом слёте, показав хорошие результаты.
Важное место в системе духовно-нравственного воспитания
детей занимает школьный музей. Фонд школьного музея пополняется новыми
материалами, оформляются новые экспозиции. Сегодня в школьном музее оформлены
выставки: «Человек из легенды» (о герое - разведчике Николае Ивановиче
Кузнецове), «Школа в годы войны», «Учителями славится Россия». Последняя
выставка «Выполняя воинский долг» была посвящена выпускникам, исполняющим
интернациональный долг в Афганистане, участникам чеченской войны и приурочена к
20-летию вывода войск из Афганистана. На базе музея проводятся экскурсии и уроки
Мужества юными экскурсоводами. Результативной формой музейного образования для
старшеклассников является исследовательская работа. В рамках проектной недели
обучающиеся и педагоги создали фильм «Школа в годы войны», который стал
победителем III Международного фестиваля любительских и профессиональных
фильмов «Берегиня. Дервиш – 2011».
В целях повышения эффективности воспитательного процесса
школа активно взаимодействует с учреждениями социума, которое осуществляется
через усвоение школьниками социальных, культурных и духовных ценностей
общества.
·
Это Каргопольский
государственный историко-архитектурный и художественный музей. Сотрудниками
музея реализуются образовательные программы «Наследие – детям» для обучающихся
1-4 классов и программа «Радость познания» для 5-6 классов. Задачами, которых
являются: ввести ребёнка в мир культуры, познакомить с условиями жизни людей в
далёком прошлом, с предметами их быта, привить простейшие приёмы
исследовательской деятельности.
·
Путешествуя по
центру народных ремёсел «Берегиня» дети соприкасаются с традиционными
северными ремёслами – плетением из бересты, щепной птицей, лоскутным шитьём,
народной тряпичной куклой, ткачеством и глиняной игрушкой. Обучающиеся с
удовольствием посещают мастер-классы в центре ремёсел, слушают интересные
рассказы мастеров.
·
Привлекают своим
искусством воспитанники и педагоги Детской школы искусств, приобщая обучающихся
нашей школы к миру музыки. Дети посещают концерты классической и народной
музыки.
Анализируя,
деятельность школы по духовно - нравственному воспитанию можно отметить, что
в школе проводится целенаправленная работа по созданию системы духовно -
нравственного воспитания детей и подростков в рамках процесса обучения и
воспитания, созданию необходимых условий для формирования и развития особо
значимых качеств личности с учётом историко - культурного наследия Каргополья.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.