Главная / Директору-завучу / Формирование деятельностной образовательной среды школы в свете реализации ФГОС

Формирование деятельностной образовательной среды школы в свете реализации ФГОС

Формирование деятельностной образовательной среды школы в свете реализации ФГОС

(из опыта работы Е. П. Чернявской, зам. директора по УВР МКОУ «Коломыцевская СОШ»)

Принципы формирования образовательной среды школы: ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – ОБРАЗОВАНИЕ – ЛИЧНОСТЬ. Как уже известно, на сегодняшний день, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формирование умения учиться. Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя». Мы должны вырастить Человека креативного – самого дорогого и востребованного продукта образования, а система образования, порождающая креативность - это шаг в будущее. Иными словами, школа должна ребёнка: «научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе», «научить работать и зарабатывать» (из доклада ЮНЕСКО «В новое тысячелетие»).

Весь процесс по созданию образовательной среды школы, формирующей УУД представляется в виде 6 шагов

Первым шагом стала разработка Программы формирования и развития универсальных учебных действий на ступени основного общего образования, которая является составной частью ООП ООО школы. Она определяет: цели и задачи, условия развития УУД, планируемые результаты, основные направления деятельности по формированию УУД, её преемственность при переходе от начального к основному общему образованию и т.д. В ней четко представлен весь спектр УУД. Личностные УУД - умения самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей, чувств и ценностей и отвечать за этот выбор, Личностные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

Регулятивные УУД – это умения организовывать свою деятельность. обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности. К ним относятся: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка и саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий

Познавательные универсальные действия включают: общеучебные, логические универсальные действия и постановку и самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера, способствуют результативно мыслить и работать с информацией в современном мире,

Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Реализуется данная Программа через системно - деятельностный подход, положенный в основу Стандарта и через грамотное использование инновационных технологий. Формы и методы обучения, в основу отбора которых положен системно-деятельностный подход, а также способы и средства обучения дают возможность ответить на Основные вопросы:

УЧИТЬ Чему? Ради чего? Кого? Как?

Основная педагогическая задача: организация условий, инициирующих детское действие.

Системно-деятельностный подход обеспечивает переход от существующей практики дробления знаний на предметы к целостному образному восприятию мира. При таком подходе у учащихся формируется подход к изучаемому предмету как к системе знаний о мире, выраженном в числах и фигурах (математика), в веществах (химия), телах и полях (физика), художественных образах (литература, музыка, изобразительное искусство). Т.е. УУД в школе в дальнейшем становятся личностными, метапредметными и предметными компетентностями.

И мы получаем ответы на вопросы: учить чему? – учиться; ради кого? Чего? – ради самого себя, как? – креативно, интересно! На это и нацелена Программа развития универсальных учебных действий в школе.

Второй шаг – мониторинг сформированности УУД. Согласно требованиям ФГОС, и метапредметные, и личностные образовательные результаты подлежат целенаправленному формированию и отслеживанию, а метапредметные результаты – еще и оценке. Вывести обучающихся на высокий метапредметный и личностный результат можно только в результате постоянной целенаправленной работы над формированием универсальных учебных действий в течение всего периода обучения детей в школе. Для того чтобы отслеживать продвижение каждого ребенка по пути формирования УУД и эффективность собственной педагогической работы, и нужен мониторинг.

Программа мониторинга – это приложение к программе развития УУД.

Пятибалльная система в том виде, в котором она существует сегодня, противоречит требованиям к системе оценки, предъявляемым Стандартом:

  • отметка выставляется за урок, а не за достигнутый результат;

  • не оценивается динамика (за четверть выводится средний балл, который включает и первоначальный, и итоговый уровень освоения предметного содержания);

  • выставляет отметку учитель, отметка часто субъективна, в этих условиях не происходит формирования универсальных учебных действий.

Мы предлагаем 7 правил системы оценки достижений планируемых результатов. 1-е правило. ЧТО ОЦЕНИВАЕМ? Оцениваем результаты - предметные, метапредметные и личностные. Результаты ученика - это действия (умения) по использованию знаний в ходе решения задач (личностных, метапредметных, предметных). Отдельные действия, прежде всего успешные, достойны оценки (словесной характеристики), а решение полноценной задачи – оценки и отметки (знака фиксации в определённой системе). Результаты учителя – это разница между результатами учеников (личностными, метапредметными и предметными) в начале обучения (входная диагностика) и в конце обучения (выходная диагностика). Прирост результатов означает, что учителю и школе в целом удалось создать образовательную среду, обеспечивающую развитие учеников. Отрицательный результат сравнения означает, что не удалось создать условия (образовательную среду) для успешного развития возможностей учеников.

2-е правило. КТО ОЦЕНИВАЕТ? Учитель и ученик вместе определяют оценку и отметку. На уроке ученик сам оценивает свой результат выполнения задания по «Алгоритму самооценки» и, если требуется, определяет отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право скорректировать оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил их. После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учитель. Ученик имеет право изменить эту оценку и отметку, если докажет (используя алгоритм самооценивания), что она завышена или занижена.

3-е правило. СКОЛЬКО СТАВИТЬ ОТМЕТОК? По числу решённых задач. За каждую учебную задачу или группу заданий (задач), показывающую овладение конкретным действием (умением), определяется и по возможности ставится отдельная отметка.

4-е правило. ПО КАКИМ КРИТЕРИЯМ ОЦЕНИВАТЬ? По признакам 5 уровней успешности.

Предлагаются следующие уровни достижения планируемых предметных результатов. Базовый уровень достижений это то, что необходимо всем. Овладение базовым уровнем является достаточным для продолжения обучения на следующей ступени образования, но не по профильному направлению. Достижению базового уровня соответствует оценка «удовлетворительно», можно «хорошо» (или отметка «3»). Превышающие базовый: повышенный и высокий. Повышенный уровень планируемых результатов, оценка «хорошо» или «почти отлично» (отметка«4»). Высокий уровень достижений- планируемых результатов, оценка «отлично» или «превосходно»(отметка «5»). Уровни ниже базового – пониженный и низкий: Пониженный уровень достижений - оценка «неудовлетворительно» можно «нормально» (отметка «2»). Низкий уровень достижений - оценка «плохо» можно «как-то не очень» (отметка «1»). Оценка метапредметных результатов – это оценка регулятивных, познавательных, коммуникативных учебных действий. Оценка метапредметных результатов предусматривает выявление индивидуальной динамики учебных достижений обучающихся. Для их оценки мы также установили 5 уровней: высокий, повышенный, базовый, пониженный и низкий. В принципе их тоже можно отметить цифрами от 1 до 5.

5-е правило. ГДЕ НАКАПЛИВАТЬ ОЦЕНКИ И ОТМЕТКИ? В «Портфеле достижений»-портфолио и в таблицах образовательных результатов (предметных, метапредметных, личностных). Результаты оценивания фиксируются в рабочем журнале учителя. У нас, например, все результаты фиксируются сразу в одном журнале, где П-познавательные, К-коммуникативные, Р-регулятивные, Пр.-предметные результаты и общий балл за занятие или урок.

В сводном журнале оценивания результатов учителем-предметником по каждому предмету отдельно заполняются стартовая диагностика, баллы по четвертям, итоговая диагностика, которая потом переводится в отметку по предмету.

6-е правило. КАК ОПРЕДЕЛЯТЬ ИТОГОВЫЕ ОЦЕНКИ? Предметные четвертные оценки/отметки определяются по таблицам предметных результатов (среднее арифметическое баллов). ОУ само может решить по каким критериям оценивать обучающихся. В нашей школе на сегодняшний день апробируется 20-ти бальная система. Т.е. ребёнок за урок может получить от 4 до 20 баллов, исходя из того, что будут оценены все его действия и результаты. В конце четверти учитель находит среднее значение по своему предмету и затем баллы переводит в отметку. Порядок оценивания мы определим соответствующим Положением, которое в данный момент находится в стадии доработки.

7-е правило. КОГДА СТАВИТЬ ОТМЕТКИ? Текущие оценки – по желанию, за тематические проверочные работы – обязательно. За задачи, решённые при изучении новой темы, отметка ставится только по желанию ученика, так как он ещё овладевает умениями и знаниями темы и имеет право на ошибку. За каждую задачу проверочной (контрольной) работы по итогам темы отметка ставится всем ученикам, так как каждый должен показать, как он овладел умениями и знаниями по теме. Ученик не может отказаться от выставления этой отметки, но имеет право пересдать хотя бы один раз. Итоговая отметка также складывается на основе всех положительных результатов, накопленных учеником в своем портфеле достижений.

Основные разделы «Портфолио»:

- показатели предметных результатов (контрольные работы, данные из таблиц результатов, выборки проектных, творческих и других работ по разным предметам);

- показатели метапредметных результатов;

- показатели личностных результатов (прежде всего во внеучебной деятельности, через участие в социально-значимых акциях, в волонтерском движении и т.п.)

Жестких требований к портфолио (государственного образца) на данный момент не существует. Ведь работа над ним - хорошая возможность проявить себя, подойти творчески к этой задаче, придумать что-то свое, оригинальное. Девиз работы с портфолио: «Каждодневный творческий процесс ученика должен быть зафиксирован». Портфолио не должно превращаться в «портфолио грамот».

3-й шаг по формированию деятельностной среды – это выбор технологий.

Все современные педагогические технологии, способствующие формированию и развитию УУД, несомненно, вам хорошо знакомы. Наиболее эффективными являются технологии деятельностного типа: проблемное обучение, ТРИЗ, ТРКМ, проектная деятельность и другие.

На наш взгляд, среди технологий, методов и приёмов развития УУД особое место занимает учебно- исследовательская деятельность. Она позволяет развивать все виды УУД, те или другие в большей или меньшей степени, в зависимости от форм ее организации.

В зависимости от урочных и внеурочных занятий учебно-исследовательская деятельность может приобретать разные формы.

Мы применяем такие формы организации учебно-исследовательской деятельности на урочных занятиях, как: урок – лаборатория, урок- мастерская, урок - творческий отчет, презентация.

исследование, изобретательства, урок «Удивительное рядом», урок — рассказ об учёных, защита исследовательских проектов, урок- экспертиза, урок открытых мыслей и т.п.

Формы организации учебно-исследовательской деятельности на неурочных занятиях у нас следующие: интеллектуальный марафон, образовательные экскурсии, исследовательская практика, работа над учебным или социальным проектом, креатив-бои, образовательное путешествие, образовательное событие и т.п.

Изменились содержание и формы образования. Если задача начальной школы «учить ученика учиться», то в основной школе она трансформируется в новую — «учить ученика учиться в общении». Необходимо создавать условия для общения не только среди одноклассников, но и в разновозрастных группах. Линейное и статичное расписание заменяет нелинейное динамичное, а чтобы его составить, нужен соответствующий учебный план .

4 шаг. Учебный план содержит обязательную часть, которая составляет от 60 до 80% и часть, формируемую участниками образовательного процесса от 20 до 40%. Структуру учебного плана определяет следующий подход

  1. Интеграция образовательных модулей в предметы и предметные области, где часть, формируемая участниками образовательного процесса в начальной школе – 20%, в основной – 30%, в средней – 40% и это будут внутрипредметные модули.

 Внутрипредметные образовательные модули - это раздел учебного предмета (смежных предметов, предметной области), дополняющий или расширяющий содержание предмета, а также формы и виды учебной деятельности для достижения планируемых результатов. Внутрипредметные образовательные модули зафиксированы в рабочих программах учителей, т.е. они не требуют отдельного тематического планирования и идут как урочные, так и неурочные занятия.

  1. Также образовательные модули выделяются в самостоятельные предметы, т.е. метапредметные и межпредметные модули по той же схеме 20-40%  

В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся в учебном плане основного общего образования предусматриваются учебные курсы, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные. Мета- и межпредметные программы курсов и дисциплин реализуются также на урочных, и на неурочных занятиях. Под метапредметным или межпредметным образовательным модулем мы понимаем учебный предмет, расширяющий и интегрирующий содержание предметных областей, либо имеющий отдельное от других предметов содержание для достижения планируемых результатов. Эти образовательные модули также как и курсы по выбору оформлены отдельными рабочими программами учителей. Обращаю внимание на то, что внеурочной деятельности образовательного учреждения в данном документе нет, она представлена дополнительно, содержание и объем часов по которой, ОУ вправе определять самостоятельно.

Учебный план основного общего образования  определяет общий объём нагрузки и максимальный объём аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей по классам (годам обучения). Нормативный срок освоения основной образовательной программы основного общего образования составляет 5 лет.

В 5-м классе максимальная нагрузка 32 часа, из них на часть формируемую участниками ОП приходится 3,5 часа – это 11%. Эти часы мы отводим под метапредметные модули, а также курсы по выбору, а где же взять оставшиеся 19%? Их мы восполним, вводя внутрипредметные и межпредметные модули, которые распределяются согласно социальным запросам, а также исходя из возможностей ОУ. Естественно часть, формируемая участниками образовательного процесса разнообразна и разнопланова. Здесь представлены модули и курсы, на которые отводится от 7 до 34 часов в год. Каждую четверть и ежегодно содержание и тематика модулей и курсов по выбору может меняться, что позволяет постоянно двигаться вперед. В дальнейшем возможным станет объединение обучающихся в разновозрастные группы по изучению тех или иных дисциплин. При этом занятия будут по-прежнему носить развивающий и познавательный характер, а расписание из линейного превратится в динамичное нелинейное, разное каждую неделю и в каждом классе.

Естественно не обойтись без внеурочной деятельности, а для всего этого нужны соответствующие условия - 5-й важный шаг в нашей работе по формированию деятельностной образовательной среды. Современное материально-техническое оборудование нашей школы позволяет нам с уверенностью заявить о созданном информационном пространстве в учебной деятельности.

И, наконец, последний 6-й шаг – это кадры. Актуальны слова  руководителя проекта по разработке образовательных стандартов второго поколения А. Кондакова: «Стандарты второго поколения невозможны без учителя «второго поколения». Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание и умение раскрыть способности каждого ребёнка – это всё и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС не будут реализованы! В нашей школе из 14 учителей 11 уже прошли курсы повышения квалификации по ФГОС. 4 человека проходили обучение и стажировку в Москве, Калининграде, республике Карелия.

Проверка реализации требований ФГОС к современному уроку в нашей школе показывает, что в большинстве наши педагоги понимают сущность изменений, которые привнес новый Стандарт в проведение урока и реализуют на практике требования к проведению современного урока. Но бывают и неудачи, не всегда получается реализовать задуманное. Мы только в начале пути, и нам еще предстоит много работать в этом направлении.

Список литературы:

  1. Генике Е.А. Профессиональная компетентность педагога. Библиотека журнала «Директор школы» №5.08 – М., Сентябрь, 2008.

  2. Крылова Н.Б., Александрова Е.А. Очерки понимающей педагогики - М, «Народное образование», 2003.

  3. Сафронова Е.М. Повышение компетентности школьного педагога в сфере воспитательной деятельности (педсоветы, семинары, практикумы, дискуссии). Библиотека журнала «Директор школы» №5.10 – М., Сентябрь, 2010.

  4. Учителя и школы, доброжелательные к детям. Веб страница ЮНИСЕФ  [электронный ресурс] / URL:http://www.unicef.org/cfs/index_RisingVoices.htm .- [дата обращения 01.09.2011]



6


Формирование деятельностной образовательной среды школы в свете реализации ФГОС
  • Директору-завучу
Описание:

Принципы формирования образовательной среды школы: ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – ОБРАЗОВАНИЕ – ЛИЧНОСТЬ. Как уже известно, на сегодняшний день, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формирование умения учиться. Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя».  Мы должны вырастить Человека креативного – самого дорогого и востребованного продукта образования, а система образования, порождающая креативность - это шаг в будущее. Иными словами, школа должна ребёнка: «научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе», «научить работать и зарабатывать» (из доклада ЮНЕСКО «В новое тысячелетие»).  

Автор Голутвина Елена Николаевна
Дата добавления 02.04.2015
Раздел Директору-завучу
Подраздел Другое
Просмотров 842
Номер материала 59128
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓