Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыФормирование детского коллектива в игре

Формирование детского коллектива в игре

Скачать материал

Формирование детского коллектива в игре

                                                                                                 Учитель начальных классов

                                                                                                         школы-гимназии№ 6, г. Алматы

                                                                                           Юшкова Ольга Ивановна

 

В первые семь лет ребенок проходит большой и сложный путь развития. Это ярко выражается в играх, которые год от года становятся богаче по содержанию, сложнее по организации, разнообразнее по характеру.

 

Изучение детских игр обнаруживает закономерности их развития, связанные с общими закономерностями развития в младшем школьном возрасте, формированием мышления, воображения, нравственных качеств, коллективных навыков, творческих способностей. В то же время в игре проявляются индивидуальные особенности детей, различные интересы и характеры.

 

В игре все стороны личности ребенка формируются в единстве и взаимодействии. Это проявляется по-разному в разных видах игр.

 

В связи с развитием содержания игры, игрового творчества происходит сложный процесс формирования детского коллектива.

 

Игра – самостоятельная деятельность младших школьников. По большей части они сами придумывают сюжет, сами организуют игру. Именно в игре дети начинают чувствовать себя членами своего маленького общества, учатся действовать согласованно с товарищами, на практике усваивают нормы поведения.

 

Игра очень важна для формирования реальных взаимоотношений детей. В игре формируется “общественность” - важное качество, с которого начинается воспитание коллективизма. Только при наличии этого качества ребенок становится членом детского общества. Особенно важны для этого самостоятельные игры, в которых дети сами устанавливают свои взаимоотношения.

 

В игре, как во всякой творческой коллективной деятельности, происходит столкновение умов, характеров, замыслов. Именно в этом столкновении складывается личность каждого ребенка, формируется детский коллектив. Детский коллектив в игре формируется постепенно, под влиянием работы учителя.

 

На первом и втором году жизни с ребенком играют взрослые, давая ему пример для подражания. Попадая в детский сад, ребенок тянется к сверстникам, проявляет интерес к их играм, пытается им подражать. На третьем году жизни обычно начинаются совместные игры, но их еще нельзя считать коллективными, в них нет общей цели, согласованности действиями. Такие игры в педагогической деятельности называются “игры рядом”. Постепенно дети начинают понимать преимущества совместной игры, начинают привлекать товарищей. Как первый момент коллективной игры появляется общая цель, которая объединяет детей. Нередко общие игровые интересы сближают детей, служат началом дружбы. Очень важны в этом отношении длительные игры. Длительная перспектива игры требует от ребят совместного обсуждения, распределения ролей с учетом интересов каждого участника, умения считаться с товарищами, приходить им на помощь в трудную минуту. У играющих детей развивается чувство ответственности за общее дело. Таким образом, игровые и реальные взаимоотношения сливаются, становятся едиными. Итак, детей объединяют в игре общая цель, общие интересы и переживания, совместные усилия при достижении цели, творческие поиски. Формирование игрового коллектива зависит от содержания игры, богатства замысла, в свою очередь сам факт образования коллектива оказывает влияние на развитие игрового творчества.

 

Существуют два взаимосвязанных пути формирования детского коллектива: через игровой образ и через выполнение принятых в классе норм поведения. С одной стороны, в игре проявляется культура поведения, воспитанная у детей вне игры. С другой стороны, увлекательное содержание игр, изображение коллективного труда, благородных поступков способствуют развитию дружеских чувств, сплачивают детей. Такое единство игровых и реальных взаимоотношений помогает создать нравственную направленность поведения детей.

 

С первых дней пребывания ребенка в школе важно расположить его к другим детям, облегчить переход к новым условиям жизни. Игра помогает этому.  Наблюдая за детьми в первые дни их пребывания в школе, учитель выясняет, во что любит играть каждый, как он относится к товарищам, кто из детей умеет играть вместе. Создавая условия для индивидуальных игр, поддерживая “игры рядом”, учитель заботится о том, чтобы дети почувствовали прелесть совместной игры. С этой целью он сам играет с детьми, привлекает всех для поездки в поезде или для участия в празднике.

 

Работа педагога по воспитанию у детей дружеских чувств, коллективизма начинается с того, что он приучает детей бережно, с уважением относиться к игре товарищей. Во время игры находится много поводов для того, чтобы дети помогали друг другу. Если одновременно играют две группки и у одной много игрушек, а у другой не хватает, надо поделиться. Важно достичь того, чтобы дети заботились о других, помогали им не по принуждению, а добровольно, чтобы ими руководили не эгоистические мотивы. Доброжелательное отношение к товарищам должно стать привычным, обязательным, и совсем не нужно за всякий товарищеский поступок хвалить ребенка. Беседуя с ребенком о его поведении, действуя на его сознание, учитель приводит в пример любимых героев, людей, которым ребенок подражает. Радость, чувство удовлетворения от хорошего поступка, совершенного в игровом образе, вызывают желание пережить эту радость в жизни.

 

Развитие коллективного игрового творчества приводит к более сложным взаимоотношениям детей. Они совместно обсуждают ход игры, согласовывают свои действия друг с другом. И в то же время конфликты между играющими становятся более острыми. Это связано с развитием самолюбия, которое проявляется в борьбе за выбор игры, за лучшую роль, правоту своего мнения.

 

Очень часто учитель влияет на ребенка через коллектив. Дети сами отстраняют от главной роли зазнавшегося хвастуна, иногда отказываются с ним играть. Но при этом необходимо неослабленное внимание взрослых, так как даже при самом организованном коллективе дети по неопытности легко могут допустить несправедливость.

 

Чтобы помочь малоактивному ребенку войти в детский коллектив, учитель должен найти ему подходящего товарища, подобрать роль в коллективной игре, помочь хорошо ее выполнить и тем завоевать признание товарищей. Вначале такому ребенку предлагается интересная, но несложная роль, которая не требует организаторских умений. Но постепенно воспитатель старается привлекать его и к роли организатора.

 

Обычно работа по воспитанию у детей активности, организаторских способностей начинается в младших классах. В таких случаях учитель, прежде всего своим примером учит детей различным приемом организации игры и работы, помогает в решении организаторских задач. Затем он доверяет кому-либо из детей организовывать коллективную деятельность, помогает организатору в затруднительных случаях. И, наконец, все ребята привлекаются им к организации игры и работы. В результате у всех детей развивается умение решать организаторские вопросы самостоятельно, сообща.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Формирование детского коллектива в игре"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Специалист по корпоративной культуре

Получите профессию

Бухгалтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Формирование детского коллектива в игре

                                                                                                

Формирование детского коллектива в игре 

В первые семь лет ребенок проходит большой и сложный путь развития. Это ярко выражается в играх, которые год от года становятся богаче по содержанию, сложнее по организации, разнообразнее по характеру. 

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 656 225 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 05.01.2015 377
    • DOCX 18.6 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Юшкова Ольга Ивановна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Юшкова Ольга Ивановна
    Юшкова Ольга Ивановна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 4845
    • Всего материалов: 6

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Копирайтер

Копирайтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Теория и методика преподавания в начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего вида

Учитель начальных классов компенсирующего и коррекционно-развивающего образования

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 276 человек из 54 регионов
  • Этот курс уже прошли 885 человек

Курс профессиональной переподготовки

Математика: теория и методика преподавания в сфере начального общего образования

Учитель математики в начальной школе

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 127 человек из 45 регионов
  • Этот курс уже прошли 178 человек

Курс повышения квалификации

Инструменты в преподавании кубановедения в соответствии с ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 162 человека

Мини-курс

Управление проектами и стоимостная оценка в современном бизнесе

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психосемантика и социальная психология

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 30 человек из 17 регионов
  • Этот курс уже прошли 12 человек

Мини-курс

Медико-педагогические аспекты обучения и тренировки

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе