Формирование чувства
патриотизма у учащихся начальных классов.
Для того, чтобы человеку
хорошо прожить свою жизнь, ему надо знать, что он должен и чего не должен
делать. Для того чтобы знать это, ему надо понимать что такое он сам и тот мир,
среди которого он живет. Об этом учили во все времена самые мудрые и добрые
люди всех народов. Л.Н. Толстой.
С раннего возраста детям необходимо прививать любовь к героическому и
историческому прошлому и культуре своего народа, гордость за родной язык и
красотам родной природы. Данная проблема очень актуальна в наше время, так как
будущее нашей страны зависит от подрастающего поколения . Воспитание гражданина
- одна из важнейших задач современного образовательного учреждения. На
сегодняшний день перед школой стоит такая цель патриотического воспитания – способствовать формированию
гражданско-патриотического сознания, нравственных позиций (воспитание интереса
к истории родного края и Отечества, расширение представлений детей о родном
городе, о героях Великой Отечественной войны, воспитание чуткости, доброты и
милосердия)
Гражданско-патриотическое воспитание является очень важным и значимым
компонентом в процессе формирования всесторонне развитой гармонической
личности. Патриотизм,
по мнению философов, - одно из наиболее глубоких чувств человека, закрепленных
веками, тысячелетиями обособленных отечеств. Оно присуще всем народам. Это
важное качество человека, предполагающее любовь к Родине, готовность служить её
интересам, своему народу, выполнять гражданский долг и конституционные
обязанности по защите своей страны.
Именно патриотизм является тем фундаментом, который во все времена объединял
все слои российского
общества.
Вместе с тем патриотизм – это естественная привязанность к родным местам,
языку, национальным традициям. Чувство патриотизма возникает под воздействием
окружающей природы, народного искусства и практической деятельности
учащегося.
Поскольку
без формирования в человеке нравственных идеалов чувства любви к Родине,
стремления к миру, без воспитания в нем сознательности и ответственности не
только за свою жизнь, но и за судьбы других людей, народа не возможно
полноценное развитие государства. Оно предполагает привитие уважения к
Государственной символике, героическому и историческому прошлому, культуре
своего народа, любви к родному языку, красотам родной природы. Патриотизм и
гражданственность имеют огромное значение в социальном и духовном развитии
человека. Они выступают как составные элементы его мировоззрения и отношения к
родной стране, другим нациям и народам. Только на основе возвышающих чувств
патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к родине, появляется
чувство ответственности за ее могущество и независимость, сохранение
материальных и духовных ценностей, развивается благородство и достоинство
личности. Содержание гражданского воспитания в школе и семье составляет работа
учителей, воспитателей и родителей по патриотическому воспитанию, по
формированию правовой культуры, воспитанию в духе мира и ненасилия. Такое воспитание предполагает
формирование у учащихся знаний и представлений о достижениях нашей страны в
области науки, техники, культуры и спорта. Это направление воспитательной
работы школы достигается в процессе знакомства с жизнью и деятельностью
выдающихся ученых, писателей, художников, актеров и др. В урочное и во
внеурочное время учащиеся углубляют знания сущности и содержания Конституции РФ
и РТ, на фоне исторического развития экономики Республики Татарстан, знакомятся
с современным состоянием и перспективами развития промышленности и сельского
хозяйства республики, с состоянием и развитием науки, культуры. В младших
классах у ребят формируются самые общие представления о Родине как о стране,
где они родились и растут, а представления учащихся средних и старших классов
становятся гораздо шире и глубже. Значимым воспитательным фактором стали
сегодня информационные ресурсы.
Проблема патриотического воспитания младших школьников волнует нас сейчас в
большей степени. Целостное педагогическое осмысление её приводит к
необходимости действенных путей ориентаций учителей начальных классов на
гуманистическую и практическую сущность воспитания.
Сегодня патриотическое воспитание – это систематическая деятельность педагогов
по формированию у юных граждан патриотического сознания, ценностей, чувства
верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга, а его
основная цель – формирование духовно и физически здорового человека, неразрывно
связывающего свою судьбу с будущим родного края и страны, способного встать на
защиту государственных интересов.
Системно-деятельностный подход сегодня реально
приходит в образование. Трудно сразу это воспринять, невероятно трудно. Потому
что через него мы дадим ребенку полезную информацию для развития, стремясь
научить ребенка учиться, а не превращать его в славного хомяка, который держит
запас знаний, умений и навыков в своих защечных пазухах. А.Н.Леонтьев говорил,
что горе нашего образования заключается в том, что в нашем образовании
наблюдается обнищание души при обогащении информацией. Системно-деятельностный
подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности,
указывает и помогает отследить ценностные ориентиры, которые встраиваются в
новое поколение стандартов российского образования.
Изменения, происходящие в обществе, определяют новые требования, как в системе
образования, так и в системе воспитания подрастающего поколения. Успешная
самореализация личности в период обучения и после его окончания, его
социализация в обществе и адаптация к существующим условиям общества являются
важнейшими задачами учебно-воспитательного процесса. Усиление воспитательной
функции образования, формирование гражданственности, трудолюбия,
нравственности, уважения к правам и свободам человека, семьи рассматривается
как одно из основных направлений государственной образовательной политики.
Гражданственность,
являясь интегративным качеством, включает в себя целый ряд качеств, присущих
человеку-гражданину: гражданская ответственность, умение сочетать и подчинять
личные интересы общественным, умение осознанно и самостоятельно делать свой
выбор, гуманизм, этническая толерантность, патриотизм и т. д.
Цель
гражданского воспитания обусловлена социальным заказом современности.
Ориентиром при целеполагании служит определение требований развитого
гражданского общества. Конечный результат формирования гражданственности –
личность, которой присуща высокая социальная активность.
Фундамент
гражданского поведения личности закладывается в младшем школьном возрасте, так
как именно этот возраст является наиболее главным периодом для воспитания
положительных черт личности, в том числе и патриотизма.
В.
И. Даль в своём словаре даёт следующее определение: «Патриот – любитель
Отечества, ревнитель о благе его, отечественник, отчизнолюб».
В
Философском словаре «патриотизм» определяется как нравственный и политический
принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству и
преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать
интересы Родины.
Формирование
чувства патриотизма в системе воспитательной работы нашей школы осуществляется
посредством реализации деятельностного подхода.
Развитие
личности человека – это развитие системы «человек – мир». В этом процессе
человек выступает как активное творческое начало. Взаимодействуя с миром, он
строит себя сам. Взаимодействуя в мире, происходит саморазвитие и
самоактулизация его личности. Через деятельность и в процессе деятельности
человек становится самим собой.
Ребёнку
нужна интересная, отвечающая его потребностям и особенностям деятельность:
игровая, познавательная, трудовая, творческая и досуговая. Ведь только в
деятельности укрепляются и изменяются отношения между детьми. Но деятельность
учащегося нужно организовать таким образом, чтобы ребёнок раскрывался с разных
сторон и развивал все свои личностные качества. Детская потребность в
исследовательском поиске обусловлена биологически. В нашей школе в
проектно-исследовательскую деятельность активно включены дети, начиная с
первого класса. Подготовка к любому проекту начинается задолго до его
выполнения. Важнейшие черты детского поведения – это стремление наблюдать и
экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире. И это
внутреннее стремление к познанию через исследование порождает исследовательское
поведение. Чувство гражданственности и патриотизма у младших школьников
формируется не только в процессе проектно-исследовательской деятельности, а
также через игровую деятельность.
Ребята
участвуют в различных играх и конкурсах, акциях: «Игра на местности»,
«Путешествие по родным местам», «Символика России и Татарстана», ролевая игра
«Ваши права», конкурс « Моя родословная», фольклорные мероприятия «Нардуган»,
«Науруз », «Бабушкин сундук», фестиваль-конкурс патриотической песни, конкурс
чтецов «Нет в мире краше Родины нашей».
Итак,
чтобы обеспечить формирование патриотизма и гражданственности младших
школьников, необходимо организовать их участие в разнообразных видах
деятельности и постепенно расширяющихся отношений – от отношений в классе и до
включения в общественно-политическую жизнь взрослых.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.