Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
Формирование читательской компетентности младшего школьника
подготовила учитель начальных классов
МБОУ СОШ №2 с. Кизляр
Кубачева Арифа Ризвановна
2 слайд
Книга – это духовное завещание одного поколения другому.
Вся жизнь человечества последовательно оседала в книге: племена, государства исчезали, а книга оставалась…
А.И. Герцен
3 слайд
«Прежде, чем ты хочешь призвать ребёнка к какой-либо деятельности, заинтересуй его ею. А интерес к любому занятию, в том числе и к чтению, будет стабильным при условии, если ребёнок готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для неё, и что ребёнок будет действовать сам, преподавателю же остаётся только руководить и направлять его деятельность».
Л.С. Выготский
4 слайд
Проблема
снижение интереса к чтению у молодого поколения и необходимостью поддерживать устойчивый эмоциональный интерес к литературе и чтению;
уменьшение количества часов по литературному чтению – 1 класс (2 часа в неделю);2-4 классы (3 часа в неделю);
5 слайд
Актуальность проекта
Проблемы грамотности, образования, культуры, чтения являются особенно значимыми в наши дни и выходят на уровень проблем, от которых зависит благополучие нации.
Современные дети в гораздо большей степени зрители, чем читатели и слушатели. Компьютерная эра принципиально меняет объемы, носители, форму существования, передачи и восприятия информации.
Компьютеризация сама по себе не решает большинства информационно – образовательных проблем, поскольку главная преграда – низкий уровень читательской культуры, а читательская культура является фундаментом информационной культуры и общей культуры в целом.
6 слайд
Объект исследования - читательская компетентность младшего школьника
Предмет исследования – процесс формирования читательской компетентности
7 слайд
Цель проекта:
ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА, ОСОЗНАНИЕ СЕБЯ КАК ГРАМОТНОГО ЧИТАТЕЛЯ, СПОСОБНОГО К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВА САМООБРАЗОВАНИЯ
8 слайд
Задачи:
изучить психолого – педагогическую литературу по данной теме;
формировать основы читательской деятельности: читательских и речевых умений; навыков чтения ( совершенствование темпа, правильности, осознанности, элементарной выразительности при чтении и в устных высказываниях;
вычленение образовательных приемов, направленных на развитие и формирование осознанного чтения;
апробировать образовательные приемы, направленные на развитие и формирование осознанного чтения;
9 слайд
развивать у учащихся потребность в чтении как в источнике дальнейшего личностного совершенствования;
сформировать навык чтения на высоком уровне;
прививать интерес и любовь к чтению, стремление к самостоятельному чтению детских книг;
консолидировать усилия учителя, родителей. Библиотекарей в деле повышения престижа чтения, развивать семейное чтение.
10 слайд
Не читающий ученик в среднем и старшем звене школы менее эрудирован, грамотен, успешен, чем его сверстник, уделяющий чтению достаточное количество времени.
Словарный запас не читающих детей скуден, не выразителен. Поэтому необходимо формировать читательскую компетентность, т.е. необходимые знания, умения и навыки, позволяющие ребенку свободно ориентироваться в разнообразии книг, библиографическую грамотность, позитивное отношение к чтению
11 слайд
Гипотеза
Формирование основ читательской компетентности будет эффективным при соблюдении следующих условий:
организация системы работы по формированию у младших школьников типа правильной читательской деятельности;
использование современных технологий (в том числе ИКТ), нестандартных форм работы в учебной и внеурочной деятельности, типов заданий, позволяющих развивать читательскую компетентность, самостоятельность читателя, его познавательную мотивацию, умения и навыки работы с художественными и информационными текстами;
создание единого книжного окружения и книжных интересов детей и родителей как основы успешного формирования грамотного читателя в семье;
учёт возрастных, психологических особенностей развития школьников 7-8 лет.
12 слайд
Планируемые результаты:
повышение успеваемости и качества знаний по литературному чтению
совершенствование уровня сформированности техники чтения
положительная динамика мотивации чтения
раскрытие творческих способностей детей
расширение кругозора, интеллектуального и творческого развития детей
применение учащимися активных методов для организации самостоятельной творческой и познавательной деятельности
13 слайд
ЭТАПЫ ВНЕДРЕНИЯ ПРОЕКТА
I этап – аналитический
изучение состояния проблемы в теории и практике начальной школы;
систематизация дидактического материала;
выработка стратегии;
входной контроль:
- методы опроса ( беседы, анкетирование);
- техника чтения
14 слайд
II этап – внедренческий
разработка методов и приемов совершенствования навыка чтения
Разработка уроков, внеклассных мероприятий, направленных на формирование читательской компетенции младших школьников
осуществление совместной работы с родителями и библиотекой
15 слайд
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ
Творческие задания практического действия
Работа с иллюстрацией к тексту
Рецензирование детьми созданных рисунков
Лепка и аппликация
Моделирование обложки книги
Книжки – самоделки
16 слайд
Упражнения на определение смысловой структуры текста
Подобрать к каждому заголовку ( пункту плана) соответствующую часть текста ( определить, где она заканчивается).
Работа с деформированным текстом:
- собери рассыпанные слова в предложение;
- собери предложения из частей.
Разбей текст на смысловые части. Выдели главную мысль в каждой смысловой части текста.
Дополни предложение.
17 слайд
Упражнение на повышение уровня внимания и памяти:
подчеркнуть в ряду буквы;
найти среди буквенного набора слова, подчеркнуть их;
найти общее понятие для слов каждого ряда;
найди слово в слове;
преобразуй слово;
прочитай справа налево;
восполнение пропусков букв в словах;
поиск в тексте заданных слов;
зрительные диктанты.
18 слайд
Задания творческого характера речевой деятельности
Составление вопросов и тестов по данному тексту.
Творческое пересказывание.
Продолжение произведения (придумывание конца).
Творческое сочинение.
Словотворчество.
Работа с читательским дневником.
Письмо литературному герою. Письма любимым предметам.
19 слайд
Творческие задания игрового действия на уроках литературного чтения
Работа с кроссвордами
Составление викторин
Драматизация
Составление сказочных объявлений и телеграмм
«Цифровой диктант»
« Живые картинки»
20 слайд
Нестандартные уроки
Урок – сказка
Урок – путешествие
Урок – КВН
Урок – соревнование
Урок – исследование
Урок – деловая игра
Урок – лекция
Урок – экскурсия
21 слайд
III этап - оценочный
Проверка техники чтения
Диагностика по выявлению круга интересов в самостоятельном выборе книг для чтения
Диагностика уровня развития читательских умений младших школьников
22 слайд
Внеклассная работа
Внеклассные занятия
Работа с родителями
23 слайд
Итоги реализации проекта
Выводы:
1. Высокий уровень успеваемости и качества знаний учащихся по литературному чтению
24 слайд
Повышение уровня сформированности техники чтения
25 слайд
Повышение интереса учащихся к чтению
Итоги опроса учащихся
«Любишь ли ты сам читать книги?»
26 слайд
Разнообразный круг интересов в самостоятельном выборе книг
27 слайд
Приложения
Памятки
Урок - КВН
Зрительные диктанты
Найди слово в слове
Урок -проект
Кроссворд
«Герои сказок»
28 слайд
Нам не дано предугадать,
Как наше слово отзовётся.
Посеять в душах благодать,
Увы, не всякий раз дается.
Но мы обязаны мечтать
О дивном времени, и веке,
Когда цветком прекрасным стать
Сумеет личность человека
И мы обязаны творить,
Презрев все тяготы мирские,
Чтоб истин светлых заложить
Задатки в души молодые,
Чтоб верный путь им указать,
Помочь в толпе не раствориться...
Нам не дано предугадать,
Но мы обязаны стремиться!
Ф. И. Тютчев
29 слайд
Источники информации
Зайцев В.Н. Резервы обучения чтению // Начальная школа – 1990г. - №8 – стр.52
Оморкова М.И., Рапопорт И.А., Постоловский И.З. Преодоление трудностей – М.Просвещение, 1990 г.
Поздеева С.И. « Образовательное содержание совместной деятельности в начальной школе» – Томск; « Дельтаплан», 2004г.
Политова Н.И. «Развитие речи учащихся начальных классов» – М.: Просвещение, 1984г.
Светловская Н.Н. « Основы науке о читателе» – М.: Просвещение, 1997г.
Выготский Л.С. «Педагогическая психология»/ под ред. В.В. Давыдова – М., 1991г.
Евдокимова Н.Ф. « Как кроссворды помогают развитию интереса к чтению»// Начальная школа – 2005г. - №7, стр.88
Кузнецов О.А., Хромов Л.Н. «Техника быстрого чтения» – М.: Просвещение,1983г.
Интернет – ресурсы:
www.festival.1september.ru
www/referats.net
www/referats.com
www. Nachalka.Com
www. hr-portal.ru
www. clubook.ru
www.erudites.ru
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
• Проблемы грамотности, образования, культуры, чтения являются особенно значимыми в наши дни и выходят на уровень проблем, от которых зависит благополучие нации.
• Современные дети в гораздо большей степени зрители, чем читатели и слушатели. Компьютерная эра принципиально меняет объемы, носители, форму существования, передачи и восприятия информации. •Компьютеризация сама по себе не решает большинства информационно – образовательных проблем, поскольку главная преграда – низкий уровень читательской культуры, а читательская культура является фундаментом информационной культуры и общей культуры в целом.
6 663 954 материала в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Кубачева Арифа Ризвановна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Курс повышения квалификации
36 ч. — 144 ч.
Курс профессиональной переподготовки
600 ч.
Мини-курс
3 ч.
Мини-курс
6 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.