III Всероссийский конкурс работников
образовательных учреждений
"Воспитать человека-2013"
Формирование базовых ценностей
обучающихся в рамках внеурочной деятельности
Номинация «Ценности, которым нет цены»
Писарева Ирина Владимировна,
Место работы: МОУ Пушнинской СОШ
Черепановского района Новосибирской
области
Должность: заместитель директора школы
по воспитательной работе
Адрес: Новосибирская область
Черепановский район п.Пушной
пер.Пионерский д.11 кв.11 тел. 9059338273
Перечень представленных конкурсных
материалов:
1. Анкета – представление участника
2. Заявки-представления
3. Конкурсная работа
4. Приложения к конкурсной работе
5. Диск с видеоматериалами:
·
Визитная карточка участника
·
Визитная карточка моей работы
|
Острые проблемы воспитания современного подрастающего поколения
диктуют необходимость повышения эффективности
воспитательной работы в системе образования. Воспитание как первостепенный приоритет
в образовании должно стать органической составляющей педагогической
деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития», - отмечено
в концепции Модернизации российского образования.
Анализ
состояния дел в моей школе выявил:
• снижение позитивной
активности детей и подростков, потеря социальной значимости и связи с
обществом.
• бессмысленное
потребительство.
• безответственное
отношение не только к окружающему миру, но и к своей собственной жизни (к
здоровью, внешнему виду, нравственному совершенствованию).
•
трудности в самоопределении в группе, в обществе, в деле.
Эти
и ряд других проблем приводят к необходимости системного и целевого подхода к
воспитанию подрастающего поколения.
Цель
моей работы – создание условий для формирования базовых ценностей обучающихся в
рамках внеурочной деятельности.
Приоритетными
направлениями в своей работе считаю:
·
приобретение детьми универсального
социального опыта
·
духовно-нравственное развитие учащихся.
Универсальный
социальный опыт – это важная составляющая процесса социализации личности,
обязательное условие врастания в общество людей себе подобных. Осваивая
социальные роли, человек осваивает социальные стандарты поведения, учится
оценивать себя со стороны и осуществлять самоконтроль.
Духовно-нравственное
развитие учащихся - последовательное расширение и укрепление
ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать
и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных
идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру
в целом.
Результатом
работы по данным направлениям станет созидательная социальная модель ребёнка,
необходимая обществу в качестве набора полезных привычек:
·
Забота о себе, о другом, о пространстве
своей жизни.
·
Ценность духовного, внутреннего; разумное
самоограничение.
·
Сознательно и добровольно брать на себя
ответственность за себя, за других, …за страну, за человечество.
·
Говорить о хорошем, пребывать на подъёме,
думать позитивно.
·
Сотрудничество, взаимообогащение, диалог,
любовь. («ты - это я, я – это ты»)
·
Любознательность, творчество, желание
внести во все сферы своё разумное и созидательное слово
·
Взаимоуважение, поддержка.
·
Забота о здоровье и его формировании.
Для
успешного формирования созидательной модели ребёнка необходимо освоить новые
технологии формы, способы, приёмы работы в педагогическом, детском и
родительском сообществе.
Теоретическим
основанием для выбранной мною воспитательной деятельности стали идеи кандидата
педагогических наук Н.М.Филипповой г.Уфа (разработка и передача инструментов
наблюдения, анализа, проектирования и реализации собственных и коллективных
действий как явления естественной самоорганизации, основанной на ненасилии, на
интуитивном притяжении, на упорядочивании хаоса, как раскрывающегося потенциала
изменчивого мира) и автора проекта «Школа детей для детей» М.Н.Чёшевой
методиста МОУ «МИМЦ» Черепановского района Новосибирской области.
В
основу воспитательной работы положены ключевые идеи синергетического подхода.
Синергетический
подход к воспитанию способствует использованию детского потенциала для их
собственного развития (использование детского ресурса как средства
самовоспитания и взаимовоспитания). При этом на передний план выходит
продуктивная деятельность – исследовательская, проектная, творческая – ученика,
учителя и родителя.
Это
приводит к изменению роли, прежде всего, учителя и его ответственности в
жизни ученика. Главной становится способность учителя раскрыть возможности
ребёнка, пробудить его способности, создать условия для максимальной
самореализации, принятие законов общества, моральных норм и необходимость их
соблюдения.
Механизмы
реализации
1. Итак,
первым шагом в реорганизации воспитательной работы в образовательном
учреждении стала переподготовка педагогических кадров. В педагогическом
сообществе назрела необходимость смены менталитета, ценностных ориентаций
педагогов – формирование созидательно-концептуального педагогического мышления
(понимание и создание собственных смыслов педагогической деятельности). Функция
педагога как воспитателя меняется: педагог становится не транслятором, а координатором
в поиске смыслов и жизненных ценностей. Формируются субъект-субъектные
отношения всех участников образовательного процесса. «Появятся педагоги,
способные помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными,
творческими и уверенными в себе людьми. Открытые ко всему новому учителя»
(Приложение 1)
2. Жизнь
в школе организуется самими детьми в союзе с педагогами, где дети занимают
ведущую позицию, а педагог направляющую.
Поэтому
второй шаг – это подготовка детского инструкторского актива (детей с лидерской
одарённостью), работающих по методу проектов. В школе создан штаб инструкторов детской
самоорганизации. Развитие и освоение технологий самоорганизации детского
коллектива строится на определённых законах, принципах (Приложение 2) и
идеологии (Приложение 3)
Формы
работы с детским сообществом:
Службы
(Приложение 4)
Мастерские
(Приложение 5)
Фан-клубы
(Приложение 6)
Гостевание
Технологические
игры
Огоньки
Дистанционная
школа проекта «Школа детей для детей» (Приложение 7)
Звёздная
Академия
Основной
вид преобразующей деятельности – проектная.
Школа
осуществляет инновационно-образовательную модель внеурочной деятельности.
Но
существует и ряд проблем, которые приходится решать следующим образом.
1.
Работа с педагогическими стереотипами.
Особо
обращаю внимание на учителей, проявляющих пренебрежительное отношение к
новациям, а также испытывающих существенные затруднения в связи с недостаточным
уровнем готовности к инновационной деятельности. Эти учителя тоже добиваются
неплохих результатов педагогического труда, но путем использования традиционных
способов обучения и воспитания. Но, на конкретных примерах они должны осознавать
вполне закономерное явление — педагогические нововведения становятся
общественной потребностью и приобретают плановый и организованный характер.
Решение
этой проблемы осуществляется в форме иструктивно-методической деятельности (Приложение
8) и использование механизмов материального и морального поощрения учителей
за их сверхурочный труд, без чего немыслима инновационная деятельность.
2.
Страх перед трудностями, нежелание у детей брать ответственность за дело.
Проблема
решается через поддержку кадрового обеспечения развития детской
самоорганизации через:
·
организационные сборы (перезапуски детской
самоорганизации ОУ),
·
районные профильные смены лидеров самоорганизации,
·
фестивали команд органов самоуправления
классов,
·
участие детей в районных Звёздных
Академиях (Приложение 9).
3.
Отрицательное отношение родителей к общественной деятельности детей.
Родители
формируют интересы ребенка, советуют ему выбрать те или иные спортивные
занятия, влияют на выбор друзей, на решение вопроса о будущей профессии, на его
отношение к сексуальным проблемам, на выработку социальной позиции. Но
неведение родителей о внеурочной занятости детей настораживает их, они препятствуют
его общению со сверстниками, так как считают внеурочную занятость детей отвлекающей
от образовательной деятельности.
Проблема
решается через проведения Звёздных Академий для родителей, подготовленных и
представленных самими детьми (Приложение 10)
Постепенно,
решая проблемы, возникающие в ходе работы, обновляется и совершенствуется
воспитательная система школы, возникают временные коллективы, разновозрастные
объединения. Постепенно ученическое самоуправление трансформируется в службы,
в деятельности школьников развиваются инициатива и самоорганизованность,
создаются предпосылки для коллективного творчества. Обновляются школьные коллективные
традиции.
Коллектив
школы переходит в новое качественное состояние. Он все чаще выступает как
единое целое, как содружество детей и взрослых, объединенных общей целью, общей
деятельностью, отношениями творческого содружества, общей ответственностью. У
большинства школьников, педагогов формируется "атмосфера школы". Доминирует
педагогика отношений. В управление системой включается все большее количество
участников: детей, педагогов, родителей. Идет интеграция учебной и внеучебной
деятельности.
Эффекты
и результаты воспитательной работы школы:
1.
Сформирована детско-педогическая команда для развития самоорганизации школьного
сообщества (Приложение 9).
2.
Методические продукты деятельности детского сообщества для насыщения
деятельности детского сообщества созидательными программами, проектными разработками
в области социально-педагогических и социально-управленческих технологий.
(Приложение 11)
3.
Наличие детей - инструкторов для распространения проектной, организационной и
командообразующей грамотности в детской среде (Приложение 9)
Результаты
изменений в детском сообществе:
1.
Рост количества детей, способных ставить и держать цель, планировать,
организовывать работу в группе, создавать команду единомышленников, общаться,
отстаивать свою точку зрения (Приложение 12).
2.
Значительное повышение оценки самочувствия, активности, настроения и
просоционального поведения участников проекта.
3.Уменьшение
количества проблем с отклоняющимся поведением и проблем, связанных с общениями
со сверстниками.
4.
Повышение уровня социальной адаптации, социальной активности, успешности в
обучении и внешкольных занятиях, а также сила характера.
6.
Повышение степени удовлетворённости детей и родителей школьной жизнью
(Приложение 13).
7.
Увеличение количества желающих активно включаться в строительство своей жизни и
в жизнь класса, что исключает экстремистские проявления в будущем (Приложение 14).
8.
Увеличение количества детей, уверенных в своих силах, осознающих свою
самоценность, что исключает суицидные проявления в детской среде (Приложение 12).
Результаты
изменения среды:
1.
Освоенные на районных инструкторских сменах лидеров приёмы и технологии
используются инструкторской командой в нашей школе в создании атмосферы
единения, поддержки и понимания, активности, творчества, открытия способностей
и желания совместной деятельности (Приложение 11).
2.
Сотрудничество между школами, дружба детских сообществ (Приложение 15).
3.
Формируется общая духовно-нравственная среда для проявления и развития способностей
каждого ребёнка, обеспечивающая возможность самореализации учащимися школы
(Приложение 12).
4.
Формируется умение формировать бесконфликтную среду, социальное закаливание
(Приложение 12).
Меняется
мир вокруг нас. И в потоках информационного мусора (телевидение, интернет) всё
сложнее следовать незыблемым ценностям (семьи, жизни и времени, людей и
отношений, самого себя). Именно поэтому мы (педагоги, родители) подбираем
адаптивные подходы к воспитанию и формированию духовных ценностей. Искать такие
подходы наша святая обязанность, иначе за нас это сделает кто-то другой.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.