Главная / Классному руководителю / Формирование базовых ценностей обучающихся в рамках внеурочной деятельности (5-11 класс)

Формирование базовых ценностей обучающихся в рамках внеурочной деятельности (5-11 класс)

III Всероссийский конкурс работников образовательных учреждений
"Воспитать человека-2013"





Формирование базовых ценностей обучающихся в рамках внеурочной деятельности


Номинация «Ценности, которым нет цены»




Писарева Ирина Владимировна,

Место работы: МОУ Пушнинской СОШ

Черепановского района Новосибирской области

Должность: заместитель директора школы

по воспитательной работе

Адрес: Новосибирская область

Черепановский район п.Пушной

пер.Пионерский д.11 кв.11 тел. 9059338273


Перечень представленных конкурсных материалов:

1. Анкета – представление участника

2. Заявки-представления

3. Конкурсная работа

4. Приложения к конкурсной работе

5. Диск с видеоматериалами:

  • Визитная карточка участника

  • Визитная карточка моей работы

Острые проблемы воспитания современного подрастающего поколения диктуют необходимость повышения эффективности воспитательной работы в системе образования. Воспитание как первостепенный приоритет в образовании должно стать органической составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития», - отмечено в концепции Модернизации российского образования.

Анализ состояния дел в моей школе выявил:

снижение позитивной активности детей и подростков, потеря социальной значимости и связи с обществом.

бессмысленное потребительство.

безответственное отношение не только к окружающему миру, но и к своей собственной жизни (к здоровью, внешнему виду, нравственному совершенствованию).

трудности в самоопределении в группе, в обществе, в деле.

Эти и ряд других проблем приводят к необходимости системного и целевого подхода к воспитанию подрастающего поколения.

Цель моей работы – создание условий для формирования базовых ценностей обучающихся в рамках внеурочной деятельности.

Приоритетными направлениями в своей работе считаю:

  • приобретение детьми универсального социального опыта

  • духовно-нравственное развитие учащихся.

Универсальный социальный опыт – это важная составляющая процесса социализации личности, обязательное условие врастания в общество людей себе подобных. Осваивая социальные роли, человек осваивает социальные стандарты поведения, учится оценивать себя со стороны и осуществлять самоконтроль.

Духовно-нравственное развитие учащихся - последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.

Результатом работы по данным направлениям станет созидательная социальная модель ребёнка, необходимая обществу в качестве набора полезных привычек:

  • Забота о себе, о другом, о пространстве своей жизни.

  • Ценность духовного, внутреннего; разумное самоограничение.

  • Сознательно и добровольно брать на себя ответственность за себя, за других, …за страну, за человечество.

  • Говорить о хорошем, пребывать на подъёме, думать позитивно.

  • Сотрудничество, взаимообогащение, диалог, любовь. («ты - это я, я – это ты»)

  • Любознательность, творчество, желание внести во все сферы своё разумное и созидательное слово

  • Взаимоуважение, поддержка.

  • Забота о здоровье и его формировании.

Для успешного формирования созидательной модели ребёнка необходимо освоить новые технологии формы, способы, приёмы работы в педагогическом, детском и родительском сообществе.

Теоретическим основанием для выбранной мною воспитательной деятельности стали идеи кандидата педагогических наук Н.М.Филипповой г.Уфа (разработка и передача инструментов наблюдения, анализа, проектирования и реализации собственных и коллективных действий как явления естественной самоорганизации, основанной на ненасилии, на интуитивном притяжении, на упорядочивании хаоса, как раскрывающегося потенциала изменчивого мира) и автора проекта «Школа детей для детей» М.Н.Чёшевой методиста МОУ «МИМЦ» Черепановского района Новосибирской области.

В основу воспитательной работы положены ключевые идеи синергетического подхода.

Синергетический подход к воспитанию способствует использованию детского потенциала для их собственного развития (использование детского ресурса как средства самовоспитания и взаимовоспитания). При этом на передний план выходит продуктивная деятельность – исследовательская, проектная, творческая – ученика, учителя и родителя.

Это приводит к изменению роли, прежде всего, учителя и его ответственности в жизни ученика. Главной становится способность учителя раскрыть возможности ребёнка, пробудить его способности, создать условия для максимальной самореализации, принятие законов общества, моральных норм и необходимость их соблюдения.

Механизмы реализации

  1. Итак, первым шагом в реорганизации воспитательной работы в образовательном учреждении стала переподготовка педагогических кадров. В педагогическом сообществе назрела необходимость смены менталитета, ценностных ориентаций педагогов – формирование созидательно-концептуального педагогического мышления (понимание и создание собственных смыслов педагогической деятельности). Функция педагога как воспитателя меняется: педагог становится не транслятором, а координатором в поиске смыслов и жизненных ценностей. Формируются субъект-субъектные отношения всех участников образовательного процесса. «Появятся педагоги, способные помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. Открытые ко всему новому учителя» (Приложение 1)

  2. Жизнь в школе организуется самими детьми в союзе с педагогами, где дети занимают ведущую позицию, а педагог направляющую.

Поэтому второй шаг – это подготовка детского инструкторского актива (детей с лидерской одарённостью), работающих по методу проектов. В школе создан штаб инструкторов детской самоорганизации. Развитие и освоение технологий самоорганизации детского коллектива строится на определённых законах, принципах (Приложение 2) и идеологии (Приложение 3)

Формы работы с детским сообществом:

  • Службы (Приложение 4)

  • Мастерские (Приложение 5)

  • Фан-клубы (Приложение 6)

  • Гостевание

  • Технологические игры

  • Огоньки

  • Дистанционная школа проекта «Школа детей для детей» (Приложение 7)

  • Звёздная Академия

Основной вид преобразующей деятельности – проектная.

Школа осуществляет инновационно-образовательную модель внеурочной деятельности.

Но существует и ряд проблем, которые приходится решать следующим образом.

1. Работа с педагогическими стереотипами.

Особо обращаю внимание на учителей, проявляющих пренебрежительное отношение к новациям, а также испытывающих существенные затруднения в связи с недостаточным уровнем готовности к инновационной деятельности. Эти учителя тоже добиваются неплохих результатов педагогического труда, но путем использования традиционных способов обучения и воспитания. Но, на конкретных примерах они должны осознавать вполне закономерное явление — педагогические нововведения становятся общественной потребностью и приобретают плановый и организованный характер.

Решение этой проблемы осуществляется в форме иструктивно-методической деятельности (Приложение 8) и использование механизмов материального и морального поощрения учителей за их сверхурочный труд, без чего немыслима инновационная деятельность.

2. Страх перед трудностями, нежелание у детей брать ответственность за дело.

Проблема решается через поддержку кадрового обеспечения развития детской самоорганизации через:

  • организационные сборы (перезапуски детской самоорганизации ОУ),

  • районные профильные смены лидеров самоорганизации,

  • фестивали команд органов самоуправления классов,

  • участие детей в районных Звёздных Академиях (Приложение 9).

3. Отрицательное отношение родителей к общественной деятельности детей.

Родители формируют интересы ребенка, советуют ему выбрать те или иные спортивные занятия, влияют на выбор друзей, на решение вопроса о будущей профессии, на его отношение к сексуальным проблемам, на выработку социальной позиции. Но неведение родителей о внеурочной занятости детей настораживает их, они препятствуют его общению со сверстниками, так как считают внеурочную занятость детей отвлекающей от образовательной деятельности.

Проблема решается через проведения Звёздных Академий для родителей, подготовленных и представленных самими детьми (Приложение 10)

Постепенно, решая проблемы, возникающие в ходе работы, обновляется и совершенствуется воспитательная система школы, возникают временные коллективы, разновозрастные объединения. Постепенно ученическое самоуправление трансформируется в службы, в деятельности школьников развиваются инициатива и самоорганизованность, создаются предпосылки для коллективного творчества. Обновляются школьные коллективные традиции.

Коллектив школы переходит в новое качественное состояние. Он все чаще выступает как единое целое, как содружество детей и взрослых, объединенных общей целью, общей деятельностью, отношениями творческого содружества, общей ответственностью. У большинства школьников, педагогов формируется "атмосфера школы". Доминирует педагогика отношений. В управление системой включается все большее количество участников: детей, педагогов, родителей. Идет интеграция учебной и внеучебной деятельности.

Эффекты и результаты воспитательной работы школы:

1. Сформирована детско-педогическая команда для развития самоорганизации школьного сообщества (Приложение 9).

2. Методические продукты деятельности детского сообщества для насыщения деятельности детского сообщества созидательными программами, проектными разработками в области социально-педагогических и социально-управленческих технологий. (Приложение 11)

3. Наличие детей - инструкторов для распространения проектной, организационной и командообразующей грамотности в детской среде (Приложение 9)

Результаты изменений в детском сообществе:

1. Рост количества детей, способных ставить и держать цель, планировать, организовывать работу в группе, создавать команду единомышленников, общаться, отстаивать свою точку зрения (Приложение 12).

2. Значительное повышение оценки самочувствия, активности, настроения и просоционального поведения участников проекта.

3.Уменьшение количества проблем с отклоняющимся поведением и проблем, связанных с общениями со сверстниками.

4. Повышение уровня социальной адаптации, социальной активности, успешности в обучении и внешкольных занятиях, а также сила характера.

6. Повышение степени удовлетворённости детей и родителей школьной жизнью (Приложение 13).

7. Увеличение количества желающих активно включаться в строительство своей жизни и в жизнь класса, что исключает экстремистские проявления в будущем (Приложение 14).

8. Увеличение количества детей, уверенных в своих силах, осознающих свою самоценность, что исключает суицидные проявления в детской среде (Приложение 12).

Результаты изменения среды:

1. Освоенные на районных инструкторских сменах лидеров приёмы и технологии используются инструкторской командой в нашей школе в создании атмосферы единения, поддержки и понимания, активности, творчества, открытия способностей и желания совместной деятельности (Приложение 11).

2. Сотрудничество между школами, дружба детских сообществ (Приложение 15).

3. Формируется общая духовно-нравственная среда для проявления и развития способностей каждого ребёнка, обеспечивающая возможность самореализации учащимися школы (Приложение 12).

4. Формируется умение формировать бесконфликтную среду, социальное закаливание (Приложение 12).

Меняется мир вокруг нас. И в потоках информационного мусора (телевидение, интернет) всё сложнее следовать незыблемым ценностям (семьи, жизни и времени, людей и отношений, самого себя). Именно поэтому мы (педагоги, родители) подбираем адаптивные подходы к воспитанию и формированию духовных ценностей. Искать такие подходы наша святая обязанность, иначе за нас это сделает кто-то другой.




Формирование базовых ценностей обучающихся в рамках внеурочной деятельности (5-11 класс)
  • Классному руководителю
Описание:

Острые проблемы воспитания современного подрастающего поколения диктуют необходимость повышения  эффективности воспитательной работы в системе образования. Воспитание как первостепенный  приоритет в образовании должно стать органической составляющей педагогической деятельности, интегрированной  в общий процесс обучения и развития», - отмечено в концепции Модернизации российского образования.

Анализ состояния дел в моей школе  выявил:

• снижение позитивной активности детей и подростков, потеря социальной значимости и связи с обществом.

• бессмысленное потребительство.

• безответственное отношение не только к окружающему миру, но и к своей собственной жизни (к здоровью, внешнему виду, нравственному совершенствованию).

• трудности в самоопределении в группе, в обществе, в деле.

 

Эти  и ряд других проблем приводят к необходимости системного и целевого подхода к воспитанию подрастающего поколения.

Автор Писарева Ирина Владимировна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Классному руководителю
Подраздел
Просмотров 420
Номер материала 25235
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓