Главная / Другое / Формирование активной гражданской позиции школьников на уроках ОРКСЭ

Формирование активной гражданской позиции школьников на уроках ОРКСЭ

Название документа Выступление на педсовете ОРКСЭ.doc

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №5»

















Выступление на педагогическом совете

Формирование активной гражданской позиции школьников на уроках ОРКСЭ





























Учитель: Назарова С.А.





Март, 2014г.


Последнее десятилетие XX и начало XXI века для России - время формирования гражданского общества и правового государства, перехода к рыночной экономике, признания человека, его прав и свобод высшей ценностью.

Развитие личности школьника неразрывно связано с формированием у него основополагающих ценностей, определяющих гражданское самосознание. Важным является воспитание учащихся на основе социокультурных и исторических достижений многонационального народа России, народов других стран, а также культурных и исторических традиций родного края.

Активная гражданская позиция – это осознанное участие человека в жизни общества, сознательные реальные действия, направленные на реализацию общественных ценностей при разумном соотношении личностных и общественных интересов.

Среди гражданских ценностей современного мира можно назвать следующие:

  • патриотизм (любовь к Родине, городу, школе, семье);

  • гражданственность (принадлежность к коллективу, школе, городу, стране);

  • активная жизненная позиция;

  • нравственность;

  • творчество (как раскрытие способностей, креативность, самоопределение).

Венчает эту пирамиду ценностей сам «человек». Поэтому немало важным считаю заботу об индивидуальном развитии ребёнка, максимальном проявлении личностных особенностей и индивидуальных способностей каждого учащегося класса.

С 1 сентября 2012 года во всех общеобразовательных учреждениях России учащиеся 4-х классов начнут изучать курс «Основы религиозных культур и светской этики».

В рамках данного учебного предмета по выбору обучающихся или по выбору их родителей (законных представителей) изучаются основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур, основы светской этики.

Изучение курса ОРКСЭ способствует формированию у детей социальной и гражданской зрелости. Родители, учителя, общественность осознают необходимость принятия на государственном уровне мер, обеспечивающих возвращение воспитания в школу, укрепление сотрудничества государства, школы, семьи, общественных и традиционных религиозных организаций в целях духовно-нравственного развития и воспитания школьников, морального оздоровления общества.

Многие уроки ОРКСЭ призваны также формировать активную гражданскую позицию учащихся, особенно когда знания, полученные на уроках, являются результатом их собственной поисково-исследовательской деятельности. Формами проведения таких уроков выступают практические и семинарские занятия, традиционные уроки и викторины. При этом широко использую проблемный метод изучения Этики, который позволяет организовать работу на основе взаимодействия, диалога, в ходе которого учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы, используя анализ обстоятельств и соответствующей информации. Такой метод позволяет формировать способности учащихся принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, аргументированно отстаивать свою точку зрения, принимать убедительные доводы других людей.

Рассмотрев содержание курса, можно отметить направленность изучения данного предмета на воспитание патриотизма, гражданственности, нравственности, толерантности.

Происходит формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину; формируется образ мира как единого целостного при разнообразии культур, национальностей, религий воспитывается доверие и уважение к истории и культуре всех народов; развивается самостоятельность и личная ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

Так на уроке по теме

«Россия - наша Родина» ученикам предлагается назвать синонимы слову Родина (Отчизна, Россия, Российская Федерация и т. д..) и обсудить их смысл, вспомнить какие народы населяют нашу большую страну, их обычаи и традиции.

- «Добро и зло» - привести примеры добрых и плохих поступков в истории (рабство) и современности (войны).

-«Любовь и уважение к отечеству» Почему мы любим свою страну (родина, я тут родился, здесь живёт моя семья и т.д)

Например: Урок 1. Россия — наша Родина

Цель урока: формирование понимания единства многоликой России

Задачи урока:

Познавательная:

Раскрыть многообразие культур населения России · Закрепить понимание Родины как многонационального государства. Закрепить отношение к своей «малой Родине» как части большой и неделимой Родины – России

2. Развивающая:

Развитие чувства патриотизма, уважительного отношения к Родине, способствовать формированию активной гражданской позиции, а также развитие творческих способностей, мышления, умения общаться, слушать друг друга.

3. Воспитательная: воспитывать в детях радость от того, что мы родились и живем в России; желание стать наследниками славных традиций российской истории.

Основная задача– воспитание гражданина, воспитание у учащихся чувства прекрасного, гордости за своё Отечество, уважительное отношение друг к другу, воспитание ответственности и причастности к своей стране.

Воспитательная работа по формированию гражданской позиции у школьников приводит к развитию следующих понятий, взглядов, компетенций:

- понятия основных социальных ролей - дочери, сына

- преемственность поколений, семейные традиции

- любовь к Родине, гордость

- гражданский долг

- активность жизненной позиции

- соблюдение правил и норм поведения

- верность долгу

- профессиональное самоопределение и польза обществу

- призвание и успех в жизни

- роль коллектива

-уважение других людей

- сопереживание и участие

- лидерская позиция и др.

Совместная творческая деятельности и солидарность с родителями – лучший путь к тому, чтобы каждый ребенок класса приобрел действенный опыт гражданской активности. Обратите внимание на домашнее задание:

  • Прочитать статью членам семьи и ответить на вопросы

  • Рассказать членам семьи о добродетели и пороке

  • Рассказать членам семьи о понятиях

  • Редактирование, обсуждение с родителями своих творческих работ

  • Рассказать членам семьи, что ты узнал на уроке

Это всё по – тому, что воспитание семьи и школы является взаимодополняемым. Не закрепив знания о моральных нормах в семье, нельзя добиться нужного результата в формировании гражданского, нравственного и этического воспитания детей.

По завершению изучения курса СВЕТСКАЯ ЭТИКА, дети готовят индивидуальные или групповые проекты. Подобная работа носит исследовательский характер.Все виды работ призваны решать задачи нравственного, морально – этического и патриотического характера.

Формировать гражданскую позицию у подрастающего поколения возможно только при условии реализации единой учебно-воспитательной системы, в которой и задачи, и механизмы, и способы, и принципы воспитания подчинены единой цели: воспитания Человека Культуры и гражданина своей страны.

 В заключение хотелось бы сказать, что любой даже самый замечательный предмет, самый замечательный урок может только побудить к размышлению, подтолкнуть ученика к духовной работе, дать представление о моральных нормах. Но их превращение в ценности и мотивы поведения возможно только через постоянное упражнение в их применении, а это требует объединения усилий и школы, и семьи, и социума.  

Название документа Формирование активной гражданской позиции школьников на уроках ОРКСЭ.ppt

Формирование активной гражданской позиции школьников на уроках ОРКСЭ Подготов...
«Мы, учителя, растим и воспитываем будущих граждан России, и без гражданског...
Гражданские ценности современного мира патриотизм (любовь к Родине, городу, ш...
Учебный курс ОРКСЭ Единая комплексная учебно-воспитательная система Все модул...
основы православной культуры основы исламской культуры основы буддийской куль...
Учебный курс ОРКСЭ реализует задачу нравственного развития младших школьнико...
Развитие понятий, взглядов, компетенций: - понятия основных социальных ролей ...
Примеры домашнего задания Расскажи членам семьи и друзьям об известных тебе л...
  	Когда закончится учебный курс предмета «Основы религиозных культур и светс...
Спасибо за внимание!
1 из 15

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Формирование активной гражданской позиции школьников на уроках ОРКСЭ Подготовила
Описание слайда:

Формирование активной гражданской позиции школьников на уроках ОРКСЭ Подготовила учитель ОРКСЭ Назарова С.А.

№ слайда 2 «Мы, учителя, растим и воспитываем будущих граждан России, и без гражданского о
Описание слайда:

«Мы, учителя, растим и воспитываем будущих граждан России, и без гражданского образования в российской школе не будет поступательного движения вперед. Наша школа должна растить не просто законопослушного, а знающего свои права гражданина, человека, которому не все равно, что будет с его Родиной».

№ слайда 3 Гражданские ценности современного мира патриотизм (любовь к Родине, городу, школ
Описание слайда:

Гражданские ценности современного мира патриотизм (любовь к Родине, городу, школе, семье); гражданственность (принадлежность к коллективу, школе, городу, стране); активная жизненная позиция; нравственность; творчество (как раскрытие способностей, креативность, самоопределение).

№ слайда 4 Учебный курс ОРКСЭ Единая комплексная учебно-воспитательная система Все модули к
Описание слайда:

Учебный курс ОРКСЭ Единая комплексная учебно-воспитательная система Все модули курса согласуются между собой по педагогическим целям, задачам и требованиям к результатам освоения учебного содержания.

№ слайда 5 основы православной культуры основы исламской культуры основы буддийской культур
Описание слайда:

основы православной культуры основы исламской культуры основы буддийской культуры основы иудейской культуры Основы светской этики основы мировых религиозных культур

№ слайда 6 Учебный курс ОРКСЭ реализует задачу нравственного развития младших школьников,
Описание слайда:

Учебный курс ОРКСЭ реализует задачу нравственного развития младших школьников, воспитания культуры поведения с опорой на представления о положительных поступках людей. • На страницах учебника говорится о том, что такое добро и зло, дружба и порядочность, честность и искренность, гордость и гордыня, честь и достоинство, терпение, сострадание, милосердие и многое другое. • Каждая тема включает интересный дополнительный материал (рассказы, сказки, былины, фрагменты из детской литературы и др.). • Рубрика «Этикет» знакомит с основами этикета и содержит познавательные тексты. • Дети узнают много полезного о правилах поведения за столом и общении в гостях, о поведении в общественном транспорте и на улице, об умении выбирать подарки, дарить цветы и многом другом. • Яркий и образный язык учебника доступен для понимания младших школьников. Учебный материал, особенно важный для понимания курса, выделен цветом.

№ слайда 7
Описание слайда:

№ слайда 8
Описание слайда:

№ слайда 9
Описание слайда:

№ слайда 10
Описание слайда:

№ слайда 11
Описание слайда:

№ слайда 12 Развитие понятий, взглядов, компетенций: - понятия основных социальных ролей - д
Описание слайда:

Развитие понятий, взглядов, компетенций: - понятия основных социальных ролей - дочери, сына - преемственность поколений, семейные традиции - любовь к Родине, гордость - гражданский долг - активность жизненной позиции - соблюдение правил и норм поведения - верность долгу - профессиональное самоопределение и польза обществу - призвание и успех в жизни - роль коллектива -уважение других людей - сопереживание и участие - лидерская позиция и др.

№ слайда 13 Примеры домашнего задания Расскажи членам семьи и друзьям об известных тебе людя
Описание слайда:

Примеры домашнего задания Расскажи членам семьи и друзьям об известных тебе людях России. Проведи интервью с членами семьи по вопросам: Каких героев России они знают, в чем их заслуги перед отечеством? Каких русских писателей, художников, композиторов они знают, чем они знамениты? Какие книги о нашей родине России они посоветовали бы тебе прочитать? Есть ли среди ваших родственников те, кто много сделал для родины? Кто это, в чем их заслуги? Посоветуйся с родителями и назови несколько традиций, принятых в вашей семье. Какие ценности лежат в основе традиций вашей семьи?

№ слайда 14   	Когда закончится учебный курс предмета «Основы религиозных культур и светской
Описание слайда:

   Когда закончится учебный курс предмета «Основы религиозных культур и светской этики», хочется верить, что наши ученики будут знать и понимать, что мы живем в стране, где все нации равны, уважают друг друга и объединены культурой.

№ слайда 15 Спасибо за внимание!
Описание слайда:

Спасибо за внимание!

Формирование активной гражданской позиции школьников на уроках ОРКСЭ
  • Другое
Описание:

Выступление на педсовете на тему: Формирование активной гражданской позиции школьников на уроках  ОРКСЭ 

Среди гражданских ценностей современного мира можно назвать следующие:

·         патриотизм (любовь к Родине, городу, школе, семье);

·         гражданственность (принадлежность к коллективу, школе, городу, стране);

·         активная жизненная позиция;

·         нравственность;

·        творчество (как раскрытие способностей, креативность, самоопределение)

Автор Назарова Светлана Алексеевна
Дата добавления 03.01.2015
Раздел Другое
Подраздел
Просмотров 1019
Номер материала 23914
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓