Главная / Математика / Статья "Формирование адекватной оценки и самооценки на уроках математики"

Статья "Формирование адекватной оценки и самооценки на уроках математики"

Формирование адекватной оценки и самооценки на уроках математики

«Самого большого успеха добивались те,

кто, поняв проблему, превращали ее в возможность»

Джозеф Шугерман


В условиях модернизации современной системы образования важным является возросший интерес к личности школьника. Одна из центральных задач общеобразовательной школы – подготовка обучающихся к самостоятельному совершенствованию себя – делает особо значимой проблему формирования активной позиции школьника в учебно-воспитательный процесс. Последнее требует сформированности у ребёнка представления о себе и своих возможностях, умения всесторонне и объективно оценить особенности своей личности и деятельности, принять роль ученика, правильно построить свои взаимоотношения с окружающими, то есть требует определённого уровня сформированности самооценки.

Усваивая в процессе обучения и воспитания определённые нормы и ценности, школьник начинает под воздействием оценочных суждений других (учителей, сверстников, родителей) относится определённым образом как к реальным результатам своей деятельности, так и самому себе как личности. С возрастом он всё с большей определённостью различает свои действительные достижения и то, чего он мог бы достичь, обладая определёнными личностными качествами. Так у ученика в учебно-воспитательном процессе формируется установка на оценку своих возможностей – один из основных компонентов самооценки.

Источники формирования самооценки различны: расширение знаний ребёнка о себе и своих возможностях, удовлетворение своей деятельностью, правильное сопоставление своих реальных достижений и притязаний, оценка окружающими данного человека.

Основными средствами самооценки являются: самонаблюдение, самоанализ, самоотчёт, сравнение. На этой основе личность сама оценивает себя, свои возможности, качества, место среди других людей, достигнутые результаты в различных сферах жизни деятельности, взаимоотношения с людьми.

Большое влияние на развитие самооценки оказывает школьная оценка успеваемости. Ориентируясь на оценку учителя, дети сами считают себя и своих сверстников отличниками, двоечниками и т.п., наделяя представителей каждой группы соответствующими качествами. Учебная деятельность – основная для школьника, и если в ней он не чувствует себя компетентным, его личностное развитие искажается.

С каждым новым учебным годом обучающиеся должны уметь анализировать и обобщать результаты своей учебной деятельности с большей самостоятельностью, разрабатывать пути корректировки результатов деятельности под руководством учителя.

Потребность в самоконтроле и критической самооценке своих действий, постоянно развиваясь в ученике, превращается в его личностное качество, которое ему будет необходимо в любой другой деятельности. Сформировавшись, оно становится неотъемлемой чертой его характера, которая в свою очередь будет способствовать дальнейшему развитию мыслительных способностей обучающегося. И, конечно же, предметом, наиболее способствующим выработке потребности в критической самооценке и самоконтроле своих действий и, вместе с ним, развитию мыслительных способностей обучающихся является математика. Потребность в самоконтроле и тщательной проверке результатов своих действий, умение критически относится к собственной деятельности – являются важнейшими навыками, которые должны вынести обучающиеся из прохождения курса математики.

Чтобы работа учителя по воспитанию навыков самоконтроля была эффективной, на уроках математики должна проводиться систематическая работа в этом направлении. На практике чаще всего используются следующие формы контроля: индивидуальный, групповой и фронтальный.

Роль взаимного контроля качества и эффективности учебной деятельности школьников трудно переоценить.

Взаимный контроль содействует выработке таких качеств личности, как честность и справедливость, коллективизм. Взаимный контроль помогает также учителю осуществлять проверку знаний обучающихся. Учителя гимназии часто используют взаимную проверку организационной готовности к уроку (констатирующий взаимоконтроль выполнения домашнего задания) и частичную, эпизодическую взаимопроверку знаний обучающихся (рецензирование ответов на уроке, рецензирование письменных работ).

Взаимопроверка знаний значительно активизирует деятельность обучающихся, повышает интерес к знаниям и даже нравится им. В ходе взаимного контроля раскрываются индивидуальные особенности детей, их взаимоотношения с товарищами.

Обычным способом организации самоконтроля в процессе обучения математике является указание ответа (известного заранее или сообщаемого учениками друг другу). Некоторым обучающимся в случае трудоемких заданий вполне достаточно свериться с окончательным результатом. Другим требуется дать промежуточные ответы. Это помогает им самостоятельно выполнять учебные задания даже в тот момент, когда у них еще не выработаны прочные навыки.

Среди учебных заданий, стимулирующих самоконтроль в работе обучающихся, определенное место занимают задания с программированным контролем. Такие задания позволяют увеличить интенсивность самостоятельной учебной работы обучающихся, удобны для организации фронтальной работы и коллективного обсуждения полученных индивидуальных результатов.

Выделяются следующие этапы формирования самоконтроля:

1-й этап  Ученик должен научиться понимать и принимать контроль учителя.

 Для этого учитель должен:

  • показать обучающимся, что любое обучение - органическое единство двух процессов: передача обучаемому в той или иной форме учебного материала и выявление степени усвоения этого материала;

  •  ознакомить обучающихся с нормами и критериями оценки знаний, умений и навыков;

  •   сообщать обучающимся, после каких доз учебного материала необходим контроль и цель проведения того или иного контроля;

  • выставляя ту или иную оценку, объяснять ее, исходя из критериев оценки;

2-й этап   Ученик должен научиться  наблюдать и анализировать учебную деятельность своих товарищей.

Взаимопроверка служит хо­рошей школой воспитания са­моконтроля - ведь обнару­жить ошибки в работе това­рища гораздо легче, чем в соб­ственной, а полученные навы­ки контроля ученик переносит на свою деятельность (само­контроль).

3-й этап    Ученик должен научиться осуществлять наблюдение за своей учебной деятельностью, выполнять ее самоанализ, самооценку и самокоррекцию.

От способности ученика к самоанализу и самооценке зависит успешность его обу­чения, требовательность к своей учебной деятельности и адекватная реакция на оценку его деятельности со стороны учителя.

В результате этой работы:

во-первых, обучающиеся организуют свою деятельность в цикличной форме, периодически проверяя и оценивая её, тогда самоконтроль и самооценка выполняют функцию рефлексивного замыкания некоторого этапа этой работы;

во-вторых, в процессе самоконтроля и самооценки ученик, как субъект деятельности, выполняет обобщения и сопоставления, осмысливает критерии анализа своей деятельности. (Приложение № 1)

В своей практике мы используем следующие приемы контроля:

1) Самопроверка по образцу после объяснения нового материала. Образец решения домашней работы записан на доске заранее. Обучающиеся рассматривают решение образец и устно комментируют его, тетради у всех закрыты. Затем ребята открывают тетради и проверяют свои работы по образцу, подчеркивая ошибки. Этот способ развивает внимание и выявляет ошибки с помощью образца.

2) Взаимопроверка с помощью образца. В этом случае обучающиеся проверяют домашнюю работу своего соседа тоже по образцу. Как и в первом случае, окончательно тетради проверяет учитель.

3) Математический диктант может заменить опрос по теме, заданной для повторения. Его продолжительность обычно 10-20 минут. Он представляет собой систему вопросов, связанных между собой.

Существует еще такая разновидность диктанта, как математический диктант с графической записью ответа.

Приведем методику проведения диктанта.

1. Учитель полностью зачитывает текст, а обучающиеся слушают, не делая

записей.

2. Учитель читает текст по фразам, делая паузы от одной до четырех минут,

чтобы дать обучающимся возможность выполнить задание.

3. Когда все задания выполнены, учитель снова читает весь текст с

небольшими остановками (это дает обучающимся возможность что – то исправить и сделать дополнения).

Правильные ответы записываются на доске. Ученики могут проверить диктант самостоятельно у соседа по парте.

С помощью математического диктанта можно проверить знание обучающимися формулировок, определений, свойств, теорем, формул, умения и навыки в их использовании.

В своей практике мы используем следующие приемы:

4) Обучающимся дается задание составить задачи для одноклассников, используя пройденный материал.

При составлении задачи ученику приходится побывать и в позиции учителя, который составляет задачу, и в позиции ученика, который решает задачу. Он старается составить задачу таким образом, чтобы задача и решалась, и в то же время она в себе содержала некоторую трудность, т. е требовала обдумывания, применения своих знаний, в том числе и знаний полученных по другим предметам. При этом ему необходимо оценивать свои силы, знания, заранее запланировать свои действия. Чтобы не ошибиться, он будет, пересматривать каждое свое действие, контролировать их выполнение. Ему придется решать задачу, анализировать и обобщать её по нескольку раз, вновь возвращаясь к условию задачи.

5) Обучающимся даются задания, составленные учителем или сверстниками на нахождение и исправление “допущенных” ошибок.

Сознательно допущенная ошибка заставит ученика подумать, критически переосмыслять, оценивать не только данную работу, но и пересматривать свои взгляды, свои знания. В процессе поиска и исправления ошибок лучше всего выявляется своя неполнота понимания, что заставляет ученика анализировать свои знания.

6) Учитель при объяснении “допускает” ошибку.

Учитель при объяснении на доске сознательно допускает ошибку: при выводе формулы или решения задачи, и т.д. Ученикам, которые нашли ошибки учителя, приходиться давать убедительные объяснения и приводить доказательства, пока все обучающиеся не увидят ошибку, не поймут её и не включаться в активную умственную деятельность.

7) Обучающиеся объясняют доказательство или решение задачи одноклассникам.

Во время объяснения обучающимся решения или доказательства какой-либо задачи, все остальные должны напряженно искать возможных возражений и немедленно их высказывать. Ученик, прежде чем сказать, будет обдумывать, анализировать каждый шаг своего решения, рассматривать его с различных точек зрения, пересматривать свою точку зрения, аргументировать и доказывать свое мнение, изыскивать исчерпывающие аргументы. Если он “отобьется” от всех возражений, ему удастся убедить в своей правоте других, то он испытает радость, удовлетворение от своей работы.

8) Обучающимся дается задание с недостающими данными, которые им необходимо самим определить.

Если в задачах отсутствуют некоторые данные, вследствие чего дать точный ответ на вопрос задачи не представляется возможным. Цель таких заданий научить обучающихся “схватывать” в процессе восприятия условия задачи ее формальную структуру, обнаружить неполноту данных. В таких задачах следует дать самостоятельность в подборе необходимых подходящих величин из опыта, что также требует неоднократного анализа задачи и самоконтроля результатов решения.

9) Трудно переоценить роль самостоятельной работы для формирования самоконтроля. Самостоятельность формирует у обучающихся движение от незнания к знанию…. Систематическая самостоятельная работа является не только средством обучения, но и формой управления процессом обучения. При самостоятельной работе воспитывается активная жизненная позиция. Именно в процессе самостоятельной работы в головах учеников возникают вопросы: “Как решать?”, “Каким приёмом воспользоваться?”, “Какой теоретический материал надо знать?”, “Что знаю?”, “Что не знаю?”, “Где возьму?”. Затем в процессе работы следуют ответы и на эти вопросы, и на другие, возникающие на пути к достижению цели. Ученик наблюдает собственное движение, корректирует его, если в этом есть необходимость, т.е. активно управляет собственной учебной деятельностью.

10) Хорошо формируют самооценку так называемые задания по уровням. Выбирая нужный для себя уровень, ученик учится правильно оценивать свои знания. Задача учителя тактично посоветовать ребёнку правильный выбор, если он на первых порах затрудняется в выборе.

11) Разные приемы рефлексии.

Рефлексия позволяет приучить ученика к самоконтролю, самооценке, саморегулированию и формированию привычки к осмыслению событий, проблем, жизни. Рефлексия способствует развитию у обучающихся критического мышления, осознанного отношения к своей деятельности.

На своих уроках мы часто используем приём незаконченного предложения. Просим устно закончить предложение. Сегодня на уроке я научился …», « Мне понравилось…», « Мне не понравилось…», « Сегодня я положил в свою копилку знаний …», Ощутили ли вы интеллектуальный рост? Какую духовную прибыль вы получили? и т.д. А также практикую в своей деятельности заполнение «рефлексивной карты» (Приложение №2).

«Рефлексивная карта» заполняется постепенно по мере изучения материала. Самооценка ученика предшествует оценке учителя. Обучающийся должен самостоятельно оценить трудность работы, вычленить объект, в котором допускается ошибка, обнаружить и изучить свои затруднения и решить, что же надо сделать, чтобы повысить свой уровень.

12) Учебные, деловые или деятельностные игры основанные на принципе имитационного моделирования ситуаций реальной профессиональной деятельности в сочетании с принципами проблемности и совместной деятельности.

Достоинство игры в том, что через эмоции сопереживания, внимание обучающихся концентрируется на ответе “сильного” обучающегося, прошедшего отборочный тур, в результате чего лучше усваивается и закрепляется учебный материал. А установка в начале урока на то, что им самим придется оценивать свои знания и знания одноклассников, вызывает чувство ответственности каждого члена команды за общий результат, побуждает к более строгому само- и взаимоконтролю.

В заключении хочется сказать, что если такую работу правильно организовать, проводить систематически и целенаправленно, то обучающиеся быстро её осваивают, и она даёт хорошие результаты. Установка на постоянную самопроверку, отыскивание ошибок и исправление их самим учеником повышает активность и самостоятельность школьников. Постепенно растёт уверенность детей в преодолении трудностей, повышается ответственность за выполнение каждой письменной работы, вырабатывается привычка, а затем потребность в самоконтроле, то есть формируются качества человека, необходимые ему во всех сферах трудовой деятельности.


















Приложение №1

Цикл работы на примере контрольной работы по теме «Деление десятичных дробей», 6 класс

Обучающимся выдается текст контрольной работы в следующем виде:

(таблица 1)

Критерии оценки

Оценка

Задания

Трудности, прогнозируемые ошибки

моя

учителя




1. Выполните деление в столбик:

36:0,48 12,1:0,11

178,5:1,7 81,2:0,35

0,2106:3,9 0,04:2,5





2. Решите задачу:

За три дня туристы прошли 35 км. В первый день – 0,3 всего пути. Остальной путь за второй и третий день поровну. Сколько километров прошли туристы в третий день?





3. Вычислите:

(0,1001:1,43+3,1)∙2,4

Какие ошибки можно допустить при выполнении этого задания?





4. Решите уравнение:

11+2,3у+1,3у=38





5. Сумма двух чисел 45,7. Одно число больше другого на 21,3. Найдите эти числа.



Перед тем как приступить к выполнению работы обучающиеся, совместно с учителем анализируют задания, выделяют критерии оценки каждого задания.

К данной контрольной работе обучающимися были выделены следующие критерии оценки, которые фиксируются в первом столбце (таблица 1):

Задание № 1:

1 уровень – отказ от выполнения задания или все ответы ошибочны – 0 баллов.

2 уровень – за каждый верно оформленный и правильно выполненный пример – 0,5 балла.

3 уровень – правильное оформление и решение всех примеров – 3 балла.

По ходу выполнения контрольной работы обучающиеся выписывают в последний столбец (таблица 1) возникающие у них трудности и сомнения по поводу правильности выполнения того или иного задания с объяснением, почему он так думает, а также оценивает себя по заданным критериям.

2) На следующем уроке дети получают проверенные учителем работы с содержательной оценкой и начинают соотносить оценку учителя по каждому критерию со своей оценкой, определяя, как получилась общая оценка всей работы.

3) Далее обучающиеся начинают разбираться с причинами ошибок и трудностей, возникших у них в ходе выполнения данной работы, заполняя таблицу № 2.

(таблица 2)

Задача, в которой была сделана ошибка.

Причины ошибки:

Как избежать ошибки?

Решение похожей задачи.

Как действовал я?

Как надо было действовать.

Почему я ошибся?


Если в 5 классе обучающиеся определяли одну, две возможные причины ошибок, допущенных в работе, то в конце 6 класса, в результате систематической работы такого вида, они уже определяют почти все возможные причины, по которым могут возникнуть ошибки.

Таким образом, через систему таких уроков формируется диагностико-коррекционный способ работы над ошибками, который опирается на действие самоконтроля и самооценки.

4) После определения причин ошибок начинается этап коррекции. С этой целью создается система специальных заданий. Многие из таких заданий можно взять в книге «Задания по математике на развитие самоконтроля учащихся 5-6 классов», авторы С.Г. Манвелов, Н.С. Манвелов. Задания оформляются на карточках и располагаются на «столе заданий». К ним подбираются средства решения (это могут быть алгоритмы действий, правила, словесные указания, схемы, модели, чертежи), которые располагаются на «столе помощи». С помощью карточек-помощников дети работают над своими умениями, самостоятельно определяя объем и содержание тренировки, и консультируются в случаях затруднения . После тренировки ребенок переходит к работе на оценку, самостоятельно определяя время перехода к ней. Роль учителя на данном этапе сводится к консультации ребенка по поводу соответствия выбранного задания, умению, которое необходимо отработать. Здесь же большое внимание необходимо уделять тому, как ребенок использует карточки-помощники и тому, чтобы средства, которые предложил учитель обучающимся действительно являлись средствами организации детской работы.

Таким образом, учитель имеет возможность не только консультировать обучающихся по их запросу, но и проводить педагогическое наблюдение за становлением индивидуального действия: как ведет себя ученик при подборе задания; к кому и в какой момент обращается за помощью, какие задает вопросы; самостоятельно ли начинает и завершает работу на занятии; берет ли задание на дом и в каком объеме. Чтобы работа учителя по воспитанию навыка самоконтроля была эффективной, нужна систематическая работа в этом направлении.





Приложение №2

Рефлексивная карта по теме «Система уравнений с двумя переменными»

ЗУН

Самооценка

Оценка другим учеником

Оценка учителя

Знаю:

 

 

 

что такое система уравнений

 

 

 

что такое корень системы

 

 

 

что значит решить систему

 

 

 

что такое график

 

 

 

алгоритм построения графика

 

 

 

графики элементарных функций

 

 

 

алгоритм решения системы уравнений графически

 

 

 

алгоритм решения системы уравнений способом подстановки

 

 

 

алгоритм решения системы уравнений способом сложения

 

 

 

Умею:

 

 

 

определять степень уравнения

 

 

 

выражать одну переменную через другую

 

 

 

определять по виду уравнения его график

 

 

 

отмечать точку по ее координатам в координатной плоскости

 

 

 

строить графики элементарных функций

 

 

 

определять, является ли пара чисел решением системы уравнений

 

 

 

решать системы уравнений графически

 

 

 

решать системы способом подстановки

 

 

 

решать системы способом сложения

 

 

 



Статья "Формирование адекватной оценки и самооценки на уроках математики"
  • Математика
Описание:

В условиях модернизации современной системы образования важным является возросший интерес к личности школьника. Одна из центральных задач общеобразовательной школы – подготовка обучающихся к самостоятельному совершенствованию себя – делает особо значимой проблему формирования активной позиции школьника в учебно-воспитательный процесс. Последнее требует сформированности у ребёнка представления о себе и своих возможностях, умения всесторонне и объективно оценить особенности своей личности и деятельности, принять роль ученика,  правильно построить свои взаимоотношения с окружающими, то есть требует определённого уровня сформированности самооценки.

Автор Жиленкова Наталья Николаевна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Математика
Подраздел
Просмотров 1431
Номер материала 38847
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓