Главная / Иностранные языки / Формирование коммуникативной компетенции на уроках иностранного языка на основе проектного метода в рамках ФГОС

Формирование коммуникативной компетенции на уроках иностранного языка на основе проектного метода в рамках ФГОС

Бюджетное общеобразовательное учреждение

«Орловская средняя общеобразовательная школа»

Тарского муниципального района Омской области











Формирование коммуникативной компетенции на уроках иностранного языка на основе проектного метода в рамках ФГОС

(обобщение опыта)







Автор:

Саватеева Татьяна Михайловна

учитель иностранного языка

БОУ «Орловская СОШ»



Орлово 2014

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава I. Формирование коммуникативной компетенции младших школьников………………………………………………………………………..5

1.1. Коммуникативная компетенция как одна из основных целей обучения немецкому языку в рамках ФГОС…………………………………...5

1.2. Проектная деятельность как способ коммуникации………………….7

Глава II. Описание системы работы………………………………………...8

Заключение……………………………………………………………………….10

Список литературы………………………………………………………………11



























Введение

Главным кредо в своей педагогической деятельности я считаю установление таких отношений между учителем и учеником, при которых ученик чувствовал бы себя уютно и комфортно, значимым и нужным, желающим узнавать и знать, что ему в этом помогут. Первостепенной моей задачей как учителя – быть верным путеводителем своего ученика по дороге к знаниям. Успех ученика – это есть успех учителя.

Будучи учителем иностранного языка – предмета, безусловно, приоритетного в современной школе, осознаю большую ответственность за знания моих учеников. Постоянно растущие требования общества и времени к уровню владения иностранным языком, ставят вопрос о разумном и обоснованном выборе того или иного метода, их чередования в зависимости от условий конкретной учебной ситуации, целей и этапа обучения. Каждый учитель, имеющий опыт работы в школе, так или иначе, владеет технологией обучения. Современная методика предлагает огромный выбор из множества методических систем. Имеется возможность каждому учителю самостоятельно выбрать ту, которая в большей степени соответствует современным педагогическим реалиям, наиболее эффективную для достижения результатов в обучении.

Поэтому я стремлюсь использовать в своей педагогической деятельности все самые новые, интересные и эффективные технологии. Но приоритетным остается коммуникативный метод обучения Пассова Е.И., Роговой Г.В. как основополагающей. При ее выборе я руководствовалась требованиями, предъявляемыми федеральным государственным общеобразовательным стандартом и условиями обучения в общеобразовательной школе.

Актуальность метода продиктована тем, что основной целью обучения иностранному языку в школе является развитие коммуникативной компетенции, а реализация воспитательной, развивающей целей происходит в процессе осуществления этой главной цели.

Коммуникативная компетенция, включающая в себя речевую компетенцию, компенсаторную компетенцию, учебно-познавательную компетенцию, предусматривает формирование способностей к межкультурному взаимодействию. Умение адекватно воспринимать чужую культуру, находить в ней сходства и различия со своей, умение достигать взаимопонимания - вот, что особенно актуально.

Данные требования времени и обусловили выбор темы моего педагогического опыта: «Формирование коммуникативной компетентности на уроках иностранного языка на основе проектного метода в рамках ФГОС ».

Объект исследования: дидактический процесс на уроке иностранного языка.

Предмет исследования: процесс формирования коммуникативной компетентности на основе проектного метода (на уроке иностранного языка).

Цель - формирование коммуникативной компетенции.

Для достижения поставленной цели потребовалось решить следующие задачи:

  1. Изучить и обобщить имеющиеся в методике обучения иностранным языкам исследования по данной проблеме.

  2. Раскрыть сущность проектного метода на уроках иностранного языка.

  3. Определить современные требования к обучению иностранным языкам.



Глава I. Формирование коммуникативной компетенции младших школьников.

1.1. Коммуникативная компетенция как одна из основных целей обучения немецкому языку в рамках ФГОС.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения и новые примерные программы закрепляют линию на раннее обучение, что положительно скажется на развитии не только иноязычной коммуникативной компетенции, но и общей коммуникативной компетентности учащихся, а также позволит достичь более высоких личностных и метапредметных результатов обучения. Интегративной целью обучения иностранному языку в начальных классах является формирование элементарной коммуникативной компетенции младшего школьника на доступном для него уровне в основных видах речевой деятельности: аудировании, говорении, чтении и письме.

Предмет «Иностранный язык» носит деятельностный характер, что соответствует природе младшего школьника, воспринимающего мир целостно, эмоционально и активно. Это позволяет включать иноязычную речевую деятельность в другие виды деятельности, свойственные ребенку данного возраста (игровую, познавательную, художественную, эстетическую и т.п.) и дает возможность осуществлять разнообразные связи с предметами, изучаемыми в начальной школе, и формировать общеучебные умения и навыки, которые межпредметны по своему характеру. Поэтому изучение предмета «Иностранный язык» направлено на решение следующих задач:

  • формирование представлений об иностранном языке как о средстве общения, позволяющем добиваться взаимопонимания с людьми, говорящими/пишущими на иностранном языке, узнавать новое через звучащие и письменные тексты;

  • расширение лингвистического кругозора младших школьников; освоение элементарных лингвистических представлений для овладения устной и письменной речью на иностранном языке на элементарном уровне;

  • обеспечение коммуникативно-психологической адаптации младших школьников к новому языковому миру для преодоления в дальнейшем психологического барьера и использования иностранного языка как средства общения;

  • развитие личностных качеств младшего школьника, его внимания, мышления, памяти и воображения в процессе участия в моделируемых ситуациях общения, ролевых играх; в ходе овладения языковым материалом;

  • развитие эмоциональной сферы детей в процессе обучающих игр, учебных спектаклей с использованием иностранного языка;

  • приобщение младших школьников к новому социальному опыту за счет проигрывания на иностранном языке различных ролей в игровых ситуациях типичных для семейного, бытового, учебного общения;

  • духовно-нравственное воспитание школьника;

  • развитие познавательных способностей, овладение умением координированной работы с разными компонентами учебно-методического комплекта, умением работы в группе;

  • формирование у учащихся способности к организации своей учебной деятельности посредством освоения системы личностных, регулятивныхпознавательных и коммуникативных универсальных учебных действий (в том числе ИКТ-компетентности).

Таким образом, иностранный язык как учебный предмет имеет большой воспитательный потенциал, что в полной мере учтено при разработке современных УМК для начальной школы, где значительное место уделено формированию ценностных ориентиров и эстетических идеалов в соответствии с ФГОС.

1.2. Проектная деятельность как способ коммуникации.

Одним из нестандартных, нетрадиционных способов организации обучающегося процесса является проектная деятельность. Проектная деятельность - процесс обобщенного и опосредованного познания действительности. Слово «проект» в переводе с латинского означает «брошенный вперёд». Проект в контексте образования есть результативная деятельность, совершаемая в специально организованных педагогом условиях. Метод проектов - это способ организации самостоятельной деятельности учащихся по достижению определенного результата.

 Зачем нужен метод проектов в преподавании немецкого языка и как он может быть использован с учетом специфики предмета? Какие проблемы можно решать учащимся доступными языковыми средствами?  

Проекты, предназначенные для обучения языку, обладают как общими для всех проектов чертами, так и отличительными особенностями, среди которых главными являются следующие:

  • использование языка в ситуациях, максимально приближенных к условиям реального общения;

  • акцент на самостоятельной работе учащихся (индивидуальной и групповой);

  • выбор темы, вызывающей большой интерес для учащихся и непосредственно связанной с условиями, в которых выполняется проект;

  • отбор языкового материала, видов заданий и последовательности работы в соответствии с темой и целью проекта;

  • наглядное представление результата.





Глава II. Описание системы работы.

Моя профессиональная подготовка позволяет использовать проектную методику как во внеурочной работе, так и в традиционной системе обучения языку. Учебная деятельность не строится исключительно по схеме проектного обучения. Но при обобщении, закреплении, повторении учебного материала, а главное при обработке навыков и умений его практического применения, этот метод, безусловно, принадлежит к числу наиболее эффективных. Процесс обучения немецкому языку в начальной школе мною построен так, что изучение темы заканчивается выполнением проекта.

В начальном звене учащимися выполняются творческие, практико-ориентированные, исследовательские проекты. При работе над проектами используются индивидуальная, коллективная, работа в малых группах.

Так, учащимися 2-го класса выполнены творческие проекты по темам «Немецкий букварь», «Я и моя семья», «Я и мои друзья», практико-ориентированный проект по теме «С днем рождения!».

Третьеклассники подготовили творческий проект «Времена года», «Мои летние каникулы» и практико-ориентированный проект по теме «День рождения».

Учащиеся 4-го класса работали над творческими проектами «Почта» и «Мои друзья», «Рождество в Германии».

Приведу один из примеров подготовленных проектов.

Учащимся 4 класса было предложено рассказать младшим школьникам о праздновании Рождества и Нового года в Германии на немецком языке. Ребята предлагали разные формы проведения мероприятия, все пришли к одному мнению, что оно должно быть необычным, запоминающимся. Я предложила четвероклассникам выполнить работу в виде проекта, и они с большим энтузиазмом восприняли предложение.

После обсуждения, пришли к окончательному варианту темы проекта - «Weinachten» - «Рождество». Ребята с увлечением начали работать.

На начальном, организационном, этапе мы сформулировали тему, цель проекта; определили время проведения проекта (4 недели); продумали, какие материалы и источники могут быть использованы учащимися; выбрали форму защиты проекта; составили и обсудили план работы по проекту.

Далее наступил самый трудоемкий и продолжительный по времени этап самостоятельной работы над проектом – сбор информации.

Каждый учащийся выбрал себе задание:

- поиск подходящих по тематике картинок в Интернете;

- поиск информации по истории происхождения Рождества;

- поиск информации по символики Рождества в Германии;

- поиск информации по обычаям и традициям празднования Рождества в Германии;

- создание презентации.

На третьем этапе, этапе презентации, учащиеся работали над техническим выполнением проекта. Использование компьютера придает проекту больший динамизм. Ребята сами набирали тексты своих сочинений на компьютерах, совершенствовали навыки работы на компьютере, осваивали использование электронных версий русско-немецких словарей. Учащиеся использовали знания и навыки, полученные на уроках информатики.

Проект завершился обобщением и подведением итогов.



Заключение

Овладение иностранным языком в процессе проектной работы доставляет школьникам истинную радость познания, приобщения к новой культуре.

Проектная деятельность положительно воспринимается учащимися, она воздействует на их эмоциональную сферу, расширяет их кругозор, способствует развитию речевых навыков и умений, учит работать с информацией, осуществлять исследование и анализ.

Проект как альтернативный способ организации учебного курса исключает традиционные принципы планирования и организации обучения языку. Достижению цели проекта подчиняются все действия, производимые учащимися и преподавателем: изучение необходимых лексических и грамматических единиц, поиск источников информации, отбор нужных сведений, оформление и представление результатов.

Практика использования метода проектов показывает, что вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее. Помочь друг другу, вместе решить любые проблемы, разделить радость успеха или горечь неудачи – так же естественно, как смеяться, петь, радоваться жизни. Поэтому можно с уверенностью утверждать, что у учащегося развивается креативная компетентность как показатель коммуникативного владения иностранным языком на определенном уровне. Ребенок выбирает индивидуальную траекторию движения к успеху в наиболее привлекательной для него деятельности.

В перспективе я планирую более широко использовать проектный метод во внеурочной деятельности и в рамках учебного курса. Это позволит разнообразить учебную деятельность, сформировать творческую личность, умеющую адаптироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах.



Список литературы
1. Душеина Т.В. Проектная методика на уроках иностранного языка//Иностранные языки в школе. – 2004. - №5. – С.38 – 41.

2. Кучеренко А.К. Немецкий язык. 9 класс. Подготовка к ГИА-2014. – Легион, 2013.

3. Кучеренко А.К. Немецкий язык. 9 класс. Подготовка к ЕГЭ -2014. – Легион, 2013.

4. Колкер Я.М. Практическая методика обучения иностранному языку. – М., 2000.
5. Мильруд Р.П. Современные концептуальные принципы коммуникативного обучения иностранному языку//Иностранные языки в школе. – 2000. - №4. – С.9 – 13.
6. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка//Иностранные языки в школе. – 2000. - №2. – С.3 – 10.7

7. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка//Иностранные языки в школе. – 2000. - №3. – С.3 – 9.

8. Полат Е.С. Обучение в сотрудничестве//Иностранные языки в школе. – 2000. - №1. – С.3 – 11.9

9. Полянина Н.Б., Эктова О.Ю. Проектная деятельность в начальной школе. – Волгоград, 2005.

10. Суслов В.Н. Проводим расследование. Проектные задачи. – Легион, 2013.


















12



Формирование коммуникативной компетенции на уроках иностранного языка на основе проектного метода в рамках ФГОС
  • Иностранные языки
Описание:

Формирование  коммуникативной компетенции на уроках иностранного языка на основе проектного метода в рамках ФГОС

(обобщение опыта)

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава I. Формирование коммуникативной компетенции младших школьников………………………………………………………………………..5

1.1. Коммуникативная  компетенция как одна  из основных целей обучения немецкому языку  в рамках ФГОС…………………………………...5

        1.2. Проектная деятельность как способ коммуникации………………….7

       Глава II. Описание системы работы………………………………………...8

Заключение……………………………………………………………………….10 Список литературы………………………………………………………………11

 

Автор Саватеева Татьяна Михайловна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Иностранные языки
Подраздел
Просмотров 1664
Номер материала 28776
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓