Главная / Другое / Формирование способности осознавать свои эмоции у старших дошкольников в активной деятельности.

Формирование способности осознавать свои эмоции у старших дошкольников в активной деятельности.

Формирование способности осознавать свои эмоции у старших дошкольников в активной деятельности.

Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые семь лет. Но они имеют непреходящее значение. В этот период развитие идет как никогда бурно и стремительно. Из совершенно беспомощного, ничего не умеющего существа младенец превращается в относительно самостоятельную, активную личность. Получают определенное развитие все стороны психики ребенка, тем самым закладывается фундамент для дальнейшего роста. Одним из основных направлений психического развития в дошкольном возрасте является его способность осознавать свое «Я», свою активность, деятельность, свои переживания. С развитием эмоциональной сферы у дошкольника чувства становятся более рациональными, подчиняются мышлению. Этому способствуют все виды деятельности ребенка и общение с взрослыми и сверстниками.

Проблема эмоционального развития широко представлена в психолого-педагогической литературе. Так в зарубежной психологии К. Изард показал, каким образом эмоции образуют существенную часть человеческого сознания, познания и действия. Изард исследует человеческие эмоции в непосредственной связи с познавательной способностью и деятельностью человека. Ведущий польский психолог Януш Рейковский разработал теоретическую схему эмоции, в основе которой лежит представление об эмоции, как разновидности процессов психологической регуляции деятельности, в которых можно выделить три главных компонента: эмоциональное возбуждение, знак эмоции и качество эмоции.

В отечественной психологии Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, выводили ряд принципиально важных положений относительно зависимости эмоций от характера деятельности субъекта, о регулирующей их роли в этой деятельности и об их развитии в процессе усвоения человеком общественного опыта. В этой связи указывалось на связь эмоций с мотивом деятельности. А.Н. Леонтьев доказал, что эмоции не только соответствуют той деятельности, в которой они возникают, но и подчиняются этой деятельности, её мотивам. С другой стороны, как отме-
чает в своих исследованиях А.В. Запорожец и Я.З. Неверович, эмоции игра- ют важную роль в реализации этих мотивов. Анализ психологических исследований по проблеме эмоционального развития ребенка и современного состояния данной проблемы в практике работы ДОУ, позволил выделить следующее противоречие:
между потребностью развития способности к осознанию своих эмоций у старших дошкольников в соответствии с возрастной нормой и недостаточностью представлений у педагогов ДОУ о методах, способствующих такому развитию; между наличием пробелов в развитии и осознании эмоций у детей 6 – 7 лет и несвоевременной организацией психокоррекционной работы по устранению данных тенденций.

Мы разработали систему работы по формированию способности осознавать свои эмоции у старших дошкольников в активной деятельности

Перед нами стояли следующие задачи:

1. Развитие у ребенка способности к различению многообразия и богатства эмоций, пониманию их, обозначению словом; передавать свои эмоции через выразительные движения (посредством театральной деятельности);

2. Тренировка узнавания эмоций по внешним проявлениям; способность снижения эмоционального напряжения; обучение приемам расслабления с целью умения различать напряжение и расслабление мышц (посредством игровой деятельности).

Для реализации поставленных задач, нами была организована театральная мастерская. Одной из причин создания театральной мастерской был низкий уровень развития эмоциональной сферы группы относительно возрастных показателей.

В связи с низким уровнем развития эмоциональной сферы нами были выделены направления работы, методы и приемы по корректировке и целенаправленному развитию эмоциональной сферы детей и разработана серия занятий “Я и мои эмоции”. Серия представляет собой комплекс из шести занятий, цель которых состояла в развитии эмоциональной чувствительности и выразительности.

На занятиях одной из форм организации детского опыта являлось “проживание” различных ситуаций. Проживание включает в себя не только опыт беспристрастного анализа действительности, но и опыт своего отношения к этой действительности.

Еще одна форма организации детского опыта, используемая на занятиях – наблюдение.

Задача педагога – помочь детям увидеть новое в знакомом. Через беседу, через решение проблемных ситуаций, помогающих обобщить детский опыт, выделить то, что наиболее характерно в конкретной ситуации.

Как форму работы мы выбрали театральную постановку, которая представляет собой самый частый и распространенный вид детского творчества. Драма, основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями. Близость драматической формы для ребенка обусловлена связью всякой драматизации с игрой.

Высшей наградой за спектакль было удовольствие, испытываемое ребенком от подготовки спектакля и от самого процесса игры.

В своей работе применяли такие методы, как:

- использование пиктограмм по методике Чистяковой М.И. (тренирует умение распознавать эмоциональное состояние по мимике, называть его, умение видеть часть целого, работает на развитие творческого воображения и творческого мышления);

- пантомимика в рисунках (при помощи такой тренировки происходит запоминание, какая поза эмоциональному состоянию соответствует);

- дидактическая игра “хорошо это или плохо”, программа ТРИЗ (позволяет анализировать свои поступки и поступки товарищей, осознавать причины эмоционального состояния человека, познавать мир в его противоречии);

использование этюдов (в работе с детьми решает задачи обучения выразительным движениям);

- слушание музыкальных произведений (позволяет расширить эмоциональный опыт ребенка, глубже понять характер и образ героя через интонации его речи, через словесный язык чувств);

После проведения серии занятий “Я и мои эмоции”, постановки спектакля мы заметили, что дети стали более чувствительны к своим товарищам, более критичны к своим поступкам, более выразительны в общении.

На II этапе формирующей работы мы включали в развивающие занятия с детьми игры и упражнения, направленные на формирование произвольности, развитие эмоциональной сферы и умения общаться.

Цели упражнений.

1. Тренировка узнавания эмоций по внешним проявлениям;

2. Снижение эмоционального напряжения;

3. Обучение приемам расслабления с целью умения различать напряжение и расслабление мышц.

Продолжительность занятий 30 – 40 минут. Все занятия имели гибкую структуру, исходя из поставленных целей и индивидуальных особенностей каждого ребенка в группе. Основанием для построения занятий служили принципы обучения: принцип интегрирования (включаются элементы ИЗО, драматизации и т.д.), системности и последовательности, преемственности, доступности, наглядности, творческой активности и самостоятельности и пр.

На начальном этапе занятий мы знакомили детей с основными эмоциями, следуя классификации К. Изарда: интерес, радость, удивление, отвращение, гнев, презрение, страх, чувство вины, стыд.

Наиболее часто мы использую следующие игровые упражнения:

Интерес – “ Что там происходит?”, “Любопытный” (различные варианты), “Живая шляпа” и др.

Удивление – “Фокусник (модификация этюда М.И.Чистяковой – “Удивление”), “Сюрприз”

Живая шляпа” (по мотивам рассказов Н.А.Носова) и др.

Радость – “Сюрприз”, “Два клоуна”, “Паровозик с клоунами”, “Встреча с другом”, “Семечко”, “Новая игрушка” и др.

Гнев – “Гневливая гиена”, “Хмурый орел”, “Драчливые воробьи” и др.

Отвращение, презрение – “Грязь”, “Соленый чай” и др.

Чувство вины, стыда – “Разбитая ваза”, “Упрямый лягушонок” (по произведениям С.Михалкова) и др.

Очень часто ситуации предлагали и сами ребята после беседы. После каждой эмоции мы знакомились с пиктограммами, символизирующими эти эмоции.

Более длительное время уделялось работе со страхами: проигрывание всевозможных этюдов, проведение бесед, рисование, сказки.

На следующем этапе работы мы включали в свои занятия игры и этюды, направленные на сопоставление различных черт характера и эмоций.

1. Так, например, проигрывая этюды по русской народной сказке “Бука” мы сопоставляли черты характера “злой – радостный”. По сказке “Два жадных медвежонка” – “жадный – добрый”; по мотивам стихотворения А. Бродского “Новичок”; по мотивам сказки “три поросенка” – “робкий – смелый”; по мотивам стихотворения С. Михалкова “Упрямый лягушонок” – “зазнайство – совестливость, чувство вины”; игры “Воробьиная семья” - “гнев – раскаяние”; и др.

2. Игры и упражнения на узнавание эмоций: “Волшебные шары”, “Кубики” (различные вариации), “Колобки” (модификация игры В.М. Минаевой “Снежинки”); игровые упражнения по стихотворению Н.А.Екимовой “Облака” и др.

3. В каждое занятие мы включали упражнения на развитие мимических и пантомимических движений: “Пчелка мешает спать”, “Люблю – не люблю” (2 варианта), “Повтори интонацию”, “Повтори выражение лица”, “Театр”, “Смешной зоопарк” и др.

4. Обязательно в каждое занятие были включены упражнения, направленные на умение напрягать и расслаблять мышцы своего тела: “Насос и мячи”, “Снеговик”, “Надувная игрушка”, “Пузыри”, “Царство сна”, “Ленивые зверята”, “Солнышко и тучка”, “Льдинка”, “Белье на веревке” и т.д. (приложение № 7).

Кроме этого, нами была разработана и реализована программа, позволяющая использовать занятия изобразительного искусства в качестве средства самовыражения состояний ребенка.

Были разработаны критерии для определения эмоциональных состояний по рисунку:

1. Размер и расположение рисунка на листе.

2. Структурированность рисунка и его внутренняя логика.

3. Целостность рисунка.

4. Цветовая гамма рисунка.

5. Индивидуальность, креативность рисунка:

а) фантазия, необычность сюжета;

б) стремление к более полному творческому самовыражению.

6. Спонтанность рисунка (частота стирания или переделывания различных деталей рисунка).

7. Экспрессия (выраженность в рисунке деталей, передающих эмоциональное состояние ребенка).

Основными направлениями программы стали:

  1. Занятия, ориентированные на осознание окружающего мира, Мир, окружающий меня.

Темы занятий: «Музыка вокруг нас», «Осенний праздник цвета и тишины».

  1. Занятия, направленные на осознание самого себя в этом мире какой я, что меня радует, что страшит, каковы мои увлечения Я сам.

Темы занятий: «Мое настроение», «Автопортрет».

3. Занятия, посвященные тому, с чем сталкивается ребенок в повседневной жизни. Темы занятий: «Моя семья», «Портрет мамы», «Мой двор, край», « Интерьер моей комнаты».

Мы старались сделать изобразительную деятельность ребенка как можно более эмоционально насыщенной. Использовали для этого цветовую гамму, создание образов, отражающих настроение и впечатления ребенка. "Ты нарисовал снеговика. Какое у него настроение? Как может догадаться об этом твой друг Петя?", " Какой веселый Колобок у тебя получился!", "Мячик, который ты наклеил такой красивый, - так и хочется с ним поиграть!".

Рассматривая рисунки Ю. Васнецова, Е. Чарушина, В. Сутеева, обращали внимание детей на выразительность эмоционального состояния героев. "Вот две девицы - красавицы смеются, посмотри на их лица. Они всплеснули руками, сделай так же" "А вот Зайчик плачет. Лапки сложил, плечики и головку опустил. Покажи Зайчика".

Первый шаг в коррекционно-развивающей программе – формирование у детей умения распознавать свои эмоции, овладеть и управлять ими чувствовать, что есть группа людей, близких тебе по духу и деятельности (приложение № 8).

Мы полагаем, что именно на арт-терапевтических занятиях создаются условия, когда каждый ребенок может говорить с помощью средств искусства и художественной деятельности о самом сокровенном, самом важном чувстве. При этом специальная подготовка, талант и художественное достоинство работ значения не имеют. Важен непосредственно процесс творчества, а также особенности внутреннего мира ребенка.

В структуре каждого арт-терапевтического занятия просматривались две основные части. Одна – невербальная, творческая, неструктурированная. Основное средство самовыражения – цветной рисунок. Вторая часть – вербальная, апперцептивная и формально более структурированная, каждый ребенок интерпретировал нарисованный объект, описывал возникшие у него ассоциации.

Цель программы – развитие эмоционально-волевой сферы детей 6-7 лет.

Основные задачи.

1. Дать понятие о разделение эмоций на положительные и отрицательные.

2. Помочь ребенку отреагировать имеющиеся отрицательные эмоции (страх, гнев и т.д.), препятствующие его полноценному личностному развитию.

3. Способствовать обогащению эмоциональной сферы ребенка.

4. Способствовать творческой самореализации.

5. Обогащать репертуар социальных навыков.

6. Помочь осознать, что переживаемые проблемы являются распространенными.

7. Учить доверять себе и другим людям.

Занятия проводились с группой, состоящей из 4-6 человек, 1-2 раза в неделю. Длительность занятия от 20 до 60 минут в зависимости от желания и работоспособности детей.

Интересным представлялось использование моделей для решения поставленных задач. Освоение детьми метода моделирования положительным образом влияет на развитие абстрактного мышления, умения соотносить схематический образ с реальным.

В качестве моделей эмоционального состояния мы использовали:

- пиктограммы,

- графические изображения лица,

- силуэты людей, пантомимически отражающие эмоции,

- "подвижные аппликации".

faces

Действуя с "подвижной аппликацией", ребенок упражнялся в моделировании эмоций, выкладывая по-разному глаза, нос, брови; ощущал динамику эмоционального состояния.

Одним из наиболее существенных достижений своей работы мы считаем развитие эмоциональной выразительности речи детей.

1. В группе имеется картотека литературных произведений, подобранных по принципу формирования различных видов эмоций.

Основная задача

Литературные произведения

Работа с эмоцией
печали

М. Пляцковский "Однажды утром ";
Р.н.с. "Петушок и бобовое зернышко", р. и. с. "Гуси-лебеди";
С.Я. Маршак "Сказка о глупом мышонке"
К. И. Чуковский "Краденое солнце"

Работа с эмоцией удивления

М. Пляцковский "Разноцветные зверята" Л. Толстой "Три медведя", Р.Н.С. "Репка", В. Сутеев "Под грибком"

Работа с эмоцией гнева

К. Чуковский "Мойдодыр", Р.н.с. "Кочеток и курочка"

Работа с эмоцией радости

А. Барто "Кораблик, "Козленок", "Воробей", "Лошадка"
К. Ушинский "Четыре желания" Е. Благинина "Вот, какая мама".
К. И. Чуковский "Краденое солнце"

Развитие
интонационной
выразительности

Потешки: "Ежик", "Кисонька", "Котик", "Больная кукла",
И. Токмакова "Медведь",
С.Я. Маршак "Разговор клоунов", "Был сапожник", "Маленькая девочка"

2. Картотека различных игр, развивающих интонационную выразительность речи. Приведем как пример потешку, которую мы использовали для игр с детьми:

- Был сапожник? Был!

- Шил сапожки? Шил!

- Для кого сапожки?

- Для соседской кошки!

Два ребенка рассказывали ее по-разному. Пеример, один грозно спрашивал, другой - испуганно отвечал и наоборот. Один спрашивал весело, другой удивленно отвечал, и наоборот. Вариантов прочтения лишь одной потемки множество.

3. Постоянно обращали внимание на речь детей в процессе общения. Высказывали одобрение, когда ребенку удавалось ярко проявить положительные эмоции "Как весело ты улыбаешься, даже глазки блестят! Посмотри на себя в зеркало, какой ты красивый сейчас!". Подчеркивали проявление детьми эмпатии "Молодец, Оля! Увидела, что Сева обиделся, и постаралась утешить его"

4. Сами старались проявлять свои чувства в понятной для детей форме (не только мимически и пантомимически, но и вербально).

Как уже упоминалось, формирование эмоций происходит во всех видах деятельности детей. Например, на любом занятии мы не упускали возможность поставить перед детьми проблемные задачи, решение которых является, по сути, эмоциональным тренингом.

Формирование эмоциональной сферы ребенка происходило в тесной взаимосвязи с развитием речи.

Активизировался и обогащался словарь ребенка за счет слов, обозначающих чувства и эмоциональные состояния человека. Чтение наизусть потешек, стихов, пересказ сказок формировало эмоционально выразительную диалогическую и монологическую речь. В результате целенаправленной работы над эмоциями детей речевые контакты в системе "ребенок - ребенок" и "ребенок - взрослый" стали более живыми, яркими. Дети освоили возможности вербально выражать свои чувства. Совершенствование эмоциональной сферы позволило ввести в обиход ребенка установленные формы вежливого обращения (здороваться, благодарить, просить прощения и т. д.).


Формирование способности осознавать свои эмоции у старших дошкольников в активной деятельности.
  • Другое
Описание:

Предлагаю Вашему вниманию систему работы по формированию   способности   осознавать  свои  эмоции у  старших  дошкольников  в  активной  деятельности.

Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые семь лет. Но они имеют непреходящее значение. В этот период развитие идет как никогда бурно и стремительно. Из совершенно беспомощного, ничего не умеющего существа младенец превращается в относительно самостоятельную, активную личность. Получают определенное развитие все стороны психики ребенка, тем самым закладывается фундамент для дальнейшего роста. Одним из основных направлений психического развития в дошкольном возрасте является его  способность   осознавать свое «Я», свою активность, деятельность, свои  переживания. С развитием эмоциональной сферы у дошкольника чувства становятся более рациональными, подчиняются мышлению. Этому  способствуют все виды деятельности ребенка и общение с взрослыми и сверстниками.

Проблема  эмоционального  развития  широко  представлена   в  психолого-педагогической  литературе. Так  в  зарубежной  психологии К. Изард  показал, каким образом эмоции образуют существенную часть человеческого сознания, познания и действия. Изард исследует человеческие эмоции в непосредственной связи с познавательной способностью и деятельностью человека.  Ведущий польский психолог Януш Рейковский  разработал теоретическую схему эмоции, в  основе которой   лежит представление об эмоции, как разновидности процессов психологической регуляции деятельности, в которых можно выделить три главных компонента: эмоциональное возбуждение, знак эмоции и качество эмоции.

            В  отечественной  психологии Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев,         С.Л. Рубинштейн, выводили ряд принципиально важных положений относительно зависимости эмоций от характера деятельности субъекта, о регулирующей их роли в этой деятельности и об их развитии в процессе усвоения человеком общественного опыта. В этой связи указывалось на связь эмоций с мотивом деятельности. А.Н. Леонтьев доказал, что эмоции не только соответствуют той деятельности, в которой они возникают, но и подчиняются этой деятельности, её мотивам. С другой стороны, как отме-
чает в своих исследованиях А.В. Запорожец и Я.З. Неверович, эмоции игра- ют важную роль в реализации этих мотивов. Анализ  психологических  исследований  по  проблеме  эмоционального   развития  ребенка  и  современного  состояния  данной  проблемы  в  практике  работы  ДОУ, позволил  выделить  следующее  противоречие:
между  потребностью развития  способности  к  осознанию  своих  эмоций  у старших  дошкольников  в  соответствии  с  возрастной  нормой  и  недостаточностью  представлений  у  педагогов  ДОУ  о  методах, способствующих  такому   развитию;  между  наличием  пробелов  в  развитии  и  осознании  эмоций у  детей  6 – 7 лет  и  несвоевременной  организацией  психокоррекционной  работы  по  устранению  данных  тенденций.

Автор Попова Марина Александровна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Другое
Подраздел
Просмотров 846
Номер материала 30439
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓