Главная / Начальные классы / Формирование звуковой культуры речи старших дошкольников посредством дидактической игры в ходе реализации образовательной области «Речевое развитие»

Формирование звуковой культуры речи старших дошкольников посредством дидактической игры в ходе реализации образовательной области «Речевое развитие»

Формирование звуковой культуры речи старших дошкольников посредством дидактической игры в ходе реализации образовательной области

«Речевое развитие»

Автор: Осколкина Ольга Владимировна

Актуальность:

Ребёнка окружает множество звуков: музыка, щебетание птиц, шелест травы, шум ветра, журчание воды…Но слова - речевые звуки с самого его рождения наиболее значимы. Звучащая речь обеспечивает необходимое для ребёнка общение с взрослыми, получение информации.

Воспитание звуковой культуры речи – одно из основных задач развития речи детей дошкольного возраста.

Особое внимание при развитии звуковой культуры речи уделяется дидактической игре. Кроме речевого развития в игре осуществляется познавательное развитие детей, так как дидактическая игра способствует расширению представлений об окружающей действительности, совершенствованию внимания, памяти, наблюдательности и мышления.

Благодаря использованию дидактических игр процесс обучения проходит в доступной и привлекательной для детей дошкольного возраста игровой форме. Работа по развитию звуковой культуры речи состоит из разнообразных игр и игровых упражнений, направленных на обучение детей выделять нужные звуки, определять их в словах. Реализация данной разработки возможна в логопедической группе с детьми, имеющими фонетико – фонематическое недоразвитие речи а также может использоваться в работе с детьми с чистой речью в процессе непосредственно – образовательной деятельности, а также при проведении кружковой работы.

Цель:

Овладение детьми старшего дошкольного возраста фонетико – фонематической стороной речи, повышение мотивации воспитанников к изучению звукобуквенного состава слова путём использования наглядного дидактического материала.

Задачи:

- обучение детей умению подбирать слова с заданными звуками;

- развитие слухового восприятия, речевого слуха;

- развитие и совершенствование дошкольниками фонетических знаний и умений;

- развитие у детей фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза через осознание звукового строя языка;

- формирование навыков восприятия и различения звуков речи.

Работа со слайдами.

Слайд№1 «Разложи правильно».

Цель: формирование фонематического анализа открытого и закрытого слогов.

-определение наличия гласного звука.

-определение наличия согласного звука.

Инструкции: детям предлагается определить первый звук в слове: гласный или согласный, соединить картинку с соответствующим цветом квадратом.На данном этапе проводится работа по усвоению детьми понятий «гласный», «согласный». Согласные звуки для фонематического анализа берутся сначала сохранные в произношении, затем вновь вызванные и автоматизированные. Цветовые обозначения звуков в схемах: синий – согласный звук, красный – гласный звук.

Слайд№2 «Выдели звук нужным цветом».

Цель: упражнять детей в выделении первого звука на фоне слова, определение мягкости – твёрдости согласного звука.

Дети усваивают основные характеристики согласных звуков/ твёрдый – мягкий/,цветовые обозначения звуков в схемах: синий – твёрдый согласный звук, зелёный – мягкий согласный звук.

Инструкция:

-назови картинки, в названии которых первый звук – твёрдый согласный;

-назови картинки, в названии которых первый звук – мягкий согласный.

Слайд№3 «Составь схему слова».

Цель: развитие умения определять последовательность звуков в слове.

Инструкция: педагог загадывает детям загадку: В шубе летом, а зимой раздетый? / Лес /. Детям предлагается произвести звуковой анализ слова. Цветовые обозначения звуков в схемах: синий – твёрдый согласный звук, зелёный – мягкий согласный звук, красный – гласный звук. По щелчку мыши появляются цветные квадраты, которые заполняют схему слова.

Слайд№4 «Работаем со словами».

Цель: развитие навыка определения места звука в слове.

Речевой материал: анализирует звуковую структуру слова.

Инструкция: найди место звука…в слове;

-назови картинку, место звука…в слове;

-назови место каждого звука…в слове;

-обозначь место звука на схеме.

Слайд№5 «Подумай и скажи».

Инструкция: детям предлагается подумать, как зовут весёлую девочку на фотографии слайда: Марина или Наташа? Произведя звуковой анализ слова, дети определяют имя девочки. По щелчку мыши появляется правильный ответ.

Слайд№6 «Найди свой домик».

Инструкция: педагог предлагает рассмотреть картинки, назвать их. Проанализировав представленные модели слов ,к каждой модели подбирается соответствующая модель.

Слайд№7,8 «Решение ребусов».

Цель: упражнять детей в закреплении навыков фонематического анализа.

Инструкция: первый ребус взрослый разбирает подробно: из каких частей состоит отгадываемое слово / стрекоза /. Для этого от слова стрела нужно отнять два последних звука / на что указывает два звука после рисунка /,остаётся часть стре – вторая часть слова – всё слово со второй картинки – коза. Второй ребус слово – ракета: рак,(ветка) – самостоятельная работа ребёнка.

Ожидаемые результаты.

В результате использования дидактического материала повысится активность детей и желание научиться читать. В результате дети овладевают слоговым чтением, правильным пониманием прочитанного, умением отвечать на вопросы по содержанию прочитанного, пересказывать короткие тексты, выкладывать из букв разрезной азбуки слова. В результате использования дидактического материала у детей повышается интерес к сложному процессу обучения чтению и письму.





Список используемой литературы и Интернет-ресурсов:

1.Ткаченко Т.А. «Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа».СПб, 1998г

2.Ковшиков В.А. «Исправление нарушений различения звуков».СПб.1995г.



Формирование звуковой культуры речи старших дошкольников посредством дидактической игры в ходе реализации образовательной области «Речевое развитие»
  • Начальные классы
Описание:

Ребёнка окружает множество звуков: музыка, щебетание птиц, шелест травы, шум ветра, журчание воды…Но слова - речевые звуки с самого его рождения наиболее значимы. Звучащая речь обеспечивает необходимое для ребёнка общение с взрослыми, получение информации.

Воспитание звуковой культуры речи – одно из основных задач развития речи детей дошкольного возраста.

Особое внимание при развитии звуковой культуры речи уделяется дидактической игре. Кроме речевого развития в игре осуществляется познавательное развитие детей, так как дидактическая игра способствует расширению представлений об окружающей действительности, совершенствованию внимания, памяти, наблюдательности и мышления.

Благодаря использованию дидактических игр процесс обучения проходит в доступной и привлекательной для детей дошкольного возраста игровой форме. Работа по развитию звуковой культуры речи состоит из разнообразных игр и игровых упражнений, направленных на обучение детей выделять нужные звуки, определять их в словах. Реализация данной разработки возможна в логопедической группе с детьми, имеющими фонетико – фонематическое недоразвитие речи а также может использоваться в работе с детьми с чистой речью в процессе непосредственно – образовательной деятельности, а также при проведении кружковой работы.

Автор Осколкина Ольга Владимировна
Дата добавления 16.03.2016
Раздел Начальные классы
Подраздел Другое
Просмотров 516
Номер материала MA-065661
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓