Формирование звуковой культуры речи
старших дошкольников посредством дидактической игры в ходе реализации
образовательной области
«Речевое развитие»
Автор: Осколкина Ольга Владимировна
Актуальность:
Ребёнка
окружает множество звуков: музыка, щебетание птиц, шелест травы, шум ветра, журчание
воды…Но слова - речевые звуки с самого его рождения наиболее значимы. Звучащая
речь обеспечивает необходимое для ребёнка общение с взрослыми, получение
информации.
Воспитание
звуковой культуры речи – одно из основных задач развития речи детей дошкольного
возраста.
Особое
внимание при развитии звуковой культуры речи уделяется дидактической игре.
Кроме речевого развития в игре осуществляется познавательное развитие детей,
так как дидактическая игра способствует расширению представлений об окружающей
действительности, совершенствованию внимания, памяти, наблюдательности и
мышления.
Благодаря
использованию дидактических игр процесс обучения проходит в доступной и
привлекательной для детей дошкольного возраста игровой форме. Работа по
развитию звуковой культуры речи состоит из разнообразных игр и игровых
упражнений, направленных на обучение детей выделять нужные звуки, определять их
в словах. Реализация данной разработки возможна в логопедической группе с
детьми, имеющими фонетико – фонематическое недоразвитие речи а также может
использоваться в работе с детьми с чистой речью в процессе непосредственно –
образовательной деятельности, а также при проведении кружковой работы.
Цель:
Овладение
детьми старшего дошкольного возраста фонетико – фонематической стороной речи, повышение
мотивации воспитанников к изучению звукобуквенного состава слова путём
использования наглядного дидактического материала.
Задачи:
-
обучение детей умению подбирать слова с заданными звуками;
-
развитие слухового восприятия, речевого слуха;
-
развитие и совершенствование дошкольниками фонетических знаний и умений;
-
развитие у детей фонематического восприятия и навыков звукового анализа и
синтеза через осознание звукового строя языка;
-
формирование навыков восприятия и различения звуков речи.
Работа
со слайдами.
Слайд№1 «Разложи правильно».
Цель:
формирование фонематического анализа открытого и закрытого слогов.
-определение
наличия гласного звука.
-определение
наличия согласного звука.
Инструкции:
детям предлагается определить первый звук в слове: гласный или согласный, соединить
картинку с соответствующим цветом квадратом.На данном этапе проводится работа
по усвоению детьми понятий «гласный», «согласный». Согласные звуки для
фонематического анализа берутся сначала сохранные в произношении, затем вновь
вызванные и автоматизированные. Цветовые обозначения звуков в схемах: синий –
согласный звук, красный – гласный звук.
Слайд№2 «Выдели звук нужным цветом».
Цель:
упражнять детей в выделении первого звука на фоне слова, определение мягкости –
твёрдости согласного звука.
Дети
усваивают основные характеристики согласных звуков/ твёрдый – мягкий/,цветовые
обозначения звуков в схемах: синий – твёрдый согласный звук, зелёный – мягкий
согласный звук.
Инструкция:
-назови
картинки, в названии которых первый звук – твёрдый согласный;
-назови
картинки, в названии которых первый звук – мягкий согласный.
Слайд№3 «Составь схему слова».
Цель:
развитие умения определять последовательность звуков в слове.
Инструкция:
педагог загадывает детям загадку: В шубе летом, а зимой раздетый? / Лес /.
Детям предлагается произвести звуковой анализ слова. Цветовые обозначения
звуков в схемах: синий – твёрдый согласный звук, зелёный – мягкий согласный
звук, красный – гласный звук. По щелчку мыши появляются цветные квадраты, которые
заполняют схему слова.
Слайд№4 «Работаем со словами».
Цель:
развитие навыка определения места звука в слове.
Речевой
материал: анализирует звуковую структуру слова.
Инструкция:
найди место звука…в слове;
-назови
картинку, место звука…в слове;
-назови
место каждого звука…в слове;
-обозначь
место звука на схеме.
Слайд№5 «Подумай и скажи».
Инструкция:
детям предлагается подумать, как зовут весёлую девочку на фотографии слайда:
Марина или Наташа? Произведя звуковой анализ слова, дети определяют имя
девочки. По щелчку мыши появляется правильный ответ.
Слайд№6 «Найди свой домик».
Инструкция:
педагог предлагает рассмотреть картинки, назвать их. Проанализировав представленные
модели слов ,к каждой модели подбирается соответствующая модель.
Слайд№7,8 «Решение ребусов».
Цель:
упражнять детей в закреплении навыков фонематического анализа.
Инструкция:
первый ребус взрослый разбирает подробно: из каких частей состоит отгадываемое
слово / стрекоза /. Для этого от слова стрела нужно отнять два последних звука
/ на что указывает два звука после рисунка /,остаётся часть стре – вторая
часть слова – всё слово со второй картинки – коза. Второй ребус слово – ракета:
рак,(ветка) – самостоятельная работа ребёнка.
Ожидаемые
результаты.
В
результате использования дидактического материала повысится активность детей и
желание научиться читать. В результате дети овладевают слоговым чтением, правильным
пониманием прочитанного, умением отвечать на вопросы по содержанию
прочитанного, пересказывать короткие тексты, выкладывать из букв разрезной
азбуки слова. В результате использования дидактического материала у детей
повышается интерес к сложному процессу обучения чтению и письму.
Список используемой литературы и
Интернет-ресурсов:
1.Ткаченко
Т.А. «Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа».СПб,
1998г
2.Ковшиков
В.А. «Исправление нарушений различения звуков».СПб.1995г.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.