Главная / Классному руководителю / Формирование здорового образа жизни как основа организации воспитательного процесса

Формирование здорового образа жизни как основа организации воспитательного процесса

Формирование здорового образа жизни как основа организации воспитательного процесса


Шестакова С.В. воспитатель Центра содействия семейному воспитанию «Наш дом»

« Я не боюсь ещё и ещё раз сказать: забота о здоровье

важнейшая работа воспитателя. От жизнерадостности,

бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировозре-

ние, умственное развитие, прочность знаний, вера в

свои силы.» В.Сухомлинский


Проблема сохранения здоровья учащихся и привитие навыков здорового образа жизни очень актуальна сегодня. Здоровый образ жизни по сути своей должен быть первейшей потребностью человека, но удовлетворение этой потребности, доведение её до оптимального результата носит сложный, своеобразный, часто противоречивый характер и не всегда приводит к необходимому результату.

Здоровье - бесценный дар, который преподносит человеку природа.

Существует 300 определений здоровья. На бытовом уровне понятием «здоровье» обозначают обычно отсутствие болезни. Согласно официальному определению Всемирной Организации Здравоохранения,

здоровье – это физическое, психическое и социальное благополучие.

Учеными установлено, что здоровье человека на 10% зависит от деятельности системы здравоохранения, на 15% - от наследственных

факторов, на 25% - от экологии, на 50% - от самого человека.

Таким образом, здоровье зависит от образа жизни, которое каждый выбирает себе сам. Только здоровый человек может в полной мере стать творцом своей судьбы, добиваться определенных успехов в карьере и личной жизни.

Поэтому в своей работе приоритетной и главной целью считаю

сохранение и укрепление здоровья моих воспитанников.

Достижение этой цели возможно через решение следующих задач:

- формировать у детей знание о здоровье человека и его анатомическом строении;

- формировать у детей валеологическое сознания, бережливое и заботливое отношение к своему здоровью и здоровью других людей, как высочайшей ценности;

- воспитывать у детей мотивации здорового образа жизни и мотивационные установки на приоритет здоровья перед болезнями;

- формировать практические умения и привычки по укреплению личного здоровья;

Проблема здорового образа жизни не нова и имеет древние, философские корни, связанные с рассмотрением таких вопросов, как отношение человека к бытию, смыслу жизни, соотношение духовного и телесного, стремление к самосохранению, пониманию счастья. Великий математик и философ Пифагор, философы Сократ и Платон в своих произведениях касались в определенной степени проблемы здорового образа жизни. Именно древним грекам принадлежит высказывание в здоровом теле – здоровый дух. Накопленная в течение многих веков мудрость говорит о том, что человечество всегда ценило здоровье, поощряло крепость духа. В сказках, мифах, в легендах многих народов прославлялись сильные, смелые, выносливые, трудолюбивые люди и высмеивались лентяи, обжоры и пьяницы.

Обобщая всё вышеизложенное, можно отметить, что существенной характеристикой отношения человека к своему здоровью, является, такая важная составляющая, как здоровый образ жизни. Здоровому образу жизни

надо постоянно учиться, а значит, ему надо учить.

Ежедневно день в моей группе начинается с утренней зарядки. Использую различные комплексы общеразвивающих упражнений для утренней гимнастики: «Проснись», «Мы - спортсмены», «Ура! Настало утро»

и многие другие под музыкальное сопровождение. Упражнения подбираю

без предметов и с предметами: обручи, кегли, гимнастические палки. Такие

упражнения способствуют преодолеть сонливость, активно включиться в

работу, активировать внимание. В утреннюю гимнастику включаю упражнения для глаз, дыхательные упражнения, речевые и логопедические

упражнения. После зарядки наступает момент водных процедур, самый

любимый детьми: «…а теперь хороший душ и не бойся ты всех стуж…». Дети моют лицо, шею, уши, чистят зубы, полоскают горло (в период обострения ОРВИ добавляю в воду солевые, содовые растворы) и самый обожаемый детьми момент – душ: поливаю им спинки водой разных температур (теплая-прохладная-теплая) после чего они растираются полотенцем.

В большом почитании всегда у нашего народа была вода. Воду использовали с лечебной и оздоровительной целью. Парка в бане и погружение в холодную воду использовались издавна для лечения многих заболеваний. Не отходим от традиций русской бани и мы с детьми. 1-2 раза в месяц я устраиваю так называемую баню с вениками из берёзы и «душ Шарко». Дети получают такой заряд бодрости и положительных эмоций , что каждый раз спрашивают: «А ещё будем баню делать?» . Детям это нравится и мне приятно доставить им такое полезное и увлекательное удовольствие.

На этом водные процедуры не заканчиваются. Вечером, когда настает

время гигиенических процедур (каждодневно) я провожу процедуру для ног. Происходит это так: дети расстилают резиновые коврики , ставят два таза: 1-й с прохладной (комнатная температура воды 18-20 градусов) и 2-й с

горячей водой (40-45 градусов). Для профилактики плоскостопия в один из

тазиков насыпаем камушки, по которым дети топчутся,а в другой соль для

ванн, с чередой, с мятой и другими травами. Так переходя из таз в таз, считая до пяти в каждом, дети получают ножные ванны с контрастной сменой воды. После чего, дети проходят на ковер вытирают ноги насухо полотенцем для ног и начинаются другие процедуры. Самомассаж. Дети сидя

на ковре поглаживают мягкими движениями руки, ноги, шею.

Сопровождают действия словами: «От кисти до плеча», «От стопы до бедра».

Затем производят растирания и похлопывание рук, ног. Обращаю внимание

детей, что похлопывание мягких тканей рук и ног должно быть касательным.

Предлагается также детям выбрать себе пару для выполнения парного массажа,который включает в себя следующие элементы:

- поглаживание (от плеча до поясницы);

-игровой массаж ( «Курочка поклевала», «Гуси пощипали»);

- поглаживание;

- игровое упражнение с вокализацией на выдохе (звук «а»).Мягкой стороной

кулачка дети постукивают по спине товарища. От плеч до середины спины и

обратно до плеч. Напарник прозносит на выдохе «а»;

- поглаживание. Затем дети меняются парами и массаж продолжается с другими ребятами.

Оценка выполнения задания дается по состоянию кожного покрова (покраснение). Обязательно применяем детский крем: «Тик-так», «Человек-паук», «Аленка».

В течении дня у нас обязательно звучит музыка: на занятиях, на утренней и дневной зарядке, просто так, перед сном. Именно через музыку происходит переключение установок с оценочно-депрессивных на мажорно-

перспективных. Произведения Бетховена стимулируют интеллектуальную

деятельность, поддерживают вдохновение; музыка П.И.Чайковского расслабляет и успокаивает. Музыка Баха дарит чувство покоя, возвышает.

Воспитанники моей группы очень активные и подвижные. Двигательная активность имеет важное значение в жизни младших школьников. В этот период идет бурный рост и становление организма. Большое оздоровительное значение в режиме дня имеет прогулка, пребывание на воздухе. Поэтому я стараюсь (при хорошей погоде) утром перед школой вывести ребят на улицу. Такие прогулки длятся 20-25 минут зато тонизируют нервную систему, улучшают эмоциональное состояние. Обязательны дневные прогулки длительностью от 1 часа до 1,5 часов ( В выходные дни - две прогулки и экскурсии проводятся в течении 5 часов: утром с 11 до 14 час; и вечером с 17 до19 час).

Активный отдых на прогулке должен носить произвольный характер. Дети сами выбирают игры и упражнения, соответственно своим интересам: ролики, самокаты, мячи и другие выносные игрушки и оборудование. Однако

ненавязчивая помощь и контроль с моей стороны, способствуют уменьшению конфликтных ситуаций, поддерживают дисциплину и хороши тем, что можно быстро менять состав участников и также выявлять победителей. Нравятся детям физкультурные досуги и праздники с эстафетами, с приглашением детей из других групп. Это надолго запоминается детям. Эмоции, спортивный задор, веселое настроение и воля к

победе, переполняет всех участников таких занятий.

Обучение здоровому образу жизни детей происходит системно, включаю и в другие блоки и направления воспитательной работы.

Формирование здорового образа жизни как основа организации воспитательного процесса
  • Классному руководителю
Описание:

В статье "Формирование здорового образа жизни как основа организации воспитательного процесса" рассматривается опыт воспитательной работы по сохранению и укреплению здоровья воспитанников и формирования привычки здорового образа жизни посредством утренней гимнастики, массажа, водных процедур, прогулок на свежем воздухе и т.д.



Автор Шестакова Светлана Васильевна
Дата добавления 23.10.2015
Раздел Классному руководителю
Подраздел Другое
Просмотров 375
Номер материала MA-061596
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓