Главная / Начальные классы / Формирование УУД у учащихся через экологическое воспитание во внеурочной деятельности

Формирование УУД у учащихся через экологическое воспитание во внеурочной деятельности

35






























Оглавление

Введение………………………………………………………………………...……3

Глава 1. Теоретические основы формирования у младших школьников экологической культуры во внеурочной деятельности

    1. Сущность понятия «экологическая культура»……………………………...…7

1.2 Формирование экологической культуры у младших школьников во внеурочной деятельности………………………………………………………….11

Выводы по главе 1………………………………………………………………….17

Глава 2. Опытно-экспериментальное изучение уровня экологической культуры у младших школьников во внеурочной деятельности

2.1 Изучение уровня сформированности экологической культуры у младших школьников во внеурочной деятельности …………………….…………………19

2.2 Реализация педагогических условий формирования экологической культуры у младших школьников во внеурочной деятельности…………………………...26

Выводы по главе 2………………………………………………………………….32

Заключение………………………………………………………………………….34

Список литературы…………………………………………………………………36












Введение


Формирование ответственного отношения к природе — сложный и длительный процесс. И все больше возникает в связи с этим вопросов перед педагогами: как надо воспитывать подрастающее поколение, как развивать экологическое сознание, бережное отношение к природе?

Экологическая культура определяет уровень восприятия людьми природы, окружающего мира и оценки своего положения во вселенной, отношение человека к миру. Формирование экологической культуры рассматривается как развитие экологического сознания, экологической чувственности к природе при каждодневном общении с ней в педагогическом процессе. Экологическая культура развивается в процессе экологического воспитания, то есть систематической и целенаправленной деятельности учащихся. В процессе данной деятельности учитель подбирает соответствующие методы и приемы, которые способствуют эффективному достижению поставленных целей, а именно формирование экологических знаний о природе, усвоение правил взаимодействия с окружающим миром, участие в природоохранной деятельности. В процессе формирования экологической культуры в начальных классах решается проблема бережного отношения к природе и охраны окружающей среды.

В ФГОС начального общего образования (2009 г.) среди основных направлений работы школы сказано, что «воспитание эмоционально – ценностного, позитивного отношения к себе и к окружающему миру» имеет большое значение [10]. Таким образом, государство ставит перед школой задачу совершенствования экологического образования подрастающего поколения, перехода к экологическому образованию для устойчивого развития.

По мнению ряда отечественных и зарубежных ученых (Н.Н. Моисеев, И.Д. Зверев, Н.А. Рыков, Г.А. Ягодин, С.О. Шмидт и др.) вопрос о выживании человечества во многом зависит от уровня экологической образованности и воспитанности граждан, обладающих экологической культурой. Сейчас ни одна отрасль человеческих знаний, хозяйства не может правильно развиваться без знаний экологических законов и закономерностей. Нарушение какого-нибудь звена экологической цепи может привести к самым неожиданным изменениям в природе. Поэтому важно начинать экологическое воспитание уже в начальной школе и продолжать в течение всей последующей жизни человека.

Особенности формирования у младших школьников любви и бережного отношения к природе раскрыты в работах Н.Ф. Виноградовой, А.В. Миронова, А.А. Плешакова, Л.П. Симоновой и др.

Вопросам экологического воспитания младших школьников во внеклассной работе посвящены исследования В.М. Минаевой, А.Н. Захлебного, И.Т. Суравегиной, Т.И Тарасовой и др., в которых показаны традиционные формы и методы экологического воспитания. В настоящее время в школе широко применяются инновационные технологии. Это значительно расширяет возможности внеклассной работы в воспитании экологической культуры учащихся. Но методика внедрения их в практику в литературе отражена, на наш взгляд, недостаточно. Поэтому актуальность проблемы обусловила выбор темы исследования: «Формирование экологической культуры младших школьников во внеурочной деятельности».

Проблема исследования: каковы педагогические условия формирования экологической культуры у младших школьников.

Цель исследования: выявить и обосновать педагогические условия, способствующие эффективному формированию экологической культуры у младших школьников.

Объект исследования: процесс формирования экологической культуры у младших школьников.

Предмет исследования: педагогические условия формирования экологической культуры у младших школьников во внеурочной деятельности.


Задачи исследования:

-проанализировать психолого-педагогическую, методическую литературу по теме исследования;

-рассмотреть сущность понятия «экологическая культура»;

-изучить состояние проблемы формирования экологической культуры у младших школьников во внеурочной деятельности;

-выявить уровень экологической культуры у младших школьников: определить критерии, показатели, подобрать диагностические методики;

-провести констатирующий эксперимент;

-проанализировать полученные результаты;

-разработать проект для начальной школы по формированию экологической культуры младших школьников.

Гипотеза: процесс формирования экологической культуры у младших школьников во внеурочной деятельности будет эффективным, если будут выполняться следующие педагогические условия:

-включение младших школьников в природоохранную деятельность;

-использование разнообразных форм, методов и приемов;

-систематическая практическая деятельность.

Методы исследования:

-анализ психолого-педагогической, методической литературы по проблеме исследования;

-обобщение передового опыта;

-диагностические: констатирующий эксперимент;

-метод наблюдения.

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

Во введении отражена актуальность проблемы, сформулированы цели, объект и предмет, задачи, гипотеза и методы исследования.

В первой главе определены базовые понятия исследования, дано теоретическое обоснование проблемы формирования экологической культуры у младших школьников во внеурочной деятельности.

Вторая глава содержит экспериментальную работу по формированию экологической культуры у младших школьников во внеурочной деятельности.

В заключении содержатся основные выводы и обобщения по теме исследования.

Список литературы состоит из 22 источников.























Глава 1. Теоретические основы формирования у младших школьников экологической культуры во внеурочной деятельности


1.1 Сущность понятия «экологическая культура»


Одним из ведущих аспектов науки с конца прошлого столетия становится экология. Сферу реальной жизнедеятельности человека можно назвать экологической культурой. В понятие экологической культуры входят два компонента: экология и культура. В педагогическом словаре С.У. Гончаренка культура понимается как совокупность практических, материальных и духовных приобретений общества, которые отображают исторически достигнутый уровень развития общества и человека и воплощаются в результатах продуктивной деятельности. Культура личности – это такой уровень знаний, который позволяет ей жить в гармонии с окружающим миром.

В наше время мы встречаем множество разных культур: духовную, физическую, нравственную и т.д. Человек с первых минут своей жизни неразрывно связан с природой. Природу изучали во все времена, но ее значение как науки стали понимать лишь недавно. В педагогическом словаре С. У. Гончаренко дается следующее определение термина «экология». Экология (от греческого eikos – дом + логия) – раздел биологии, что изучает закономерности взаимоотношений организмов друг с другом, и с окружающей средой. Загрязнение земли, воздуха и воды может привести к экологической катастрофе, что создаст угрозу для жизни людей.

Одним из направлений по преодолению загрязнения окружающей среды есть экологическое воспитание человека, в том числе и школьников. А.И. Кузминский, А.В. Омеляненко рассматривают экологическое воспитание как систематическую педагогическую деятельность, направленную на развитие в учащихся экологической культуры. Экологическое воспитание предусматривает вооружение человека знаниями в области экологии и формирование у него моральной ответственности за сохранение природной среды. Система экологического воспитания не может быть каким-либо эпизодом в жизни человека. Ведь это неотъемлемая часть культуры человека. Поэтому на протяжении всей жизни личности должен происходить процесс становления и усовершенствования культуры жизни человека в природной среде. Экологическое воспитание школьников на современном этапе требует психологического включения личности в мир природы с дальнейшим конструированием системы личностного отношения к природе. Цель экологического воспитания – формировать у школьников системы научных знаний, взглядов, убеждений, которые обеспечивают воспитание соответственного отношения к окружающей среде во всех видах их деятельности, то есть воспитание экологической культуры личности. Л. В. Кондрашова указывает, что экологическая культура – это совокупность экологических знаний, позитивного отношения к этим знаниям и реальная деятельности по охране окружающей среды.

Л.В. Авдусенко отмечает, что чаще всего понятие «экологическая культура» употребляется для характеристики уровня отношения человека к природе (идет речь о выработке экологического сознания, которое является регулятором всей деятельности и поведения людей). Человек, который овладевает экологической культурой, осознает общие закономерности развития природы и общества, понимает, что природа – это первооснова становления и существования человека. Он относится к природе как к матери: считает ее своим родным домом, который нужно беречь и о котором нужно заботиться; всю свою деятельность подчиняет требованиям рационального природопользования, заботится об улучшении окружающей среды, не допускает ее загрязнения и разрушения. Один из основных показателей экологической культуры личности – реальный вклад в преодоление негативных влияний на природу. Для формирования экологической культуры должны быть достигнуты следующие задания: усвоение научных знаний о природе, активизация практической деятельности школьников по охране окружающей среды, развитие потребности учащихся в общении с природой. В свою очередь И.Д. Зверев выделяет такие задания: усвоение ведущих идей, понятий и научных фактов, на базе которых определяется оптимальное влияние человека на природу; понимание ценности природы как источника материальных и духовных сил общества; овладение знаниями, практическими умениями и навыками рационального природопользования, развитие способности оценивать состояние окружающей среды, принимать правильные решения по ее улучшению, предусматривать возможные последствия своих действий и не допускать негативных влияний на природу во всех видах общественно-трудовой деятельности; сознательно придерживаться норм поведения в природе, что исключает нанесение ей вреда, загрязнения или нарушения природной среды; развитие потребности в общении с природой, стремиться к познанию окружающей среды; активизации деятельности по улучшению природной среды, нетерпимое отношение к людям, которые делают вред природе, пропаганда природоохранных идей.

Формирование экологической культуры личности следует начинать как можно раньше. Лучший период для этой работы – период обучения в школе. Результативность экологического воспитания, а значит и формирование экологической культуры много в чем определяется совокупностью условий, среди которых выделяют такие: учет возрастных и психологических особенностей восприятия и познания природы школьниками; усиление межпредметных связей; реализация краеведческого подхода; тесная связь с жизнью и трудом; формирование знаний о взаимосвязи между природными компонентами. Показатель экологической культуры школьников есть поведение на природе, гражданская ответственность за рациональное использование природных ресурсов и защита окружающей среды.

Учитывая выше сказанное, можно сказать, что экологическая культура – это уровень восприятия людьми природы, окружающего мира и оценка своего положения во вселенной, отношение человека к миру. Формирование экологической культуры – это развитие экологического сознания, экологической чувственности к природе при каждодневном общении с ней в педагогическом процессе.

Содержание экологической культуры очень широко и включает в себя большое количество аспектов: культуру познавательной деятельности учащихся по усвоению опыта человечества по отношению к природе как к источнику материальных ценностей; культуру природоохранного труда, который формируется в процессе трудовой деятельности; культуру духовного общения с природой, развитие эстетических эмоций. Развитие экологической культуры – это развитие экологического сознания, экологической чувственности к природе при каждодневном общении с ней в педагогическом процессе. И делать это нужно с раннего детства.

И.И. Ващенко писал: «Детей, которые не умеют ходить, нужно чаще вывозить на свежий воздух, чтобы они могли видеть родное небо, деревья, цветы, разных животных. Все это останется в детской душе, освещенное чувством радости, и положит основу любви к родной природе» [13, c 299].

Проблему экологического воспитания рассматривали многие ученые и великие педагоги. Я.А. Коменский говорил, что природное в человеке обладает самодвижущей силой, а воспитание как деятельностное освоение мира. Ж.Ж. Руссо определял идеи «естественного развития», которые обеспечивают совокупность трех факторов воспитания: природа, люди, общество. И.Г. Песталоцци констатировал, что цель воспитания – это гармоничное развитие всех сил и способностей человека. В непосредственной связи с природой решал проблемы естественного воспитания Л.Н. Толстой. Большое значение придавал природоведческому образованию и воспитанию Г. Спенсер. Он считал природоведческое образование и воспитание наиболее полезным для надобностей каждого человека. К.Д. Ушинскому принадлежит идея народности


в воспитании, в отношениях человека с его родной природой.

И.В. Базулина отмечает, что в наше время идея природосообразности широко находит применение в экологическом развитии детей, которая включает в себя следующие положения: следование природе детей, учет их возрастных и индивидуальных особенностей, использование природной среды в целях развития детей, а также формирование у них экологической культуры [2, с 33].

М.М. Фицула в учебнике по педагогике отмечает, что целью формирования экологической культуры в учебно-воспитательном процессе используют эколого-психологическую терминологию, «Мозговой штурм», групповые и ролевые игры, которые направлены на актуализации личной причастности, эмоциональной сферы, формирование мотивов экологического содержания, что обеспечивает систематизация мировоззренческих установок учеников [13, c299].

Таким образом, экологическая культура является результатом целенаправленного и высокоорганизованного процесса экологического воспитания. Этот процесс направлен на формирование у школьников системы научных знаний, взглядов, убеждений, которые обеспечивают воспитание соответственного отношения к окружающей среде во всех видах их деятельности. Формирование экологической культуры предусматривает развитие экологического сознания, экологической чувственности к природе при каждодневном общении с ней в педагогическом процессе.


1.2 Формирование экологической культуры у младших школьников во внеурочной деятельности

Формирование экологической культуры совершается в урочное время, при изучении предметов разного цикла, и во внеурочной работе.

Знания, полученные на уроке, углубляются во внеурочной деятельности путем наблюдений окружающей среды, чтения литературных источников, просмотра телевизионных передач, а также работы с другими источниками.

Внеклассная воспитательная работа – организация педагогом разных видов деятельности воспитанников во внеурочное время, обеспечивающих необходимые условия для социализации личности ребенка (по М.Г. Коджаспировой и А.Ю. Коджаспирову) [4, c20].

Внеурочная работа по экологии нацелена на развитие интереса детей к познанию природы, применение ими знаний на практике, заложение начал профориентационной работы, формирование исследовательской деятельности в целом.

Разнообразная деятельность во внеурочной работе экологической направленности дает возможность школьникам овладеть глубокими знаниями о связях человека с природой, увидеть экологические проблемы в реальной жизни, научиться простейшим умениям по охране природы, быть психологически готовыми к общению со специалистами различных областей природопользования, активно оперировать знаниями с целью принятия конкретных решений и убеждения тех, кто еще не осознает необходимость бережного отношения к природе.

На занятиях кружков экологической направленности школьники получают знания об экологическом состоянии своего региона, его экосистем, сообществ территорий нашей страны и биосферы в целом, что позволяет сформировать обобщенные знания о проявлении экологической опасности на этом уровне.

В процессе скоординированной внеурочной работы по экологическому воспитанию учитель решает следующие задачи:

обучающие:

учить детей быть ответственными за свои поступки;

формировать культуру поведения в природе;

обогащать представления об окружающем мире;


развивающие:

способствовать развитию основных процессов мышления (анализ, синтез, сравнение);

развивать творческое воображение, познавательные возможности детей;

воспитательные:

воспитывать бережное отношение к окружающей среде, необходимость рационально относиться к компонентам неживой природы;

прививать любовь к природе, желание о ней заботиться.

Е.П. Торохова считает, что большое значение имеет пример учителя, который активно влияет на сознание и поведение учеников, на их отношение к природе. Педагогу важно строить работу на краеведческой основе, которая помогает детям постичь тайны природы, узнать свой край, его богатства.

Успех формирования экологической культуры младших школьников зависит не только от того, как учитель понимает его цели и задачи, методы и приемы, но и от создания необходимых условий для воплощения их в учебно-воспитательный процесс. Главными из них являются:

-учет возрастных и психологических особенностей восприятия и познание природы школьниками;

-усиление межпредметных связей;

-реализация краеведческого подхода;

-тесная связь с жизнью и трудом;

-взаимосвязь учебной и внеклассной работы;

-использование примеров положительного отношения к природе учителя, взрослых и детей;

-формирование знаний о взаимосвязях и взаимоотношениях между природными компонентами [9].

По мнению В.М. Минаевой программа экологического кружка должна отражать основные аспекты содержания экологического образования:

научно-познавательного;

ценностного;

нормативного;

практически-деятельностного.

Кружковая работа позволяет использовать большое многообразие форм и методов работы. Существуют следующие формы и методы:

-проведение групповых наблюдений за доступными объектами неживой и живой природы, направленные на более глубокое уяснение причин наблюдаемых явлений, установление связей между различными компонентами природы;

-экологические экскурсии в природу, краеведческие музеи, ближайшие места (лес, поле, сквер), с последующим оформлением собранных материалов;

-коллективное чтение детской научно-популярной природоведческой литературы;

-организация уголка живой природы, проведение опытов за растениями и животными;

-проведение экологических праздников, утренников, КВН, устных журналов, экологических недель;

-выполнение проектов;

-ознакомление с передвижными или стационарными зоопарками, зверинцами;

-беседы по охране природы, о пользе и значение в жизни человека растений и животных;

-оформление краеведческих уголков, стенгазет, альбомов [6].

Рассмотрим некоторые из них более подробно.

Изучение природы нельзя представить себе без непосредственного наблюдения и исследования предметов и явлений природы. Поэтому в практике большое место занимают экскурсии в природу. Систематическое проведение экскурсий – необходимое условие формирования экологической культуры учащихся [5].

Экскурсия – это форма организации учебного процесса, направленная на усвоение учебного материала, но проводимая вне школы.

К специфическим признакам экскурсии относят:

-быстрое усвоение знаний учащимися при помощи передвижения в пространстве;

-способ синтетического изучения мира, преимущественно посредством анализа;

-способ предметного изучения;

-эмоциональность.

Педагогическое значение внеклассных экскурсий очень велико. Особую значимость имеют экскурсии в природу. Попадая в природную среду со всем ее многообразием предметов и явлений, учащиеся учатся разбираться в этом многообразии, устанавливать связи организмов друг с другом и с неживой природой. Экскурсии в природу представляют способ конкретного изучения природы, то есть изучение подлинных объектов и явлений природы, а не рассказов или книг о ней. Здесь открываются широкие возможности для эстетического ее восприятия, организации творческой работы учащихся, инициативы и наблюдательности.

Велики и воспитательные возможности экскурсий. Именно на экскурсиях у учащихся воспитывается интерес и любовь к природе, эстетические чувства. Они учатся видеть ее красоту, понимать необходимость бережного отношения к природе. Знания, полученные в условиях экскурсии, оказываются очень прочными и надолго укладываются в детскую память. Экскурсии способствуют формированию экологического сознания учащихся.

Таким образом, важной формой внеурочной деятельности, направленной на формирование экологической культуры младших школьников, является экскурсии на природу [5, c173].

Экологическое краеведение в школе является важной составной частью экологического образования. Организация эколого-краеведческой работы со школьниками позволяет решать в комплексе основные задачи экологического образования: изучении разнообразия и особенностей природы региона, накопление учащимися опыта экологически целесообразного взаимодействия с окружающей средой, реальное включение учеников в поисковую, исследовательскую деятельность по определению экологического состояния окружающей среды, основных ее компонентов (воздуха, почвы, растительности и др.), а также в практическую природоохранную деятельность. Тематика исследований окружающей среды может быть разнообразной. Например, «Изучение экологической обстановки в классе, в школьном помещении», «Изучение экологического состояния территории школы», экологический проект «Реки родного края» и др. [8, c 37].

В процессе проведения экологической недели дети получают элементарные экологические знания. Начальная школа стремиться повысить общий уровень экологической культуры детей. Для этого проводятся различные развлекательные программы, которые имеют экологическое содержание и предусматривают воспитание у детей экологической культуры. Подготовка к любому празднику требует большой работы, но дети любят активно участвовать в них. Они устают быть зрителями, им интересно самим быть героями. Праздники имеют большое воспитательное значение [3, c 79].

В настоящее время в педагогических исследованиях большое внимание уделяется игровым формам непрерывного экологического образования [1, c 68].

Содержание игр по ознакомлению с окружающим миром разнообразно. В них ярко отражаются интересы детей, реализуются их мечты и стремления. Это делает игру важным средством формирования личности, воспитания нравственных чувств и побуждений. Развитие игрового творчества способствует воспитанию у детей необходимых в жизни качеств: целенаправленности, изобретательности, настойчивости.

Игра служит ценным средством формирования личности. Она активизирует психические процессы, вызывает живой интерес к познанию окружающего мира. Дети преодолевают трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Игры помогают сделать любой учебный материал увлекательным, создают радостное настроение, облегчают процесс усвоения знаний. Разыгрываемая роль создает мотив обучения и оказывает положительное влияние на осознание его учащимися.

С точки зрения отечественных психологов, таких как Л.С. Выготский. В.С. Мухина, игра - это особая форма активности, деятельности ребенка. В ней выражаются отношения ребенка к окружающей действительности, к людям, к самому себе. Известный психолог С.Л. Рубинштейн считает, что игра человека - порождение деятельности, посредством которой человек преобразует действительность и изменяет мир. Суть человеческой игры - в способности, отображая, преображать действительность. В игре впервые формируется и проявляется потребность ребенка воздействовать на мир [7, c 99].

В руках педагога игра может стать инструментом воспитания, приобщения ребенка к жизни природы и общества, развития его физических, интеллектуальных и эмоциональных качеств. Этому отвечают и возрастные особенности младших школьников - их эмоциональность и легкая утомляемость от однообразия видов деятельности, тяга к фантазии, творчеству, переключаемость внимания.

Таким образом, игра, методика ее использования должна стать органической частью экологического образования младших школьников. Учитывая положительные стороны игры, надо отдать ей должное как важнейшему средству воспитания экологической этики, культуры отношений человека с природой [1, c 69].

Разнообразные виды внеклассной работы в экологическом кружке взаимно дополняют друг друга, обогащая процесс обучения и воспитания младших школьников.

Выводы по главе 1

На основе изучения и анализа литературы по проблеме экологического воспитания младших школьников сделаны выводы о том, что экологическое воспитание школьников – приоритетное направление в работе школы, осуществляющееся с учетом возраста учащихся, имеющее конечной целью формирование экологической культуры.

Под экологическим образованием понимается непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний и умений, ценностных ориентации, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социально-природной среде и здоровью, т.е. процесс формирования экологической культуры.

Экологическая культура рассматривается как культура единения человека с природой, гармоничного слияния социальных нужд и потребностей людей с нормальным существованием и развитием среды.

Экологическое воспитание учащихся должно проводиться в системе, с использованием местного краеведческого материала, с учетом преемственности, постепенного усложнения и углубления отдельных элементов.
















Глава 2. Опытно-экспериментальное изучение уровня экологической культуры у младших школьников во внеурочной деятельности


2.1 Изучение уровня сформированности экологической культуры у младших школьников


Целью исследования является экспериментальное подтверждение или опровержение выдвинутой гипотезы. Для этого был проведен эксперимент, в котором принимали участие учащиеся 2 класса.

Задачи констатирующего эксперимента:

-выявить критерии и показатели сформированности экологической культуры у младших школьников;

-сформулировать на основе выделенных критериев и показателей характеристику уровней;

-подобрать методики для выявления уровня сформированности экологической культуры у младших школьников;

-провести методики в экспериментальном классе;

-сделать количественный и качественный анализ полученных результатов.

Класс работает по традиционной системе обучения, учебно-методический комплект «Планета знаний».

В начале и в конце года был проведен опрос учащихся по выявлению экологической культуры.

Для начала определим критерии и показатели сформированности экологической культуры у младших школьников (см. таблицу 1).


Таблица 1

Критерии и показатели

сформированности экологической культуры

у младших школьников

Критерии

Показатели

Эколого-значимые знания

Знания о живой природе. Знания о неживой природе. Знания о единстве природы, экологических взаимосвязей организмов в природе.

Эколого-ценностное отношение

Соблюдение правил поведения в природе. Научные и нравственные суждения по экологическим вопросам. Знание причин загрязнения окружающей среды.

Эколого-оправданная деятельность

Внесение своего посильного вклада в охрану природы. Участие в природоохранных мероприятиях: подкормка птиц зимой, развешивание скворечников, посадка растений и т.д. Забота о представителях животного и растительного мира.


На основе выделенных критериев и показателей определены уровни сформированности экологической культуры у младших школьников:

7 – 8 правильных ответов – высокий уровень;

4 – 6 правильных ответов – средний уровень;

1– 3 правильных ответов – низкий уровень.

Высокий уровень: знание взаимосвязей и взаимозависимостей организмов в природе. Общение с представителями животного и растительного мира вызвано заботой о них. Знание и выполнение норм и правил поведения в природе. Экологические знания и элементы экологической культуры сформированы достаточно хорошо.

Средний уровень: недостаточное знание экологических взаимосвязей организмов в природе. Дети недостаточно хорошо знают и выполняют правила поведения в природе.

Низкий уровень: незнание экологических взаимосвязей и взаимозависимостей организмов в природе. Дети не контролируют свое поведение, поступки в природе.

В начале года была проведена методика Л.В. Моисеевой. «Диагностика уровня экологических знаний и сформированности экологических отношений у школьников».


Методика 1. Диагностика уровня экологических знаний и сформированности экологических отношений у школьников.


Цель: выявить уровень сформированности экологической культуры у младших школьников.

Содержание: методика состоит из 8 вопросов, на которые учащимся предлагается ответить (согласен или не согласен).

  1. Нужно заботиться о животных, потому что они приносят пользу человеку.

согласен не согласен

  1. Если во время прогулки в лесу я увижу свалку мусора, меня это огорчит.

согласен не согласен

  1. Находясь в лесу, нарви букет цветов и подари их маме.

согласен не согласен

  1. Если увидишь пчелу, убей ее, она может укусить.

согласен не согласен

  1. Придя в лес, не шуми, шумом ты побеспокоишь птиц на гнездах, вспугнешь животных.

согласен не согласен

  1. Наша страна богата природными ресурсами, эти запасы никогда не закончатся.

согласен не согласен

  1. Человек должен заботиться о растениях, так как без них невозможна жизнь на Земле.

согласен не согласен

  1. Заводы и фабрики могут наносить вред окружающей среде.

согласен не согласен

Для выявления уровня сформированности экологической культуры и экологических знаний была проведена обработка полученных результатов.

Нами использовался метод математической обработки данных эксперимента – метод ограниченного выбора, когда число выборов определено.

Результаты обрабатываются следующим образом: за каждый правильный ответ начисляется 1 балл, неправильный – 0 баллов.

Данные экспериментального изучения уровня сформированности экологической культуры у младших школьников представим в таблице 2.

Таблица 2

Показатели уровня сформированности экологической культуры

у младших школьников


Уровень

Количество обучающихся

Абсолютное число

%

Высокий

9

36

Средний

11

44

Низкий

5

20

Итого

25

100



Более наглядно представим данные с помощью круговой диаграммы (см. рис. 1).


Рис. 1 Показатели уровня сформированности экологической культуры у младших школьников


Из диаграммы мы видим, что у большинства экологическая культура находится на среднем уровне. Работы учащихся представлены в приложении 1.

В конце года был проведен мониторинг экологической культуры младших школьников, за основу была взята методика из брошюры методических рекомендаций Е.Ю. Ногтевой «Мониторинг экологической культуры учащихся начальной школы»

Методика 2. Ситуативный опросник для учащихся 2 класса.

Цель: выявить уровень сформированности экологической культуры у младших школьников.

Содержание: методика состоит из 6 вопросов, на которые предлагается 4 варианта ответа (см. Приложение 2).

Качественная оценка уровня экологической культуры проводится на основе ответов, отражающих ценностные ориентации знаний, отношений деятельности.

Ответы обозначаются:

-восстановления-В,

-сбережения-С,

-потребления-П,

-затрудняюсь в ответе-0.

Ключ к ответам на ситуативный опросник представлен в таблица 3.

Таблица 3

Ключ к ответам на ситуативный опросник

вопросов

Ответы

А

Б

В

Г

1

П

0

В

С

2

С

В

0

П

3

В

0

П

С

4

П

С

В

0

5

П

С

0

В

6

П

С

В

0


Ценностные ориентации в компонентах экологической культуры представлены в следующих шкалах:

-Шкала для оценки ценностной ориентации эколого-значимых знаний:

«0»-затруднения в ответе;

«1»-эколого-значимые знания с позиции потребностей человека;

«2»-эколого-значимые знания с позиции охраны природы;

«3»-эколого-значимые знания с позиции восстановления природных объектов.

-Шкала для оценки ценностной ориентации отношений к типам взаимодействия человека и природы:

«0»-затруднения в ответе;

«1»-одобрения утилитарного характера взаимодействия с природными объектами;

«2»-положительные чувства к сохранению природы;

«3»-желание включиться в восстановление регулятивных возможностей природы.

-Шкала для оценки ценностной ориентации избираемой практической деятельности:

«0»-затруднения в ответе;

«1»-избираемая деятельность экологически не продумана, ее реализация способна нанести реальный ущерб окружающей среде;

«2»-избираемая деятельность направлена на сохранение природы;

«3»-избираемая деятельность носит восстановительный характер взаимодействия с природой.

Уровень сформированности экологической культуры (на основе количественных показателей):

-18-17 баллов-высокий (восстановительный);

-16-13 баллов-средний (сберегающий);

-12 и ниже-низкий (потребительский).

Результаты представлены в таблице 4.

Таблица 4

Показатели уровня сформированности экологической культуры у младших школьников


Уровень

Количество обучающихся

Абсолютное число

%

Высокий

17

68

Средний

6

24

Низкий

2

8

Итого

25

100


Более наглядно представим данные с помощью диаграммы (см. рис. 2).


Рис. 2 Показатели уровня сформированности экологической культуры у младших школьников

Работы учащихся представлены в приложении 3.

Таким образом, мы видим, что большинство учащихся имеют высокий уровень экологической культуры, этому поспособствовала реализация разработанной рабочей программы кружка «Родничок» (см. Приложение 4).


2.2 Реализация педагогических условий формирования экологической культуры у младших школьников во внеурочной деятельности


Нами была выдвинута гипотеза: процесс формирования экологической культуры у младших школьников во внеурочной деятельности будет эффективным, если будут выполняться следующие педагогические условия:

-включение младших школьников в природоохранную деятельность;

-использование разнообразных форм, методов и приемов;

-систематическая практическая деятельность.

Реализация этих условий отражена в разработанной рабочей программе кружка «Родничок».

Возраст учащихся, участвующих в реализации дополнительной образовательной программы, 8 – 9 лет.

Сроки реализации: 2014-2016 годы.

Цель программы:

Формирование осознанного правильного отношения к объектам природы, находящимся рядом (формирование экологической культуры).

Задачи программы:

Обучающие:

Учить детей быть ответственными за свои поступки.

Формировать культуру поведения в природе.

Обогащать представления об окружающем мире.

Развивающие:

Способствовать развитию основных процессов мышления (анализ, синтез, сравнение).

Развивать творческое воображение, познавательные возможности детей.

Воспитательные:

Воспитывать бережное отношение к окружающей среде, необходимость рационально относиться к компонентам неживой природы.

Прививать любовь к природе, желание о ней заботиться.

Содержание занятий направлено на повышение уровня экологической воспитанности, т. е. на воспитание гуманного отношения к природе, на формирование практических навыков и умений разнообразной деятельности в ней, а также на сохранение и укрепление здоровья детей.

При построении программы кружковой работы мы сочли целесообразным заострить внимание на четырех основных направлениях работы:

познавательном;

творческом;

практическом;

исследовательском.

Познавательное направление работы кружка включило цикл мероприятий, на которых использовались следующие формы: дидактические игры, беседы, рассказ учителя, путешествия, викторины, практическая деятельность, проекты, что способствует более глубокому расширению экологических знаний младших школьников.

Творческое направление работы кружка предполагает выполнение детьми следующих заданий: сочинение экологических сказок, изготовление поделок, разработка «зеленого уголка» в классе, организация выставки рисунков.

Практическое направление работы кружка «Родничок» связано с озеленением класса, изготовлением кормушек, подкормкой птиц, экскурсиями, что способствует привитию бережного отношения младших школьников к родной природе и к своему здоровью.

Исследовательское направление работы кружка осуществляется в рамках следующих мероприятий: экскурсии, проекты, мини-исследования, проведение опытов, которые способствуют развитию мышления.

Содержание программы для 2 класса включает в себя: введение и 3 раздела.

Во введении обучающиеся знакомятся с понятием «экология», с целями и задачами занятий, правилами поведения при проведении практических работ, техникой безопасности.

В первом разделе «Мой дом за окном» дети получают сведения о внешнем и внутреннем строении дома. Знакомятся с видами работ по наведению чистоты и порядка в своём доме. Проводится практическое занятие «Уборка школьного двора» (см. Приложение 5). Выявляем, откуда берётся и куда девается мусор. Организована экскурсия-прогулка «Краски и звуки осени». Наблюдение за птицами, выделение их существенных и отличительных признаков. Изготовление кормушек. Проведена беседа на тему: «Дорога из школы к дому может быть опасна». Информация о знаках дорожного движения.

При изучении второго раздела «Я и моё окружение» обучающиеся знакомятся с происхождением слова «семья», изготавливают проект «Моя семья». Далее ведется разговор о соседях – жильцах, о доброжелательных отношениях с ними. Все мы – соседи по планете. Кто наши соседи? Дружба народов, взаимопомощь, уважение традиций. Обычаи и традиции русского народа. Ребята узнают, как создать уюта в классной комнате. Знакомятся с комнатными растениями класса. Практическая работа «Уход за комнатными растениями» (см. Приложение 5). Получают информацию о домашних животных.

В третьем разделе ребята узнают о гигиене класса, квартиры, знакомятся с бытовыми приборами, с правилами безопасности при их эксплуатации. Проводится экскурсия в школьную кухню (см. Приложение 6). Узнают об истории появления одежды, ее назначении, уходе за одеждой. Знакомятся с русской народной одеждой, с историей русского костюма, моделируют и демонстрируют одежду.

Программа кружка предполагает большую практическую деятельность. Учащиеся младших классов с удовольствием и большим интересом участвуют в такой работе. В процессе работы кружка было проведено семь практических занятий: «Уборка школьного двора», «Изготовление кормушек для птиц», «Создание уюта в классной комнате», «Уход за комнатными растениями», «Маленький огород на подоконнике», «Гигиена класса», «Уход за одеждой».

Более подробно мы рассмотрим практическое занятие на тему: «Уход за комнатными растениями».

Целью практического занятия является освоение методов ухода за комнатными растениями.

Задачи занятия:

-поддерживать интерес к комнатным растениям, желание наблюдать и ухаживать за ними;

-углубить полученные ранее знания о способах ухода за комнатными растениями;

-учить детей определять, с каких растений и каким способом можно убрать пыль;

-упражнять в умении определять необходимость поливки растений (зрительно и на ощупь);

-расширять знания об обязанностях дежурного;

-расширить знания детей о разнообразии комнатных растений;

-воспитание экологической культуры.

Ход занятия:

I. Вводная часть.

1. Упражнение «Цветок, дерево, фрукт».

Цель: развитие способности к переключению внимания

2. Вступительная беседа.

Учитель:

- Какие растения растут у нас в классе?

Учащиеся:

-Комнатные растения: аспарагус, фиалки, бегония, традесканция.

Учитель:

-Почему наши растения хорошо растут, все зеленые, чистые, фиалки и бегония цветут?

Учащиеся:

-Мы ухаживаем за ними.

Учитель:

- Как мы ухаживаем за растениями, чтобы они хорошо росли?

Учащиеся:

-Поливаем, моем листья, рыхлим почву, опрыскиваем.

II. Основная часть.

1.Фронтальная работа.

Учитель:

- Как поливать растение? Покажите и расскажите. Умеете ли вы узнавать какие растения требуют полива, а какие нет?

Учащиеся:

-Надо посмотреть на землю в горшке или пощупать пальцем, если земля сухая, то поливать.

Учитель:

- Правильно, только поливать нужно отстоявшейся водой, и еще нельзя лить воду на ствол, а нужно поливать сбоку растения.

- Как рыхлить почву?

Учащиеся:

-Рыхлить нужно на следующий день после полива.

Учитель:

- Правильно, а еще рыхлить нужно не глубоко, возле стенок горшка, чтобы не повредить корни растения.

- Что вы делаете, чтобы растения были чистыми?

Учащиеся:

-Опрыскиваем, моем листья, обтираем.

2. Познавательное задание «Как сделать это растение чистым».

Учащимся предлагается рассмотреть комнатное растение-аспарагус.

Учитель:

-Можно ли с аспарагуса пыль снимать тряпочкой?

Учащиеся:

-Нет, нельзя.

Учитель:

-Почему? Давайте внимательно рассмотрим его листочки: они нежные, хрупкие. Что же нужно сделать, чтобы аспарагус всегда был чистым и радовал нас своей красотой?

Учащиеся:

-Опрыскивать его с пульверизатора.

Учитель:

- Найдите еще растения, с которых пыль снимать тряпочкой неудобно.

Учащиеся находят, показывают, вместе проговариваем названия этих растений.

3. Обобщающий вывод:

- За комнатными растениями нужен ежедневный уход. Способ обтирания растений зависит от особенностей их листьев и стебля.

Дежурные должны каждое утро осматривать растения, находить сухую землю(зрительно и на ощупь - нажатием пальца), полить, обтереть или опрыскивать листья, чтобы растения были чистыми и красивыми.

4. Практическая работа по уходу за комнатными растениями.

Учащиеся поливают цветы, рыхлят землю, обтирают и опрыскивают листья, моют поддоны.

III. Заключительная часть.

Развивающее упражнение «Дорисуй цветок».

Цель: коррекция зрительного восприятия.

Учащиеся на предложенных заготовках на листах бумаги должны дорисовать цветок с опорой наготовую половину, а затем его раскрасить.

Подведение итогов занятия.

Таким образом, использование практической деятельности во внеклассной работе, на наш взгляд, способствует расширению экологических знаний детей и развитию творческих способностей.


Выводы по главе 2


Результаты экспериментально - исследовательской работы показали, что у детей произошли существенные изменения в характере модальности отношения к природе. Младшие школьники стали осознавать ценность объектов природы. Изменилась позиция детей во взаимодействии с природой, которая характеризовалась доброжелательностью и эмоциональной отзывчивостью, интересом к растениям, животным, желанием и готовностью осуществлять деятельность на гуманной основе. Это стало возможным при систематической и целенаправленной работе по формированию экологических понятий у учащихся младших классов. Работа по данной проблеме способствовала формированию устойчивого интереса и привязанности к родному краю, положительной мотивации в общественно-полезной деятельности по сохранению природы родного края. Как показывают результаты анкетирования, у учащихся сформировались первичные навыки правильного поведения в природе, выросли патриотические чувства и социальная активность. Поступки учеников, усвоивших нормы и правила экологического поведения, по отношению к природе стали гармоничными с ней, ребята почувствовали себя частью природы. Они не остаются равнодушными созерцателями, а стараются внести посильный вклад в дело охраны природы. Ребята внимательно стали относиться к природе родного края, их заинтересовали растения, животные, взаимосвязи в природе.

Таким образом, проведенные нами исследования свидетельствуют о том, что при систематической и целенаправленной работе по формированию экологических понятий у учащихся младших классов во внеклассной работе:

- расширяются и систематизируются представления младших школьников об экологии как науке;

- повышается мотивация и активизация деятельности учащихся в природе;

- формируются навыки заботливого отношения к объектам природы;

- школьники развивают экологические представления, которые при дальнейшей работе могут перерасти в убеждения;

- ребята внимательно начинают относиться к природе родного края.


Заключение


Проблема экологического образования существовала и будет существовать на протяжении развития общества. Правильное экологическое образование позволит в дальнейшем предотвратить многие экологические проблемы человечества. Именно в младшем школьном возрасте ребенок получает основы систематических знаний; здесь формируются и развиваются особенности его характера, воли, нравственного облика. Если в образовании детей упущено что-то существенное, то эти пробелы появятся позже и не останутся незамеченными.

Показателями образованной личности служат экологические знания, умения, практические результаты, которые выражаются в выполнении учащимися общественно-полезной работы по охране природы.

Проведенное исследование подтвердило, что если использовать разнообразные формы, методы и приемы, проводить систематическую практическая деятельность, включать учащихся в природоохранную деятельность, то процесс формирования экологических понятий у младших школьников будет эффективным.

Формирование экологических понятий у младших школьников осуществляется с помощью заданий, имеющих экологическую направленность и отражающих взаимодействие организмов в природной среде, и взаимодействие человека с окружающей природой. Системные задания позволяют младшему школьнику составить общее представление об экосистемах и роли различных факторов в формировании экологического состояния данных систем.

Проделанная работа привела к следующим выводам:

1. Экологическое образование школьников - приоритетное направление в работе школы, осуществляющееся с учетом возраста учащихся.

2. Теоретические основы экологического образования младших школьников достаточно разработаны в научной и методической литературе.

3. Для систематизации работы необходима программа экологического образования младших школьников, обеспечивающая организацию познавательной, познавательно-развлекательной, практической и исследовательской деятельности учащихся, использование и сочетание инновационных и традиционных форм, активных методов и приемов работы, непрерывность и последовательность в изложении материала.

Подготовка данной работы убедила меня в большой важности разработанной специальной программы, направленной на повышение экологического образования учащихся начальных классах.

Широкие перспективы открываются перед педагогами в творческих поисках путей и форм экологического образования, многогранного ответственного отношения к природе.





Список литературы


  1. Аголарова П.И. Игры – соревнования в экологическом образовании школьников. // Начальная школа. – 2007. - №12.

  2. Базулина И. В. Развитие экологической культуры младших школьников на занятиях под открытым небом / И. В. Базулина // Начальная школа. – 2005. – №12. – С. 33 – 35.

  3. Бойко Л.А. Воспитание экологической культуры детей. // Начальная школа. – 2005. - №6.

  4. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. «Педагогический словарь». –М.: Издательский центр «Академия», 2000.-20 с.

  5. Козина Е.Ф., Степонян Е.Н. Методика преподавания естествознания. – М.: «Академия», 2004.

  6. Минаева В.М. Внеклассная работа по природоведению в начальных классах. – Мн.: Нар.асвета, 1980.

  7. Симонова Л.П. Экологическое образование в начальной школе: Учеб. Пособие для студ. сред.пед. учеб. Заведений.- М.: «Академия», 2000. – 160 с.

  8. Тарасова Т. И., Калашникова П. Т. Экологическое образование младших школьников во внеклассной работе: Учебное пособие для студентов средних и высших педагогических учебных заведений. – Борисоглебск: БГПИ, 2002. – 146с.

  9. Торохова Е.П. Пути повышения эффективности экологического образования учащихся. // Начальная школа. – 2004. - №12.

  10. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373; в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357).

  11. Формирование экологической культуры младших школьников во внеурочной деятельности [Электронный ресурс],- http://nsportal.ru/blog/nachalnaya-shkola/all/2013/02/24/formirovanie-ekologicheskoy-kultury-mladshikh-shkolnikov-vo-статья в интернете.

  12. Формирование экологической культуры младших школьников [Электронный ресурс],-http://www.bestreferat.ru/referat-407466.html-статья в интернете.

  13. Харламов И.Ф. Педагогика / И. Ф. Харламов. – М.: Гардарики, 1999. – 520с.

  14. Урсул А.Д. Образование для устойчивого развития.// Экологическое образование. – 2002, №1.

  15. Утков П.Ю. Из опыта экологического образования и воспитания младших школьников. // Начальная школа. – 2002. - №8.

  16. Ушинский К.Д. О пользе педагогической литературы//Соч.:в6т.-Т.1.

  17. Филоиенко-Алексеева А. Л. и др. Полевая практика по природоведению. Экскурсии в природу. М.: Владос, 2000.

  18. Халилуллина В.А. Встречи на экологической тропе. // Начальная школа. – 2006. - №10.

  19. Чистякова Н.М. Экологическая, эстетико – валеологическая направленность школьной образовательной среды // Начальная школа. – 2007. - №2.

  20. Чередов И.М. Формы учебной работы в средней школе. Книга для учителя.-М., 1993.

  21. Экология: Учеб. Программы для непрерывного экологического образования (детский сад – школа - вуз) /Сост. А.Н. Фомичев, Т.И. Тарасова, О.Я. Полякова. – Борисоглебск: БГПИ, 1995.

  22. Экологическое образование: Концепции и методические подходы. / Отв. Ред. Мамедов Н.М. – М., 1996.

Формирование УУД у учащихся через экологическое воспитание во внеурочной деятельности
  • Начальные классы
Описание:

Формирование ответственного отношения к природе — сложный и длительный процесс. И все больше возникает в связи с этим вопросов перед педагогами: как надо воспитывать подрастающее поколение, как развивать экологическое сознание, бережное отношение к природе?Экологическая культура определяет уровень восприятия людьми природы, окружающего мира и оценки своего положения во вселенной, отношение человека к миру. Формирование экологической культуры рассматривается как развитие экологического сознания, экологической чувственности к природе при каждодневном общении с ней в педагогическом процессе.

Автор Зеткина Юлия Александровна
Дата добавления 15.09.2016
Раздел Начальные классы
Подраздел Другое
Просмотров 158
Номер материала MA-067765
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓