Главная / Биология / Формирование УУД на уроках биологии

Формирование УУД на уроках биологии

ФОРМИРОВАНИЕ

УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

НА УРОКАХ БИОЛОГИИ


План

1. Особенности современного общества

2. Приёмы формирования УУД на уроках биологии

3. Заключение

4. Литература

1. Новые запросы общества определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитее учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию образования как «научить учиться». В связи с этим важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию, путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельной дисциплины.

Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока:

  1. личностные;

  2. регулятивные, включая саморегуляцию;

  3. познавательные, включая логические и знаково-символические;

  4. коммуникативные действия.

2. Приёмы формирования УУД на уроках биологии:

Личностные УУД.

Эта деятельность обеспечивает ценностно-смысловую ориентацию учащихся. Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего.

Приёмы, активизирующие деятельность учащихся:

  1. Приём новизны, который предполагает включение в содержание интересных сведений, фактов, исторических данных, сведений из различных литературных источников, ярких примеров из жизни. При изучении процесса фотосинтеза в 6 классе привожу цитаты из работы русского учёного К.А.Тимирязева «Жизнь растений»: «Когда-то, где-то на землю упал луч солнца, но он упал не на бесплодную почву, он упал на зелёную былинку пшеничного ростка, или, лучше сказать, на хлорофилловое зерно. Ударяясь о него, он потух, перестал быть светом, но не исчез. Он только затратился на внутреннюю работу».

Эти сведения побуждают учащихся к исследованию, позволяют выработать свою жизненную позицию в отношении мира.

2. Приём динамичности, т.е. показ процессов, явлений в динамике. Используя мультимедийные пособия, демонстрирую процессы распространения спор у грибов, движение цитоплазмы в 5 классе, процессы опыления и оплодотворения цветковых растений в 6 классе.Именно отношение ученика к тому или иному явлению определяет его поведение и способствует формированию системы ценностей и взглядов. Поэтому воздействовать необходимо за счет создания определенной воспитательной ситуации.

3. Приём создания проблемной ситуации.Учащиеся усваивают материал, когда у них есть внутренняя потребность и мотивация такого усвоения. Ведь мыслить человек начинает тогда, когда у него возникает потребность что-либо понять, и начинается мышление с проблемы или вопроса, удивления или недоумения. Проблемные ситуации необходимо создавать с учетом реальных противоречий, значимых для учащихся. Только в этом случае они являются мощным источником мотивации их познавательной деятельности, активизируют и направляют их мышление. Значит, прежде всего, на уроке необходимо создать условия для формирования у учащихся положительной мотивации, чтобы ученик понял, что он знает и чего не знает, и самое главное, захотел это узнать. Для того чтобы учащиеся приняли поставленную проблему, то есть начали активный поиск ее решения, проблема не должна быть чрезмерно трудна, но должна находиться в зоне ближайшего развития учащегося, соответствовать его возможностям.

выдвижение проблемного вопроса:

а) в 5 классе при изучении грибов: на половицах жилых помещений в увлажнённых местах часто поселяется домовый гриб, который в течение нескольких месяцев может сделать древесину трухлявой. Как можно объяснить такое явление?

б) Взрослые растения мха-сфагнума не имеют ризоидов. Каким же образом они удерживаются в вертикальном положении, при помощи чего они всасывают воду?

в) спирогира и улотрикс – нитчатые водоросли. Можно ли, рассматривая под микроскопом отдельные их клетки, установить, какая водоросль находится в поле зрения? Если «да», то по каким признакам?

Ученик должен задаваться вопросом о том, какое значение, смысл имеет для него учение, и уметь находить ответ на него .

4. Рефлексия. Самоконтроль учащихся. Учащиеся оценивают свою работу. Комментируют ошибки, ищут их причины, отмечают для себя моменты, на которых возникли затруднения. Примеры:

1) Рефлексивный полилог:

Сегодня я узнал….;

было интересно…;

было трудно…;

теперь я могу…;

я почувствовал, что…;

я приобрёл…;

я научился…;

у меня получилось…;

я смог…;

я попробую…;

меня удивило…;

урок дал мне для жизни…;

мне захотелось…

2) анкетирование

1. На уроке я работал активно/пассивно

2.Своей работой на уроке я доволен/не доволен

3.Урок для меня показался коротким/ длинным

4.За урок я не устал/ устал

5.Моё настроение стало лучше/ стало хуже

6. Материал урока мне был понятен/не понятен

7.Домашнее задание мне кажется полезен/ бесполезен

лёгким/трудным

интересно/неинтересно

Регулятивные УУД


В блок регулятивных УУД входят:

  • целепологание;

  • планирование;

  • прогнозирование;

  • контроль;

  • коррекция;

  • оценка.

Для диагностики и формирования регулятивных учебных действий возможны следующие виды заданий:


Задание 1. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера, в которых сделаны ошибки, исправьте их.

  1. Среди голосеменных растений встречаются деревья, кустарники и травы.

  2. Это высшие спорообразующие растения.

  3. В цикле развития преобладает половое поколение – спорофит.

  4. Гаметофиты представлены пылинкой (мужской гаметофит) и заростком (женский гаметофит).

  5. Среди современных голосеменных растений большинство составляют хвойные растения.

Задание 2. Терминологический диктант (один ученик придумывает термины, чётко произносит заранее продуманный вопрос, а другие записывают на своём листе номер вопроса и ответ – один или несколько терминов.

1.Как называется полужидкая часть клетки

2.Где хранится информация о клетке?

3.Как называются зелёные пластиды?

4.Какие пластиды придают цвет цветкам и плодам?

5.Как называются пластиды, содержащиеся в клетках луковицы?

При выполнениии этих заданий формируется умение самостоятельно определять цель учебной деятельности.

Задание 3. Умение работать с таблицами.

Пользуясь таблицей «Число устьиц на 1 мм 2 листа», ответьте на следующие вопросы:

- для чего нужны устьица растениям?

- у каких растений число устьиц на обеих поверхностях примерно

одинаково и чем это можно объяснить?

- на какой стороне расположены устьица у кувшинки и почему?


«Число устьиц на 1 мм 2 листа»


Название растения

Поверхность

верхняя

нижняя

число устьиц

кувшинка белая

406

0

пшеница

47

32

овёс

40

27

маслина

0

625

репа

0

716

слива

0

253

яблоня

0

246

дуб

0

346

После проверки правильности выполнения заданий учителем учащимся предлагается обсудить вопросы:

- Что проверяло данное задание?

- Что такое анализ?

- Как нужно было анализировать данные представленные в таблице?

- Что вызвало у вас затруднение при выполнении данного задания?


Таким образом, само задание, в данном случае, позволяет проверить умение учащихся находить необходимую информацию, анализировать данные, представленные в форме таблицы, и делать выводы, а обсуждение правильности выполнения задания способствовало осознанию учащимися своих действий и формированию таких регулятивных умений как самооценка и коррекция.

Познавательные УУД

Для диагностики и формирования познавательных учебных действий целесообразны следующие виды заданий:

1. «найди отличия» - (можно задать их количество) пресмыкающихся от земноводных:

1.кожа влажная; 2. кожа сухая; 3.трёхкамерное сердце; 4. трёхкамерное сердце с неполной перегородкой в желудочке; 5.дыхание кожей и лёгкими; 6.дыхание только лёгочное

2.поиск лишнего

1.ель; 2.сосна; 3.лиственница; 4. гинкго двулопастный.

3.Найдите соответствие:

Плоды Виды плодов

А. Сухие 1. Костянка

Б. Сочные 2. Ягода

3.Тыквина

4. Семянка

5.Стручок

Умение обобщать – это умение выражать основные результаты в общем положении, делать вывод, придавать общее значение чему-либо. Обобщение мыслительный процесс, который приводит к нахождению общего в заданных предметах и явлениях. Рассмотрим несколько примеров.

4.Что общего между парами понятий (обобщить пары понятий):

проводящая ткань - корневые волоски, фотосинтез – хлоропласт, ядро – хромосомы, клубень – побег.

5. Выстроить логические цепочки, т.е. упорядочить набор слов. Клетка, корень, ядро, осина, растительность, лес. Зигота, папоротник, спора, спорангии, заросток.

Умение проводить аналогии – это умение находить сходство, в каком либо отношении между предметами, явлениями или понятиями:

6. Между первым и вторым понятием существует определённая связь. Такая же связь существует между третьим и одним из нескольких приведённых ниже понятий. Найдите это понятие.

Вода – древесина = ….- флоэма.

А. Ксилема

Б. Кора

В. Камбий

Г. Сахар

Д. Сердцевина

Такие задания побуждают учащихся к классификации объектов по различным основаниям.

Умение сравнивать – это умение устанавливать черты сходства (сопоставлять) и различия (противопоставлять). Формирование навыка сравнивать объекты начинается с объяснения, что такое сравнение и как его выполнять. Как сравнивать объекты? Для этого необходимо:

  1. Определить объект сравнения.

  2. Выделить признаки, по которым они будут сравниваться.

  3. Найти общие черты.

  4. Найти черты отличия.

  5. Объяснить причины того и другого и сделать выводы.

Рассмотрим примеры:

1.Умение работать с рисунками

7. Рассмотрите внешнее строение пресмыкающегося и птицы. В чём сходство и различие в их строении?

8. Составление «синквейна» (один из приемов сворачивания материала), что требует осуществлять системный подход к обработке материала; например, в 7 классе по теме Млекомитающие:

1). Млекопитающие

2). Сумчатые, плацентарные

3). Рождаются, живут, умирают

4). Этот класс широко распространён во всём мире.

5). Животные.

9. «Верные-неверные» утверждения:

1) Верны ли следующие суждения о процессах жизнедеятельности растений?

А. При дыхании растениями поглощается углекислый газ.

В. Дыхание происходит только на свету.

Именно работая с такими заданиями школьник учится работать с информацией, ищет пути, как добывать новые сведения, анализирует, сравнивает и т. д. Так из ученика, который лишь механически запоминает школьный материал и выполняет действия по образцу учителя, зачастую не понимая смысла, школьник постепенно превращается в активного человека, саморазвивающуюся личность.

Коммуникативные УУД

Одной из форм формирования коммуникативных универсальных учебных действий – работа учеников в группе. Преимущества групповой работы:

- создают учебную мотивацию

- пробуждают познавательный интерес

- создают ситуацию успеха

- вырабатывает умение общаться с другими детьми

- формирует оценочные категории своей работы.

Для организации групповой работы класс делится на группы по 4-5 человек. Каждая группа работает над своим заданием. Во время работы учеников учитель исполняет роль эксперта, отслеживающего и оценивающего ход и результаты групповой работы. Учитель наблюдает за работой, направляет деятельность учащихся. Он объясняет, что такое групповая работа, как следует располагаться детям в каждой группе и группам в классной комнате; даёт инструктаж о последовательности работы, распределении заданий внутри группы; обращает внимание на необходимость обсуждения индивидуальных результатов работы в группе. Учитель сообщает учащимся приёмы, связанные с восприятием деятельности каждого члена группы его партнёрами: внимательно выслушать ответ товарища, обратить внимание на логику изложения материала, обоснование оценки ответа. Учитель обращает внимание на то, как важно, чтобы каждый ученик ясно и чётко излагал собственную точку зрения, подбирал и аргументировал все «за» и «против» при обсуждении идей других участников. У учащихся формируются такие коммуникативные УУД как способность раскрывать полученные знания, оформлять свои мысли в устной форме.

Задание. Подготовить тест по теме: «Строение цветка»

1 группа: три вопроса с выбором одного правильного ответа;

2 группа: из шести утверждений выбрать три верных;

3 группа: задание на соответствие.

Коммуникативные УУД обеспечивают:

- умение слушать и вступать в диалог;

- участвовать в коллективном обсуждении проблемы;

- интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное

взаимодействие и сотрудничество со своими сверстниками и взрослыми;

- умение добывать и перерабатывать информацию, отвечать на чужой «текст» «текстом» своим.

Заключение

  1. Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития.

  2. Развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих развитие психологических способностей личности, осуществляется в рамках нормативно-возрастного развития личностной и познавательной сфер ребёнка.

  3. В основе формирования УУД «лежит умение учиться».

  4. Формирование универсальных учебных действий способствует индивидуализации обучения, нацеленности учебного процесса на каждом его этапе на достижение определённых, заранее планируемых учителем результатов.

И самое главное – заложенные в Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения основы формирования универсальных учебных действий подчёркивают ценность современного образования – школа должна побуждать молодёжь принимать активную гражданскую позицию, усиливать личностное развитие и безопасную социальную включённость в жизнь общества.

Литература

1. А.Г. Асмолов и др. «Формирование УУД в основной школе: от действия к мысли». Система заданий. М. «Просвещение», 2010.

2. Г.И. Лернер «Роль УМК в формировании УУД на уроках биологии». Журнал «Биология в школе», №8, 2010.

3 Н.Н. Жукова «Формирование и развитие общеучебных умений и навыков, учащихся на уроках биологии. Журнал «Справочник заместителя директора школы». № 6, 2011 г..

4.Г.И.Лернер Стандарты нового поколения и формирование УУД». Журнал «Биология в школе», №7, 2011.









Формирование УУД на уроках биологии
  • Биология
Описание:

Новые запросы общества определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию образования как «научить учиться». В связи с этим важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию, путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельной дисциплины.

Автор Русскова Лидия Степановна
Дата добавления 31.03.2016
Раздел Биология
Подраздел Конспекты
Просмотров 906
Номер материала MA-066048
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓




Похожие материалы