Формирование универсальных
учебных действий и компетенций как условие достижения стандартов в
образовательном процессе
Универсальные
учебные действия – способность субъекта к саморазвитию и
самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового
социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его
культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность
к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого
процесса.
Развитие личности в
системе образования обеспечивается через:
– формирование универсальных
учебных действий, которые выступают инвариантной основой образовательного и
воспитательного процесс;
– овладение учащимися
универсальными учебными действиями, которые создают возможность
самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей,
включая организацию усвоения, то есть умения учиться;
– универсальные учебные
действия, как обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию учащихся в
различных предметных областях познания и мотивацию к обучению.
Функции универсальных
учебных действий включают:
·
обеспечение возможностей
учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные
цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения,
контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
·
создание условий для
развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному
образованию, компетентности “научить учиться”, толерантности жизни в
поликультурном обществе, высокой социальной и профессиональной мобильности;
·
обеспечение успешного
усвоения знаний, умений и навыков и формирование картины мира и компетентностей
в любой предметной области познания.
Универсальный характер
УУД проявляется том, что они:
·
носят надпредметный,
метапредметный характер;
·
обеспечивают целостность
общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития
личности;
·
обеспечивают преемственность
всех степеней образовательного процесса;
·
лежат в основе организации и
регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально-предметного
содержания;
·
обеспечивают этапы усвоения
учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося.
Выделяется 4 вида универсальных учебных действий:
v личностные — личностное самоопределение,
ценностно-смысловую ориентация учащихся и нравственно-этическое оценивание (то
есть умение ответить на вопрос «Что такое хорошо, что такое плохо?»),
смыслообразования (соотношение цели действия и его результата, то есть умение
ответить на вопрос «Какое значение, смысл имеет для меня учение?») и ориентацию
в социальных ролях и межличностных отношениях
v познавательные:
ü
общеучебные учебные
действия — умение поставить учебную задачу, выбрать способы и найти
информацию для её решения, уметь работать с информацией, структурировать
полученные знания
ü
логические учебные
действия — умение анализировать и синтезировать новые знания,
устанавливать причинно-следственные связи, доказать свои суждения
ü
постановка и решение проблемы —
умение сформулировать проблему и найти способ её решения
v коммуникативные — умение вступать в диалог и вести его,
различия особенности общения с различными группами людей
v регулятивные — целеполагание, планирование, корректировка
плана.
Безусловно, учитель играет ведущую роль в
формировании УУД. Подбор содержания, разработка конкретного набора
наиболее эффективных учебных заданий (в рамках каждой предметной области),
определение планируемых результатов – всё это требует от педагога грамотного
подхода.
Не менее важным является использование
учителем современных образовательных технологий. Главное, учитель, весь
педагогический состав должны в совершенстве владеть методиками организации в
классе учебного сотрудничества («учитель-ученик», «ученик-ученик»), уметь
определять свои позиции в рамках взаимодействия с учениками. Для успешного
решения обозначенной проблемы, можно организовать сотрудничество педагогов
между собой в целях обмена опытом по данному вопросу. Традиционной формой по
обмену опытом является взаимопосещение уроков. Как, каким образом
осуществляется на уроке взаимодействие учителя и ученика, направленное на
формирование УДД можно проследить по следующим позициям:
- постановка учебной задачи (целеполагание)
- содержательная линия урока
- организация учебной деятельности
- формы организации учебного сотрудничества
- работа в группе (позиция учеников, позиция учителя)
- коммуникативная компетентность
- морально-этические и психологические принципы общения и сотрудничества
- вербальные и невербальные способы взаимодействия
- характеристики сотрудничества
- эффективность используемых на уроке форм и способов взаимодействия учителя и
ученика, направленных на формирование универсальных учебных действий.
Подводя итог,
можно выделить несколько позиций обобщающего характера:
1. Универсальные учебные
действия представляют собой целостную систему, в которой происхождение
и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими
видами учебных действий и общей логикой возрастного развития.
2. Развитие системы
универсальных учебных действий в
составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий,
определяющих развитие психологических способностей личности, осуществляется в рамках
нормативно - возрастного развития личностной и познавательной сфер ребёнка.
3. В основе формирования
УУД лежит «умение учиться», которое предполагает полноценное освоение
всех компонентов учебной деятельности (познавательные и учебные мотивы; учебная
цель; учебная задача; учебные действия и операции) и выступает существенным
фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и
формирования компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований
личностного морального выбора.
4. Формирование
универсальных учебных действий способствует индивидуализации обучения,
нацеленности учебного процесса на каждом его этапе на достижение определенных,
заранее планируемых учителем результатов.
5. В образовательной практике происходит переход от обучения как преподнесения
учителем обучающимся системы знаний к активному решению проблем с целью
выработки определённых решений; от
освоения отдельных учебных предметов к полидисциплинарному (межпредметному)
изучению сложных жизненных ситуаций; к сотрудничеству обучающихся и учителя в ходе овладения знаниями, к активному
участию последних в выборе содержания и методов обучения.
Литература:
1.
Асмолов А.Г., Бурменская
Г.В., Володарская И.А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в
начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / Под ред. А.Г.
Асмолова. — М.: Просвещение, 2008
2. Беркалиев Т.Н. Развитие образования: опыт реформ и оценки
прогресса школы. — СПб., 2007.
3. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. — М., 1998.
4. Селевко Г.К .Энциклопедия образовательных технологий, М.2006
5.
Федеральный
государственный образовательный стандарт начального общего образования.
6.
Цукерман Г.А. Виды общения в
обучении. — М., 1993.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.