Главная / История / Формирование навыковсамостоятельной работы учащихся на уроках истории

Формирование навыковсамостоятельной работы учащихся на уроках истории

«Формирование навыков самостоятельной работы учащихся на уроках истории»


"Самостоятельное мышление ученика развивается, если он будет овладевать материалом на основе усилий мысли.."

К.Д. Ушииский

В современных условиях перед школой стоит задача подготовки специалиста, владеющего глубокими профессиональными знаниями, эрудированного, мобильного, конкурийноспособного. Формирование и развитие этих качеств личности происходит в ходе образовательного процесса. Закон РФ «Об образовании» трактует образование как целенаправленный процесс воспитания и обучения личности в интересах человека, общества, государства.

Общество не стоит на месте, оно вступило на путь больших перемен: на лицо изменения социально-экономических условий, развитие рыночных отношений. В свете современных требований к образовательному процессу особую актуальность приобретает проблема организации и развития познавательной деятельности учащихся. Этой проблеме уделено достаточно внимания в педагогической науке и литературе. Подробно рассмотрены вопросы приобретения знаний, формирование навыков и умений, развитие способностей, форм и методов обучения.

В связи с быстро растущим потоком информации процесс обучения не может дать главную ставку на усвоение определенной суммы фактов, поэтому на современном этапе ставится задача прививать учащимся умение самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в стремительном потоке научной и политической информации. Важнейшим направлением повышения качества обучения является совершенствование самостоятельной деятельности учащихся, при этом мастерство учителя - умение управлять процессом познания.

Проблема вооружения учащихся умениями и навыками самостоятельного овладения основами наук была поставлена представителями отечественной педагогики еще в дореволюционное время. Так, Л. Н. Толстой - писал: «Если ученик в школе не научится сам ничего творить, то в жизни он всегда будет подражать, копировать».

С первых дней своего существования уже советская школа поставила задачу строить обучение на основе развития самостоятельности и познавательной активности учащихся. В конце 20-х начале 30-х годов эта проблема настойчиво пропагандировалась Н. К. Крупской и другими педагогами. Однако идея вооружения учащихся умениями и навыками самостоятельного овладения основами наук в то время не получила должного распространения: недоставало учебников, учебных пособий, необходимых для самостоятельных работ на уроках, не хватало квалифицированных педагогических кадров. В течении долгого времени в школе господствовало положение: весь материал излагал учитель.

Сейчас другое время. В педагогике появились новые методы и приемы обучения учащихся, новый подход к изучению новых вопросов, особое место уделяется

самостоятельной работе учащегося, которая выполняется им индивидуально по заданию учителя и в запланированное для этого время. К. Д. Ушинский писал о том, что самостоятельное мышление ученика развивается, если он будет овладевать материалом на основе усилий мысли. Следовательно, при организации самостоятельной работы на уроке необходимо продумывать не только ее виды, но и определять, какой напряженности она требует от учащегося.

В педагогической литературе много говориться о творческом характере самостоятельной работе учащихся. Тот и другой характер самостоятельной работы учащихся находится в прямой зависимости от познавательных умений и навыков учащихся, от того как они научены усваивать учебный материал вообще. Если учащиеся после выполнения самостоятельной работы будут не только пересказывать содержание изученного исторического материала, но и рассматривать его во взаимосвязи с ранее изученным материалом, используя для этого приемы анализа, синтеза, сравнения, обобщения, то характер их самостоятельной работы будет творческим.

Сегодня обновление школы возможно только через научно обоснованное совершенствование педагогической технологии, предполагающей, как отмечает В. П. Беличко «Строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических процессов, а не надежды на мифологическое, неизвестно откуда возникающее, педагогическое мастерство учителя.»

Таким образом, педагогическая технология понимается как систематическое и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного учебно-воспитательного процесса.

«Педагогическая технология - это проект определенной педагогической системы, реализуемой на практике»

На повестку дня сегодня поставлен социальный заказ:

«Формирование личности, готовой к жизни и труду, основным качеством которой
является самостоятельность, а самостоятельность как качество личности формируется
только в самостоятельной деятельности, в частности, при осуществлении самостоятельной
учебной работы »

Цель работы показать сочетание самостоятельной работы с изложением материала учителем коллективными формами работы учащихся на уроке.

Говоря о формировании у учащихся самостоятельности, необходимо иметь в виду две тесно связанные между собой задачи:

  1. Развивать у учащихся самостоятельность в познавательной деятельности,
    научить их самостоятельно овладевать знаниями, формировать свое
    мировоззрение;

  2. Научить учащихся самостоятельно применять имеющиеся знания в учении и
    практической деятельности.

Овладение знаниями требует от учащихся самостоятельной работы в виде наблюдений, изучения дополнительной литературы и т. д. Без самостоятельной работы невозможно овладение умениями и навыками. Самостоятельная работа является средством борьбы за прочные знания учащихся, средством формирования у них активности и самостоятельности. Для разработки целостной системы самостоятельных работ на основе идей оптимизации целесообразно использовать в сочетании технологию оптимизма / В. А. Черкасов / и атрибутивного анализа / В. Белич/.

В учебно-познавательной деятельности под атрибутами понимаются мотивы, цели, предметы, методы средства, результаты деятельности и т. д.


Основные компоненты первообразной деятельности







Потребность






Анализ результата и коррекция


Мотив


Цель









Результат


Метод


Предмет




Многообразие видов самостоятельной работы учащихся.

Самостоятельная работа учащихся может иметь различные виды деятельности.

Можно брать на вооружение работу с:

  • учебником;

  • документом;

  • дополнительной литературой;

  • газетой;

  • рефератом;

  • кратким сообщением учащегося на уроке;

  • передачей по телевидению;

  • иллюстрациями;

  • рисунками на историческую тему;

  • картами - заданиями;

  • планом тезисом;

  • рецензиями по ответу учащихся.

На уроках можно практиковать работу с диктантом, изложением на историческую тему, работу по установлению объективных причинно-следственных связей исторических событий и явлений, формированию выводов и определению понятий.

Важна также работа учащихся по принятию участия в конференциях, политклубах, КВН и т. д., где их самостоятельность просто неоценима.

Эксперимент на уроке

Назначения экспериментальных заданий — способность формированию у учащихся основных понятий, законов развития человеческого общества, мышления, самостоятельности, практических навыков и умений, наблюдать за историческими событиями в стане и в мире в целом, анализировать события, делать выводы и обобщения.

Виды заданий:

а) наблюдение и изучение исторических событий;

б) причины и связь тех или иных событий;

в) исторические задачи.

Экспериментальные задания составляются по всем разделам программы, они связанны с изучаемым на уроках материалом, что дает возможность выполнять их в течении года.

Задания по теме определяется степенью важности понятия или практического умения и навыка.

Ценность экспериментальных заданий.

  1. Кратковременность (5-10 минут)

  2. На любом этапе урока с целью решения различных вопросов:

а) Введение в тему урока;

б) Иллюстрация к объяснению учителя;

в) Повторение и обобщение изученного на уроке материала;

г) Отработка практических навыков.

Важный момент экспериментального задания - обсуждение результатов работы.

Заключение

Система самостоятельных заданий помогает осуществлять поэтапное формирование понятий, углубляя, расширяя и дополняя их на основе дидактических принципов, а именно:

  1. Развивает самостоятельность, активность и познавательные способности
    учащихся.

  2. Обеспечивает прочные знания учащихся и умения использовать их в
    производительном труде.

  3. Способствует сознательному усвоению учебного материала, развивает
    мыслительную деятельность учащихся.


  1. Пробуждает интерес к изучаемым предметам и явлениям, развивает умение и
    навыки оперировать полученными знаниями для объяснения явлений окружающей
    природы.

  2. Расширяет политехнический кругозор специалистов высокой квалификации.

  3. Проведение самостоятельных работ при использовании активизирует работу
    всех учащихся по предмету, благодаря этому оказывает положительное влияние на
    качество знаний по предмету.

  4. Формирует у учащихся диалектико-материалистическое мировоззрение.

Одновременно способствует успешной реализации идей развивающего обучения в средней школе.


Формирование навыковсамостоятельной работы учащихся на уроках истории
  • История
Описание:

«Формирование навыков самостоятельной работы учащихся на уроках истории»

"Самостоятельное мышление ученика развивается, если он будет овладевать материалом на основе усилий мысли.."

К.Д. Ушииский

В современных условиях перед школой стоит задача подготовки специалиста, владеющего глубокими профессиональными знаниями, эрудированного, мобильного, конкурийноспособного. Формирование и развитие этих качеств личности происходит в ходе образовательного процесса. Закон РФ «Об образовании» трактует образование как целенаправленный процесс воспитания и обучения личности в интересах человека, общества, государства.

Общество не стоит на месте, оно вступило на путь больших перемен: на лицо изменения социально-экономических условий, развитие рыночных отношений. В свете современных требований к образовательному процессу особую актуальность приобретает проблема организации и развития познавательной деятельности учащихся. Этой проблеме уделено достаточно внимания в педагогической науке и литературе. Подробно рассмотрены вопросы приобретения знаний, формирование навыков и умений, развитие способностей, форм и методов обучения.

В связи с быстро растущим потоком информации процесс обучения не может дать главную ставку на усвоение определенной суммы фактов, поэтому на современном этапе ставится задача прививать учащимся умение самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в стремительном потоке научной и политической информации. Важнейшим направлением повышения качества обучения является совершенствование самостоятельной деятельности учащихся, при этом мастерство учителя - умение управлять процессом познания.

Проблема вооружения учащихся умениями и навыками самостоятельного овладения основами наук была поставлена представителями отечественной педагогики еще в дореволюционное время. Так, Л. Н. Толстой - писал: «Если ученик в школе не научится сам ничего творить, то в жизни он всегда будет подражать, копировать».

С первых дней своего существования уже советская школа поставила задачу строить обучение на основе развития самостоятельности и познавательной активности учащихся. В конце 20-х начале 30-х годов эта проблема настойчиво пропагандировалась Н. К. Крупской и другими педагогами. Однако идея вооружения учащихся умениями и навыками самостоятельного овладения основами наук в то время не получила должного распространения: недоставало учебников, учебных пособий, необходимых для самостоятельных работ на уроках, не хватало квалифицированных педагогических кадров. В течении долгого времени в школе господствовало положение: весь материал излагал учитель.

Сейчас другое время. В педагогике появились новые методы и приемы обучения учащихся, новый подход к изучению новых вопросов, особое место уделяется

самостоятельной работе учащегося, которая выполняется им индивидуально по заданию учителя и в запланированное для этого время. К. Д. Ушинский писал о том, что самостоятельное мышление ученика развивается, если он будет овладевать материалом на основе усилий мысли. Следовательно, при организации самостоятельной работы на уроке необходимо продумывать не только ее виды, но и определять, какой напряженности она требует от учащегося.

В педагогической литературе много говориться о творческом характере самостоятельной работе учащихся. Тот и другой характер самостоятельной работы учащихся находится в прямой зависимости от познавательных умений и навыков учащихся, от того как они научены усваивать учебный материал вообще. Если учащиеся после выполнения самостоятельной работы будут не только пересказывать содержание изученного исторического материала, но и рассматривать его во взаимосвязи с ранее изученным материалом, используя для этого приемы анализа, синтеза, сравнения, обобщения, то характер их самостоятельной работы будет творческим.

Сегодня обновление школы возможно только через научно обоснованное совершенствование педагогической технологии, предполагающей, как отмечает В. П. Беличко «Строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических процессов, а не надежды на мифологическое, неизвестно откуда возникающее, педагогическое мастерство учителя.»

Таким образом, педагогическая технология понимается как систематическое и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного учебно-воспитательного процесса.

«Педагогическая технология - это проект определенной педагогической системы, реализуемой на практике»

На повестку дня сегодня поставлен социальный заказ:

«Формирование личности, готовой к жизни и труду, основным качеством которой
является самостоятельность, а самостоятельность как качество личности формируется
только в самостоятельной деятельности, в частности, при осуществлении самостоятельной
учебной работы..... »

Цель работы показать сочетание самостоятельной работы с изложением материала учителем коллективными формами работы учащихся на уроке.

Говоря о формировании у учащихся самостоятельности, необходимо иметь в виду две тесно связанные между собой задачи:

1.Развивать у учащихся самостоятельность в познавательной деятельности,
научить их самостоятельно овладевать знаниями, формировать свое
мировоззрение;

2.Научить учащихся самостоятельно применять имеющиеся знания в учении и
практической деятельности.

Овладение знаниями требует от учащихся самостоятельной работы в виде наблюдений, изучения дополнительной литературы и т. д. Без самостоятельной работы невозможно овладение умениями и навыками. Самостоятельная работа является средством борьбы за прочные знания учащихся, средством формирования у них активности и самостоятельности. Для разработки целостной системы самостоятельных работ на основе идей оптимизации целесообразно использовать в сочетании технологию оптимизма / В. А. Черкасов / и атрибутивного анализа / В. Белич/.

В учебно-познавательной деятельности под атрибутами понимаются мотивы, цели, предметы, методы средства, результаты деятельности и т. д.

Основные компоненты первообразной деятельности

Потребность

Анализ результата и коррекция

Мотив

Цель

Результат

Метод

Предмет

Многообразие видов самостоятельной работы учащихся.

Самостоятельная работа учащихся может иметь различные виды деятельности.

Можно брать на вооружение работу с:

-учебником;

-документом;

-дополнительной литературой;

-газетой;

-рефератом;

-кратким сообщением учащегося на уроке;

-передачей по телевидению;

-иллюстрациями;

-рисунками на историческую тему;

-картами - заданиями;

-планом тезисом;

-рецензиями по ответу учащихся.

На уроках можно практиковать работу с диктантом, изложением на историческую тему, работу по установлению объективных причинно-следственных связей исторических событий и явлений, формированию выводов и определению понятий.

Важна также работа учащихся по принятию участия в конференциях, политклубах, КВН и т. д., где их самостоятельность просто неоценима.

Эксперимент на уроке

Назначения экспериментальных заданий — способность формированию у учащихся основных понятий, законов развития человеческого общества, мышления, самостоятельности, практических навыков и умений, наблюдать за историческими событиями в стане и в мире в целом, анализировать события, делать выводы и обобщения.

Виды заданий:

а) наблюдение и изучение исторических событий;

б) причины и связь тех или иных событий;

в) исторические задачи.

Экспериментальные задания составляются по всем разделам программы, они связанны с изучаемым на уроках материалом, что дает возможность выполнять их в течении года.

Задания по теме определяется степенью важности понятия или практического умения и навыка.

Ценность экспериментальных заданий.

1.Кратковременность (5-10 минут)

2.На любом этапе урока с целью решения различных вопросов:

а) Введение в тему урока;

б) Иллюстрация к объяснению учителя;

в) Повторение и обобщение изученного на уроке материала;

г) Отработка практических навыков.

Важный момент экспериментального задания - обсуждение результатов работы.

Заключение

Система самостоятельных заданий помогает осуществлять поэтапное формирование понятий, углубляя, расширяя и дополняя их на основе дидактических принципов, а именно:

1.Развивает самостоятельность, активность и познавательные способности
учащихся.

2.Обеспечивает прочные знания учащихся и умения использовать их в
производительном труде.

3.Способствует сознательному усвоению учебного материала, развивает
мыслительную деятельность учащихся.

4.Пробуждает интерес к изучаемым предметам и явлениям, развивает умение и
навыки оперировать полученными знаниями для объяснения явлений окружающей
природы.

5.Расширяет политехнический кругозор специалистов высокой квалификации.

6.Проведение самостоятельных работ при использовании активизирует работу
всех учащихся по предмету, благодаря этому оказывает положительное влияние на
качество знаний по предмету.

7.Формирует у учащихся диалектико-материалистическое мировоззрение.

Одновременно способствует успешной реализации идей развивающего обучения в средней школе.

Автор Байдина Елена Николаевна
Дата добавления 31.08.2015
Раздел История
Подраздел Другое
Просмотров 450
Номер материала MA-060545
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓