Главная / Директору-завучу / ФОРМИРОВАНИЕ МЕТОДОВ МОТИВАЦИИ СОТРУДНИКОВ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ

ФОРМИРОВАНИЕ МЕТОДОВ МОТИВАЦИИ СОТРУДНИКОВ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ

Володина Л.Д.

ФОРМИРОВАНИЕ МЕТОДОВ МОТИВАЦИИ СОТРУДНИКОВ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ

Мотивация деятельности персонала – один из способов повышения эффективности работы организации.

Тема работы «Формирование методов мотивации сотрудников как фактор повышения эффективности деятельности организации» является актуальной, так как правильное использование методов мотивации персонала является одним из существенных факторов, позволяющих сделать современную организацию конкурентоспособной, улучшить качество труда работников, готовых добросовестно и эффективно работать в её интересах.

В работе рассмотрены труды ряда отечественных ученых, публикации в журналах «Управление персоналом», интернет-ресурсы.

Объектом исследования является мотивация персонала.

Предмет работы: управление мотивацией персонала.

Цель данного исследования анализ аспектов управления мотивацией персонала.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задач:

- проанализировать литературу по проблеме исследования;

- рассмотреть теории мотивации персонала;

- исследовать отдельные методы мотивации работников.

Существует множество мотивационных теорий, из которых и складывается понятие мотивации, но единого общепризнанного определения данного понятия нет. Каждый из ученых составляет его в зависимости от сферы своих исследований, будь то экономика, психология или социология:

«Мотивация-это побуждение к активной деятельности личностей, коллективов, групп, связанное со стремлением удовлетворить определенные потребности»[2];

«Мотивация-это побуждение людей к деятельности» [6].

«Мотивация – это совокупность факторов, механизмов и процессов, обеспечивающих возникновение побуждения к достижению необходимых для индивида целей»[8];

«Мотивация – это процесс побуждения каждого сотрудника и всех членов коллектива к активной деятельности для удовлетворения своих потребностей и для достижения целей организации» [3];

«Мотивация – это воздействие на поведение человека для достижения личных, групповых и общественных целей» [1].

Перечисленные определения имеют сходство: мотивация - это силы, действующие на работника извне и изнутри.

Не следует отождествлять мотивацию со стимулированием труда, как это делают авторы учебника «Основы менеджмента» М. Альберт, М. Мескон и Ф. Хедоури: «Мотивация – это процесс стимулирования какого-либо конкретного человека или группы людей к деятельности, направленной на достижение цели организации» [4]. С нашей точки зрения, стимулирование — один из методов мотивации.

Современные теории мотивации можно разделить на два типа: содержательные и процессуальные. Учёные, чьи труды относятся к первой группе, старались определить потребности работников, которые побуждают их к действию. К ним относятся: теория двух факторов Герцберга, теория потребностей Маслоу, теория приобретённых потребностей Мак Клелланда и др.

В процессуальных теориях исследуется, как сам работник выбирает стиль поведения и как достигает своих целей. В этой группе находятся: теория справедливости Адамса, теория ожиданий В.Врума, теория Портера-Лоулера.

К методам мотивации в организации можно отнести методы, применяемые в управлении: административные, экономические, социальные ( или социально-психологические).

Мотивация также делится на внешнюю и внутреннюю, материальную и моральную. Исходя из этого, упомянутое выше стимулирование можно отнести к внешней материальной мотивации. В связи с вхождением Республики Крым в состав Российской Федерации и переходом в новое законодательное поле произошли коренные изменения в оплате труда работников бюджетных организаций. В статье 129 главы 20 раздела VI Трудового кодекса Российской Федерации находим следующее определение понятию «заработная плата» - «заработная плата (оплата труда работника) — вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты ( доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты ( доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты)» [7].

Для упорядочения системы оплаты труда работников бюджетных организаций 30 декабря 2014 года Советом министров Республики Крым было принято постановление №658 «Об утверждении Положения о системе оплаты труда работников государственных бюджетных и автономных образовательных организаций Республики Крым», в котором в пункте 1.3. понятие «стимулирующие выплаты» раскрыто следующим образом: «стимулирующие выплаты — выплаты, предусматриваемые с целью повышения мотивации работников организации к качественному результату, а также поощрения за выполненную работу» [6]. Раздел 6 данного постановления определяет отдельные направления, по которым может происходить выплата стимулирующих. По нашему мнению, данная формулировка раскрывает смысл понятия «стимулирование».

Управление мотивацией персонала есть сложный процесс, поэтому научно обоснованное управление ею способно привести к повышению эффективности работы организации.

Литература

1.Генкин Б.М. Экономика и социология труда. -М.: Норма-Инфа, 2001. - 550с.

2.Зайцев Г.Г. Управление персоналом ( учебное пособие). - Спб.: «Северо-Запад», 1999. - 310с.

3.Менеджмент / под редакцией М.М.Максимцова, А.В.Игнатьевой. - М.: Банки и биржи, 2003. - 343с.

4. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. - М.: Дело ЛТД, 2006. - 1005с.

5. Постановление Совет министров Республики Крым от 30 декабря 2014 года №658 «Об утверждении Положения о системе оплаты труда работников государственных бюджетных и автономных образовательных организаций Республики Крым»

6.Сербиновский Б.Ю., Самыгин С.М. Управление персоналом ( учебное пособие). - М.: Приор, 2007. - 847с.

7.Трудовой кодекс Российской Федерации. - М.: Проспект, Кно-Рус, 2014. -240с.

8. Федорова Н.В. Управление персоналом организации: учебное пособие. - М.: Кнорус, 2005 год. - 416с.

ФОРМИРОВАНИЕ МЕТОДОВ МОТИВАЦИИ СОТРУДНИКОВ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ
  • Директору-завучу
Описание:

ФОРМИРОВАНИЕ МЕТОДОВ МОТИВАЦИИ СОТРУДНИКОВ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ. В данной статье рассматривается множество мотивационных теорий, каждая из которых имеет свои положительные и отрицательные стороны в применении методов, как фактора повышения эффективности деятельности образовательной организации.

Автор Володина Людмила Дмитриевна
Дата добавления 03.11.2015
Раздел Директору-завучу
Подраздел Другое
Просмотров 514
Номер материала MA-061896
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓