Формирование
ключевых компетенций учащихся
на
уроках русского языка и литературы
Мы
слишком часто даем детям ответы, которые надо выучить, а не ставим передними
проблемы, которые надо решить”.
Роджер
Левин
Традиционно вся наша система образования
ориентировалась на знания как на цель обучения. Преобразования общества в целом
и школы в частности обусловили изменение требований к ученику. “Выпускник
знающий” перестал соответствовать запросам общества . Возник спрос
на “выпускника, умеющего творческого”, имеющего соответствующие ценностные
ориентации. В последнее время в педагогической литературе появился вполне
современный и перспективный так называемый “компетентностный подход”,
основная цель которого заключается в смещении учебного процесса от передачи
обучающимся определенной суммы знаний к развитию умения самостоятельно добывать
информацию.
Ключевые компетенции –
способность личности решать жизненно важные проблемы в конкретных ситуациях.
Ключевые компетенции представляют собой различные универсальные ментальные
средства, инструменты (способы, методы, приемы) достижения человеком значимых
для него целей (результатов).
Способ развития ключевых
компетенций лежит в основе новой для многих технологии – развития
критического мышления учащихся, главной особенностью которой “является”
“конструирование” собственного знания в рамках своей собственной поисковой
деятельности”.
Данная технология
характеризуется трехфазовой структурой урока: 1) вызов
(активизация, мотивация), 2) осмысление (активное чтение, слушание), 3) рефлексия
(размышление, анализ, творческая интерпретация).
Я рассматриваю
формирование ключевых компетенций учащихся на уроках русского языка и
литературы через этапы решения проблем на всех стадиях технологии РКМ. Для
того чтобы решить проблему (это заложено в определении понятия
“компетенция”), необходимо прежде всего ее увидеть, понять и
сформулировать.
Для того чтобы учащийся увидел,
понял и сформулировал проблему, я создаю условия, при которых он должен осуществить
указанные мной мыслительные операции (сравнение, сопоставление, нахождения
общего и различий, группировка, классификация и др.) с предложенным
лингвистическим материалом и в результате прийти к нужной формулировке
проблемы, которая будет рассматриваться на уроке. В технологии РКМ этот
этап, совместно с этапом целеполагания и постановки проблемного вопроса принято
считать стадией вызова.
Следующий этап решения
проблемы как условие формирования ключевых компетенций — постановка
цели. Наши ученики чаще привыкают к тому, что
цели ставит учитель, а они лишь следуют им. Поэтому при самостоятельной
постановки цели урока дети активно включаются в работу,
экспериментируют, предполагают, направляют друг друга, ошибаются и стесняются
своих ошибок, но со времен приходит осознание, что ошибки – это неотъемлемая
часть работы. Одним из учебных действий, выбранных мной
на этом этапе, становится самостоятельная постановка целей и учебных задач
самими детьми. Самостоятельное или совместное целеполагание требует от учащихся
выхода за пределы имеющихся знаний и является мощным стимулирующим средством к
получению и усвоению новой информации.
Следующий этап решения
проблемы – выбор соответствующей ситуации способов деятельности и
осуществление самой деятельности. Ключевым моментом
развития навыков критического мышления является диалоговое обучение, а в данном
аспекте необходимо учитывать правильную постановку вопросов, ведь это является
ключевым фактором. Четко сформулированные и правильно составленные вопросы
становятся эффективным помощником для преподавания. На уроках я стараюсь чаще
применять вопросы высокого порядка. Иногда мне приходся задавать наводящие
вопросы для оживления обсуждения. У ребят диалог постепенно вытекает в
дискуссию, что является явным показателем заинтересованности и наличия
собственного мнения, точки зрения на тот или иной вопрос. Я отмечаю это, как
положительную тенденцию, так как одной из особенностей критического мышления
является рациональность, как стремление найти лучшее объяснение, вместо поиска
категорических ответов, поставить правильно вопрос, опираться на причину, а не
на эмоции и предположения.
И, наконец, последним этапом
решения проблемы является этап оценки и коррекции. На
этом этапе проверяются умения самопроверки и самоконтроля. При
взаимоооценивании работ друг друга учащиеся иногда завышали свои оценки,
учитывая симпатии и антипатии, но далее стали сознательно обдумывать свою
самооценку и взаимооценку, для этого я использовала различные приемы и методы,
такие как «+» и «- « интересно», незаконченные предложения, «светофор».
Рефлексия приводит учащихся к реальной самооценке, организует обратную связь,
они оценивают себя, определяют свою роль на занятии. После изучения материала
рефлексии я поняла, что на данной стадии урока учащиеся размышляли о том, что
они узнали на уроке, какие новые знания получили, как они могут применить их на
практике. Рефлексия – это не просто итог урока, это
оценивание процесса обучения и познание своих знаний.
Таким образом развитие ключевых
компетенций на уроках русского языка – это процесс, не требующий ни каких-то
особых усилий, ни материальных затрат, поскольку главный инструмент учителя
здесь – его педагогическое мастерство, базовая компетентность, которая
заключается в умении создать такую образовательную развивающую среду, в которой
становится возможным достижение образовательных результатов ребенком,
сформулированных как ключевые компетенции. Важно правильно организовать
процесс, мотивировать работу на всех этапах урока (на всех стадиях технологии
РКМ), чтобы добиться заинтересованности детей, их сознательного отношения к
такой деятельности и на уроках, и во внеурочное время.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.