Формирование ключевых
компетенций школьников на уроках татарского языка и литературы
Вопрос о ключевых компетенциях стал предметом
обсуждения во всем мире. Особенно
актуальна эта проблема звучит сейчас в связи с модернизацией Российского
образования. В «Концепции модернизации российского образования на период до
2010 года» зафиксировано положение о том, что «…общеобразовательная
школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, учений,
навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности
обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющее современное качество
образования».
Введение компетенций в нормативную и практическую
составляющую образования позволяет решать проблему, типичную для российской
школы, когда ученики могут хорошо овладеть набором теоретических знаний, но
испытывают значительные трудности в деятельности, требующей использования этих
знаний для решения конкретных жизненных задач или проблемных ситуаций.
Что такое компетенция и компетентность?
Понятия «компетенция» и «компетентность» отличаются от
традиционных понятий ЗУН. Отличие понятия «компетенция» состоит в том, что она
предполагает взаимосвязанные качества личности (ЗУН+ способы деятельности) по
отношению к определенному кругу предметов, а также направленность личности
(мотивацию, ценностные ориентиры), гибкость мышления, самостоятельность,
волевые качества.
«Компетентность» – это владение, обладание человеком
соответствующей компетенцией, включающей его личное отношение к ней и предмету
деятельности.
Чтобы характеризовать многоаспектную деятельность личности в
настоящее время предлагается следующая типология образовательных компетенций:
- ключевые –
определяющие компетенции, соответствующие условиям реализации, которые
являются универсальными;
- межпредметные –
относящиеся к определенному кругу учебных предметов и образовательных
областей;
- предметные –
формирующиеся в рамках конкретных учебных предметов.
Проблема выделения ключевых компетенций является всеобщей для
педагогического сообщества и выступает предметом обсуждения на многих
симпозиумах и семинарах. Так, симпозиум, прошедший в рамках проекта «Среднее
образование для Европы» в 1996 г. В Берне, отметил: «Если мы хотим дать
подрастающему поколению шансы на успех, важно точно определить основные знания,
«фундамент» компетенций, которыми должны обладать обучаемые, чтобы
подготовиться к самостоятельной жизни».
Классификация
ключевых компетентностей
До настоящего
времени в нашей стране не выработана единая классификация ключевых
компетентностей. Разные группы учёных предлагают списки, которые имеют общие
компоненты и различия.
Можно говорить о
формировании:
·
коммуникативной компетентности, включающей как
собственно коммуникативную компетентность, так и готовность к социальному
взаимодействию;
·
информационной компетентности, включающей готовность к
самообразованию и готовность к использованию информационных ресурсов;
·
компетентности решения проблем, включающей готовность к разрешению проблем и технологическую
компетентность.
Формирование
ключевых компетентностей – это задача каждого педагога. Формирование предметных
компетентностей – это задача учителя-предметника.
Метод проектов — это способ достижения дидактической цели через детальную разработку
проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым
практическим результатом, оформленным тем или иным образом (проф. Е. С. Полат);
это совокупность приёмов, действий учащихся в их определённой
последовательности для достижения поставленной задачи — решения проблемы, лично
значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.
Уроки, на которых
используется метод учебного проекта, способствуют формированию комплекса ключевых
компетентностей. Каждый ученик имеет возможность выступать в различных
коммуникативных ролях и являться субъектом собственной коммуникативной
стратегии, его коммуникация встроена в деятельность и обусловлена ею. Все это
способствует развитию коммуникативной компетентности. Каждый учащийся
ставит для себя цель, планирует свою деятельность и отслеживает результат,
участвует в создании исследовательских проектов, приобретая навыки познавательной
компетентности. Он находит нужную информацию, обрабатывает и использует для
решения поставленных задач, развивая информационную компетентность.
I .Ключевые компетенции:
Ценностно-смысловая компетенция - это
компетенции в сфере мировоззрения, связанные с ценностными ориентирами ученика,
его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем,
осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые
установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данные компетенции
обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной
деятельности.
При проведении урока учитель стремится к тому, чтобы ученик четко для себя
представлял, что и как он изучает сегодня, на следующем занятии и каким образом
он сможет использовать полученные знания в последующей жизни. Для развития
этого вида компетентности применяются следующие приемы:
·
перед изучением новой темы
учитель рассказывает учащимся о ней, а учащиеся формулируют по этой теме
вопросы, которые начинаются со слов: «зачем», «почему», «как», «чем», «о чем»,
далее совместно с учениками оценивается самый интересный, при этом
стремится к тому, чтобы не один из вопросов не остался без ответа. Если регламент
урока не позволяет ответить на все вопросы, ученикам предлагается дома
поразмышлять над вопросами и в последующем на уроках или во внеурочное время
учитель обязательно возвращается к ним. Данный прием позволяет ученикам понять
не только цели изучения данной темы в целом, но и осмыслить место урока в
системе занятий, а, следовательно, и место материала этого урока во всей теме;
·
иногда учитель предоставляет
ученикам самостоятельно изучить параграф учебника и составить краткий конспект
этого параграфа в качестве домашнего задания. Перед учениками ставится задача –
определить главное в пункте, выписать новые свойства, установить, на какие из
ранее изученных свойств они опираются. В итоге учащиеся не только более глубоко
понимают изучаемый материал, но и учатся выбирать главное, обосновывать его
важность не только для других, но и, самое главное, для себя;
·
использует тестовые
конструкции, содержащие задачи с пропущенными единицами измерения величин,
тестовые конструкции, содержащие задания с лишними данными;
·
вовлечение учащихся в
предметные олимпиады, которые включают в себя нестандартные задания, требующие
применения учеником именно предметной логики, а не материала из школьного
курса.
Общекультурная компетенция
Круг вопросов, по отношению к которым
ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом
деятельности, это – особенности национальной и общечеловеческой культуры,
духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов,
культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и
традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции
в бытовой и культурно-досуговой сфере, например, владение эффективными
способами организации свободного времени. Сюда же относится опыт освоения учеником
научной картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого
понимания мира.
Учебно-познавательная компетенция - это совокупность компетенций ученика в сфере
самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической,
методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными
познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения организации целеполагания,
планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной
деятельности. В рамках данных компетенций определяются требования
соответствующей функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов,
владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и
иных методов познания.
Особенно эффективно данный вид компетенции развивается при решении
нестандартных, занимательных задач, а также при проблемном способе изложения
новой темы, проведения мини-исследований на основе изучения материала.
Создание проблемных ситуаций, суть которых сводится к воспитанию и
развитию творческих способностей учащихся, к обучению их системе активных
умственных действий. Эта активность проявляется в том, что ученик, анализируя,
сравнивая, синтезируя, обобщая, конкретизируя фактический материал, сам
получает из него новую информацию. При ознакомлении учащихся с новыми
математическими понятиями, при определении новых понятий знания не сообщаются в
готовом виде. Учитель побуждает учащихся к сравнению, сопоставлению и
противопоставлению фактов, в результате чего и возникает поисковая ситуация.
Информационная компетенция - при помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон,
телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий
(аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет) формируются умения
самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию,
организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Данные компетенции
также обеспечивают навыки деятельности ученика по отношению к информации,
содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в
окружающем мире
Коммуникативная компетенция - это создание различных текстов (сочинений, сообщений),
публичное выступление, продуктивная групповая коммуникация, создание диалогов,
работа в группах. Чаще всего все они совмещаются на уроке.
Приведем примеры такой работы в среднем звене. Класс делится на
группы. Каждой из них даётся задание: создать диалог и выступить с ним (можно в
игровой форме). Погружаем учеников в реальную жизненную ситуацию: ты позвонил
по телефону другу, чтобы договориться с ним о встрече. К телефону подошёл либо
друг, либо его родители, либо незнакомый человек (если ты ошибся номером).
Поговори с ними, соблюдая необходимые нормы этикета. Учащиеся работают в
группах, затем представляют результаты своей работы, выступая перед
одноклассниками.
Социально-трудовые компетенции - означают владение знаниями и опытом в сфере
гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя,
избирателя, представителя), в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя,
клиента, производителя), в сфере семейных отношений и обязанностей, в вопросах
экономики и права, в области профессионального самоопределения. Сюда входят,
например, умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в
соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и
гражданских взаимоотношений. Ученик овладевает минимально необходимыми для
жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной
грамотности.
Компетенции личного самосовершенствования
С целью формирования данной компетенции
учителем применяется такой вид деятельности на уроках, как выполнение заданий с
«лишними данными» (четвертый - лишний).
С целью развития данного вида компетенций учителем используются
задания на развитие навыков самоконтроля. Одним из приемов выработки
самоконтроля является проведение проверки выполнения каких-либо упражнений.
Такая проверка требует настойчивости и определенных волевых усилий. В
результате у учащихся воспитываются ценнейшие качества – самостоятельность и
решительность в действиях, чувство ответственности за них. Например, иногда при
проверке ответы не сходятся. Ищут ошибку. Так дети решают проблему. После этого
учащиеся очень внимательно следят за мыслью и логикой учителя. Результат –
внимательность и заинтересованность на уроке, развитие навыков критического
отношения к результатам, проверка соответствия полученного ответа всем условиям
заданий.
II. Общепредметные компетенции
Общепредметные компетенции относятся к
любому кругу учебных предметов и образовательных областей.
Предполагают формирование способностей у учащегося решать проблемы на основе
известных фактов, понятий из различных образовательных областей. Например:
·
умение определять понятия,
создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно
выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать
причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение
(индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
·
умение осознанно использовать
речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих
чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;
владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью и др.
III. Предметные компетенции
Предметные компетенции - имеют конкретное описание и возможность формирования в
рамках учебных предметов. Предполагают формирование способностей у учащегося
привлекать для решения проблем знания, умения, навыки конкретного учебного
предмета.
Предметная компетенция, приобретаемая в процессе изучения языка
как учебного предмета и характеризующая определенный уровень владения языком,
включает следующие виды компетенции: лингвистическую (языковую), речевую,
коммуникативную, социокультурную, а также и профессиональную, если изучаемый
язык используется в качестве средства профессиональной деятельности.
Уже в начальной школе необходимо вводить в уроки элементы
лингвистического анализа текста, «самодиктанты» по заученным текстам,
практиковать тематические речевые уроки, для развития коммуникативных умений и
навыков включать ситуативные упражнения и игры по культуре речи.
Решение системы учебных задач на уроках татарского языка и
литературы способствовало формированию ключевых компетенций при условии
становления школьника как субъекта учебной деятельности с помощью решения
системы учебных задач, способствующих формированию учебно - познавательной
мотивации и обобщенных способов действий.
Сочетание комплекса педагогических технологий, обеспечивающих
формирование ключевых компетенций, позволяет мне добиваться существенных
успехов в обучении и воспитании учащихся.
Таким образом,
использование современных образовательных технологий на основе деятельностного
подхода позволило мне создать условия, в которых учащийся сам определяет
проблему, ставит цель и достигает ее, самостоятельно планирует и организует
собственные и привлеченные ресурсы, что способствует формированию ключевых
компетенций школьника.
Список литературы.
1.
Бермус А. Г. Проблемы и
перспективы реализации компетентностного подхода в образовании//На сайте: http: //www.eidos.ru/journal/2005/0910-12.htm.
2.
Блинов В. И., Сергеев И. С.
Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности:
практическое пособие. – М.:АРКТИ, 2007.
3.
Болотов В. А., Сериков В. В.
Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе//Педагогика. –
2003. - №10.
4.
Зимин В. Н. Методы активного
обучения как необходимое условие овладения обучающимися ключевыми
компетенциями. – Иркутск, 2003.
5.
Лебедев О. Е. Компетентностный
подход в образовании// Школьные технологии. – 2004. - №5.
6.
Хуторский А. В. Ключевые
компетенции и образовательные стандарты: Доклад на отделении философии
образования и теории педагогики. Центр «Эйдос»//На сайте: www/eidos/ru/news/compet.htm.ррррр
7.
Иванов Д.А., Митрофанов К.Г.,
Соколова О.В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия,
инструментарий. Учебно – методическое пособие. - М.: 2005.
8.
Мелехина С.И. Развитие
познавательной активности школьников в процессе учебной проектной деятельности.
- Киров, 2006.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.